Первый слайд презентации: Правовые основы охраны здоровья граждан. Организационные основы здравоохранения
Теоретическое занятие №1-2.
План: Введение. 1.СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН. 1.1. ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ. 1.2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. 2.Организационные основы здравоохранения. 2.1. СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. 2.2. ВИДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ. 2.3. НОМЕНКЛАТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (вступил в силу с 01 января 2012года)
Слайд 4: Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере охраны здоровья), и определяет: 1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; 2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; 3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; 4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; 5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
Слайд 5
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Для целей настоящего Федерального закона используются 21 понятие: охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;
Слайд 6
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность ; качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Слайд 7
Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 4. Основные принципы охраны здоровья Основными принципами охраны здоровья являются: 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; 3) приоритет охраны здоровья детей; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; 6) доступность и качество медицинской помощи; 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; 9) соблюдение врачебной тайны.
Слайд 9: Глава 2. Основные принципы охраны здоровья
Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий 1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. 2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. 3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
Слайд 10
Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи 1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем: 1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации; 2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента; 3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи; 4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;
Слайд 11
5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях; 6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации. 2. В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.
Слайд 12
Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей 1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. 2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Слайд 13
Статья 8. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Слайд 14
Статья 9. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья 1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Слайд 15
Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: 1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; 2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; 3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом; 4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
Слайд 16
5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; 7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; 8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.
Слайд 17
Статья 11. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи 1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. 2. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается. 3. За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Слайд 18
Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем: 1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ; 2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; 3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; 4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Слайд 19
Статья 13. Соблюдение врачебной тайны Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. 2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи. 3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.
Слайд 20
4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: 1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона; 2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; 3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно; 4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;
Слайд 21
5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий; 6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба; 7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания; 8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных; 9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования; 10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Слайд 22: Глава 3. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья
Раскрывает полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья
Слайд 23: Глава 4. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья
Статья 18. Право на охрану здоровья 1. Каждый имеет право на охрану здоровья. 2. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.
Слайд 24
Статья 19. Право на медицинскую помощь 1. Каждый имеет право на медицинскую помощь. Пациент имеет право на: 1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом; 2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; 3) получение консультаций врачей-специалистов; 4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами; 5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
Слайд 25
5. Пациент имеет право на: 1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом; 2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; 3) получение консультаций врачей-специалистов; 4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами; 5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья ;
Слайд 26
6 ) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях; 7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну; 8) отказ от медицинского вмешательства; 9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи; 10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав; 11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации
Слайд 27
Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства 1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. 2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении: 1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство; 2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста). .
Слайд 28
3. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства. 4. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. 5. При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа
Слайд 29
6. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента. 8. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Слайд 30
9. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается: 1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи); 2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; 3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами; 4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления); 5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.
Слайд 31
10. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается: 1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, - консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, - непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство; 2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации. 11. К лицам, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.
Слайд 32: Глава 5. Организация охраны здоровья
Статья 29. Организация охраны здоровья 1. Организация охраны здоровья осуществляется путем: 1) государственного регулирования в сфере охраны здоровья, в том числе нормативного правового регулирования; 2) разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения; 3) организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими ( орфанными ) заболеваниями; 4) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 5) обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации; 6) управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом.
Слайд 33
Статья 36. Паллиативная медицинская помощь 1. Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. 2. Паллиативная медицинская помощь может оказываться в амбулаторных условиях и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.
Слайд 34
Статья 37. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (вступает в силу с 01.01.13г.) 1. Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. 2. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 3. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя: 1) этапы оказания медицинской помощи; 2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); 3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; 4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; 5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
Слайд 35
4. Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения: 1) медицинских услуг; 2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения; 3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека; 4) компонентов крови; 5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания; 6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния). 5. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Слайд 36
Статья 45. Запрет эвтаназии Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента. Статья 47. Донорство органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка)
Слайд 37
Глава 6. Охрана здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья Статья 51. Права семьи в сфере охраны здоровья 1. Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на консультации без взимания платы по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования в медицинских организациях государственной системы здравоохранения в целях предупреждения возможных наследственных и врожденных заболеваний у потомства.
Слайд 38
Статья 53. Рождение ребенка 1. Моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов. 2. При рождении живого ребенка медицинская организация, в которой произошли роды, выдает документ установленной формы. 3. Медицинские критерии рождения, в том числе сроки беременности, масса тела ребенка при рождении и признаки живорождения, а также порядок выдачи документа о рождении и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Слайд 39
Статья 55. Применение вспомогательных репродуктивных технологий Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства).
Слайд 40
Статья 56. Искусственное прерывание беременности. Искусственное прерывание беременности проводится: 1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности
Слайд 41
Глава 7. Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование Статья 58. Медицинская экспертиза 1. Медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина. 2. В Российской Федерации проводятся следующие виды медицинских экспертиз: 1) экспертиза временной нетрудоспособности; 2) медико-социальная экспертиза; 3) военно-врачебная экспертиза; 4) судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы; 5) экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;
Слайд 42
6) экспертиза качества медицинской помощи. 3. Граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации. 4. В случае, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона, может проводиться независимая военно-врачебная экспертиза.
Слайд 43: Глава 8. Медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека
Статья 66. Определение момента смерти человека и прекращения реанимационных мероприятий 1. Моментом смерти человека является момент смерти его мозга или его биологической смерти (необратимой гибели человека). 2. Смерть мозга наступает при полном и необратимом прекращении всех его функций, регистрируемом при работающем сердце и искусственной вентиляции легких. 3. Диагноз смерти мозга устанавливается консилиумом врачей в медицинской организации, в которой находится пациент. В составе консилиума врачей должны присутствовать анестезиолог-реаниматолог и невролог, имеющие опыт работы в отделении интенсивной терапии и реанимации не менее пяти лет. В состав консилиума врачей не могут быть включены специалисты, принимающие участие в изъятии и трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей. 4. Биологическая смерть человека устанавливается на основании наличия ранних и (или) поздних трупных изменений. 5. Констатация биологической смерти человека осуществляется медицинским работником (врачом или фельдшером).
Слайд 44
6. Реанимационные мероприятия прекращаются в случае признания их абсолютно бесперспективными, а именно: 1) при констатации смерти человека на основании смерти головного мозга, в том числе на фоне неэффективного применения полного комплекса реанимационных мероприятий, направленных на поддержание жизни; 2) при неэффективности реанимационных мероприятий, направленных на восстановление жизненно важных функций, в течение тридцати минут; 3) при отсутствии у новорожденного сердцебиения по истечении десяти минут с начала проведения реанимационных мероприятий (искусственной вентиляции легких, массажа сердца, введения лекарственных препаратов). 7. Реанимационные мероприятия не проводятся: 1) при состоянии клинической смерти (остановке жизненно важных функций организма человека (кровообращения и дыхания) потенциально обратимого характера на фоне отсутствия признаков смерти мозга) на фоне прогрессирования достоверно установленных неизлечимых заболеваний или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью; 2) при наличии признаков биологической смерти человека. 8. Порядок определения момента смерти человека, в том числе критерии и процедура установления смерти человека, порядок прекращения реанимационных мероприятий и форма протокола установления смерти человека определяются Правительством Российской Федерации.
Слайд 45
Статья 68. Использование тела, органов и тканей умершего человека 1. Тело, органы и ткани умершего человека могут использоваться в медицинских, научных и учебных целях в следующих случаях: 1) при наличии письменного волеизъявления лица, сделанного им при жизни и нотариально удостоверенного в установленном порядке, о возможности такого использования; 2) если тело не востребовано после смерти человека по причине отсутствия его супруга, близких родственников (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и родных сестер, внуков, дедушки, бабушки), иных родственников, законных представителей или других лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации о погребении и похоронном деле. 2. Порядок и условия передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях, порядок использования невостребованного тела, органов и тканей умершего человека в указанных целях, в том числе максимальный срок их использования, устанавливаются Правительством Российской Федерации. После истечения максимального срока невостребованное тело, органы и ткани умершего человека подлежат погребению в соответствии с законодательством Российской Федерации о погребении и похоронном деле.
Слайд 46: Глава 9. Медицинские работники и фармацевтические работники, медицинские организации
Статья 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности (вступает в силу с 01.01.2016г.) Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
Слайд 47
3. Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Слайд 48
4. Лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и прохождения аккредитации. 5. Лица, не завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Слайд 49
Статья 72. Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования 1. Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на: 1) создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; 2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации; 3) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации; 4) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации; 5) стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности; 6) создание профессиональных некоммерческих организаций; 7) страхование риска своей профессиональной ответственности.
Слайд 50: Глава 10. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
Статья 80. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи 1. В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предоставляются: 1) первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная; 2) специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная; 3) скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная; 4) паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
Слайд 51: Глава 11. Финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья
Статья 84. Оплата медицинских услуг 1. Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи. 2. Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования. 3. При оказании платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи.
Слайд 52: Глава 12. Организация контроля в сфере охраны здоровья
Статья 85. Контроль в сфере охраны здоровья Контроль в сфере охраны здоровья включает в себя: 1) контроль качества и безопасности медицинской деятельности; 2) государственный контроль в сфере обращения лекарственных средств, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств; 3) государственный контроль при обращении медицинских изделий; 4) государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Слайд 53: Глава 13. Ответственность в сфере охраны здоровья
Статья 98. Ответственность в сфере охраны здоровья 1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации. 2. Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. 3. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации. 4. Возмещение вреда, причиненного жизни и (или) здоровью граждан, не освобождает медицинских работников и фармацевтических работников от привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Слайд 54
Медицинский работник должен знать не только свои права, но также иметь представление о юридической ответственности, которая может наступить за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих профессиональных обязанностей. Юридическая ответственность медицинского работника может быть гражданско-правовой, дисциплинарной, административной и уголовной.
Слайд 55
Гражданско-правовая ответственность возникает при установлении факта вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при оказании медицинской помощи, что предусмотрено ст. 1084-1094 Гражданского кодекса РФ. Кроме возмещения имущественного вреда, потерпевший может требовать компенсации морального вреда, который обычно заключается в физических или нравственных страданиях, связанных с неправильным лечением или ошибочной диагностикой, разглашением врачебной тайны, а также иными неправомерными действиями медицинских работников. Порядок компенсации морального вреда регулируется ст. 12, 150-151 ч. 1 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 1099-1101 ч. 2 Гражданского кодекса РФ. Конкретный размер компенсации морального вреда определяется, как правило, в судебном порядке.
Слайд 56
Основанием для дисциплинарной ответственности медицинских работников служат совершаемые ими различные дисциплинарные проступки: нарушение правил внутреннего трудового распорядка, невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых обязанностей, нарушение правил техники безопасности и т.д.
Слайд 57
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение)работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. В случае отказа работника ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Слайд 58
Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.
Слайд 59
Основанием для административной ответственности является административное правонарушение, то есть такое противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.
Слайд 60
За совершение административных правонарушений в области здравоохранения применяются в основном такие виды наказания, как предупреждение и штраф. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой наказание было назначено. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же правонарушение. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня его совершения.
Слайд 61
Административная ответственность по действующему законодательству в области здравоохранения предусмотрена за следующие правонарушения: незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством); нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, к питьевой воде, к организации питания населения, к условиям воспитания и обучения;
Слайд 62
незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров; нарушение законодательства о труде и охране труда; отказ от предоставления гражданину информации; сокрытие страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью контактов, создающих опасность заражения.
Слайд 63
Основанием для уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления. Преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом (УК) РФ под угрозой наказания. Термин «деяние» предусматривает как активный (действие), так и пассивный (бездействие) способ совершения преступления.
Слайд 64
Преступления, за совершение которых могут привлекаться к уголовной ответственности медицинские работники, размещены в нескольких статьях УК РФ. Наиболее опасными из них считаются умышленные преступления, направленные на причинение вреда жизни и здоровью.
Слайд 65
УК РФ (ст. 105, п. 2 «м») предусматривает уголовное наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет либо пожизненное лишение свободы, либо смертную казнь за умышленное убийство в целях использования органов или тканей потерпевшего. За умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в целях использования органов и тканей потерпевшего УК РФ предусматривает уголовное наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет (ст. 111, п. 2 «ж»).
Слайд 66: Глава 14. Заключительные положения
Статья 99. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР и утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и Российской Федерации (их отдельных положений) 1. Признать не действующими на территории Российской Федерации. 2.порядок вступленияв силу статей Закона.
Слайд 67
Наряду с Конституцией и «Основами» отдельные виды медицинской деятельности регулируются другими нормативными правовыми актами. Так, общие правила, регулирующие медицинскую деятельность по пересадке органов и тканей человека, сформулированы в Законе РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека».
Слайд 68
Общие правила, регламентирующие отношения, связанные с донорством крови и ее компонентов, сформулированы в Законе Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов». Медицинскую деятельность по иммунопрофилактике инфекционных болезней регулирует Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Слайд 69
Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза» устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Слайд 70
Общие правила, регулирующие медицинскую деятельность по предупреждению распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), сформулированы в Федеральном законе «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
Слайд 71
В Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» сформулированы общие правила оказания психиатрической помощи. Общие правила, регулирующие оборот наркотических средств и психотропных веществ в медицинской практике, сформулированы в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Слайд 72
Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» устанавливает правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в РФ.
Слайд 73: Контрольные вопросы
1. В чем важность изучения правового регулирования медицинской деятельности для медицинских работников? 2. Раскройте понятие «система российского законодательства о здравоохранении». 3. Какие положения Конституции РФ касаются охраны здоровья граждан? 4. Какие проблемы регулируют Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан? 5. Перечислите действующие федеральные законы, регулирующие медицинскую деятельность в России. 6. Дайте определение понятия «медико-социальная помощь». Каковы права граждан по ее получению? 7. Какими основными правами пользуется пациент при обращении за медицинской помощью? 8. Каковы основные правовые требования к медицинской деятельности по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека? 9. Охарактеризуйте общие правила, регулирующие медицинскую деятельность по пересадке органов и тканей человека.
Слайд 74: Контрольные вопросы
10. Опишите правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза и ВИЧ-инфекции в РФ. 11. Перечислите виды экспертиз с участием медицинских работников. Какие нормативные правовые документы их регулируют? 12. Каковы основные принципы правового регулирования обращения лекарственных средств, а также оборота наркотических средств и психотропных веществ в медицинской практике? 13. Перечислите общие правовые требования для занятия медицинской деятельностью. 14. Охарактеризуйте основные социальные права медицинских работников. 15. Каким образом производится возмещение вреда, причиненного здоровью граждан при оказании медицинских услуг? 16. Каковы основные формы ответственности медицинских работников, связанные с профессиональной деятельностью. 17. В каких случаях и каким образом наступает дисциплинарная и административная ответственность медицинских работников за нарушения, связанные с профессиональной деятельностью? 18. Дайте характеристику преступлений, совершаемых в медицинской практике. 19. Какие должностные преступления чаще всего совершаются медицинскими работниками?
Слайд 75: 2.Организационные основы здравоохранения
2.1. СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 1 ) государственную; 2) муниципальную; 3) частную.
Слайд 76
К государственной системе здравоохранения относятся Федеральные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением субъектов РФ, Российская академия медицинских наук, а также находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные, аптечные, санитарно-профилактические учреждения и некоторые другие федеральные учреждения.
Слайд 77
К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, образовательные и другие учреждения.
Слайд 78
К частной системе здравоохранения относятся субъекты здравоохранения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской или фармацевтической деятельностью. Выделение государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения достаточно условно, поэтому правильнее считать, что в Российской Федерации действует единая система здравоохранения, подчиненная решению целого комплекса задач, а внутри этой системы имеются три сектора: государственный, муниципальный и частный.
Слайд 79: основными принципами отечественного здравоохранения:
соблюдения прав человека в области охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий; приоритета профилактических мер в области охраны здоровья населения; доступности медико-социальной помощи; социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья; ответственности органов государственной власти, руководителей организаций независимо от формы собственности, а также должностных лиц за реализацию прав граждан в области охраны здоровья.
Слайд 80: 2.2. ВИДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Статья 32.Медицинская помощь. Первичная медико –санитарная помощь. Специализированная (высокотехнологичная). Скорая(высокотехнологичная). Паллиативная.
Слайд 81
Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП), которая представляет собой основной, доступный и бесплатный для каждого гражданина вид медицинского обслуживания и включает лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинскую профилактику важнейших заболеваний, санитарно-гигиеническое образование, проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.
Слайд 83: НОМЕНКЛАТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Основным структурным элементом в системе оказания населению медицинской помощи является учреждение здравоохранения, перечень которых утверждается соответствующим приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ (МЗиСР РФ). В настоящее время действует «Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения», утвержденная приказом МЗиСР РФ № 627 от 7 октября 2005 г.
Слайд 84: 1. Лечебно-профилактические учреждения. 1.1. Больничные учреждения
1.1.1. Больницы, в том числе: ♦ участковая; ♦ районная; ♦ городская, в том числе детская; ♦ городская скорой медицинской помощи; ♦ центральная (городская, районная); ♦ областная, в том числе детская (краевая, республиканская, окружная).
Слайд 85: 1. Лечебно-профилактические учреждения. 1.1. Больничные учреждения
1.1.2. Специализированные больницы, в том числе: ♦ восстановительного лечения, в том числе детская; ♦ гинекологическая; ♦ гериатрическая; ♦ инфекционная, в том числе детская; ♦ наркологическая; ♦ онкологическая; ♦ офтальмологическая; ♦ психоневрологическая, в том числе детская; ♦ психиатрическая, в том числе детская; ♦ психиатрическая (стационар) специализированного типа; ♦ психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением; ♦ туберкулезная, в том числе детская. 1.1.3. Госпиталь. 1. Лечебно-профилактические учреждения. 1.1. Больничные учреждения.
Слайд 86: 1. Лечебно-профилактические учреждения. 1.1. Больничные учреждения
1.1.4. Медико-санитарная часть, в том числе центральная. 1.1.5. Дом (больница) сестринского ухода. 1.1.6. Хоспис. 1.1.7. Лепрозорий.
Слайд 87: 1. Лечебно-профилактические учреждения
1.2. Диспансеры: ♦ врачебно-физкультурный; ♦ кардиологический; ♦ кожно-венерологический; ♦ маммологический; ♦ наркологический; ♦ онкологический; ♦ офтальмологический; ♦ противотуберкулезный; ♦ психоневрологический; ♦ эндокринологический. 1. Лечебно-профилактические учреждения.
Слайд 88: 1. Лечебно-профилактические учреждения
1.3. Амбулаторно-поликлинические учреждения. 1.3.1. Амбулатория. 1.3.2. Поликлиники, в том числе: ♦ городская, в том числе детская; ♦ центральная районная; ♦ стоматологическая, в том числе детская; ♦ консультативно-диагностическая, в том числе для детей; ♦ психотерапевтическая; ♦ физиотерапевтическая. 1. Лечебно-профилактические учреждения.
Слайд 89: 1. Лечебно-профилактические учреждения
1.4. Центры, в том числе научно-практические : ♦ восстановительной терапии для воинов-интернационалистов; ♦ восстановительной медицины и реабилитации; ♦ гериатрический; ♦ диабетологический; ♦ наркологический реабилитационный; ♦ медицинский, в том числе окружной; 1. Лечебно-профилактические учреждения.
Слайд 90: 1. Лечебно-профилактические учреждения
♦ профессиональной патологии; ♦ по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями; ♦ клинико-диагностический; ♦ патологии речи и нейрореабилитации; ♦ реабилитации; ♦ медицинской и социальной реабилитации; ♦ общей врачебной (семейной) практики;
Слайд 91: 1. Лечебно-профилактические учреждения
♦ консультативно-диагностический, в том числе для детей; ♦ реабилитации слуха; ♦ лечебной физкультуры и спортивной медицины; ♦ мануальной терапии; ♦ лечебного и профилактического питания; ♦ специализированных видов медицинской помощи; ♦ психофизиологической диагностики. 1. Лечебно-профилактические учреждения.
Слайд 92: Лечебно-профилактические учреждения
1.5. Учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови. 1.5.1. Станция скорой медицинской помощи. 1.5.2. Станция переливания крови. 1.5.3. Центр крови.
Слайд 93: Лечебно-профилактические учреждения
1.6. Учреждения охраны материнства и детства. 1.6.1. Перинатальный центр. 1.6.2. Родильный дом. 1.6.3. Женская консультация. 1.6.4. Центр планирования семьи и репродукции. 1.6.5. Центр охраны репродуктивного здоровья подростков. 1.6.6. Дом ребенка, в том числе специализированный. 1.6.7. Молочная кухня. Лечебно-профилактические учреждения.
Слайд 94: Лечебно-профилактические учреждения
1.7. Санаторно-курортные учреждения. 1.7.1. Бальнеологическая лечебница. 1.7.2. Грязелечебница. 1.7.3. Курортная поликлиника. 1.7.4. Санаторий, в том числе детский, а также для детей с родителями. 1.7.5. Санаторий-профилакторий. 1.7.6. Санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия Лечебно-профилактические учреждения.
Слайд 95: 2. Учреждения здравоохранения особого типа
2.1. Центры: ♦ медицинской профилактики; ♦ медицины катастроф (федеральный, региональный, территориальный); ♦ медицинский мобилизационных резервов «Резерв» (республиканский, краевой, областной, городской); ♦ лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности (республиканский, краевой, областной);
Слайд 96: 2. Учреждения здравоохранения особого типа
♦ контроля качества и сертификации лекарственных средств; ♦ медицинский информационно-аналитический; ♦ информационно-методический по экспертизе, учету и анализу обращения; ♦ средств медицинского применения. 2. Учреждения здравоохранения особого типа.
Слайд 97: 2. Учреждения здравоохранения особого типа
2.2. Бюро: ♦ медицинской статистики; ♦ патологоанатомическое; ♦ судебно-медицинской экспертизы. 2.3. Контрольно-аналитическая лаборатория. 2.4. Военно-врачебная комиссия, в том числе центральная. 2.5. Бактериологическая лаборатория по диагностике туберкулеза. 2. Учреждения здравоохранения особого типа.
Слайд 98: 3. Учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
3.1. Центры гигиены и эпидемиологии. 3.2. Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора. 3.3. Противочумный центр (станция). 3.4. Дезинфекционный центр (станция). 3.5. Центр гигиенического образования населения.
Слайд 99: 4. Аптечные учреждения
4.1. Аптека. 4.2. Аптечный пункт. 4.3. Аптечный киоск. 4.4. Аптечный магазин.
Слайд 100
Фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения.
Слайд 101: НОМЕНКЛАТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В основу такой номенклатуры заложены юридические и функциональные признаки. Можно использовать и другие подходы для классификации учреждений здравоохранения:
Слайд 102
• по форме собственности: государственные, муниципальные, частные и иных форм собственности; • по территориально-административной подчиненности: федеральные, субъектов РФ, муниципальные; • по возрастному признаку: детские, взрослые, гериатрические и др.; • по степени интенсивности лечения: интенсивного, восстановительного, паллиативного лечения и др.
Слайд 103
по ведомственной принадлежности: системы МЗиСР, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Российской академии медицинских наук и др.; • по месту расположения учреждений: городские и сельские; • по организационно-функциональной структуре: объединенные и необъединенные; • по специализации: многопрофильные и специализированные;
Слайд 104
• по возрастному признаку: детские, взрослые, гериатрические и др.; • по степени интенсивности лечения: интенсивного, восстановительного, паллиативного лечения и др.
Слайд 105: Контрольные вопросы
1. В каком законодательном акте наиболее полно отражены все аспекты охраны здоровья населения? Когда он был принят? 2. Что подразумевается под охраной здоровья граждан? 3. Какие системы здравоохранения действуют в России? 4. Охарактеризуйте государственную систему здравоохранения.
Последний слайд презентации: Правовые основы охраны здоровья граждан. Организационные основы здравоохранения
5.Охарактеризуйте муниципальную систему здравоохранения. 6. Охарактеризуйте частную систему здравоохранения. 7. Перечислите основные принципы отечественного здравоохранения. 8. Какие виды лечебно-профилактической помощи населению принято выделять? 9. Что такое номенклатура учреждений здравоохранения? Каково ее значение? 10. Как можно классифицировать организации здравоохранения?