Проблема группы в социальной психологии — презентация
logo
Проблема группы в социальной психологии
  • Проблема группы в социальной психологии
  • 6.1. Понятие группы в социальной психологии
  • Понятие «группа»
  • Психологические характеристики группы
  • «Группа» в социально-психологическом понимании –
  • Классификация групп
  • 6.2. Психология больших социальных групп
  • Виды больших групп
  • Важным фактором возникновения больших стихийных групп является ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, которое дополняется информацией из средств массовой коммуникации и слухами
  • Способы воздействия на личность в стихийной группе
  • В структуре психологии большой организованной социальной группы различают (Г.Г.Дилигенский, А.И. Горячева, Ю.В.Бромлей)
  • Характеристики устойчивых больших групп
  • Методы исследования психологии больших групп
  • 6.3. Общие проблемы исследования малой группы
  • Первый этап исследований малой группы (коактные группы)
  • Второй этап: характер взаимодействия, тип деятельности (интерактные группы)
  • Третий этап: изучение группы как целого
  • МАЛАЯ ГРУППА – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что
  • Малая группа: границы
  • Основные психологические характеристики группы
  • Структура власти в малой группе
  • Структура коммуникации: типы коммуникативных сетей
  • Структура межличностных отношений
  • Система «групповых ожиданий». Групповые нормы и санкции
  • Классификация малых групп
  • Социометрическое направление исследований: Дж. Морено
  • Социологическое направление исследований: Э. Мэйо
  • Школа групповой динамики
1/28

Первый слайд презентации: Проблема группы в социальной психологии

1 Проблема группы в социальной психологии

Изображение слайда

2 6.1. Понятие группы в социальной психологии

Изображение слайда

Слайд 3: Понятие «группа»

3 Понятие «группа» Условные группы (произвольные объединения людей по какому-то общему для них признаку, необходимому для конкретного анализа) Реально существующие группы (реально существующих общностей людей, которые собрались вместе, объединены какой-то совместной деятельностью, помещены в идентичные условия, осознают свою принадлежность к этому образованию)

Изображение слайда

4 Психологические характеристики группы Групповые интересы Групповые потребности Групповые нормы Групповые ценности Групповые мнения Групповые цели Социальная идентичность личности – Осознание индивидом своей принадлежности к группе П Р И Н Я Т И Е (выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой, индикатор осознания принадлежности именно к данной группе) МЫ-чувство

Изображение слайда

5 «Группа» в социально-психологическом понимании – это общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия» (Шерковин, 1975)

Изображение слайда

Слайд 6: Классификация групп

6 Классификация групп Группы Условные Реальные Лабораторные Естественные Большие Малые Стихийные Устойчивые Становящиеся Развитые

Изображение слайда

Слайд 7: 6.2. Психология больших социальных групп

7 6.2. Психология больших социальных групп

Изображение слайда

Слайд 8: Виды больших групп

8 Виды больших групп Стихийные группы – случайно возникшие достаточно кратковременно существующие общности (толпа, публика, аудитория). Собственно социальные группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества и занимающие место в системе общественных отношений (социальные классы, этнические, профессиональные, половозрастные группы).

Изображение слайда

Слайд 9: Важным фактором возникновения больших стихийных групп является ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, которое дополняется информацией из средств массовой коммуникации и слухами Главные отличительные признаки общения в стихийных группах – стихийность передачи информации и утрата человеком чувства личного контроля над ситуацией

9 Важным фактором возникновения больших стихийных групп является ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, которое дополняется информацией из средств массовой коммуникации и слухами Главные отличительные признаки общения в стихийных группах – стихийность передачи информации и утрата человеком чувства личного контроля над ситуацией

Изображение слайда

Слайд 10: Способы воздействия на личность в стихийной группе

10 Способы воздействия на личность в стихийной группе Заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определенным эмоциональным состояниям (механизм – многократное взаимное усиление психического воздействия) Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу (условие – некритическое восприятие информации) Подражание – воспроизведение образцов демонстрируемого поведения

Изображение слайда

Слайд 11: В структуре психологии большой организованной социальной группы различают (Г.Г.Дилигенский, А.И. Горячева, Ю.В.Бромлей)

11 В структуре психологии большой организованной социальной группы различают (Г.Г.Дилигенский, А.И. Горячева, Ю.В.Бромлей) психический склад как более устойчивое образование, к которому относятся социальный (национальный) характер, нравы, обычаи, традиции эмоциональная сфера как динамичное, подвижное образование, к которому относятся социальные потребности, интересы, настроения

Изображение слайда

Слайд 12: Характеристики устойчивых больших групп

12 Характеристики устойчивых больших групп Такие группы являются общностями лишь в сознании их участников Историческая укорененность и устойчивость Возникновение и существование большой устойчивой группы внутренне предполагает наличие иных подобных групп

Изображение слайда

Слайд 13: Методы исследования психологии больших групп

13 Методы исследования психологии больших групп Методы этнографии, культурантропологии: анализ продуктов культуры; сравнительные исследования. Методы социологии: статистический анализ, корреляционные исследования. Методы языкознания: анализ знаковых систем. Французская психологическая школа (С. Московичи): анализ социальных представлений.

Изображение слайда

Слайд 14: 6.3. Общие проблемы исследования малой группы

14 6.3. Общие проблемы исследования малой группы

Изображение слайда

Слайд 15: Первый этап исследований малой группы (коактные группы)

15 Первый этап исследований малой группы (коактные группы) Н. Трипплет (1920-е годы) продемонстрировал влияние простого присутствия других на результаты деятельности. Коакция – одновременное действие рядом. Эффект социальной фасилитации – присутствие других облегчает действия человека. Эффект социальной ингибиции – возможно торможение, сдерживание действий под влиянием других.

Изображение слайда

Слайд 16: Второй этап: характер взаимодействия, тип деятельности (интерактные группы)

16 Второй этап: характер взаимодействия, тип деятельности (интерактные группы) И. Штайнер: влияние соотношения индивидуальных вкладов и группового продукта. Тезис о социальной лености. Социальная леность – стремление некоторых членов группы при решении групповых задач спрятаться от работы за счет других. Р. Зайонц (1965): эффекты социальной фасилитации / ингибиции зависят от: степени обученности; сложности задач; самооценки и др.

Изображение слайда

Слайд 17: Третий этап: изучение группы как целого

17 Третий этап: изучение группы как целого Композиция группы (ее состав); Структура группы; Групповые процессы; Подходы к описанию совместной деятельности.

Изображение слайда

Слайд 18: МАЛАЯ ГРУППА – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов

18 МАЛАЯ ГРУППА – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов

Изображение слайда

Слайд 19: Малая группа: границы

19 Нижний предел: диада или триада? В большинстве исследований число членов колеблется между 2 и 7 (диада упоминается около 71% случаев). Присутствие третьего лица задает новую позицию наблюдателя. Верхний предел. Жесткий количественный предел не установлен. Численность продиктована потребностью в совместной деятельности. Малая группа: границы

Изображение слайда

Слайд 20: Основные психологические характеристики группы

20 Основные психологические характеристики группы композиция (состав) структура власти коммуникации межличностных отношений статус позиция роль нормы и ценности санкции (поощрительные и запретительные) процессы групповая динамика групповое развитие

Изображение слайда

Слайд 21: Структура власти в малой группе

21 Структура власти в малой группе Структура власти в малой группе – это чисто психологическое распределение отношений руководства и подчинения. Формы власти: Награждающая власть опирается на возможность награждать, одаривать, давать блага. Принуждающая власть опирается на возможность наказывать. Экспертная власть опирается на особые знания, которые могут быть востребованы в специальных ситуациях. Информационная власть опирается на владение информацией и каналами ее распространения.

Изображение слайда

Слайд 22: Структура коммуникации: типы коммуникативных сетей

22 Структура коммуникации: типы коммуникативных сетей Колесо Цепь Круг Сложный круг Игрек Точки – члены группы Линии – каналы коммуникации

Изображение слайда

Слайд 23: Структура межличностных отношений

23 Структура межличностных отношений Воланов Носков Ликов Нераев Гринин Борисов Леонов Сергеев Белов Зубьев Гриневский Свиденов Разаев Зверев Войнович Статус или позиция индивида обозначает его место в группе. Индивид может быть «звездой», изгоем или иметь средний для группы статус. Роль – это динамический аспект статуса, групповые ожидания относительно функций, которые индивид выполняет в группе в соответствии с содержанием групповой деятельности.

Изображение слайда

Слайд 24: Система «групповых ожиданий». Групповые нормы и санкции

24 Система «групповых ожиданий». Групповые нормы и санкции Групповые нормы – это правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы совместная деятельность была возможна. Групповые нормы связаны с ценностями - принятием или отвержением социально значимых явлений. Санкции – механизмы, посредством которых группа «возвращает» индивида к соблюдению норм.

Изображение слайда

Слайд 25: Классификация малых групп

25 Классификация малых групп По степени близости контактов (Ч. Кули). Первичные – основаны на непосредственных контактах. Вторичные – опосредованные контакты (средства связи, например). По степени формализации (Э. Мэйо, Хоторнские эксперименты). Формальные – четко заданы статусы и роли членов, предписаны групповыми нормами и заданы в системе подчинения структуре власти. Неформальные – возникают стихийно, статусы и роли не предписаны, нет заданной системы отношений по вертикали. По значимости норм для индивида (Г. Хаймен). Группы членства – группы, членом которых индивид является. Референтные группы, нормы которых индивиды принимают, даже если не включены в них реально (функции: сравнительная и нормативная).

Изображение слайда

Слайд 26: Социометрическое направление исследований: Дж. Морено

26 Социометрическое направление исследований: Дж. Морено Напряжения и конфликты в группе вызваны несовпадением микро- и макроструктур : система симпатий и антипатий индивидов, часто не совпадает с характером их участия в различных формах жизнедеятельности группы. Фокус исследований: структура межличностных эмоциональных отношений. Социометрическая методика – фиксация выборов индивидами друг друга в группе. Направление уязвимо по теоретическим посылкам, хотя социометрическая методика широко используется. Козин Лазарев Петров Скалов Назаров

Изображение слайда

Слайд 27: Социологическое направление исследований: Э. Мэйо

27 Социологическое направление исследований: Э. Мэйо Хоторнские эксперименты («Вестерн Электрик» 24-36 гг.): выявление условий роста производительности труда сборщиц реле. В экспериментальной и контрольной группах варьировались условия труда (например, освещенность). Наблюдался рост производительности в обеих группах, даже после устранения варьируемых условий. Выводы: Факт участия в эксперименте оказал влияние на (1) социабильность – потребность в причастности; (2) неформальную структуру отношений. Открытие неформальной структуры отношений имело большое теоретическое и практическое значение. Возникла школа «человеческих отношений».

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Проблема группы в социальной психологии: Школа групповой динамики

28 Школа групповой динамики Связана с именем Курта Левина. Опиралась на созданную Левиным « теорию поля ». Центральная идея – поведение есть функция человека и среды: B=f (P, E) – была развита применительно к науке о группах. Методология: создание в лаборатории групп с заданными характеристиками и последующее изучение их функционирования. Теоретические конструкты сейчас не разделяются, но принимаются проблематика и методики. Проблематика: Природа групп, их взаимосвязь с индивидами и другими группами; Условия их формирования и эффективного функционирования; Образование характеристик (норм, сплоченности, мотивов, лидерства); Групповые процессы: конфликты, принятие решений и др.

Изображение слайда

Похожие презентации