Первый слайд презентации: Социальная психология (введение, история)
Чернов Денис Юрьевич кандидат психологических наук, доцент кафедры ПСиОП СПбГИПСР
Слайд 2: Введение в социальную психологию
Люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологической действительностью и пытались ее анализировать. Передавались из поколения в поколение, как способы межличностного взаимодействия, так и способы воздействия на толпу, массу. Обряды и табу выступали в роли нравственных регуляторов жизни. Сложность определения момента, когда социальная психология заявила о себе, как о самостоятельной науке связана с тем, что она сразу стала развиваться внутри определенных школ.
Слайд 3: Введение в социальную психологию
В середине XIX века благодаря ряду открытий социальная психология получает признание как самостоятельная дисциплина: были накоплены значительные факты в области антропологии, этнографии, археологии, которые для интерпретации нуждались в анализе со стороны социальной психологии (Тейлор завершает свои исследования в области первобытной культуры, Леви-Брюль изучает мышление первобытного человека, криминология – причины противоправного поведения и т. д.).
Слайд 4: Введение в социальную психологию
В начале XX века социальная психология развивается сразу в рамках двух дисциплин – социологии и психологии. Основные дискуссии второй половины XX века касались двух вопросов: 1) понимания предмета социальной психологии и соответственно круга ее задач; 2) соотношения социальной психологии с психологией, с одной стороны, и с социологией — с другой. Несмотря на обилие нюансов различных точек зрения, все они могут быть сгруппированы в несколько основных подходов.
Слайд 5: Введение в социальную психологию
По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода. Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о « массовидных явлениях психики ».
Слайд 6: Введение в социальную психологию
Второй подход видит главным предметом исследования социальной психологии личность, при этом акцент делался как на психологические черты, особенности личности, типологию личностей, так и положение личности в группе, межличностные отношения, общение. Подобный подход в большей степени оказался популярным среди психологов.
Слайд 7: Введение в социальную психологию
Третий подход к вопросу - Социальная психология была рассмотрена как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет.
Слайд 8: Введение в социальную психологию
Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода. Наиболее широкий перечень содержала схема, предложенная Б. Д. Парыгиным, по мнению которого социальная психология изучает: 1) социальную психологию личности; 2) социальную психологию общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности.
Слайд 9: Введение в социальную психологию
Согласно В. Н. Мясищеву, социальная психология исследует: 1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов общества. Важно, что при всех частных расхождениях предложенных схем основная идея была общей — предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению — как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений.
Слайд 10: Введение в социальную психологию
Относительно самостоятельно дискутируется вопрос о «границах» социальной психологии. Здесь можно выделить четыре позиции: 1) социальная психология есть часть социологии; 2) социальная психология есть часть психологии; 3) социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии; б) она захватывает «ничью землю» — область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.
Слайд 11: Введение в социальную психологию
Если воспользоваться предложением американских социальных психологов Макдэвида и Харрари, то все указанные позиции можно свести к двум подходам: 1) интрадисциплинарному и 2) интердисциплинарному. Иными словами, место социальной психологии можно стремиться отыскать 1) внутри одной из «родительских» дисциплин и 2) на границах между ними.
Слайд 12: Введение в социальную психологию
Французский социальный психолог С.Московиси (Московичи) определил, что задачи для социальной психологии задает именно общество, оно диктует ей проблемы. Это означает, что социальный психолог должен понимать проблемы общества, уметь чутко улавливать их, осознавать, в какой мере и в каком направлении он может способствовать решению этих проблем.
Слайд 13: Введение в социальную психологию
В современном обществе раскрываются многочисленные сферы приложения социально-психологических знаний: межличностные отношения, коммуникативные процессы, лидерство, сплоченность и т. д.
Слайд 14: Введение в социальную психологию
Новая социальная реальность рождает порой и необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем. Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внимания к проблемам этнической психологии (в связи с обострением межнациональных конфликтов), экономической психологии и др. Здесь же коренятся и новые возможности для деятельности социального психолога-практика.
Слайд 15: Введение в социальную психологию
Социальная психология изучает: психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.), наиболее часто изучаются общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.
Слайд 16: Введение в социальную психологию
Социальная психология изучает: феномен взаимодействия между людьми, например: супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и т.д.; при этом взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым
Слайд 17: Введение в социальную психологию
Социальная психология изучает: психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду; наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы и конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.;
Слайд 18: Введение в социальную психологию
Социальная психология изучает массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовый энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д.
Слайд 19: Введение в социальную психологию
К объектам изучения социальной психологии относят носителей социально-психологических явлений: личность в группе (системе отношений), малая социальная группа (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т, п.), большая социальная группа (этнос, партия, общественное движение, социальный слои, территориальная, конфессиональная группы и т.п.
Слайд 20: Введение в социальную психологию
К объектам изучения социальной психологии относят также социально-психологические явления: взаимодействие в системе «личность — личность» (родитель — ребенок, руководитель — исполнитель, врач — больной, психолог — клиент и т. д.) взаимодействие в системе «личность — группа» (лидер — ведомые, руководитель — трудовой коллектив, командир — взвод, новичок — школьный класс и т. д.), взаимодействие в системе «группа — группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т.д.),
Слайд 21: Введение в социальную психологию
Как подчеркивает А. Л. Журавлев, процессы разделения социальной психологии происходят по многим основаниям : 1) Ведущая ориентация на различные ( теоретический, эмпирический, в частности, экспериментальный и практический ) методы анализа социально-психологических явлений порождает, соответственно, теоретическую, эмпирическую (включая экспериментальную ) и практическую социальную психологию. Эти взаимосвязанные части по-разному реализуют основные функции социальной психологии как науки: описательную, объяснительную, прогностическую и функцию воздействия.
Слайд 22: Введение в социальную психологию
2) В результате изучения различных видов жизнедеятельности человека и его общностей сложились соответствующие им отрасли социальной психологии: психология труда, общения, социального познания и творчества, игры. 3) В соответствии с приложением социально-психологических знаний в различных сферах общественной жизни социальная психология делится по отраслям: промышленная, сельского хозяйства, торговли, образования, науки, политики, массовых коммуникаций, спорта, искусства, социальная психология экономики, рекламы, культуры, досуга и др.
Слайд 23: Введение в социальную психологию
4) В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на такие разделы, как: социальная психология личности, психология межличностного взаимодействия (общения и отношений), психология малых групп, психология межгруппового взаимодействия, психология больших социальных групп и массовых явлений
Слайд 24: История социальной психологии
Рождение и развитие социальной психологии своими корнями уходит в античность, считается, что авторы первых работ в русле социально-психологической проблематики – философы Платон и Аристотель. Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель как философы Нового времени продолжили традиции предшественников в осмыслении общества и социальных феноменов.
Слайд 25: История социальной психологии
Выделение социальной психологии в самостоятельную науку происходит в середине XIX века, в период бурного развития наук, в том числе общественных. На данном этапе социальная психология развивается в рамках социальной психологии индивида. Среди первых социально-психологических теорий называют следующие:
Слайд 26: История социальной психологии
Психология народов (середина XIX века, Германия; Лацарус (Лазарус), Штейнталь, Вундт ). Суть данной теории состоит в определении главной силы истории, которой является народ, выражающий себя в искусстве, религии, языках, мифах, обычаях. Индивидуальное сознание – продукт психологии народа; «сверхиндивидуальная душа» подчиняется «сверхиндивидуальной целостности» – народу, нации. Задача социальной психологии в этой связи – изучение психологической сущности духа народа, законы протекания духовной деятельности народа (теория основана на учении Гегеля о «народном духе», монадологии Лейбница и английском ассоцианизме)
Слайд 27: История социальной психологии
Психология масс (конец XIX века, Франция, Италия; Тард, Лебон, Сигеле ). Социальное поведение индивида обусловлено подражанием и иррациональными моментами; всякое скопление людей – масса, в которой индивид утрачивает способность к рациональному поведению. Поведение человека в массе характеризуется обезличиванием, преобладанием чувств над интеллектом, утратой чувства личной ответственности. Масса / толпа хаотична, и ей нужен вождь (элита)
Слайд 28: История социальной психологии
Теория инстинктов социального поведения (конец XIX века, МакДугл ). Причина социального поведения человека, как и у животных – врожденные инстинкты. Социальное поведение индивида следует объяснять посредством его желаний и стремлений к цели интуитивного характера. Содержание сознания индивида полностью зависит от бессознательного начала.
Слайд 29: История социальной психологии
Выражение инстинктов осуществляется благодаря эмоциям. Так инстинкт борьбы порождает гнев и страх, инстинкт бегства - чувство самосохранения, инстинкт строительства - чувство созидания, инстинкт воспроизведения - ревность, женская робость. Инстинкты, согласно теории инстинктов социального поведения МакДугла, являются основой всех социальных институтов (семья, торговля, война)
Слайд 30: История социальной психологии
В начале XX в. и особенно после первой мировой войны, социальная психология расширяется и в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В.Мёде и в США Ф.Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее варианте социальная психология получает в США, где бурное развитие в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило социальных психологов повернуться лицом к актуальной социально-политической тематике. В круг интереса попадает анализ групп и группового развития.
Слайд 31: История социальной психологии
К социально-психологической проблематике обращаются наиболее известные психологические направления (бихевиоризм, психоанализ и др.). Социальная психология в русле бихевиоризма : основная проблема и предмет – рационалистические аспекты межличностных отношений; научение рассматривается как основа репертуара поведения; основная идея – оперантное обусловливание; среда (стимул и подкрепление) формирует поведение; ее представители – Толмен, Халл, Скиннер, Миллер, Доллард, Бандура, Тибо, Келли.
Слайд 32: История социальной психологии
Социальная психология в русле когнитивного подхода: основные проблемы и предмет – познание, перцепция, аттракция, формирование и изменение аттитюдов; основная идея – образование понятий, мышление, знание; предмет – социальное поведение, которое объясняется через описание познавательных процессов человека; представители – Хайдер, Ньюком, Фестингер, Осгуд, Креч, Крачфилд, Аш.
Слайд 33: История социальной психологии
Социальная психология в русле психоаналитического подхода: основные проблемы – социально-психологические проблемы (групповые процессы) и социально-психологические проблемы и теории на стыке социальной психологии с другими общественными дисциплинами (общая психология, социальная философия); эмоциональная сторона межличностных отношений; группа основана на системе либидозных связей; представители – Байон, Беннис, Шутц.
Слайд 34: История социальной психологии
Социальная психология в русле интеркционизма : основные проблемы и предмет – когнитивный аспект коммуникации, формирование социальных установок (социальная роль, референтная группа), процесс социальной перцепции; интеракция, социальное взаимодействие, символическая коммуникация (система коммуникаций и межличностных отношений); человек – активный участник взаимодействия; представители – Мид ; Кун, Дензин, Стросс, Блумер, (символический интеракционизм), Линтон, Шибутани, Тернер, Гоффман, Мейсон, Гросс (ролевые теории), Кун, Мертон, Шериф (теории референтной группы).
Слайд 35: История социальной психологии
В России наиболее активное развитие социальной психологии связывают с дискуссиями в начале XX века о предмете социальной психологии. В 20-е годы, на этапе становления советской власти, российскими исследователями артикулирована необходимость построение новой социальной психологии, на основе борьбы материалистической и идеалистической психологии.
Слайд 36: История социальной психологии
Челпанов настаивал на разделении всей психологии на психологию общую (эмпирическую, независимую от мировоззрения и марксизма) и социальную психологию (марксистскую). Артемов отстаивал разделение психологии на психологию индивида и психологию коллектива. Корнилов предложил развивать реактологию, где в фокусе исследований находился коллектив, задающий единую реакцию на единый раздражитель, при этом в задачи социальной психологии входило измерение скорости, силы и динамизма реакции коллектива на данный раздражитель.
Слайд 38: История социальной психологии
Блонский биологизировал социальную психологию, считая ее единой наукой для человека и для животных. Бехтерев предлагал развитие «коллективной рефлексологии» - подхода, в настоящее время считающегося механистическим, согласно которому личностью управляют социальные инстинкты, а анализ социальных связей возможен по аналогии с физическими законами.
Слайд 39: История социальной психологии
Согласно Выготскому социальна вся психология, поскольку главный механизм развития психики – усвоение социально-исторических форм деятельности, которое изменяет не только содержание психической жизни, но и создает новые формы психологических процессов, а предметом социальной психологии как отдельной дисциплины Выготский считал изучение групп, коллектива.
Слайд 40: История социальной психологии
В середине ХХ в. дискуссии о предмете социальной психологии актуализируются благодаря потребностям социальной практики и формулируются следующие: социальная психология - наука о социальных группах (больших и малых) и массовидных явлениях психики (традиции, нравы, обычаи, формирование общественного мнения, мода); социальная психология - наука изучающая личность в группе, а также феномены, сопровождающие функционирование личности в группе (особенности социального восприятия, межличностные отношения и т. п.).
Слайд 41: История социальной психологии
Существенный вклад в современное понимание предмета в отечественной социальной психологии внесли Парыгин (изучал социальную психологию личности, общностей и общения, социальных отношений и форм духовной деятельности) и Мясищев (исследовал изменения психологической деятельности в группе под влиянием взаимодействия участников, особенности групп, психологические стороны социальных процессов общества).
Слайд 42: История социальной психологии
В 20-х гг. ХХ века в отечественной социальной психологии преимущественно марксистско ориентированные психологи: Георгий Иванович Челпанов, отстаивал идеализм, психофизический эмпирический параллелизм, разделял биологическое и социальное, в т.ч. заявлял, что «марксизм актуален только в социальной психологии, в общей, «остальной» - нет», первый директор Психологического института в Москве Павел Петрович Блонский, рассматривал любое взаимодействие людей с другими людьми проявлением «социальности», как взаимосвязь психики и социальной среды, тем самым снимая противоречие между биологическим и социальным в психологии Владимир Михайлович Бехтерев – рефлексолог, психофизиолог, невролог, психиатр и психолог, поставивший Ленину диагноз «сифилис мозга», в отличие от «реактологов» (К.Н.Корнилов), рассматривал социальное не – коллективно-бихевиористски, а коллективно-рефлексологически
Слайд 43: История социальной психологии
В настоящее время отечественная социальная психология развивается в рамках деятельностного подхода ( Петровский, Андреева ), предполагающего изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологические характеристик самих этих групп.
Слайд 44: История социальной психологии
Собственно зарождение социальной психологии связано с исследованием «духа народа», «психологии народов», психологических образований, существовавших в массах людей (психология толпы, психология масс, социальных движений и др.).Социальные группы на Западе и в России были объектом преимущественно социологических исследований. На Западе в начале ХХ века акцент переместился на психологию малых групп, а отечественная психология больше ориентировалась на массы людей, психологические особенности классов, наций, возрастных и профессиональных групп. До середины 20-х гг. Некоторый всплеск, возрождение интереса к социальной психологии произошел в России на рубеже 50-60-х гг. и начался с решения двух вопросов – определения предмета социальной психологии и ее места в ряду смежных наук – психологии и социологии.
Слайд 46: История социальной психологии
Критика Челпанова марксистами развивалась по двум направлениям: Если принимать марксизм как основание для психологии, то она вся становится социальной (социальная детерминация психики) и нет необходимости выделять ее как самостоятельную отрасль Социальная психология предметом исследования имеет поведение личности в коллективе и поведение самих коллективов К сожалению победила первая точка зрения и на долгое время выделение «социальной психологии» стало рассматриваться как «буржуазная», «контрреволюционная» тенденция Но отдельные исследования социально-психологического характера имели место, например, в рамках педагогической, воспитательной работы Антона Семеновича Макаренко, а также в научной работе Льва Семеновича Выготского (социальная детерминация психики в виде высших психических функций, сознания и культурно-исторической концепции)
Слайд 48: История социальной психологии
Борис Федорович Поршнев – Сталинская премия за «Народные восстания», автор книг «О начале человеческой истории» и «От высших животных – к человеку», историк, социолог, психолог, родоначальник гоминилогии, показавший, что отношения «Мы» и «Они» развивались при переходе от палеоантропов к неоантропам, формировалось родовое чувство группы, в качестве противоположности имевшее чувство неприятия «не-людей», интересовался феноменом суггестии Борис Дмитриевич Парыгин – обвинение в ревизионизме марксизма, подмене философии марксизма философией человека (ЛГПИ им.Герцена), кандидатская по проблеме общественного настроения, докторская «Социальная психология как наука (вопросы истории, методологии и теории)», автор книг «Основы социально-психологической теории», «Личность и группа», «Руководство и группа», «НТР и личность», «Социально-психологический климат коллектива», «Социальная психология территориального управления»
Слайд 50: История социальной психологии
Герман Германович Дилигенский – политолог, социолог, психолог, автор книг «Рабочий на капиталистическом предприятии: исследование по социальной психологии французского рабочего класса», «Социльно-политическая психология», «Люди среднего класса», разработчик «макросоциального», социально-политического направления социальной психологии
Слайд 51: История социальной психологии
Галина Михайловна Андреева – советский психолог, автор книг «Критика современных буржуазных и ревизионистских теорий классов», «Коммунизм и личность», «К вопросу об отношении между микро- и макросоциологией», «Актуальные проблемы развития конкретных социальных исследований» (докторская), «Современная социальная психология на западе», «Социальная психология», «Межличностное восприятие в группе», «Общение и деятельность», «Социальные и методологические проблемы повышения эффективности науки», «Общение и оптимизация совместной деятельности»