Психология профессиональной деятельности — презентация
logo
Психология профессиональной деятельности
  • Психология профессиональной деятельности
  • Тема 3 Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе
  • Нормативно - правовые акты и судебная практика
  • Литература
  • Судебная экспертиза ( Орлов Ю.К.)
  • Судебно-психологическая экспертиза
  • СПЭ как специальное исследование
  • СПЭ как процессуальное (следственное) действие
  • ОБЪЕКТ судебно-психологической экспертизы -
  • ПРЕДМЕТ судебно-психологической экспертизы
  • Производство СПЭ
  • Специальные знания эксперта психолога
  • Пределы компетенции судебно-психологической экспертизы
  • Юридический критерий
  • Психологический критерий
  • Гносеологический критерий
  • Этический критерий
  • В компетенцию эксперта-психолога не входят
  • Виды судебно психологической экспертизы
  • По процессуальному положению подэкспертных
  • по составу экспертной комиссии
  • в зависимости от очередности проведения экспертиз
  • Виды СПЭ и КСППЭ (примерный перечень вопросов)
  • 1. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей и ограниченной вменяемости обвиняемых (ст. ст. 22, 61,
  • 2. Судебно-психологическая экспертиза (или КСППЭ) аффекта (ст. ст. 107, 113 УК РФ)
  • 3. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого (ч. 3 ст. 20 УК РФ)
  • 4. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ).
  • Экспертиза свидетелей
  • Экспертиза потерпевших
  • Психология профессиональной деятельности
  • Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством (ст. 110, п «б» ст. 63 УК РФ).
  • В гражданском судопроизводстве
  • Судебно-психологическая экспертиза (или КСППЭ) о компенсации морального вреда (ст. 151 ГК РФ)
  • Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза по делам о защите прав и интересов детей (ст. ст. 24, 65, 66 СК РФ).
  • Виды комплексных экспертиз:
1/35

Полянская Валентина Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент

Изображение слайда

1. Предмет судебно-психологической экспертизы 2. Пределы компетенции судебно-психологической экспертизы 3. Виды судебно психологической экспертизы (судебно-психологические экспертизы в уголовном и гражданском судопроизводстве) 4. Виды комплексных экспертиз с участием психолога

Изображение слайда

О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации : федер. закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собр. законодательства РФ. – 2001. – № 23. – Ст. 2291. 2. О судебной экспертизе по уголовным делам : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 дек. 2010 г. N 28 // Рос. газ. – 2010. – 30 дек.

Изображение слайда

Слайд 4: Литература

Горьковая И.А. Основы судебно-психологической экспертизы– СПб., 2003. Коченов М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу – М., 1980. Кудрявцев И. А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза – М., 1999. Медицинская и судебная психология : курс лекций : под ред. Т. Б. Дмитриевой, Ф. С. Сафуанова - М., 2005. Метелица М. В. Судебно-психиатрическая экспертиза потерпевших – М., 1990. Нагаев В. В. Сексологическая экспертиза – М., 2000. Орлов, Ю.К. Судебная экспертиза как средство доказывания в уголовном судопроизводстве.– М., 2005. Ткаченко А. А. Судебная сексология – М.: 2000. Ткаченко А. А. Судебная психиатрия. Консультирование адвокатов – М., 1997. Сафуанов Ф. С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе – М., 1998. Сахнова Т. В. Основы судебно-психологический экспертизы по гражданским делам.– М., 2000. Ситковская О. Д. Аффект : криминально-психологическое исследование – М., 2001. Холопова, Е. Н. Судебно-психологическая экспертиза : монография / Е. Н. Холопова. - М., 2010.

Изображение слайда

процессуальное (следственное) действие, основное содержание которого составляет проводимое по заданию суда, судьи, органа дознания, дознавателя или следователя специально назначенным ими лицом – экспертом и в определенном законом порядке исследование с использованием специальных знаний в целях установления обстоятельств (фактов), имеющих значение для дела, ход и результаты которого фиксируются в особом документе – заключении эксперта, являющемся самостоятельным видом доказательств.

Изображение слайда

Слайд 6: Судебно-психологическая экспертиза

представляет собой комплекс специальных психологических исследований личности и деятельности участников уголовного и гражданского процесса, осуществляемых экспертами-психологами для получения дополнительных сведений, способствующих объективному выяснению обстоятельств по конкретному делу в пределах действующего законодательства РФ.

Изображение слайда

Слайд 7: СПЭ как специальное исследование

требующее специальных знаний не в любой форме, а лишь в форме исследования, результаты которого имеют доказательственное значение

Изображение слайда

Слайд 8: СПЭ как процессуальное (следственное) действие

комплекс процессуальных (следственных) действий направленных на получение доказательства по делу.

Изображение слайда

Слайд 9: ОБЪЕКТ судебно-психологической экспертизы -

психическая деятельность подэкспертного лица в юридически значимых ситуациях.

Изображение слайда

Слайд 10: ПРЕДМЕТ судебно-психологической экспертизы

особенности психической деятельности подэкспертного лица, имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия

Изображение слайда

Слайд 11: Производство СПЭ

1. Система судебно-медицинских учреждений Минздравсоцразвития РФ - Иркутский областной психоневрологический диспансер (ИОПНД) – г.Иркутск, пер.Сударева, д.6 2. Федеральные бюджетные судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции Российской Федерации (курируемые лаборатории судебной экспертизы) - Федеральное бюджетное учреждение Иркутская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (ЛСЭ) г.Иркутск. ул. Красноказачья, 131

Изображение слайда

Слайд 12: Специальные знания эксперта психолога

– это психологические теоретические и методологические знания о закономерностях и особенностях протекания психической деятельности человека, имеющих юридическое значение, полученные в результате специальной профессиональной психологической подготовки и внедренные в практику судебной экспертизы, которые используются судебно-следственными органами в целях получения доказательств по делу.

Изображение слайда

Слайд 13: Пределы компетенции судебно-психологической экспертизы

– это границы, за которыми она не может иметь места, ориентирующие судебно-следственные органы при оценке доказательственной силы заключения эксперта-психолога.

Изображение слайда

Слайд 14: Юридический критерий

Эксперт-психолог не вправе устанавливать юридические факты, давать правовую оценку выявленных обстоятельств, давать заключение о мотивах, вине, дееспособности подэкспертного и др.

Изображение слайда

Слайд 15: Психологический критерий

В компетенцию эксперта-психолога входят исследования психологических особенностей личности и деятельности подэкспертного, не выходящих за пределы психической нормы.

Изображение слайда

Слайд 16: Гносеологический критерий

Предметом СПЭ могут быть лишь такие обстоятельства психологической природы, которым уже дано научно адекватное объяснение и для установления которых выработаны надежные методики, отвечающие исходным постулатам общей психологии.

Изображение слайда

Слайд 17: Этический критерий

Предметом СПЭ не могут быть обстоятельства социально-нравственной природы, моральная оценка личности, ее социальная оценка в юридически значимой ситуации.

Изображение слайда

Слайд 18: В компетенцию эксперта-психолога не входят

1. Явления, которые не доступны сегодня познанию с точки зрения развития науки (зомбирование, колдовство и пр.); 2. Спекулятивные, малоизвестные и неадаптированные в науке теоретические положения и методы исследования; 3. Явления, которые невозможно исследовать из-за методической специфики проведения экспертизы; 4. Явления, имеющие значение для суда и следствия, но не являющиеся предметом исследования судебно-психологической экспертизы; 5. Явления, относящиеся к изучение психических процессов, но составляющие предмет исследования экспертов-психиатров; 6. Психические явления, входящие в компетенцию эксперта-психолога, но не имеющие юридического значения

Изображение слайда

Слайд 19: Виды судебно психологической экспертизы

По месту и условиям проведения: 1. Амбулаторная (кабинет следователя, зал судебного заседания, следственный изолятор и др.); 2. Стационарная (психоневрологический диспансер)

Изображение слайда

Слайд 20: По процессуальному положению подэкспертных

Подозреваемого – обвиняемого – подсудимого; Потерпевшего; Свидетеля; О тветчика; 5. Истца

Изображение слайда

Слайд 21: по составу экспертной комиссии

1. Единоличная (один эксперт отвечает на поставленные вопросы), 2. Комиссионная (не менее чем двумя экспертами одной специальности), 3. Комплексная (использование знаний из нескольких смежных наук двумя и более специалистами разных специальностей).

Изображение слайда

Слайд 22: в зависимости от очередности проведения экспертиз

1. Первичная, 2. Дополнительная, 3. Повторная.

Изображение слайда

Слайд 23: Виды СПЭ и КСППЭ (примерный перечень вопросов)

По предмету экспертизы в уголовном судопроизводстве в отношении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого бывают:

Изображение слайда

Слайд 24: 1. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей и ограниченной вменяемости обвиняемых (ст. ст. 22, 61, 63 УК РФ, ст. 73 УПК РФ)

Вопросы: 1. Страдал ли обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния (деяний) психическим расстройством, которое делало обвиняемого неспособным в тот период в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими? ( психиатр ) 2. Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого? ( психолог ) 3. Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности, как… (например, агрессивность, жестокость, повышенная внушаемость и т.д.)? ( психолог ) 4. Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния? ( психолог )

Изображение слайда

Слайд 25: 2. Судебно-психологическая экспертиза (или КСППЭ) аффекта (ст. ст. 107, 113 УК РФ)

Вопросы: 1. Страдал ли обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния (деяний) психическим расстройством, которое делало обвиняемого неспособным в тот период осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими? ( психиатр ) 2. Страдает ли обвиняемый в настоящее время психическим расстройством (хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройствам, слабоумием, иным болезненным состоянием психики)? ( психиатр ) 3. Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемых ему действий в состоянии аффекта? ( психолог ) 4. Находился ли обследуемый в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии (стресс, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его сознание и деятельность? ( психолог )

Изображение слайда

Слайд 26: 3. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого (ч. 3 ст. 20 УК РФ)

Вопросы: 1. Страдал ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния (деяний) психическим расстройством, которое делало обвиняемого неспособным в тот период в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими? ( психиатр ) 2. Страдает ли несовершеннолетний обвиняемый в настоящее время психическим расстройством (хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройствам, слабоумием, иным болезненным состоянием психики)? ( психиатр ) 3. Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством? Если имеется, то в чем конкретно оно выражается? ( психолог ) 4. При наличии у обвиняемого отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, можно ли заключить, что во время совершения инкриминируемого ему деяния он не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими? ( психолог )

Изображение слайда

Слайд 27: 4. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ)

Вопросы: 1. Страдает ли обвиняемая в настоящее время психическим расстройством (хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройствам, слабоумием, иным болезненным состоянием психики)? ( психиатр ) 2. Находилась ли обвиняемая во время совершения инкриминируемого ей деяния в состоянии эмоциональной напряженности, вызванном психотравмирующей ситуацией? ( психолог ) 3. Могла ли обвиняемая во время совершения инкриминируемого ей деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими? ( психиатр ) 4. Нуждается ли обвиняемая в применении к ней принудительных мер медицинского характера и если да, то в каких именно? ( психиатр )

Изображение слайда

Слайд 28: Экспертиза свидетелей

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза способности давать показания (ст. 56, 76-79 УПК РФ). Вопросы: 1. Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности, психическое состояние и условия восприятия события, мог ли свидетель (потерпевший) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и может ли давать о них правильные показания? ( психолог ) 2. Имеются ли у подэкспертного признаки повышенной (или патологической) внушаемости? ( психиатр, психолог ) 3. Имеются ли у подэкспертного признаки повышенной (или патологической) склонности к фантазированию? ( психиатр, психолог ) 4. Имеются ли у подэкспертного признаки эйдетической памяти? ( психиатр, психолог )

Изображение слайда

Слайд 29: Экспертиза потерпевших

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза способности потерпевших по делам о половых преступлениях понимать значение совершаемых с ними действий или оказывать сопротивление (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132 УК РФ) Вопросы: на след.слайде

Изображение слайда

Слайд 30

1. Страдала ли потерпевшая (потерпевший) каким-либо психическим расстройством до совершения в отношении нее (него) противоправных действий? ( психиатр ) 2. Не находилась ли потерпевшая (потерпевший) в криминальный период в состоянии болезненного расстройства психической деятельности (какого именно) или выраженного эмоционального напряжения? ( психиатр, психолог ) 3. Имеются ли у потерпевшей (потерпевшего) в настоящее время какое-либо психическое расстройство, какое именно? ( психиатр ) 4. Способна ли была потерпевшая (потерпевший) с учетом уровня ее (его) психического развития, индивидуально-психологических особенностей и психического состояния во время совершения правонарушения понимать характер и значение совершаемых с нею (ним) действий или оказывать сопротивление? ( психиатр, психолог ) 5. Могла ли потерпевшая (потерпевший) по своему психическому состоянию правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значения для дела, и может ли давать показания? ( психиатр, психолог ) 6. Может ли потерпевшая (потерпевший) по своему психическому состоянию участвовать в следственном процессе и судебных заседаниях? ( психиатр, психолог ) 7. Имеются ли у потерпевшей (потерпевшего) какие-либо психические расстройства, которые можно расценить как «вред здоровью», и какова тяжесть его тяжесть? ( психиатр, психолог )

Изображение слайда

Слайд 31: Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством (ст. 110, п «б» ст. 63 УК РФ)

Вопросы: 1. В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству (смерти)? ( психиатр, психолог ) 2. Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и психическим состоянием потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству? ( психолог )

Изображение слайда

Слайд 32: В гражданском судопроизводстве

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза сделкоспособности (ст. ст. 177, 178, 179 ГК РФ). Вопросы: 1. Имеются ли у подэкспертного такие индивидуально-психологические особенности, как внушаемость, подчиняемость, которые существенно снизили или ограничили его способность руководить своими действиями в период заключения сделки? ( психолог ) 2. Имеются ли у подэкспертного такие индивидуально-психологические особенности, в том числе обусловленные психическим расстройством, которые могли оказать существенное влияние на смысловое восприятие и оценку существа сделки и привели к формированию у него заблуждения относительно существа или природы сделки? ( психиатр, психолог ) 3. Находился ли подэкспертный в таком психическом (эмоциональном) состоянии, которое могло оказать существенное влияние на смысловое восприятие и оценку существа сделки и привели к формированию у него заблуждения относительно существа или природы сделки? ( психиатр, психолог ) 4. Находился ли подэкспертный, в момент заключения сделки или подписания др. документа в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий и руководить ими? ( психиатр, психолог ) 5. Понимал ли подэкспертный, вступая в договорные отношения займа, подписывая завещание и др., значение своих действий мог ли руководить при этом своими действиями? ( психиатр, психолог ) 6. Какова личностная значимость цели совершаемых субъектом действий (по заключению сделки)? ( психолог )

Изображение слайда

Слайд 33: Судебно-психологическая экспертиза (или КСППЭ) о компенсации морального вреда (ст. 151 ГК РФ)

Вопросы: 1. Имеются, а если имеются то каковы индивидуально-психологические особенности личности подэкспертного, которые могли оказать существенное влияние на глубину и интенсивность субъективных переживаемых им действий и высказываний ответчика? ( психолог ) 2. В какой мере отразились действия и высказывания ответчика на основных показаниях психического состояния и деятельности подэкспертного? ( психиатр, психолог ) 3. Затронута ли иерархия основных жизненных ценностей подэкспертного, на нанесен ли ей ущерб? ( психолог ) 4. Имеются ли признаки иных неблагоприятных изменений в личности подэкспертного, а если имеются то в чем они заключаются? ( психиатр, психолог ) 5. Если таковые изменения обнаружены, состоят ли они в причинной связи с действиями ответчика? ( психолог )

Изображение слайда

Слайд 34: Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза по делам о защите прав и интересов детей (ст. ст. 24, 65, 66 СК РФ)

Вопросы: 1. Каковы индивидуально-психологические особенности отца (матери)? ( психолог ) 2. Не страдает ли отец (мать) каким-либо психическим расстройством? ( психиатр) 3. Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка? ( психолог ) 4. Каковы уровень и особенности психического развития ребенка? ( психолог ) 5. Не страдает ли ребенок каким-либо психическим расстройством (нарушением психического развития)? (психиатр) 6. Имеются ли у ребенка психические расстройства, обусловленные семейным конфликтом? ( психиатр, психолог ) 7. Каково психологическое отношение ребенка к отцу (матери, другим членам семьи)? ( психолог ) 8. Каковы психологические взаимоотношения между отцом и матерью? ( психолог ) 9. Могут ли особенности психического состояния (если есть психические расстройства и недостатки), индивидуально-психологические особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического развития ребенка? ( психиатр, психолог )

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Психология профессиональной деятельности: Виды комплексных экспертиз:

1. Судебная психолого-криминалистическая экспертиза. Изучение интеллектуальной деятельности, с том числе письменной и устной речи. Чаще других проводится психолого-почерковедческая экспертиза. Она предполагает распознание психологических особенностей личности по почерку. 2. Психолингвистическая экспертиза. Исследование устной и письменной речи (мимических, пантомимических, вокалографических и др. признаков), помогает установить личностные качества, психические состояния, проявляющиеся в речи, а также авторство письменного документа. 3. Психолого-педагогическая экспертиза. Выявляет закономерности обучения и воспитания ребенка, возникновения психической депривации, педагогической запущенности, возможностей родителей по воспитанию и обучению ребенка. 4. Психолого-автотехническая экспертиза. Устанавливает способность водителя к приему и переработке поступающей к нему информации о дорожно-транспортной ситуации, его индивидуально-психологические свойства и психофизиологическое состояние в момент ДТП. 5. Психолого-искусствоведческая экспертиза. При расследовании уголовных дел о незаконном распространении порнографический продукции. Устанавливает является ли видеофильм порнографическим или пропагандирующим культ насилия и жестокости. 6. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Устанавливает граничащие с патологией процессы, свойства и особенности личности подэкспертных, а также смежные психологические и психиатрические вопросы.

Изображение слайда

Похожие презентации