РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОЖНОКООРДИНИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ — презентация
logo
РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОЖНОКООРДИНИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ
  • РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОЖНОКООРДИНИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК
  • Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности
  • РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОЖНОКООРДИНИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ
  • РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОЖНОКООРДИНИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ
  • Пальчиковый игротренинг
  • Примерный комплекс и образцы упражнений для пальчиковой гимнастики (упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз). Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев
  • Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди
  • Упражнения с «замком» (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя «замка» -
  • Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления: наклоны вправо-влево, вперед-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая
  • «НОЖНИЦЫ» - разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе.
  • «КОГОТКИ» - сильное полусгибание и разгибание пальцев
  • Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление.
  • Прогибание ладони одной руки полусжатым кулаком другой с преодолением сопротивления Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем
  • Сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с мизинца, затем с большого, в кулак (одной руки, другой, двух одновременно)
  • «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ» - соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т.д.), а затем
  • «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ» - соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно). «КУЛАК — КОЛЬЦО» - пальцы одной руки
  • Самомассаж кистей и пальцев рук Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев
  • Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий
  • Растирание ладоней движениями вверх-вниз
  • Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев
  • Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек
  • Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами,
  • Занятия, упражнения и игры с использованием детской продуктивной деятельности
  • РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОЖНОКООРДИНИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ
  • РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОЖНОКООРДИНИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ
  • РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОЖНОКООРДИНИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ
  • Упражнения специальной графической подготовки
  • РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОЖНОКООРДИНИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ
  • Специальные физические упражнения
  • РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОЖНОКООРДИНИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ
  • Спасибо за внимание!
1/31

Слайд 2: Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых в медленном темпе. Темп и количество повторений постепенно увеличиваются. Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.). Особое место в развитии тонкой моторики занимает систематическая работа с ножницами (резание по контуру, вырезывание предметов по контуру «на глаз»)

Изображение слайда

Слайд 3

Важным условием полноценного овладения учебными навыками, в том числе письмом, являются достаточное развитие моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора и готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений. Готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки, степень окостенения запястья и фаланг пальцев и т. д. При овладении навыком письма немаловажную роль играет и организация предшествующей деятельности детей (изобразительной, продуктивной, бытовой, игровой), прямо или опосредованно влияющей на развитие функций руки.

Изображение слайда

Слайд 4

Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей, поступивших в первый класс, обычно приводит учителя к неутешительному выводу о том, что у большинства из них движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, что требует специальных сложнокоординированных движений ведущей руки. Обращает также на себя внимание и тот факт, что недостаточность развития мелких мышц рук часто наблюдается на фоне внешне благополучного состояния общей моторики. В работе в этими детьми педагогу надо реализовать специальную программу, направленную на развитие ручной умелости и совершенствование тонких и сложнокоординированных движений всех звеньев руки—плеча, предплечья и особенно кистей и пальцев рук. В эту программу могут быть включены следующие виды заданий.

Изображение слайда

эти игры и упражнения несложны по технике, но при регулярном использовании обеспечивают хо рошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Исследователи указывают, что включение в любой урок, занятие в группе продленного дня пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизируещее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи.

Изображение слайда

Слайд 7: Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди

Изображение слайда

Слайд 8: Упражнения с «замком» (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя «замка» - «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ»

Изображение слайда

Слайд 9: Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления: наклоны вправо-влево, вперед-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед)

Изображение слайда

Слайд 10: НОЖНИЦЫ» - разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе

Изображение слайда

Слайд 11: КОГОТКИ» - сильное полусгибание и разгибание пальцев

Изображение слайда

Слайд 12: Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление

Изображение слайда

Слайд 13: Прогибание ладони одной руки полусжатым кулаком другой с преодолением сопротивления Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильно сжимать подушечки больших пальцев

Изображение слайда

Слайд 14: Сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с мизинца, затем с большого, в кулак (одной руки, другой, двух одновременно)

Изображение слайда

Слайд 15: ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ» - соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т.д.), а затем «КРЕПКОЕ РУКОПОЖАТИЕ» - надавливание подушечек пальчиков

Изображение слайда

Слайд 16: ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ» - соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно). «КУЛАК — КОЛЬЦО» - пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются. «КУЛАК —ЛАДОНЬ» - руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется

Изображение слайда

Слайд 17: Самомассаж кистей и пальцев рук Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется

Изображение слайда

Слайд 18: Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий

Изображение слайда

Слайд 19: Растирание ладоней движениями вверх-вниз

Изображение слайда

Слайд 20: Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев

Изображение слайда

Слайд 21: Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек

Изображение слайда

Слайд 22: Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой

Изображение слайда

Слайд 23: Занятия, упражнения и игры с использованием детской продуктивной деятельности

Большим коррекционно-развивающим потенциалом с точки зрения совершенствования ручной умелости и тренировки мелких мышц руки обладают традиционные и ставшие уже привычными в школе виды детской продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание, вышивание, шитье), а также и нетрадиционные виды деятельности, пока еще мало используемые в практике учителей и воспитателей групп продленного дня: выкладывание мозаики; сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; ниткопись[*****]; вышивание с помощью связанной крючком цветной тесьмы по деревянной пластине с проделанными на равном расстоянии друг от друга небольшими отверстиями; изготовление оригами и т. д.

Изображение слайда

Слайд 24

Изображение слайда

Слайд 25

Изображение слайда

Слайд 26

Изображение слайда

Слайд 27: Упражнения специальной графической подготовки

История использования таких заданий и упражнений достаточно длительна. Особого внимания в ней заслуживают приемы, которые впервые были использованы в практике Монтессори- школ: ощупывание специально изготовленных деревянных контуров букв одним (указательным) пальцем или двумя (указательным и средним) пальцами ведущей руки, обведение их деревянной палочкой; осязание букв, изготовленных из наждачной бумаги и т. д.

Изображение слайда

Слайд 28

Среди современных систем упражнений следует отметить методику подготовки детской руки к письму, описанную Е. Н. Потаповой". В основе методики работа с разными трафаретами и лекалами: обведение с их помощью контуров геометрических фигур, предметов и последующая штриховка параллельными, волнистыми, круговыми линиями, а позже с элементами букв (полуовалами, петлями). Для штриховки дети могут использовать также книги серии «Раскрась сам» или собственные контурные рисунки. В том случае, если учитель не применяет описанную методику в работе со всем классом, он вполне может использовать ее в комплексе коррекционно-развивающих заданий для наименее подготовленных к письму детей.

Изображение слайда

Слайд 29: Специальные физические упражнения

Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) и других предметов, игрушек на уроках физической культуры и во внеурочной работе с детьми (гимнастика до уроков, физкультминутки и динамические паузы между ними, спортивные часы в группе продленного дня, подвижные игры на прогулке и т.д.) открывают учителю широкие возможности для выработки у школьников координированных движений всех звеньев рук и тренировки мелких мышц руки. Преимущество этих упражнений по сравнению с другими видами детской деятельности (рисование, графическая подготовка, лепка) заключается в одновременной тренировке обеих рук. Даже если приходится выполнять большое количество упражнений, непосредственно направленных на развитие тонких и точных движений рук, дети никогда не жалуются на усталость, так как все упражнения носят большей частью игровой характер

Изображение слайда

Слайд 30

Изображение слайда

Последний слайд презентации: РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОЖНОКООРДИНИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ: Спасибо за внимание!

Изображение слайда

Похожие презентации