Первый слайд презентации: Реформы образования в России XIX в
Презентацию подготовила Танасьева Елизавета Гр. Рял-31 Реформы образования в России XIX в.
Слайд 2
В начале XIX века в России становятся явственными изменения, порождавшиеся развитием буржуазных отношений во всех областях экономики, а также растущими международными торговыми отношениями. Развитие промышленности, внедрение новых технических и агрономических методов в сельском хозяйстве, растущие города, которые требовали развития транспорта, средств связи – все это усиливало потребность не только в специалистах, но и просто в грамотных людях, которые могли бы соответствовать требованиям времени.
Слайд 3
Но в то же время, по данным 1797 года, процент грамотного населения был очень низким: 9,2% в городе и всего 2,7% в селе. И этот показатель становится еще более удручающим, если учитывать, что только 4% жителей страны было городским. При этом следует помнить, что в начале XIX века грамотными считались те, кто мог начертать свою подпись. Это очень низкий критерий грамотности. Таким образом, идея просвещения в этот период должна была стоять очень остро.
Слайд 4
Молодой монарх Александр I, взошедший на престол в начале XIX века, обратился к новым общественным силам, которые помогли бы ему укрепить его положение – к либеральному реформизму.
Слайд 5
В связи с этим в 1802 г. создается Министерство народного просвещения. Его задачей становится полная реорганизация всего учебного процесса. В 1804 г. были опубликованы результаты работы Министерства: «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственным университетам».
Слайд 6
Согласно этим уставам, создавалась система администрирования учебными заведениями. Народное образование делилось на 4 ступени : приходские училища уездные училища гимназии; университеты.
Слайд 7
В основу системы были положены три принципа : - бесплатность, - бессословность (кроме крепостных крестьян), - преемственность учебных заведений При этом в гимназию и университеты не допускались дети крепостных крестьян и девочки.
Слайд 8: Приходские училища
Срок обучения – 1 год. Здесь велось обучение детей низших слоев, в которое входило религиозное воспитание, навыки чтения, письма, счета и подготовка к поступлению в уездное училище. Приходское училище в Павловском Посаде
Слайд 9: Уездные училища ( в уездных и губернских городах)
Срок обучения – 2 года. Предназначались для детей мелких торговцев, ремесленников, зажиточных крестьян. Учебный план предусматривал подготовку к поступлению в гимназию. Новая российская азбука, следующая для научения детей правильному чистописанию. 1809.
Слайд 10
В учебном плане было множество предметов - от Закона Божиего до рисования (Священная история, чтение книги о должностях человека и гражданина, география, история и т.д.). Большая загруженность учебного плана вела к большой нагрузке учителей и учащихся: по 6-7 часов занятий в школе ежедневно. Учителя обязаны были пользоваться только рекомендованными министерством учебниками.
Слайд 11: Гимназии ( в губернских городах)
Срок обучения – 4 года. Цель обучения – подготовка дворянских детей к госслужбе или к поступлению в университет. При гимназиях открывались пансионы, их воспитанники сверх гимназического курса изучали французский язык, танцы, музыку, фехтование, верховую езду. К 1850 г. в России было 47 таких пансионов.
Слайд 12
Гимназии разделялись на классические и реальные. В «классических» готовили к поступлению в университеты и в другие учебные заведения, основное время отводилось изучению древних языков, русской словесности, новых иностранных языков и истории. В «реальных» готовили для службы военной и гражданской, вместо древних языков было усилено преподавание практической математики, введено законоведение. Гравюра В.Турина, Казанская гимназия в начале 19 века
Слайд 13: Университеты
Срок обучения – 3 года. Согласно Уставу, разработка учебных планов, выбор ректора, деканов и профессоров производились ученым советом.
Слайд 14
В ся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Виленский, Петербургский, Казанский и Харьковский.
Слайд 15
Отмена крепостного права (1861) вызвала необходимость открытия школ для всех слоев населения: крестьян и помещиков, городских жителей. Стала остро осознаваться необходимость развития отечественной педагогической науки, возникла потребность в педагогической периодике, новых учебных книгах, разработке новых методик обучения. Подготовка учителей для разного типа школ, создание самих школ - все это были насущные проблемы середины XIX в.
Слайд 16
1864 году было разработано «Положение о начальных народных училищах». Цель народных училищ — «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания». Предметы преподавания: Закон Божий, чтение (книги гражданские и церковные), письмо, четыре действия арифметики, церковное пение. Народные училища были в ведении уездных и губернских училищных советов.
Слайд 17
В 1860 году было издано «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещении». Цель училищ — «сообщить ученицам то религиозно-нравственное и умственное образование, которое должно требовать от каждой женщины». В учебный план женских училищ входили : Закон Божий, русский язык, грамматика и словесность, арифметика и понятия об измерениях, география всеобщая и русская, история, начала естествознания и физики, чистописание и рукоделие.
Слайд 18
В 1863 году был введен «Университетский устав», предоставляющий некоторую автономию университетам – был создан Жесткие ограничения в деятельности университетов, установленные при Николае I были частично сняты. Женщины в университет не допускались. В университетах было 4 факультета: историко-филологический, физико-математический (с естественным отделением), юридический и медицинский. Открылось много новых кафедр.
Слайд 19
« Земства», созданные в 60-х гг., получили право открытия учебных заведений; они же должны были заниматься их материальным обеспечением. Земства разрабатывали планы всеобщего обучения, открывали школы, проводили курсы и съезды учителей, разрабатывали новые программы и учебники, создавали учительские семинарии (перед 1917 г. около 1/3 начальных сельских школ были земскими).
Слайд 20: Вывод
Реформы в образовании способствовали тому, что российская университетская наука и образование во второй половине XIX в. встали на уровень европейских стран. Перепись 1897 года выявила 21 % грамотного населения в Российской империи (по данным 1797 года процент грамотного населения был лишь 9,2%) Образование стало доступно всем социальным слоям российского общества.
Слайд 21: Источники информации
История России: учебник / А.С, Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.С. Сивохина – 3-е изд., перераб. И доп. – Москва: Проспект, 2011. – 528с. История России с начала XVIII до конца XIX века. Боханов А.Н., Горинов М.М. Отв. редактор А.Н. Сахаров. М.: АСТ, 2001. - 543с Википедия. Статья: Образование в Российской империи. https:// ru.wikipedia.org/wiki/ Образование_в_Российской_империи Образование в XIX веке. http :// www.rosimperija.info/post/391