Первый слайд презентации: Рисование: предметное, сюжетное, декоративное в работе с детьми дошкольного возраста
Слайд 2
В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида : предметное, сюжетное и декоративное. Рисование –один из самых любимых видов деятельности детей. Именно через рисунок ребенку легче всего передать свое состояние, поделиться наблюдениями, высказать отношение ко всему, что его окружает.
Слайд 4
Предметное рисование - изображение отдельных предметов. Подразумевается, что необходимо отобразить свойства и признаки конкретного предмета, а также его внутренний характер придав ему выразительности.
Слайд 6: Предметное рисование
рисование по памяти – развивает зрительную память, образное мышление, наблюдательность; рисование с натуры – дети учатся видеть предметы, воспринимать форму, цвет и воспроизводить все это в рисунках. Необходимо детально анализировать натуру. Предмет должен быть четким по форме и строению; по предварительному наблюдению – сначала показывают конкретный предмет, изучают его, запоминают, а потом рисуют.
Слайд 7
21.10.2021 http://aida.ucoz.ru 7 Основная задача обучения рисованию изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами. Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие: -научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением; -научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным; -передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; -развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.
-вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат; -познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими; -научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета; -научить приемам проведения прямых, округлых линий и замкнутых форм. Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем. Поэтому первой задачей здесь остается обучение рисованию прямых и округлых линий. Решение этой задачи связано с развитием движений руки, в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов.
Слайд 9: Вторая младшая группа
-научить изображению предметов округлой и прямоугольной форм, передаче их строения, основных частей и деталей; -научить использованию цвета как художественного выразительного средства; закреплять название основных цветов. -развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа; -совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками. Продолжаем работать над тем, как правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения карандашом и кистью во время рисования. Предлагаемая тематика рисунков знакома детям (рисование мячика, яблока, флажка), усложнение программного материала выражается в более точной передаче формы (овал, круг, прямоугольник) и аккуратной раскраске изображения.
Слайд 10: Средняя группа
-продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы; -формировать и закреплять представления о форме предметов(круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположению цветов; -закреплять оттенки цветов и добавлять новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); -учить детей заштриховывать рисунки карандашом, проводя линии только в одном направлении, не выходя за контур рисунка; -формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов(кукла, зайчик), соотносить их по величине. -проводить широкие линии всем ворсом кисти, а тонкие линии - кончиком кисти. -закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета.
Слайд 11: Старшая группа
Обучение детей старшей группы направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения. -научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей; -научить передаче в рисунке несложных движений; -развивать и совершенствовать чувство цвета; -развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью); научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками. Старшему дошкольнику доступны понимание и передача в рисунке изменений положения некоторых частей тела человека: поднятые руки, согнутые в коленях ноги (темы «Дети занимаются физкультурой», «Петрушка пляшет» и др.).
Слайд 12: Подготовительная группа
-научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению; -научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы; развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета); -развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета); -развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков, накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета). У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого. В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали.
Слайд 13
Н.П. Сакулина предложила все предметы, которые изображает ребенок, разделить на большие типовые группы: растения (овощи, фрукты, деревья и т.п.), животные (рыбы, птицы, четвероногие), человек, транспорт, здания. Все конкретные предметы, входящие в ту или иную группу, сходны между собой по внешнему виду, так как имеют общее назначение или условия жизни. В процессе специального обучения дети могут усвоить общие знания о связях между внешним видом и функцией предмета.
Слайд 14: Методы и приёмы обучения
Метод неоднократного наблюдения предметов О бследование Полный показ способа изображения Игровые приемы обучения
Слайд 15: Сюжетное рисование
по собственному замыслу – необходимо объяснить, как лучше передать в рисунке задуманное не навязывая своего мнения. Ребенку предоставляется возможность реализовать свои идеи; рисование на заданную тему – должно быть понятным, простым и интересным. Внимание детей направляется на главное, чтобы осознать, что именно будут рисовать; рисование иллюстраций к прочитанным произведениям – подобно рисованию на заданную тему. Внимание детей сосредотачивается на определенном эпизоде. Необходимо помочь выделить главное, правильно скомпоновать рисунок.
Слайд 17: Задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие
- научить передаче содержания темы, выделению в ней главного; - научить передавать взаимодействия между объектами; - научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.
Слайд 18: Принципы для определения тем изображения
- первый принцип отбора тем - учет эмоционально-интеллектуального опыта, который складывается у детей в процессе их жизни и деятельности в детском саду и в семье; - второй принцип отбора содержания: формирование обобщенных способов изображения, пригодных для воплощения образов целой группы сходных по внешнему виду, форме и строению предметов, т.е. типичных. - третий принцип для отбора содержания - учет последовательности освоения изобразительных умений и навыков. Это означает, что отбор системных знаний, содержания, воплощенного в тематике, подчиняется специфике деятельности и доступным детям задачам изображения; - четвертый принцип объединяет в себе два предыдущих: учет необходимости повторения сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности детей в направлении повышения их самостоятельности и все большей активизации творчества в процессе познания, а затем и в процессе образного отражения впечатлений; - пятый принцип - учет сезонных явлений, местного окружения - природного и социального, социальных явлений и т.п.; - шестой принцип - по возможности учет индивидуального эмоционально-интеллектуального опыта детей как условие актуализации ценных и действенных мотивов деятельности, активизации соответствующих чувств, воображения, целенаправленности деятельности, а, следовательно, и творческих проявления дошкольников.
Слайд 19
Обучение детей сюжетному рисованию начинают в средней группе. Правда, в младшей группе некоторые темы, предлагаемые для рисования, звучат как сюжетные (например, «Колобок катится по дорожке», «Идет снег, засыпал всю землю» и др.). Но в них не требуется передача действия сюжета. Указание на сюжетность рисунка применяют для создания у детей интереса к изображению простейших форм.
Слайд 20: Задачи сюжетного рисования в средней группе следующие:
изображать 2-3 предмета, связанных между собой по смыслу; приобретать композиционные умения (учить располагать несколько предметов на одной линии, изображающей пространство, рядом друг с другом или на всем листе без обозначения линией земли и неба).
Слайд 21: Задачи сюжетного рисования в старшей группе следующие:
научить изображению смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений между ними; развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта); развивать чувство цвета.
Слайд 22: Приобретенные детьми старшей группы навыки и умения позволяют педагогу усложнить задачи обучения детей 6-7 лет. Для этого необходимо :
разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу; научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, наклон, бег и т.п.); развивать композиционные умения - научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких - внизу листа и удаленных - вверху (без изменения размеров); развивать чувство цвета - учить самостоятельно передавать колорит, соответствующий сюжету.
Слайд 23
В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Например, в рисовании на тему «Строительство дома» дети самостоятельно решают вопрос, какой дом, кто его строит, где и т.д. В рисовании на тему сказок «Гуси-лебеди», «Морозко» и других ребята выбирают из произведения тот эпизод, который им хотелось бы изобразить.
Слайд 24
Тематика сюжетного рисования в старшей группе определяется прежде всего теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы, например «Праздник». Они могут нарисовать что-либо, не имеющее отношение к теме, или поставить перед собой непосильную задачу, не соответствующую их умениям, например рисование демонстрации.
Слайд 25: Декоративное рисование
Используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет. Обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет. Элементы: Мазок – лёгкий декоративный элемент и включается в узор первым. Точка требует овладения новым приёмом работы с кистью (кисть держится вертикально) и развитий координации движений. Чередование – сложный элемент, основан на сочетании нескольких форм (чередование либо по форме, либо по цвету)
Слайд 28: Задачи:
- развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; -развивать чувство цвета; -развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве; -совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом. Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать. В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга.
Слайд 29: Младшая группа:
Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия - не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.
Слайд 30: Средняя группа. Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет
Задачи: -развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге; -развивать чувство цвета - умение красиво сочетать контрастные цвета; -развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм - простых элементов узора; -развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).
Слайд 31
Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется. Мазок - самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти. Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах. Чередование - более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету. Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе. В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка. Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах - квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга - край и центр.
Слайд 32: Старшая группа
- симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета; использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы; -находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; -умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).
Слайд 33
Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров. Детей учат в первом квартале новому приему построения узора на круге - заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, розета и шестиугольник - формы, более сложные для построения узора. В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету. В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы - растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов. В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В старшей группе детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковских - птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и ритмичен - сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами.
Слайд 34: Подготовительная группа:
Задачи -развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в -зависимости от их особенностей и назначения предмета; -развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях; -учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов -совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами.
Последний слайд презентации: Рисование: предметное, сюжетное, декоративное в работе с детьми дошкольного
В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы - прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов - вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка - линейный орнамент, на округлой части - узор из центра). Усложняется и понятие о симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение. Затем дети осваивают еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента - повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуют различные узоры для тканей, кукольных платьев. Узор на треугольнике строится не только по краю и в углах, а может начинаться из одного угла и распространяться на весь треугольник. В этом случае используется форма не равностороннего треугольника, а равнобедренного с прямым или тупым углом. Ребята рисуют на них всевозможные узоры косынок. Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм (растений, животных). Дети подготовительной к школе группы могут применять в своем узоре элементы народных декоративных росписей, сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном данной росписи (хохломская, дымковская, украинская и другие росписи). Кроме росписи глиняных игрушек по образцу дымковских, дети могут раскрашивать блюдца, тарелочки, стаканчики из папье-маше по мотивам хохломской или жестовской росписи. В подготовительной группе ребята учатся использовать не только краски, но и цветные карандаши. В более младших группах карандаши применялись только в тематическом рисовании, так как дети не могут достигнуть в рисунке карандашом нужного цветового эффекта, который так важен в декоративном узоре. Технические трудности в аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил детей.