Первый слайд презентации: Рождение нового мира, глава 1
«Европейское чудо», § 1 25.11.2022 Европа становится лидером мира. Рост населения. Наступление капитализма. Транспортная революция. Торговля преображает мир.
Слайд 2
1.Европа становится лидером мира Экономика Европы до XVI века уступала экономике Востока Научная, военная, аграрная, демографическая революции Наиболее развитые страны Европы К XVIII начался стремительный экономический рост европейских стран Удачное расположение Европейского континента Отсутствие набегов кочевников, процветание конкуренции Великие географические открытия, Реформация Появление и развитие капитализма, модернизация Модернизация – переход от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу
Слайд 3
«Европейское чудо» - появление к концу века машинного производства заложившего фундамент европейской промышленности в XIX в. Увеличились темпы развития – Нидерландов, Англии, Франции. До XVI в. экономика Европы уступала ряду регионов Востока и Китаю. Только к началу XVIII в. Европа накопила потенциал, который обеспечил начало экономического роста.
Слайд 4: Основы «взлета» государств:
Европа удачно расположена географически Избежала разрушительных набегов кочевников В Европе процветала конкуренция Великие географические открытия позволили получить доступ к заморским ресурсам Импульс к развитию дала Реформация – возможность выбрать веру. Модернизация - переход от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу.
Слайд 5: Европейцев становится больше
До XVIII в. высокая рождаемость сопровождалась высокой смертностью: Эпидемии и войны, Превратности климата, Плохая гигиена и низкий уровень медицины За XVIII в. население Европы увеличилось примерно с 110-120 млн. чел. до 187 млн.
Слайд 6
Средние века Высокая рождаемость Высокая смертность XVIII век Снижение смертности Рост численности населения Европы 1700 год 1800 год 110-120 млн 187 млн Каждый пятый житель Земли был европейцем, 2/3 людей жили в странах Азии Высокая рождаемость
Слайд 7
Рост населения по странам Страна Годы 1700 1800 Франция 21-22 млн 29 млн Германские государства 15 млн 25 млн Англия (с Уэльсом и Шотландией 5, 74 млн (1750) 10,5 млн Ирландия Увеличилось более, чем в 2 раза Венгрия Увеличилось в 5 раз Причины увеличения роста населения Улучшение европейского климата Новые методы и технологии в сельском хозяйстве Снижение эпидемий, улучшение санитарии и гигиены
Слайд 8
2. Рост населения Томас Мальтус (1766—1834) В 1798 году б ыла опубликована книга Essay on the Principleа of Population («Очерк о законе народонаселения ») Мальтузианство Закон этот состоит в проявляющемся во всех живых существах постоянном стремлении размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количестве пищи Рост населения запустил многие экономические процессы, рост спроса на продукты питания, промышленные товары, рост рынка рабочей силы
Слайд 9
3. Наступление капитализма Капитализм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, юридическом равенстве и свободе предпринимательства XVIII век Увеличение количества денег в экономике Рост числа покупателей и потребителей услуг Использование наемного труда Вкладывание обратно прибыли в производство Рациональное обустройство хозяйства Поиск способов развития в кредит Капиталистические методы развития (стр. 18)
Слайд 10
В XVII в. в городах преобладали: Цехи и гильдии, Значительная часть товаров производилась на селе, Крупная промышленность была сосредоточена на мануфактурах
Слайд 11
В XVIII была завершена аграрная революция (перестройка сельского х озяйства ради увеличения его доходности)
Слайд 12
Строительство новых и улучшение старых дорог Перевязка по рекам и каналам Транспортная революция – долгий процесс, начавшийся в XVIII веке с улучшения имеющихся средств сообщения и закончившийся в XIX веке с развитием железных дорог XVIII век
Слайд 13: Транспортная революция
Путешественники по прежнему передвигались пешком, на собственных лошадях или повозках. Появились дилижансы – многоместные кареты, перевозившие пассажиров между городами. процесс, начавшийся в XVIII в. с улучшения имеющихся средств сообщения и закончившийся в XIX в. с развитием железных дорог. Первой стала решать эти проблемы - Англия Более прочное дорожное покрытие Новые виды повозок Строились платные дороги Строительство каналов
Слайд 14: Торговля преображает мир
До XIX в. выход в мир европейским государствам давали порты. Из Восточной Европы на кораблях везли зерно, древесину, лен, пеньку. Северная Европа экспортировала металлы. Какие товары вывозили европейские страны? А какие вывозили из-за океана? Стр. 19 (экспорт / импорт)
Слайд 15
XVIII век стал временем расцвета европейской заморской торговли Европейское разделение труда Расширение производства Новые рынки сбыта Торговля становится международной Политика меркантилизма – убежденность в том, что страна должна продавать как можно больше, а покупать как можно меньше, чтобы золото не уходило за рубеж «Треугольная торговля»: из Великобритании корабли отправлялись к западному побережью Африки, там закупались рабы, продавались в Вест-Индии или Северной Америке, загружались колониальными товарами и плыли обратно.
Слайд 16: Вывод:
За столетие территории, контролируемые европейцами, выросли в несколько раз. На протяжении двух веков мир будет зависеть от Европы.
Слайд 17
Эпоха Просвещения, § 2 25.11.2022 План урока: «Республика философов». Новый взгляд на человека и общество. Веротерпимость. Космополитизм. Развитие науки в XVIII в. Глоссарий: Просвещение, философы, просветители, энциклопедия, энциклопедисты, Гуманизм.
Слайд 18
Идеология Просвещения Линии сравнения: Имя философа Годы жизни Страна Произведения Основные идеи, взгляды Общий вывод
Слайд 19: Вольтер Франсуа Мари Аруэ (1694-1778гг.)
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ: Сторонник просвещенной монархии. Уничтожение религиозного фанатизма и суеверий. Отрицательное отношение к церкви. Считал необходимым отмену всех сеньориальных повинностей.
Слайд 20: Шарль Луи Монтескье (1689-1755гг.)
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ: Противник деспотизма, защитник свободы. Свобода – право делать то, что дозволено законом. Разработал учение о разделении властей на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную
Слайд 21: Шарль Луи Монтескье (1689-1755гг.)
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ: Установление конституционной монархии. Защита частной собственности и личной свободы граждан.
Слайд 22: Жан –Жак Руссо (1712-1778гг.)
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ: Источник всех бедствий –частная собственность. Народ-источник власти. Идеал государства – демократическая республика мелких собственников. Уравнять крайности богатства и бедности.
Слайд 24: Основные идеи
Незыблемость прав личности. Необходимость народного представительства. Равенство всех перед законом. Отмена абсолютной монархии. Свобода предпринимательства. Против католической церкви и религии. Памятник Д.Дидро в Париже
Слайд 26: Основные идеи:
Рыночное хозяйство – основа свободы и независимости человека. Полная свобода конкуренции. Свободная торговля. Упразднение ремесленных цехов и купеческих гильдий. Реформа налогообложения. «Мир, легкие налоги и терпимость в управлении» – этого достаточно для процветания государства.
Слайд 27: Основные идеи Просвещения и их значение
Критика: церкви, старинных традиций, абсолютной монархии. Достоинствами считали: способность человека к общению, участие человека в коллективной созидательной деятельности, развитие просвещения народа.
Слайд 28: Вывод:
Значение идей Просвещения в том, что просветители выдвинули новые теории, прогрессивные и революционные для XVIII века. Домашнее задание: §§ 1, 2, вопросы и задания стр.20, 32
Слайд 29
Европа меняющаяся, § 3 25.11.2022 План урока: В деревне и городе. Семья и дети. Еда и напитки. Человек воспитанный. Глоссарий: Урбанизация, «фонарный налог», полиция, цивилизованность.
Слайд 30
Больших городов было немного. Наиболее крупными считались Лондон, Париж, Неаполь. В деревне и городе Урбанизация - процесс роста городов и повышения их роли в обществе Изменений в городской жизни было намного больше. Активно шла урбанизация Численность европейского населения Численность некоторых европейских стран в XVII-XVIII вв. Век Численность населения (млн. человек) Страна Численность населения (млн. человек) в XVII в. В XVIII в. Нач. XVII в. 95 Франция Около 20 Около 26 Нач. XVIII в. 130 Англия Около 5 Свыше 6 Нач. XIX в. 190 Пруссия Свыше 1 Свыше5,6 Испания Около 7.5 Около 10,4
Слайд 31
Дать определение термину «урбанизация» Работа в парах : составить схему «Крупные города Европы». Работа с датами. 1 ноября 1755 года; 1736 г. Что такое «фонарный налог»? Каким образом «боролись» с мусором в городах?
Слайд 32
Средневековый город Город в XVIII в. Город окружен крепостной стеной Городское строительство вышло за рамки крепостной стены Улицы очень узкие, площади маленькие, тесные Появились широкие улицы и более просторные улицы Очень мало общественных зданий: собор, ратуша, иногда госпиталь, где содержат больных, инвалидов Появляется много общественных зданий, большое количество соборов, госпиталей, в крупных городах появляются биржи, банки, крытые рынки Готический архитектурный стиль применялся только при постройке общественных зданий и дворцов Жилые дома, особняки и дворцы строятся с господствующим архитектурным стилем ( барокко, рококо, классицизм) Знать проживала за городской чертой в своих владениях Строятся многочисленные дворцы, особняки, где живут представители привилегированных сословий и богатые буржуа. (стр. 205) Вывод: ???
Слайд 33
Дворец Келуш. Португалия Барокко Базилика дель Санта Кроче, Лечче,Италия. Классицизм Рококо Собор Святого Павла в Лондоне Работаем в группах: составить схему по теме Группа – стр. 50-53 п.2 «Семья и дети»; Группа – стр. 53-55 п.3 «Еда и напитки»; Группа – стр. 55-56 «Человек воспитанный»
Слайд 34
С чем это может быть связано ? Семья и дети У. Хогарт. Модный брак. В Европе нового времени в брак вступали довольно поздно. В среднем, в XVIII веке мужчинам было 28-29 лет, женщинам 25-26 лет. В состоятельных буржуазных семьях женились раньше, в дворянских еще раньше, там невесте могло быть 18 а жениху 21. Незамужними оставались 10-20% женщин. В семьях аристократии % был выше. Почему? Продолжительность 30 % браков не дольше 15 лет. Почему?
Слайд 35
Семья и дети Меняется отношение к образованию. Под влиянием научной революции мир перестает восприниматься как опасный и непредсказуемый. Познавая его законы люди учатся его менять. Возникает идея, что точно также можно и нужно изменять человека. Появляется литература, посвященная воспитанию. Открываются учебные заведения. Ж-Б Шарден. Мальчик с юлой.
Слайд 36
Во Франции широкую известность получила деятельность «Братьев христианских школ». Это общество организовал Жан-Батист де Ла Саль. Обучение здесь шло на родном языке, в школе использовались самые передовые методы, обучение было тесно соединено с воспитанием, в школе почти отсутствовали наказания. Учить в этих школах своих детей стремились многие родители, поэтому быстро росло число классов. К концу XVIII в. «братья» имели 441 класс, где обучалось более 130 тыс. детей. Семья и дети Более подробно об образовании тут
Слайд 37
Для бедных слоев населения основу питания составляли зерновые культуры. Богатые люди могли себе позволить молочные продукты. В приморских странах морепродукты. Мясо и рыбу ели в основном в соленом виде. Благодаря колониям на столах появляется сахар, специи, индейка, кофе, шоколад. Начинают выращивать помидоры, фасоль. На Пиренейском полуострове завоевывает прочные позиции кукуруза. К концу XVIII века в общий рацион входит картофель. Хотя введение этого продукта сопровождалось сопротивлением со стороны населения. Еда и напитки Мелендес Луис Эгидио
Слайд 38
«цивилизованность», «воспитанный ребенок» - широко распространенные словосочетания XVIII века. Зарождается личная гигиена. Получают распространение носовые платки, ночные рубашки. Человек воспитанный Т. Гейнсборо. Утренняя прогулка
Последний слайд презентации: Рождение нового мира, глава 1
Жизнь людей в Европе XVIII века быстро менялась. Увеличились темпы урбанизации, стали современными города и интерьеры городских домов, питание стало более разнообразным, начали уделять немало вниманию воспитанию детей. Вывод Домашнее задание: § 3, вопросы и задания 56-57; Опережающее задание к теме «Мир художественной культуры Просвещения» - подготовить презентацию (3-5 слайдов) о любом деятеле культуры ( §4 ).