Слайд 2: План
Предпосылки философии Нового времени. Основные характеристики философской мысли. Основные направления философии XVII века. Основные направления и представители философии эпохи Просвещения. Учение о человеке и обществе. Основные идеи социальной философии. Историческое значение идеологии Просвещения.
XVII – XIX вв. в истории философии называется философией эпохи Нового времени
Начало XVII века Бурное развитие естествознания
Слайд 5
Потребности мореходства Развитие астрономии Строительство городов Кораблестроение Военное дело Развитие математики и механики
Слайд 6
Новая наука опирается на практику материального производства Изобретение машин в текстильной промышленности Совершенствование орудий труда в угольной и металлургической промышленности
Слайд 7
Торричелли Эванджелиста 1608-1647 Итальянский математик и физик, ученик Галилея Э.Торричелли экспериментально установил факт давления воздуха, изобрёл ртутный барометр и воздушный насос.
Слайд 8
И.Ньютон сформулировал основные законы механики, в том числе закон всемирного тяготения. Исаак Ньютон 1642-1727 Английский математик, физик, механик и астроном Роберт Бойль 1627-1691 Английский физик, химик, богослов Р.Бойль применил механику в химии, разработал понятие химического элемента.
Слайд 9
Уильям Гильберт 1544-1603 Английский физик Английский физик У.Гильберт исследовал свойства и практическое применение магнита. Уильям Гарвей 1578-1657 Английский медик, основоположник физиологии и эмбриологии У.Гарвей открыл кровообращение и эмпирически исследовал его роль.
Слайд 10
Бурное развитие науки оказало огромное воздействие на философию Нового времени. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией В борьбе против господства религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования
Слайд 11
Выдающиеся философы в Европе XVII века Англия Ф.Бэкон 1561-1626 Т.Гоббс 1588-1679 Дж.Локк 1632-1704 Франция Р.Декарт 1596-1650 Б.Спиноза 1632-1677 Голландия Германия Г.Лейбниц 1646-1716
Слайд 12: Основные черты философии Нового времени
Эмпиризм – опора на опыт Рационализм – опора на разум Высокая роль науки – наука как способ улучшения жизни человека и общества Социальный оптимизм – вера в устройство общества на разумных началах
Слайд 13
В центре внимания философии Нового времени – теория познания Главная проблема Поиск философского научного метода Задача Получение достоверного знания, ставшего основанием всей получаемой системы знаний
Слайд 14: Основные гносеологические направления философии XVII века
Основные гносеологические направления Эмпиризм Рационализм
Слайд 15
Эмпиризм Философское направление Чувственный опыт Единственный или важнейший источник человеческого познания Индукция Истинный метод в философии и всех науках
Слайд 16
Френсис Бэкон 1561-1626 Английский философ Ф.Бэкон является основоположником эмпиризма. Френсис Бэкон родился в аристократической семье. Получив юридическое образование, достиг вершин власти, став лорд-канцлером Англии. Однако вскоре его обвинили во взяточничестве и отправили сначала в тюрьму Тауэр, а затем – в ссылку. В ссылке Бэкон занимался научными экспериментами. Умер он от простуды при исследовании свойства холода для замораживания и хранения продуктов.
Слайд 17
Основные идеи Ф.Бэкона Научное знание способно принести человечеству огромную пользу, значительно улучшив его жизнь Наука получает знания на основе опыта и экспериментов Индукция (метод обобщения от частного к общему) – главный способ получения новых знаний Помимо опыта в науке важен и разум
Слайд 18
Статуя Бэкона в часовне Тринити-колледжа Препятствия на пути познания Препятствиями на пути познания могут быть 4 типа заблуждений, которые Бэкон называет «идолами» Идолы рода – заблуждения всего человечества, наделение явлений природы человеческими чертами Идолы пещеры – индивидуальные заблуждения, основанные на личных предпочтениях, чувствах, способах понимания мира Идолы рынка – употребление слов, имеющих неопределённый смысл. Наука должна мыслить строгими терминами Идолы театра - слепая вера в авторитеты и догмы
Слайд 19
Рационализм Философское направление Разум Основная способность познания человека Дедукция Истинный метод в философии и всех науках
Слайд 20
Рене Декарт 1596-1650 Французский философ, математик, физик и физиолог, основоположник рационализма Нового времени. Основные произведения: «Рассуждения о методе» и «Начала философии». Самое знаменитое высказывание: «Мыслю, следовательно, существую».
Слайд 21
Занимая места в театре «согласно купленным билетам», мы даже не подозреваем, кто и когда предложил ставший обычным в нашей жизни метод нумерации кресел по рядам и местам. Оказывается, эта идея осенила Декарта. Декарт не уставал дивиться путанице, перебранкам, а подчас и вызовам на дуэль, спровоцированным отсутствием элементарного порядка распределения публики в зрительном зале. Предложенная этим великим человеком система нумерации, в которой каждое место получило номер ряда и порядковый номер от края, сразу сняла все поводы для раздоров и произвела настоящий фурор в парижском высшем обществе. Аристократы-театралы не переставали осаждать короля просьбами наградить учёного за столь замечательное изобретение. Однако тот упорствовал: «Вы говорите, что даже у англичан нет ничего подобного? Да, это замечательно, да это достойно ордена! Но философу? Нет, это уж слишком».
Слайд 22
Рене Декарт родился в семье небогатого землевладельца. После окончания иезуитского колледжа переехал в Париж. Устав от столичной жизни, Декарт покидает Францию, записавшись в голландскую армию, а затем баварскую. На военной службе у Декарта происходит переоценка ценностей, после которой он посвящает свою жизнь науке. Основные работы Декарта написаны в Нидерландах – наиболее свободной в то время стране Европы. Декарт говорил, что философией надо заниматься несколько часов в году, а человек, работающий головой, должен много спать. Сам он спал до полудня и больше. В 1649 г., приняв приглашение шведской королевы Христины, Декарт уезжает в Швецию почитать ей лекции. Христина вставала в 5 утра, и после завтрака Декарт должен был беседовать с нею о философии. Вскоре Декарт заболел воспалением лёгких и умер, не выдержав холодного климата и режима работы, установленного королевой.
Слайд 23
Основные идеи философии Р.Декарта В основании философии – разум, мышление Познание осуществляется не чувствами, а умом Метод Декарта – это дедукция, движение от общего к частному Материя и сознание – равноправные и взаимосвязан-ные начала Человек – единственное существо, состоящее из двух начал – материального и духовного
Слайд 24: Общий ход философских рассуждений Декарта
1.Во всём – явлениях, вещах, знаниях – можно сомневаться. То, что я вижу или знаю, может быть сном, иллюзией, галлюцинацией или обманом. 2.Очевидно, что нельзя сомневаться в том, что я сомневаюсь. Поэтому сомнение существует. 3.Нельзя сомневаться, не мысля. Если я сомневаюсь, то я тем самым уже мыслю. 4.«Мыслю, следовательно, существую»
Слайд 25: Эпоха Просвещения
Просвещение Движение в европейской культуре Зародилось в XVII веке Господствовало в XVIII веке Постепенно охватило разные страны – Англию, Францию, Голландию, Италию, Германию, Россию и др.
Слайд 26: Просвещение
Просвещение Форма идеологии Вера в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества и освобождение от оков невежества и суеверия
Слайд 27
Философы эпохи Просвещения поставили своей целью Распространение ценностей научности и рациональности Применение ценностей научности и рациональности к общественной жизни
Слайд 28: Французское Просвещение
Идеи Просвещения нашли благодатную почву для своего развития во Франции, которая и дала миру «классические» просветительские произведения. Для эпохи Просвещения характерен культ разума науки познания
Слайд 30
Концентрированным собранием знания эпохи стала французская «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел». Вдохновителем «Энциклопедии» был Дени Дидро. Дени Дидро 1713-1784 Появление «Энциклопедии» показало, что ведущей силой в обществе становится наука, а не религия.
Слайд 31: Основные направления философии Просвещения
Основные направления философии Просвещения Деизм Материализм Атеизм Вольтер Ш.Монтескье Ж.-Ж.Руссо Д.Дидро К.А.Гельвеций П.А.Гольбах
Слайд 32
Деизм Представление о Боге, согласно которому Бог творит мир, приводит его в движение и устанавливает законы, но далее не вмешивается в естественный ход природных событий Материализм Философское учение, признающее первичность материального начала и зависимость от него начала идеального (духовного) Атеизм Философское убеждение, отрицающее существование Бога и Высших Сил во всех их формах и разновидностях
Слайд 33: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) 1694-1778
Имя Вольтер было одним из 137 псевдонимов Франсуа Мари Аруэ, оставившего огромное литературное наследство – его собрание сочинений составляет десятки томов. С молодых лет Вольтер проявлял свободомыслие: за сатиру, высмеивающую порядки Франции того времени, 23-летний писатель провёл около года в Бастилии. Затем, после триумфальной постановки его пьесы «Эдип» и пришедшей к нему славы, Вольтер опять попал в Бастилию, а затем вынужден был уехать в Англию, так как из Франции был выслан. Вернувшись во Францию, Вольтер стал интересоваться науками. Его сочинения принесли ему европейскую славу, в 1745 г. он был избран во Французскую Академию. В 1758 г. поселился в приобретённом им имении вблизи границы со Швейцарией в местечке Ферне, где прожил 20 лет. В этот период им были созданы самые значительные произведения. Незадолго до смерти посетил Париж, где и умер.
Слайд 34: Основные идеи философии Вольтера
Основная направленность – критика феодального общества и религии «Раздавите гадину!» - лозунг, означавший неприятие католической церкви «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать» - религиозная вера необходима, так как она помогает управлять людьми
Слайд 35: Основные идеи Вольтера
Вольтер был сторонником деизма Бог сотворил мир, привёл его в движение, установил в нём законы, но далее не вмешивается в естественный ход природных событий Вольтер боролся против крепостничества, выступал за равенство граждан перед законом, свободу слова, отмену сословных привилегий Политический идеал – «просвещённая монархия» во главе с образованным и мыслящим монархом
Слайд 36: Жан-Жак Руссо 1712-1778
Один из самых видных представителей французского Просвещения. Родился в Швейцарии, в Женеве. Отец его был ремесленником-часовщиком, мать умерла при рождении сына. Отец отдал мальчика учиться ремеслу, но это его не занимало, и в 16 лет он уехал из Женевы. Ради заработка занимался различной работой, переезжая с места на место. В 1741 г. приехал в Париж. В 1749 г. он стал победителем конкурса Дижонской Академии. Руссо – автор знаменитого произведения «Общественный договор», которое явилось теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав.
Слайд 37: Теория общественного договора
Руссо, как и большинство мыслителей этого времени, был сторонником теории общественного договора, согласно которой люди первоначально существуют в «естественном состоянии» - без какой-либо внешней власти и насилия над собой. Для того чтобы обеспечить защиту прав каждого на жизнь и свободу, народ передаёт часть своих свобод группе людей, которые взамен обязуются охранять эти права. Этим соглашением объясняется возникновение государственной власти. Так как власть дана народом, следовательно, народ имеет право отобрать её, если монарх не выполняет соглашения.
Слайд 38: Материализм эпохи Просвещения
Новым этапом в развитии материалисти-ческого направления европейской философии стали Атеизм Признание самодвижения материи Господство в мире причинности
Слайд 39: Механистический материализм
Жюльен Офре де Ламетри 1709-1751 Французский врач, философ-материалист Материализм просветителей носил механистический характер. Самым ярким примером механистического характера материализма философов-просветителей может служить сочинение Ламетри «Человек-машина», в котором поведение человека и его мышление объяснялись как функции механизма с позиций механики. Философы стремились объяснить мир в присущих механике понятиях.
Слайд 40: Дени Дидро 1713 -1784
Французский философ, учёный-энциклопедист. Родился в г.Лангре. Его отец был ремесленником и воспитывал сына в религиозном духе, готовил его для роли священника. Однако молодой Дидро посвятил себя литературной деятельности и изучению наук. За распространение материалистических взглядов был посажен в Венсенский замок. В 1754 г. Дидро опубликовал серию афоризмов, озаглавленную «Мысли к истолкованию природы».
Слайд 41: Основные идеи Д.Дидро
Всё, что существует, - материально, мир никем не сотворён Движение присуще самой материи как её основное свойство Весь движущийся материальный мир – необъятная и непрерывная цепь естественных причин и следствий Всё в мире имеет свою причину, всё необходимо, случайностей нет
Слайд 42: Учение о человеке и обществе
Человек – часть природы Человек стремится ко всему, что ему приятно и полезно, избегает всего, что доставляет ему страдания В неразумно устроенном обществе человек портится Не природа создаёт плохих людей, а общество делает их такими Чтобы изменить людей, надо изменить общественное устройство, сделать его разумным
Слайд 43: Учение о человеке и обществе
Общая идея Переустройство жизни на разумных началах Способ достижения этой цели Распространение положительных практически полезных знаний среди широких кругов образованных людей, в том числе среди правителей Одна из главных задач Борьба с религиозными воззрениями и с учениями Р.Декарта и Г.Лейбница, которые обосновывали возможность доказательства бытия Бога
Слайд 44
Человек Часть природы Природа Существует сама по себе, она материальна Материя Вечна и обладает свойством – движением, под которым понималось механическое перемещение Телесное материальное существо, обладающее телесными чувствами, связывающими его с остальной природой и направляющими его жизнь Человек
Слайд 45
Человек Добр по своей природе Смысл просветительской философской антропологии Одушевлённая, чувствующая машина Человек
Слайд 46: Основные идеи социальной философии
Идея природного равенства людей, теория естественных прав человека Т. Гоббс, Дж.Локк Теория общественного договора Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо Концепция правового государства Дж. Локк и др.
Слайд 47: Философская концепция истории
Вольтер Кондорсе Руссо Философы-просветители развивают учение об историческом процессе. Человек – движущая сила истории
Слайд 48: Историческое значение философии Просвещения
Между французским просвещением и французской буржуазной революцией 1789-1794 гг. – прямая связь Философы-просветители сыграли огромную роль в подготовке умов к сокрушению феодальной системы и утверждению буржуазного строя Философы-просветители писали о необходимости уничтожения феодально-сословного строя, деспотизма, власти католической церкви Идеи философов-просветителей объективно служили предвестницами буржуазных революций в Европе
Последний слайд презентации: Философия эпохи Нового времени и Просвещения
Взятие Бастилии 14 июля 1789 г. Арест Людовика XVI в. Восстание 10 августа 1792 г. Под лозунгом просветителей «Свобода, равенство, братство» в конце XVIII века (1789-1793) во Франции прошла революция, изменившая облик Европы Санкюлот