Русская публицистика XV-XVI вв — презентация
logo
Русская публицистика XV-XVI вв
  • Русская публицистика XV-XVI вв.
  • Русская публицистика XV-XVI вв.
  • Русская публицистика XV-XVI вв.
  • Русская публицистика XV-XVI вв.
  • Русская публицистика XV-XVI вв.
  • Русская публицистика XV-XVI вв.
  • Русская публицистика XV-XVI вв.
  • Русская публицистика XV-XVI вв.
  • Русская публицистика XV-XVI вв.
  • Русская публицистика XV-XVI вв.
  • Русская публицистика XV-XVI вв.
  • Русская публицистика XV-XVI вв.
  • Русская публицистика XV-XVI вв.
  • Русская публицистика XV-XVI вв.
  • Русская публицистика XV-XVI вв.
  • Русская публицистика XV-XVI вв.
  • Русская публицистика XV-XVI вв.
1/17

Первый слайд презентации: Русская публицистика XV-XVI вв

Изображение слайда

Слайд 2

«Никогда прежде не спорили так много в Древней Руси, как в первой половине XVI века » ( Д. С. Лихачев )

Изображение слайда

Слайд 3

Русская публицистика XV-XVI вв. Жанры : поучения, повести, притчи, трактаты, диалоги, послания, письма, челобитные и др. Авторы: Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, митрополит Даниил, Вассиан Косой, Максим Грек, старец Филофей, митрополит Макарий, протопоп Сильвестр, Иван Пересветов, Ермолай- Еразм, царь Иван Грозный, князь Андрей Курбский, Паисий Ярославов, Иннокентий Охлебинин, митрополит Спиридон, Георгий Скрипица, Федор Карпов, Феодосий Косой и др.

Изображение слайда

Слайд 4

Русская публицистика XV-XVI вв. Историческая обстановка 1) конец XV в. - подъем еретического движения в России - «ересь стигольников » (Новгород и Псков, 70-е годы XIV века) «ересь жидовствующих » (Новгород, 1470  г. ) Существование на Руси в XV и XVI веках ереси можно охарактеризовать как широкое реформатское движение, в основных своих чертах напоминающее такие же движения той же поры в Западной Европе (деятельность Мартина Лютера).

Изображение слайда

Слайд 5

Русская публицистика XV-XVI вв. Стригольники - отвергали всю церковную иерархию и монашество, «весь вселеньский собор, патриархов и митрополитов, и епископов, и игуменов, и попов, и весь чин священньчьскый », который ставится за деньги (« по мзде »); - осуждали стяжательство духовенства ; - выступали против обрядов : отвергали заупокойные молитвы и приношения «по душе », не признавали таинств тела и крови христовой; выступали против исповеди.

Изображение слайда

Слайд 6

Русская публицистика XV-XVI вв. Жидовствующие - отрицали церковную иерархию и выступали против поставления попов «по мзде» ; Выступали против строительства храмов ; отвергали церковные таинства, выступали против святых и мощей; - отрицали монашество, которое «само измыслило себе образ жизни и держится не божественных, а человеческих преданий»; - отрицали троичность Бога, а признавали только Бога-отца; Иисус Христос по их мнению – не Бог, а простой человек, распятый иудеями и истлевший во гробе.

Изображение слайда

Слайд 7

Русская публицистика XV-XVI вв. Вопрос об отношении к еретикам – один из основных вопросов русской публицистики XV – XVI вв.: одни требовали казней еретиков (Иосиф Волоцкий), другие выступали против ( Вассиан Патрикеев)

Изображение слайда

Слайд 8

Русская публицистика XV-XVI вв. Историческая обстановка 2) Споры о монастырском землевладении (после Собора 1503 г.) Два противоборствующих течения в России в конце XV – начале XVI в.: споры между « нестяжателями » и «стяжателями»

Изображение слайда

Слайд 9

Русская публицистика XV-XVI вв. Нестяжатели требовали отказа Церкви от «стяжания» (т.е. приобретения земель и материальных ценностей) как противоречащего Евангелию и авторитету Церкви. Нил Сорский (1433-1508) и монахи северных монастырей; Вассиан Патрикеев ( ок. 1470-1531); Максим Грек ( ок. 1475-1556).

Изображение слайда

Слайд 10

Русская публицистика XV-XVI вв. Стяжатели во главе с Иосифом Волоцким ( отсюда название стяжателей — осифляне ) (в миру - Иван Санин, ок. 1439-1515), игуменом Волоцкого монастыря отстаивали принцип неприкосновенности церковно-монастырских земель, считали, что обрядовое благочестие и Предание в Церкви должны быть на первом месте Иосиф Волоцкий (ум. 1515 г. ) митрополит Даниил ( ок. 1492-1547)

Изображение слайда

Слайд 11

Русская публицистика XV-XVI вв. Историческая обстановка 3) Рождение теории «Москва – третий Рим» 1439 г. – Флорентийская уния 1453 г. – падение Константинополя

Изображение слайда

Слайд 12

Русская публицистика XV-XVI вв. 3) Рождение теории «Москва – третий Рим» Идеи о всемирно-историческом значении Русской земли в стройную теорию обобщ и л старец Елеазарова монастыря Филофей в сочинениях: Послание «о злых днех и часех » (псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину ); Послание к великому князю Василию Ивановичу.

Изображение слайда

Слайд 13

Русская публицистика XV-XVI вв. 3) Рождение теории «Москва – третий Рим» «Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать » ( Филофей. Послание «о злых днех и часех »)

Изображение слайда

Слайд 14

Русская публицистика XV-XVI вв. 3) Рождение теории «Москва – третий Рим» «…Ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова града, церковные двери внуки агарян секирами и топорами рассекли, а эта теперь же третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится, — так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь » ( Филофей. Послание к великому князю Василию Ивановичу )

Изображение слайда

Слайд 15

Русская публицистика XV-XVI вв. 4) Проблема царской власти Иван Пересветов (вторая половина XVI в.) - автор «Сказания о Магмете-салтане » (1547 г.). - идеолог московского самодержавия (идея грозной власти ): « нельзя царю царство без грозы держать... »

Изображение слайда

Слайд 16

Русская публицистика XV-XVI вв. Основные темы 1) Отношение к еретикам и еретическим движениям; 2) Вопрос о монастырском землевладении; 3) Вопрос о положении монастырских крестьян; 4) Проблема царской власти 5) Вопросы внешней политики (в отношении к Казанскому царству и др.)

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Русская публицистика XV-XVI вв

Русская публицистика XV-XVI вв. Выводы: В литературе конца XV - XVI вв., и особенно в публицистике этого периода, отчетливо обнаруживается авторское начало. Писатели XVI в. почти все — яркие индивидуальности, известные нам по именам и очень непохожие друг на друга. «При всех глубоких различиях между ними, публицисты XVI в. отличаются одной общей чертой, характерной для общеевропейского Возрождения, — верой в человеческий разум, в возможность построения общества и государства на неких разумных основаниях » ( Д. С. Лихачев )

Изображение слайда

Похожие презентации