Слайд 2
Лебон Гюстав (1841–1931) Французский психолог. Родился в Ножан-ле-Ротру 7 мая 1841. В труде Психологические законы эволюции народов (1894) пришел к выводу, что судьбы человечества решаются не с помощью институтов, созданных волей человека, а через общее сознание народов. Эта тема была продолжена в Психологии революции (1912) и обоснована теориями, изложенными в многочисленных изданиях его труда Психология толпы (1895). Сознание толпы, по Лебону, подвержено импульсам и эмоциям, которые распространяются в нем подобно вирусу: охваченную идеями толпу невозможно остановить. Именно эмоции и являются движущей силой общественной эволюции. Лебон придавал большое значение религиям, считая их существенно важным элементом любой культуры. Он полагал, что каждый народ имеет свою невидимую душу, находящую выражение в его жизни, искусстве и общественных институтах. ЖИЗН И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВИДАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГОВ
Слайд 3
Тард Габриэль (1843-1904) Французский социолог психологической школы, криминалист. Считал основными социальными процессами конфликты, приспособление и подражание, с помощью которого индивид осваивает нормы, ценности и нововведения. Стремился освободить социологию от биологизма и организма. Сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений и т. д. Тард говорил что социальная психология отличается от индивидуальной «тем, что занимается исключительно отношениями нашего “Я” к другим “Я”, их взаимными влияниями, столь непрестанными и столь незамечаемыми...» Способствовал включению в арсенал социологии эмпирических методов исследования — анализа исторических документов и статистических данных. Соч.: 1) Законы подражания. СПб., 1892. 2) Социальная логика. СПб., 1901. 3) Общественное мнение и толпа. М., 1902. 4) Социальные этюды. СПб., 1902.
Слайд 4
Мак-Дугалл Вильям (1871–1938) Англо-американский психолог. Автор «гормической» концепции, согласно которой инстинктивное стремление к цели изначально заложено в природе живого. Исходя из своей теории, Мак-Дугалл объяснял социальное поведение людей, отстаивал на ее основании превосходство «нордической расы». Он выступал с критикой бихевиоризма и фрейдизма, обвиняя их в отрицании души как самостоятельной сущности; пытался доказать в противовес научной генетике, что приобретенные признаки передаются по наследству. Выдвинул ряд психофизиологических гипотез, в частности о торможении как «дренаже», вызывающем отток нервной системы.
Слайд 5
Чарлз Хортон Кули (1864-1929) Социологическая концепция личности. В концепции Ч.Х. Кули решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам (семье, детским коллективам, соседской общности и т.д.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями. Особое значение при формировании сознания и самосознания ребенка он придавал мнениям и представлениям окружающих ребенка лиц в первичном коллективе - родителей, друзей, соседей. Мнение окружающих становится настолько важным и существенным для индивида, что под их вниманием у индивида формируется чувство собственного "я", называемое «зеркальным я». Другие люди - это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное "я", как некая сумма зеркальных "я", т.е. человеческое "я" оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми.
Слайд 6
Андреева Галина Михайловна Родилась 13 июня 1924 в Казани. Ведущий специалист в области социальной психологии, окончила философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1950). Преподает в МГУ с 1953 г., доктор философских наук (1966), профессор (1968), академик Российской Академии Образования (с 1993). Является основательницей кафедры методики конкретных социальных исследований на философском факультете МГУ (1969) и кафедры социальной психологии на факультете психологии МГУ (1972). Заведующая кафедрой (1972-1989), профессор кафедры (с 1989) социальной психологии факультета психологии. В 1972 г. Г.М. Андреева создала на факультете психологии МГУ кафедру социальной психологии и до 1989 г. заведовала ею. Создание этой кафедры во многом способствовало становлению социальной психологии как научной и учебной дисциплины в вузах страны: была разработана программа курса, Андреевой был написан первый в стране университетский учебник “Социальная психология” (М., 1980).
Слайд 7
Курт Левин (1890 —1947) Немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления. Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов — уровень притязаний, групповая динамика, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля.
Слайд 8
Ярошевский Михаил Григорьевич (род. 1915) Отечественный психолог. В 1945г. под руководством С.Л.Рубинштейна окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию на тему Учение Потебни о языке и сознании. С этого же времени работал секторе психологии Института философии АН СССР. Преподавал в МГУ, читая курс по истории психологии. С 1951г. по 1964г. организовал и возглавил несколько кафедр психологии в педагогических институтах Таджикской ССР и лабораторию экспериментальной психологии в Таджикском государственном университете. С 1965г. работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР, в качестве заведующего сектором проблем научного творчества. Доктор психологических наук, профессор. Член редколлегии журналов Вопросы истории естествознания и техники и Психологического журнала. Ведущий специалист по проблемам истории, теории и методологии психологии. Разработал концепцию научного творчества, представленного тремя аспектами: предметнологическим, научносоциальным и личностнопсихологическим. Автор концепции категориального анализа при изучении развития психологического познания как деятельности.
Слайд 9
Лев Ильич Уманский (1921-1983) Российский психолог, доктор психологических наук (1969), профессор (1969). Закончил Куpский педагогический институт. Заведующий кафедрой психологии Куpского (до 1973), а затем Костpомского Государственного пединститутов (1973-1983). Область научных исследований У.- возрастная и педагогическая психология, социальная психология групп, психология лидерства. У. разрабатывал проблемы организаторской деятельности и организаторских способностей. Изучал социально-психологические проблемы первичных коллективов. Им была создана параметрометpическая концепция коллектива, направленная на выделение и описание социально-психологической структуры коллектива. Значимые параметры коллектива объединяются, согласно этой концепции, в несколько блоков: " общественная подстpуктуpа ", " личностная подстpуктуpа ", " социально-психологические общие качества " и " социальная ценность и содержание деятельности."
Слайд 10
Коломинский Яков Львович (Род. 1934) Доктор психологических наук, профессор. Работает в области социальной психологии и психологии личности. Его исследования и экспериментальные работы положили начало возрастной и педагогической социальной психологии, центральным предметом которой является развитие и формирование личности на основных стадиях онтогенеза в процессе общений и совместной деятельности. Результаты исследования изложены в книгах "Психология личных взаимоотношений в детском коллективе" (1960); "Некоторые педагогические проблемы социальной психологии" (1970, 1973, 1988- в Минске); "Беседы о тайнах психики" (1976); "Человек: психология" (1980, 1986); "Психология общения" (1974); "Познай самого себя" (1981). К. - автор более 300 научных работ. Почти все его работы переведены на иностранные языки - свыше 30 изданий на 15 языках.
Слайд 11
Эльконин Даниил Борисович (1904 - 1984) C очетал в себе талант ученого, умеющего глубоко анализировать фундаментальные научные проблемы, и способности исследователя, эффективно решающего прикладные психологические вопросы, имеющие серьезное значение для педагогической практики. Ему принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению.
Слайд 12
Б. В. Беляев Дал весьма широкое определение предмета социальной психологии, которая должна изучать психологию коллективов, масс, групп, толпы. Он же дал развернутую классификацию социально-психологических объединений. Коллектив (в собственном смысле слова) предполагает: территориальное и временное объединение индивидов, наличие общего раздражителя, общей рецепции и реакции, взаимодействие (круговое) индивидов, непосредственную социальную стимуляцию индивидов. Группа отличается от коллектива менее тесной связью. Толпа—это большое количество людей с преимущественно инстинктивно-эмоциональными реакциями.
Слайд 13
А. С. Залужный ( Украинский, российский психолог) Сосредоточил свое внимание на конкретном социально-психологическом исследовании различных детских коллективов. Он дает классификацию детских коллективов, разработал подробно методику их изучения и статистические приемы обработки собираемого материала. Не личность, но коллектив является главной проблемой для советской марксистской психологии, а потому исследовал, прежде всего, вопросы адаптации личности к коллективу, социализации личности и подчинения ее нормам и требованиям группы. Он исходил из приоритета коллектива над личностью, утверждая это в своих работах.
Слайд 14
Макаренко Антон Семенович (1888-1939) Теоретик и практик массового перевоспитания малолетних преступников. В труднейших условиях хозяйственной разрухи разработал и воплотил систему воспитания педагогически запущенных, социально и нравственно искалеченных детей, жертв войн и социальных бедствий. В основе педагогики — теория воспитательного коллектива, формирующего нормы и стиль жизни в детской среде. В настоящий момент, после преобразования экономики России на рыночных принципах, появилась возможность возродить модель воспитания Макаренко как воспитательную систему. Однако эта система по-прежнему остается несовместимой с действующей в стране системой образования.
Слайд 15
Карл Густав Юнг — швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной психологии — аналитической психологии. С 1907 по 1912 год был близким соратником Зигмунда Фрейда. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Цель психотерапии согласно Юнгу — осуществление индивидуации личности. В 1895 году Юнг начал изучать медицину в Базельском университете. В 1900 году начал работать в психиатрической клинике Bürgholz в Цюрихе в качестве ассистента Эйгена Блейлера. В то время Блейлер уже общался с австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом.
Слайд 16
В 1913 году, в возрасте 38 лет, Юнг начал испытывать ужасную «конфронтацию с бессознательным». У него были видения и он слышал голоса. Время от времени Карл беспокоится о том, что ему угрожает психоз или шизофрения. В одиночестве он начал практиковать метод, который он позже назвал активным воображением. Юнг записывал все, что он чувствовал или видел в небольших дневниках. Затем он начал переписывать эти заметки в большую книгу, переплетённую красной кожей, над которой он работал с перерывами в течение 16 лет.
Слайд 17
« Красная книга », или Liber Novus («новая книга») — манускрипт психолога и философа Карла Густава Юнга, созданный им в период между 1914 и 1930 годами и насчитывающий 205 страниц, некоторые из которых иллюстрированы автором. Родственники и потомки Юнга долгие годы препятствовали публикации этого важного для истории психологии документа: лишь в 2001 году к манускрипту были допущены исследователи, а широкая публика смогла познакомиться с книгой только после её публикации в 2009 году.
Слайд 18: Аналитическая психология
* Аналитическая психология — одно из психодинамических направлений, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. Аналитическая психология рассматривает не абстрактного изолированного индивида, а индивидуальную психику как опосредованную культурными формами и тесно связанную с психикой коллективной.
Слайд 19: Архетип
Архетип – мощный психический первообраз, скрытый в глубинах бессознательного, имеющий врожденные универсальные идеи, изначальные модели восприятия, мышления, переживания. Это своего рода первичное представление о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний. Они составляют структуру мировоззрения, и передаются из поколения в поколение. В аналитической психологии - структурный элемент коллективного бессознательного.