Слайд 2
Все на свете мне по плечу. Добьюсь на уроке, чего захочу Буду руку поднимать. На вопросы отвечать!
Слайд 3
«Это Филиппок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.» Отгадай произведения и автора.
Слайд 4
«Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит «Сломайте!»
Слайд 5
«Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы услыхали пронзительный визг. И мальчики поплыли в разные стороны.»
Слайд 15
мачта – конструкция вертикальная для крепления каюта – отдельное жилое помещение на корабле аршин – старинная мера длины, равная 71 см задор - горячность, азарт подманить – подозвать к себе, с помощью приманки раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, кот ведет себя пылко, вызывающе
Слайд 17
Прочитайте словосочетания, к выделенным словам подберите синонимы к выделенным словам. сорвала шляпу – … скинул куртку – … бросился догонять -… - Почему автор использовал именно эти слова?
Слайд 18
Как вы, думаете, на чём отправлялись в кругосветное путешествие? Это корабль- парусник. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т. е. имели высоту 5 -8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго, кругосветное путешествие корабли совершали в течение нескольких месяцев
Слайд 20
В творчестве Л.Н. Толстого большое внимание уделялось событиям, очевидцем которых он был. В жизни этого человека была служба в армии. Служил он и на море. Во время одного плавания и случилась история, с которой мы сегодня познакомимся.
Слайд 21
Оправдались ли ваши предположения? Кто из ребят был прав? Какой из типов изложения событий преобладает в рассказе: повествование, описание, рассуждение? - Как вы догадались? Слов, какой части речи больше в тексте повествовании? -Кто герои произведения? Из-за чего мальчик совершил прыжок? -Какие эпизоды оказались наиболее напряженными? -Какие чувства испытывали вы?
Слайд 22
- Назовите главных героев. - Что вы можете сказать о характере мальчика? - Почему он залез на мачту корабля? -Что в поведении вам понравилось, а что вы осуждаете -Какие черты характера отца помогли спасти мальчика? -Почему капитан заплакал?
Слайд 24
-Каким тоном надо читать самый напряженный момент? -В каком темпе? -Как мы будем читать тихо или громко? -Найдите этот момент. -Кто попробует голосом передать переживания героев?
Слайд 25
- Найдите в тексте слова - действия, которые сообщают нам, как развлекала матросов обезьяна? - Найдите слова-действия, которые совершал мальчик пытаясь догнать обезьяну. - Какие слова- действия использует автор описывая поведение капитана? - Как реагировали люди на происходящее сначала? - Как изменилось их настроение? - Как они повели себя после того, как мальчик прыгнул в воду? - Слова какой части речи вы называли?
Слайд 26
Выберем из текста слова, характеризующие поведение мальчика и поступки обезьяны. мальчик: обезьяна: мальчик: обезьяна: закричал подманила полез выше полезла выше, добрались до самого верха раззадорилась вытянулась во всю длину бросил мачту повесила на край перекладины ступил на перекладину, покачивая руками корчилась, радовалась
Слайд 29
Расставь пункты плана в правильном порядке. Решение отца На корабле. Прыжок. На перекладине Погоня за обезьянкой Проказы обезьянки. 1. На корабле. 2. Проказы обезьяны. 3. Погоня за обезьянкой. 4. На перекладине. 5. Решение отца. 6 Прыжок.
Слайд 38
Какие слова подходят для характеристики героя рассказа? Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор. Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор, стремление отстоять своё достоинство, упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана.
Слайд 40
Каков характер мальчика? (Безрассудный, отважный, гордый, истинный сын капитана).
Слайд 41
- Какой же смысл вкладывает автор в слово «прыжок»? -Какую роль сыграл прыжок? -Что случилось бы, если мальчик не прыгнул бы в воду? - Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»? 01.Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок – это поступок, который совершил мальчик. Услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Мальчик спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца. 02. Прыжок, как мгновенное падение в бездну страха и решимости, совершает и отец мальчика, и может быть, его «прыжок», ещё более страшный, поскольку он, отец, и несёт ответственность за сына.
Слайд 42
https://www.youtube.com/watch?v=JUnGfbIto0Y Мультфильм «Прыжок» по рассказу Л.Н. Толстого
Слайд 43
-Какова же основная мысль рассказа? - Почему рассказ называется «Прыжок»? -Как вы думаете, мальчик сам бы догадался прыгнуть в воду? -Был ли другой путь к спасению? - Как вы думаете, если бы мальчик не прыгнул, отец бы выстрелил? -Как вы думаете, было ли отцу страшно? - Можно ли сказать, что отец тоже совершил прыжок?
Слайд 44: у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л
Я у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л
Слайд 45
Творческий пересказ - Представьте себя мальчиком, с которым произошла эта история. Расскажите о событиях, произошедших с вами во время путешествия.