Слайд 2
Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Мамина – Сибиряка, которую он написал для своей дочери.
Слайд 4
Для детей и о детях было написано более 130 произведений различных жанров. 100 лет прошло, а писателя помнят, читают его книги. Главное произведение Мамина - Сибиряка для детей сборник – “Алёнушкины сказки”. Автор написал его для своей дочери Елены, которую он очень любил.
Слайд 6
слушать “Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост” О чём говорит название? - Какие обычно бывают зайцы в сказках? - А может ли заяц стать храбрым?
Слайд 11
Чтение сказки до слов : “Кричат зайцы про волка, а волк- тут как тут”. - Как вы думаете, что же будет дальше?
Слайд 13
Как вы понимаете выражения? Соедините выражение и его значение. “Душа в пятки убежала” он не мог говорить от страха “Язык у хвастуна точно примёрз” очень быстро бежал, во весь дух “Задал такого стрекоча” он очень сильно испугался
Слайд 14
Душа в пятки убежала - сильно испугался чего-либо. Отведавшие волчьих зубов - сталкивались с волком. - Как вы понимаете выражение «язык у хвастуна точно примёрз»? ( не смог говорить). Не смел дохнуть - замереть от ужаса, страха; испытывать робость, не осмелиться что-либо сделать. Задал такого стрекача - убежать стремительно, с большой скоростью. Выскочить из собственной кожи - сильно измениться, стать другим, преодолеть какие-то трудности, из последних сил. Гонится по пятам – бежит след в след. Замертво свалился - без признаков жизни (упасть, повалиться).
Слайд 15
Найдите слова, которые описывают: 1 вариант - Действия зайца: 2 вариант - Действия волка: Крикнул на весь лес; расхрабрился; взобрался на пенёк; уселся на задние лапки; увидел волка; подпрыгнул кверху; упал со страху; перевернулся; задал стрекоча; бежал; выбился из сил; замертво свалился; вылез; встряхнулся; начал верить, что никого не боится. Ходил; проголодался; подумал; слышит; остановился; понюхал воздух; начал подкрадываться; близко подошёл; начал выглядывать; бежал в другую сторону; ему показалось; убежал.
Слайд 16
- Понравилась ли вам сказка? - Чем? - Почему это сказка, а не рассказ? - Назовите главных героев. - Кто вам понравился больше всего? - Каким изображен заяц в начале сказки? - Что придавало зайцу силы? - Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? - Какой момент сказки для вас самый интересный? - А почему же волк убежал? - Чем закончилась сказка? - Зачем же писатель придумал эту сказку про храброго зайца и рассказал ее Аленушке?
Слайд 17
Работа над иллюстрацией в учебнике - Какой эпизод сказки изобразил художник? - Найдите отрывок и прочитайте - Как вы думаете, какие чувства испытывает заяц в этот момент? - Почему художник одел всех зайцев в одежду? - Какая на них одежда?
Слайд 21
Приём «Шесть шляп» (групповая работа) Красная шляпа – Какие у вас возникали чувства во время чтения сказки? Жёлтая шляпа - Отметить всё хорошее о зайце. Чёрная шляпа - Какие недостатки были у зайца? Зелёная шляпа – Что бы вы сделали, если бы очутились на месте зайца? Белая шляпа – Какую информацию узнали о жизни волка и зайцев в лесу? Синяя шляпа - Что произойдёт дальше?
Слайд 28
Перескажем эту сказку с помощью опорных предложений. 1. Родился зайчик в лесу… 2. Собрались старые зайцы… 3. Это уж выходило забавно. Хихикнули… 4. Да что тут долго говорить! – кричал… 5. Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут… 6. Дальше случилась совсем необыкновенная вещь… 7. Долго бежал несчастный зайчик… 8. Долго не могли прийти в себя остальные зайцы….. 9. -Да где же он, наш бесстрашный заяц? Начали искать… 10. Храбрый заяц сразу приободрился…
Слайд 29
Какие пословицы о трусости и хвастовстве знаете? Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке? Кому что думается, тот того и боится. Всякий трус о храбрости толкует. Трусливому зайке и пенек волк. У страха глаза велики. Трусливый и таракана принимает за великана. Нечего тому страшиться, кто ничего не боится.
Слайд 34
-С какой сказкой познакомились сегодня на уроке? Как вы относитесь к зайцу? Чья версия оказалась верной? -Может ли трусливый заяц стать храбрым? - Чему учит эта сказка? - Зачем автор придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке?
Слайд 35
Было интересно … Я понял, что … Мне захотелось … Урок дал мне для жизни … Трудно было … Я научился … Я смог…