Первый слайд презентации: Слова-паразиты в речи современных подростков
Выполнил: Шарафутдинов Айнур ученик 8 класса МБОУ «Кутемелинская ООШ» Сармановского района Республики Татарстан Руководитель Ахметбаева Римма Григорьевна, 2012 год
Слайд 2
Культура речи – раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова.
Слайд 3: Актуальность работы
Я считаю, актуальность моей работы неоспорима, так как современные подростки в своей речи употребляют очень много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.
Слайд 4: Цель моей работы:
узнать, насколько часто подростки употребляют слова паразиты в своей речи, какие слова паразиты они употребляют, и почему это происходит.
Слайд 5: Задачи моей работы
1) определить, что такое слова-паразиты; 2) выяснить, какую они выполняют функцию; 3) разделить эти слова на группы, в зависимости от их употребления в речи; 4) провести исследование употребления слов-паразитов подростками; 5) выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.
Слайд 6
Далее В литературе я встречал разные термины: “незнаменательная лексика”, “лишние слова” “пустые частицы”, “вставные элементы”, “слова-заменители”. Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова».
Слайд 7
Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы [1]. К словам паразитам относятся: « как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и т.пр.
недостаточный словарный запас; намеренное заполнение паузы между словами или выражениями; быстрая, неподготовленная, спонтанная речь; 4) мода на некоторые слова.
Слайд 9
Классификация слов -паразитов Далее 1. Короче Резкость, желание быстрее закончить речь Короче, дело было так... 2 Как бы Неуверенность в том, что говорит; приблизительность суждения Я вчера как бы ждал тебя...; Мы уже как бы видели этот фильм... 3. Евпат-коловрат Удивление, возмущение, радость, огорчение Евпат-коловрат, у меня « 5 » ! 4. Печки-лавочки Спокойствие, удовлетворение Хорошо сидим, печки-лавочки!
Слайд 10
Далее 5. Типа 1. Желание выделиться 2. Заменитель паузы Ты, типа, кто такой! Типа, ситуация такая... 6. Чё Вопрос-недоумение Ну и чё?! 7. Щас (и последняя модификация Интернета — щаз-з) Нежелание что-либо делать Ну как же, щас... размечтался! Пойти на занятие! Шаз-з! 8. Это Пауза во время говорения или употребления каких-то слов Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений... 9. Факт Уверенность в своих словах Так всё и было, факт. 10. Реально Одобрение, уверенность Клёвый был фильм, реально!
Слайд 11
Далее 11. Жесть, жестяк Одобрение, положительная реакция - Хорошо получилось, жесть. - Да, жестяк всё! 12. Ёлки-палки, ёлы-палы Удивление, возмущение, радость, огорчение Ёлки-палки, сколько можно вам говорить одно и то же?! 13. Понимаешь, понимаешь ли Обращение к собеседнику при желании подтвердить свои слова Я, понимаешь, иду, слышу крики, обернулся, понимаешь, а там... 14. Вообще, ваще! 1. Лёгкое возмущение 2. Итог речи - Идёшь в школу? - Ну ты, ваще! Вообще, я сначала хотел… 15. В принципе Желание отбросить лишние слова для объяснений В принципе, у тебя тут « 3 », на « 4 » не хватило... 16. Собственно говоря Желание избежать употребления лишних слов для объяснения Собственно говоря, ты не совсем прав! 17. Как его, ну как его, как это Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить Динозавры... как его... в процессе эволюции... как это... вымерли.
Слайд 12: Слова-паразиты как части речи
№ Группа Слова-паразиты 1. Звуки э-э-э, мэ-э-э, 2. Частицы Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы 3. Вводные единицы Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать 4. Местоимения, местоименные наречия Это, это самое, как его, там 5. Переход из одной части речи в другую Блин, черт 6. Модальные слова Конечно, наверное, вероятно, кажется
Слайд 13: Анкета
1. Употребляете ли Вы слова-паразиты? 2. Какие Вы знаете слова-паразиты? 3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете? 4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты? 5. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты? 6. Какие способы борьбы Вы можете предложить? Всего в анкетировании принимали участие 58 учеников
Слайд 14: Диаграмма 1
Употребление слов-паразитов Таким образом, результаты исследования показали нам, что большинство подростков (95,7%) употребляют в своей речи слова-паразиты.
Слайд 15: Из диаграммы №2 мы видим, что большинство подростков (68,8 %) замечают в своей речи слова-паразиты
Диаграмма 2
Слайд 17
Изучив случаи употребления слов, приведённых в таблице и подобных им, я пришел к заключению, что слова-паразиты делятся на две группы. Первая группа слов служит для сокращения и ускорения речи. Это действительно паразиты. Они засоряют нашу речь, зачастую препятствуют взаимопониманию собеседников. Это слова типа, значит, короче, ну, да и др. Далее Группы слов - паразитов
Слайд 18
Другая группа слов отражает наши эмоции. Главная их особенность заключается в том, что они позволяют выразить одним словом несколько эмоций сразу, например, удивление и радость, возмущение и огорчение, что очень популярно в молодёжной среде. Это слова реально, собственно говоря, евпат-коловрат и под. Далее
Слайд 19
Заметим, что многие «слова-заменители», «вставные элементы» пришли в молодёжную среду из кинофильмов, из книг и публицистики. Известно, что в художественных произведениях слова-сорняки часто употребляются для создания речевой характеристики того или иного персонажа Далее Слова – паразиты литературных персонажей
Слайд 20
Например, автор повести «Таня Гроттер» Дм. Емец вложил в уста своего героя Баб-Ягуна фразу, повторяемую каждый раз в затруднительных случаях: Ох, мамочка моя, бабуся! Эта фраза звучит как некий призыв о помощи, но при этом выглядит смешно и позволяет понять характер персонажа. Баб-Ягун — это комический герой повести, неунывающий, умеющий превратить серьёзное и страшное в весёлое. Далее
Слайд 21
В результате проведённой работы я пришел к выводу, что выбор человеком того или иного слова свидетельствует о его мироощущении и жизненных установках. Но во всех случаях сверхчастотное употребление этих «лишних слов» портит нашу речь Далее ВЫВОД
Последний слайд презентации: Слова-паразиты в речи современных подростков
Я сформулировал некоторые рекомендации для тех, кто желает исключить из речи слова-паразиты: 1) читать хорошую литературу; 2) включить самоконтроль за речью, своей и чужой; 3) практиковать выступления перед аудиторией и дружеские беседы; 4) повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах. Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, а вместе с ней и культуры речи. ДАЛЕЕ РЕКОМЕНДАЦИИ