Социально- психологический эксперимент «Разделенный   класс» — презентация
logo
Социально- психологический эксперимент «Разделенный   класс»
  • Социально- психологический эксперимент «Разделенный   класс»
  • Социально- психологический эксперимент «Разделенный   класс»
  • Повод для эксперимента
  • 5 апреля 1968 года Джейн Эллиот решила провести в третьем классе необычное упражнение:
  • Ход эксперимента
  • Социально- психологический эксперимент «Разделенный   класс»
  • Социально- психологический эксперимент «Разделенный   класс»
  • Результат эксперимента получился неоднозначным :
  • Реакция подопытных
  • Социально- психологический эксперимент «Разделенный   класс»
  • Смена ролей
  • Реакция общественности
  • Социально- психологический эксперимент «Разделенный   класс»
  • Социально- психологический эксперимент «Разделенный   класс»
  • Социально- психологический эксперимент «Разделенный   класс»
  • Социально- психологический эксперимент «Разделенный   класс»
  • Социально- психологический эксперимент «Разделенный   класс»
  • Социально- психологический эксперимент «Разделенный   класс»
  • Социально- психологический эксперимент «Разделенный   класс»
  • Список использованной литературы:
  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
1/21

Исполнила: Буланбаева Дамира Ерланкызы

Изображение слайда

Слайд 2

« Голубые и карие глаза » или «Разделенный класс» - школьный эксперимент Джейн Эллиотт по борьбе с расизмом. Она хотела наглядно показать ученикам, чем опасен расизм и национальные предрассудки.

Изображение слайда

Джейн Эллиотт была учительницей младших классов в маленьком городке Рисевилл, штат Айова. Убежденная феминистка и активистка в борьбе за права национальных меньшинств, она считала, что простой беседы с детьми будет недостаточно. Эксперимент был призван донести до сознания младших школьников, что расизм — это очень плохо. В городке, где жила и работала Джейн, большинство населения было белым. Поводом для эксперимента послужило убийство чернокожего активиста Мартина Лютера Кинга в 1968 году, повлекшее за собой широкий общественный резонанс.

Изображение слайда

разделила детей на кареглазых и голубоглазых; назвала голубоглазую группу высшей по статусу и наделила особыми привилегиями (перемена на 5 минут длиннее, можно играть в новом спортивном зале, в столовой можно взять дополнительную порцию еды); назвала кареглазую группу низшей и поставила ограничения (нельзя пить из общего фонтанчика, перемена на 5 минут короче, нельзя играть в новом спортивном зале, обязательно носить черный воротничок как «клеймо»); не разрешала представителям групп общаться между собой; в голубоглазой группе постоянно делала акцент на более низком статусе кареглазой группы.

Изображение слайда

Она начала урок с сообщения, что сегодня отмечается «день братства», и спросила ребят, как они это понимают. Затем задала вопрос, замечали ли они когда-нибудь, что общество по-другому относится к чернокожим, индейцам, азиатам? Дети ответили, что многие не считают их своими братьями из-за цвета кожи. Тогда Джейн предложила детям попробовать испытать это самим: каково это, ощущать себя отвергнутым из-за внешних признаков. Она выделила голубоглазых учеников и сообщила всем, что эти дети лучше, «чище», умнее других, к тому же, у нее самой глаза того же цвета.

Изображение слайда

Слайд 6

Кроме того, учительница то и дело подчеркивала, что кареглазые дети глупее, хуже голубоглазых, постоянно доставляют проблемы. Это было достаточно убедительно, чтобы дети в это поверили. « — Открываем страницу 127. Все готовы? Все, кроме Лори. Готова, Лори? — У нее карие глаза. — У нее карие глаза. Вы увидите сегодня, что мы потратим кучу времени, ожидая кареглазых ».

Изображение слайда

Слайд 7

Потом Джейн провела эксперимент еще раз в том же классе, но со сменой ролей — голубоглазые стали группой угнетенных. Учительница сказала, что перепутала — это голубоглазые хуже и глупее. Результаты были аналогичными: у кареглазых самооценка и успеваемость выросли, а у голубоглазых — снизились. И теперь уже кареглазые дети издевались над голубоглазыми.

Изображение слайда

Слайд 8: Результат эксперимента получился неоднозначным :

у голубоглазых детей выросла успеваемость и самооценка, а их оценки улучшились; очень быстро голубоглазые дети начали травить кареглазых учеников (словесная и физическая агрессия, высокомерие); у кареглазых детей снизилась успеваемость и самооценка.

Изображение слайда

Слайд 9: Реакция подопытных

Оказавшись в таком «привилегированном» положении, голубоглазые дети тут же начинали вести себя высокомерно по отношению к кареглазым, демонстрировали доминантное поведение, даже оскорбляли одноклассников и применяли к ним различные физические воздействия. Эллиотт писала, что детям понадобилось всего 15 минут, чтобы превратиться «из разумных, хороших детей в мерзких злобных шовинистов».

Изображение слайда

Слайд 10

Кроме того, у высокого статуса было и еще одно интересное последствие. Успеваемость голубоглазых детей значительно улучшилась, что подтверждают собранные Эллиотт статистически значимые данные. Примерно настолько же ухудшилась успеваемость кареглазых ребят, и это также подтверждено статистикой. Сами дети утверждали, что учились лучше, потому что были «избранными», и хуже, если были «изгоями». Логически это несложно объяснить. «Угнетенные» школьники у доски терялись и нервничали, многие пребывали в сильном стрессе, который мешал эффективно усваивать знания. Голубоглазые : первый день – 3 мин., второй день – 4 мин. 18 сек. Кареглазые: первый день – 5 мин. 30 сек., второй день – 2 мин. 30 сек.

Изображение слайда

Слайд 11: Смена ролей

Эксперимент длился два дня. На следующий день Эллиотт решила продолжить эксперимент, и теперь группы учеников поменялись ролями. Она объявила, что «ошиблась», и на самом деле кареглазые дети чище, умнее и лучше голубоглазых. Кроме того, учительница обосновала превосходство кареглазых действием пигмента меланина, который якобы делает их умнее. Теперь голубоглазые дети оказались в угнетенном положении. Кареглазые могли бы быть снисходительными к ним, ведь они знали, что те испытывают. Но дети не захотели проявить милосердие и отплатили той же монетой.Источник : https://psychosearch.ru/napravleniya/social/657-jane-elliott-s-anti-racism-experiment

Изображение слайда

Слайд 12: Реакция общественности

Эксперимент Джейн Эллиотт вызвал широкий общественный резонанс. В 1970 году им заинтересовалась пресса. Джейн была приглашена на ТВ и выступила в «Вечернем шоу с Джонни Карсом ». Об этом опыте журналистом Уильямом Питерсом был снят документальный фильм «Глаз Бури» (“ Eye Of The Storm ”). Питерс присутствовал на всех уроках, ребята абсолютно не стеснялись его и вели себя естественно, так что ему удалось заснять эксперимент как он есть. Фильм был показан по каналу ABC. Отклик был неоднозначным. Были те, кто поддерживал Джейн в ее инициативе, но также она получила множество возмущенных отзывов вида «Да как вы смеете так поступать с белыми детьми!». Проблему расизма эксперимент, конечно же, не решил, но она явно актуализировалась. Позже был снят еще один документальный фильм - “A Class Divided ” (Разделенный класс ).

Изображение слайда

Слайд 13

На самом деле, опыт школьной учительницы Джейн не имел под собой никакой научной базы. И хотя есть статистические данные об изменении успеваемости, не было проведено никаких исследований, что именно повлияло на это. Несомненно, это весь комплекс эмоционально-волевых реакций на смену позиции: привилегированного или аутсайдера. Эксперимент получил широкую общественную реакцию именно благодаря фильму.

Изображение слайда

Слайд 14

Однако те дети, что участвовали в эксперименте, позже признали, что он совершил полный переворот в их сознании: больше никогда в жизни им не казались привлекательными идеи расизма. 15 лет спустя выпускники школы в Айове встретились в том самом классе, где происходил эксперимент, и вместе со своей бывшей учительницей пересмотрели тот фильм. Джейн все эти годы продолжала проводить этот опыт на своих учениках, несмотря на протесты некоторых родителей.

Изображение слайда

Слайд 15

Научные исследования эксперимента Эллиотт показали, что ее метод действительно умеренно снижает предубеждения, но его этичность все еще под вопросом. Нет однозначного ответа, не превышает ли психологический ущерб от эксперимента его полезный эффект. По результатам исследования 1990 года Университет Мердока в США не включил метод «голубых и карих глаз» в список успешных стратегий противостояния расизму.

Изображение слайда

Слайд 16

Критика метода Джейн заключалась в ее хоть и не явном, но все же подстрекательстве к унижению «привилегированными» группы аутсайдеров. Она подбирала особые слова, мягко внедряя в сознание идею, что люди, имеющие определенный физический признак, лучше или хуже других. Ее также обвиняли в невнимании к социальным и политическим изменениям в обществе, и в том, что она прививает белым людям «чувство вины за свое происхождение».

Изображение слайда

Слайд 17

Несмотря на критику в свой адрес, Джейн продолжила свою деятельность как активистка и педагог, и позже стала вести корпоративные тренинги. Ее приглашали многие компании, которые хотели развить толерантность среди белых сотрудников к представителям других рас. Она получила множество наград, в том числе от Национальной Ассоциации Психического Здоровья «За выдающиеся достижения в области образования ».

Изображение слайда

Слайд 18

Этот тип эксперимента может использоваться для изучения различных аспектов социальной динамики, конформизма, предубеждений, групповой динамики и других социальных явлений. Он обычно проводится путем случайного разделения участников на две группы: экспериментальную и контрольную.

Изображение слайда

Слайд 19

В экспериментальной группе могут быть введены определенные условия или манипуляции, которые предполагается, что вызовут определенные социальные реакции или изменения поведения участников. Контрольная группа, с другой стороны, остается без изменений и используется в качестве базового сравнения.

Изображение слайда

Слайд 20: Список использованной литературы:

Ф. Зимбардо «Эффект Люцифера». 2007 г. “ Lesson of a Lifetime” by Stephen G. Bloom, Smithsonian Magazine, September, 2005. https://www.smithsonianmag.com/science-nature/lesson-of-a-lifetime-72754306/ “A Class Divided, Then and Now, Expanded Edition” William Peters; Foreword by Kenneth B. Clark. - Yale Unibersity Press, September 10, 1987.  https://yalebooks.yale.edu/book/9780300040487/class-divided-then-and-now-expanded-edition Источник: https://psychosearch.ru/napravleniya/social/657-jane-elliott-s-anti-racism-experiment

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Социально- психологический эксперимент «Разделенный   класс»: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Изображение слайда

Похожие презентации