Слайд 2: СОЦИОЛИНГВИСТИКА
- отрасль языкознания, изучающая язык в связи с социальными условиями его существования.
Слайд 3: Истоки социолингвистики
Термин «социолингвистика» впервые употребил в 1952 американский социолог Герман Карри. Однако это не означает, что и наука о социальной обусловленности языка зародилась в начале 1950-х годов. Корни социолингвистики глубже, и искать их нужно не в американской научной почве, а в европейской и, в частности, русской.
Слайд 4: Истоки социолингвистики
Лингвистические исследования, учитывающие обусловленность языковых явлений явлениями социальными, с большей или меньшей интенсивностью велись еще в начале нынешнего века во Франции, России, Чехии. И.А.Бодуэн де Куртенэ, Е.Д.Поливанов, Л.П.Якубинский - Россия Ф.Брюно, А.Мейе, П.Лафарг, М.Коэн - Франция Ш.Балли и А.Сеше - Швейцария
Современная социолингвистика – это отрасль языкознания. К концу 20 в., когда в социолингвистике не только определились объект, цели и задачи исследований, но и получены ощутимые результаты, стала совершенно очевидна «языковедческая» природа этой науки.
Слайд 6: Объект социолингвистики
П ри социолингвистическом подходе к языку объектом изучения является функционирование языка; его внутренняя структура принимается как некая данность и специальному исследованию не подвергается.
Слайд 7: Основные понятия социолингвистики
Языковое сообщество – это совокупность людей, объединенных общими социальными, экономическими, политическими и культурными связями и осуществляющих в повседневной жизни непосредственные и опосредствованные контакты друг с другом и с разного рода социальными институтами при помощи одного языка или разных языков, распространенных в этой совокупности.
Слайд 8: Основные понятия социолингвистики
Языковой код. Каждое языковое сообщество пользуется определенными средствами общения – языками, их диалектами, жаргонами, стилистическими разновидностями языка. Любое такое средство общения можно назвать кодом. Сфера использования языка - область внеязыковой действительности, характеризующаяся относительной однородностью коммуникативных потребностей, для удовлетворения которых говорящие осуществляют определенный отбор языковых средств и правил их сочетания друг с другом.
Слайд 9: Основные понятия социолингвистики
Социально-коммуникативная система – это совокупность кодов и субкодов, используемых в данном языковом сообществе и находящихся друг с другом в отношениях функциональной дополнительности. Коммуникативная ситуация – это ситуация речевого общения двух и более людей.
Слайд 10: Методы социолингвистики
методы сбора материала методы его обработки методы оценки достоверности полученных данных и их содержательной интерпретации.
Слайд 11: Направления социолингвистики
синхроническая социолингвистика - занимается изучением преимущественно отношений между языком и социальными институтами. Диахроническая - изучает преимущественно процессы, характеризующие развитие языка в связи с развитием общества.
Слайд 12: Направления социолингвистики
Макросоциолингвистика - изучает языковые отношения и процессы, происходящие в крупных социальных объединениях – государствах, регионах, больших социальных группах, нередко выделяемых условно, по тому или иному социальному признаку (например, по возрасту, уровню образования и т.п.). Микросоциолингвистика занимается анализом языковых процессов и отношений, имеющих место в реальных и при этом небольших по численности группах носителей языка – в семье, производственной бригаде, игровых группах подростков и т.п.
Слайд 13: Направления социолингвистики
Теоретическая социолингвистика- социолингвистические исследования направлены на разработку общих проблем, связанных с отношением «язык – общество » экспериментальная социолингвистика- социолингвистические исследования направлены на экспериментальную проверку теоретических гипотез
Последний слайд презентации: социолингвистика: Проблемы прикладной социолингвистики
проблемы обучения родному и иностранным языкам важна при разработке проблем и практических мер, составляющих языковую политику государства. Сферы приложения социолингвистической теории и результатов социолингвистических исследований к решению задач общественной практики нередко зависят от характера языковой ситуации в той или иной стране