Первый слайд презентации: Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (июнь 1941г. – 1945г.)
Медиа-лекция Лектор: Епифанов Александр Егорович
Слайд 3: Предпосылки изменений
В еликая О течественная в ойна явилась тяжелейшим испытанием для Советского государства. Устоять в этой борьбе, разбить врага можно было только превратив страну в единый военный лагерь. Это означало, что все стороны жизни советского общества должны быть перестроены в соответствии с потребностями ведения войны. 3 Предпосылки изменений
Слайд 4: Реорганизации гос.аппарата
4 1) Изменение содержания деятельности государственного аппарата. 2) Организация чрезвычайных государственных органов, введение чрезвычайного положения. 3) Реорганизация вооруженных сил. 4) Создание новых обычных государственных органов. 5) Приспособление иных государственных органов к военным нуждам. Реорганизации гос.аппарата
Слайд 5: Глава 1
5 Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
Слайд 6: Глава 1
И з всех направлений перестройки работы государственного аппарата наиболее важными являлись организация чрезвычайных органов и государственно власти, введение военного положения и реорганизация вооруженных сил. 6 Глава 1
Слайд 8: Глава 1 – Создание ГКО
8 Г КО сосредоточил в себе полномочия высшей партийно-правительственной (Все партийные, советские, военные органы, общественные организации, все граждане обязаны были беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО) и военной инстанции страны, осуществляя общее руководство военными действиями.
Слайд 9: Глава 1 – Задачи ГКО
Р азвертывание вооруженных сил. П одготовка резервов и обеспечение их вооружением, снаряжением и продовольствием. Р уководство мобилизацией советской экономики и организацией военного хозяйства (перебазирование предприятий военной и гражданской промышленности на восток, эвакуация рабочих и их устройство на новых местах). Н епосредственно руководство мероприятиями по обороне Москвы и Ленинграда. 9
Слайд 10: Глава 1 – Комитеты обороны
В годы Великой Отечественной войны комитеты обороны образовывались не только в центре, но и на местах. Их прообразами послужили городские штабы (комиссии) обороны, создававшиеся с июля 1941г., которые руководили возведением оборонительных сооружений, формированием подразделений народного ополчения, истребительных батальонов и пр. З а время войны комитеты обороны были созданы более чем в 60 городах страны. 10
Слайд 11: Глава 1 – Задачи комитетов
О бъявление городов на осадном положении. П ереселение жителей. В ведение комендантского часа. П оручение промышленным предприятиям специальных военных заданий. Р уководство строительством оборонительных сооружений, формированием оборонительных сооружений, в некоторых случаях – военными действиями. 11
Слайд 12: Глава 1 - Совет по эвакуации
2 4 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации во главе с Н.М.Шверником, занимавшийся перемещением в восточные районы страны людских и материальных ресурсов из угрожаемых областей. 25 октября 1941 г. организовался Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров, предприятий легкой и пищевой промышленности во главе с А.И.Микояном. В декабре 1941 г. Совет и Комитет по эвакуации объединились в Управление по эвакуации при СНК СССР. 12
Слайд 13: Глава 1 – Совет по эвакуации
Б лагодаря организации и деятельности названных органов по эвакуации во второй половине 1941 г. за короткие сроки в тыл были вывезены 10 млн. человек и 1523 крупных промышленных предприятия, в том числе все заводы по производству танков, самолетов, моторов, боеприпасов и вооружения. 13
Слайд 14: Глава 1 – Информбюро
Н а предмет укрепления морально-политического состояния армии и населения, разоблачения вражеской пропаганды и пресечения ложных слухов, в самом начале Великой Отечественной войны было создано советское информационное бюро при СНК СССР, занимавшееся правильной и своевременной информацией о положении на фронтах и в тылу. 14
С остояние войны обострило проблему трудовых ресурсов. Нехватка рабочих рук затрудняла снабжение вооруженных сил всем необходимым. В этой ситуации следовало учесть все трудоспособное население страны, чтобы в случае необходимости производить трудовые мобилизации и обеспечивать военную промышленность рабочей силой. Для решения этой задачи 30 июня 1941 г. был организован Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР. 15
Слайд 16: Глава 1 - ЧГК
У казом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам и общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям (ЧГК) во главе с Н.М.Шверником 16
Слайд 17: Глава 1 – Задачи ГЧК
П олный учет военных преступлений оккупантов и причиненного ими материального ущерба. О пределение ущерба, причиненного оккупантами советским гражданам и установление размеров возможного возмещения за этот ущерб. С обирание документальных данных, устанавливающих злодеяния гитлеровских преступников. У становление во всех случаях, где это представится возможным, личностей гитлеровских военных преступников, повинных в совершении или организации злодеяний на оккупированной советской территории на предмет предания этих преступников суду и их сурового наказания. 17
Слайд 19: Глава 1 – Генштаб ВС СССР
О перативным органом Ставки являлся Генеральный штаб, объем работы которого и функции в годы войны значительно расширились. Генштаб был реорганизован в конце июля 1941 г. и превратился в центр по подготовке и использованию вооруженных сил страны. 19 С огласно утвержденному 10 августа 1941г. Верховным главнокомандующим Положению, Генеральный штаб Наркомата обороны был переименован в Генеральный штаб Вооруженных Сил и подчинен исключительно Верховному главнокомандующему.
Слайд 21: Глава 1 – Формы ЧП
В годы Великой Отечественной войны было введено чрезвычайное положение в одной из 2-х следующих форм - военного положения и осадного положения. Обе формы существенно меняли функции обычных государственные органов, прежде всего, местных Советов. В оенное положение было объявлено в первый же день войны указами Президиума Верховного Совета СССР «Об объявлении в отдельных местностях военного положения» и «О военном положении». 21
Слайд 22: Глава 1 – Формы ЧП
О садное положение вводилось в годы войны сравнительно редко. Режим осадного положения регулировался Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об условиях и порядке введения осадного положения и вытекающих из этого правах военных властей», принятым в январе 1942 г., а также специальными постановлениями ГКО о введении осадного положения в том или ином городе и прилегающих к нему районах. Согласно названному Указу, осадное положение вводилось в тех случаях, когда городу или важному населенному пункту угрожало вторжение неприятеля. 22
Слайд 23: Глава 1 – Реорганизация ВС СССР
С остояние войны потребовало существенной реорганизации вооруженных сил Советского государства. 23 В о-первых, значительно возросла их численность - с 4,2 млн. человек в 1941 г. до 11,365 млн. человек в 1945 г. В этих целях 22 июня 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была объявлена всеобщая мобилизация населения - в возрасте от 18 до 55 лет. В о-вторых, создавались органы полевого управления вооруженными силами. 23 июня 1941 г. для стратегического руководства вооруженными силами по решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР была создана Ставка Главного командования Вооруженных сил СССР. 10 июля 1941 г. по решению ГКО она была переименована в Ставку Верховного командования.
Слайд 24: Глава 1 – Реорганизация ВС СССР
В -третьих, с 1 октября 1941 г. было введено обязательное военное обучение граждан мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет. По оправдавшему себя в годы Гражданской войны опыту, 18 сентября 1941 г. ГКО вынес Постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», согласно которому каждый гражданин СССР, способный носить оружие, должен быть обучен военному делу. Оно осуществлялось вневойсковым путем, т.е. без отрыва от производства на предприятиях, в учреждениях, колхозах и совхозах. 24
Слайд 25: Глава 1 – Реорганизация ВС СССР
В -четвертых, важнейшим мероприятием по совершенствованию организации и деятельности советских Вооруженных сил в годы Великой отечественной войны явились реорганизация политических органов армии и флота, перестройка их структуры и порядка деятельности, а также введение института военных комиссаров. 1 6 июля 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О реорганизации органов политической пропаганды и введении института военных комиссаров в Рабоче-Крестьянской Красной Армии». 20 июля 1941 г. действие названного Указа было распространено и на Военно-Морской флот. 25
Слайд 26: Глава 1 - Реорганизация НКВД СССР
1 4 апреля 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был вновь создан Наркомат государственной безопасности (НКГБ СССР). В апреле 1943 г. были образованы Главное управление контрразведки Наркомата Обороны « Смерш » и Управление контрразведки Военно-Морского Флота « Смерш » 26
Слайд 27: Глава 1 – Невоенные органы
1 7 ноября 1942 г. при СНК СССР было учреждено Главное управление по снабжению каменноугольным топливом (« Главснабуголь ») 1 9 июня 1943 г. было образовано Главное управление искусственного топлива и газа при СНК СССР, а также главные управления по снабжению народного хозяйства нефтяными продуктами (« Главснабнефть ») и лесоматериалами и дровами (« Главснаблес »). В 1943 г. Образование Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР для осуществления связи между Правительством и патриархом Московским и всея Руси по вопросам русской православной церкви, требующим разрешения Правительства. В 1944 г. был образован Совет по делам религиозных культов при СНК СССР. 27
Слайд 28: Глава 1 – Территориальные преобразования
Р ост промышленности, сельского хозяйства и культуры в наших союзных республиках, а также усложнение в связи с этим задач руководства потребовали разукрупнения административно-территориальных образований союзных республик, создания новых краев и областей. В годы Великой Отечественной войны было создано 23 новые области : в том числе 13 – в РСФСР, 3 в БССР, 2 в Казахской ССР, по одной в Украинской, Узбекской, Таджикской, Туркменской и Киргизской ССР. Можно заметить, что ряд новых областей был образован на востоке страны, что было связано с перебазированием ряда предприятий юга и центра, а также увеличением там численности населения 28
Слайд 30: Глава 2
П оложения военного времени дали толчок для изменения и дополнения советского законодательства, которые зачастую были радикальными и чрезвычайными. 30
Слайд 31: Глава 2 – Гражданское право
В гражданском праве произошли изменения, направленные на защиту имущественных интересов граждан, призванных в вооруженные силы. Так, 5 августа 1941 г. СНК СССР принял Постановление, согласно которому на все время войны за всеми лицами, состоящими в армии и на флоте, сохранялась их жилая площадь, которая на все время отсутствия военнослужащего оплате не подлежала. О собой охране подлежали права членов семей военнослужащих. Жилая площадь, на которой они проживали, сохранялась за ними на все время пребывания военнослужащего в армии. 31
Слайд 32: Глава 2 – Гражданское право
32 В условиях военного времени объективной необходимостью стало введение карточной системы снабжения населения. В результате 76,8 млн. человек в годы войны были охвачены государственным нормированным снабжением. Б ольшое значение в годы войны именно государственное регулирование колхозного рынка, цены на котором значительно превышали государственные. С этой целью при Наркомате торговли СССР было организовано Главное управление особой торговли (« Главособторг »), которому была поручена организация в крупных городах коммерческой торговли. Р асширилась сфера административно-правового регулирования в области имущественных отношений, в том числе с участием граждан.
Слайд 33: Глава 2 - Наследственное право
К руг наследников, которые разделялись на 3 группы и призывались по очереди, в годы войны был значительно расширен. Переход имущества умерших граждан к государству был ограничен, налог на наследство – отменен, свобода завещания расширена. 33
Слайд 34: Глава 2 - Брачно-семейное право
Д анная отрасль советского права претерпела существенные перемены, которые были вызваны потребностями дальнейшего укрепления семьи, повышения рождаемости, поощрения многодетности, решения вопроса об одиноких матерях и облегчения устройства сирот 1 октября 1941 г. был установлен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Беременным женщинам водились дополнительные пайки. Изменился порядок выдачи пособий по беременности и родам женщинам – военнослужащим. Значительно улучшилось ясельное обслуживание. 34
Слайд 35: Глава 2 – Брачно-семейное право
Г осударство приняло на себя расходы по содержанию детей одиноких матерей, выдавая им денежные пособия, либо принимая их на бесплатное воспитание в детские дома В опросы патронирования, опеки и усыновления регулировались Инструкцией Наркоматов просвещения, здравоохранения и юстиции от 8 апреля 1943 г. У казом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября1943 г. было разрешено записывать малолетних детей в актах гражданского состояния не как усыновляемых, а как собственных с присвоением им соответствующих имени, фамилии и отчества. 35
Слайд 36: Глава 2 – Трудовое право
С огласно Указу Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» от 26 июня 1941 г. администрация предприятия (учреждения) имела право с разрешения СНК СССР ежедневно увеличивать сверхурочные работы от 1-го до 3-х часов. Названным Указом были отменены очередные и дополнительные трудовые отпуска. Взамен них после войны полагалась денежная компенсация. 36
Слайд 37: Глава 2 – Трудовое право
Н а обеспечение бесперебойной работы предприятий военной промышленности был направлен Указ Президиума Верховного Совета СССР «О мобилизации на период военного времени трудоспособного населения для работы на производстве и в строительстве» от 13 февраля 1942 г., а также Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы трудоспособного населения городов и сельских местностей» от 13 апреля 1942 г. 37
Слайд 38: Глава 2 – Уголовное право
В ойна резко повысила общественную опасность всех преступлений, появились и новые составы преступления, специфические для военного времени. Г лавной тенденцией развития уголовного права являлись расширение и усиление уголовной ответственности. Для борьбы с наиболее опасными деяниями, ослабляющими государственную безопасность и военную мощь страны были направлены экстраординарные меры. При этом зачастую общеуголовные и воинские преступления переводились в разряд государственных. 38
Слайд 39: Глава 2 – Уголовное право
С талинский приказ № 227 от 28 июля 1942 г. («Ни шагу назад») устанавливал, что командиры и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины. В этой связи на них распространялась санкция, предусмотренная действующим уголовным законодательством для изменников Родины из числа военнослужащих в виде расстрела. 39
Слайд 40: Глава 2 - Уголовное право
6 июля 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была установлена уголовная ответственность за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения. Подобные деяния карались тюремным заключением на срок от 2 до 5 лет. Н а укрепление обороноспособности страны был направлен Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за разглашение государственной тайны и утрату документов, содержащих государственную тайну», который вводил наказание для совершивших данное преступление должностных лиц в виде лишения свободы до 10 лет, частных лиц – до 3-х лет. 40
Слайд 41: Глава 2 – Уголовное право
В начале осужденные с отсрочкой продолжали нести службу в обычных частях. Согласно упомянутому показу НКО № 227 от 28 июля 1942 г. были сформированы штрафные батальоны (для офицеров) и штрафные роты (для рядовых). 16 октября 1942 г. НКО был издан приказ «О направлении в штрафные части военнослужащих, осужденных военными трибуналами с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны» 41
Слайд 42: Глава 2 – Процессуальное право
О пределенными изменениями отмечено и процессуальное право. Прежде всего они коснулись вопросов подсудности. Так, в местностях, объявленных на военном положении, согласно названному Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г., на рассмотрение военных трибуналов были переданы все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности. 42
Слайд 43: Глава 2 – Процессуальное право
У станавливалось, что как правило, во всех случаях, когда за преступление предусмотрена ответственность «по законам военного времени», соответствующее дело подлежит рассмотрению в военном трибунале. 43 В сего за годы Великой Отечественной войны военными трибуналами были осуждены 2530663 человека, в том числе 471988 за государственные (контрреволюционные) преступления (18,6 %), 792192 – за воинские (31,4 %), 1266483 – за общеуголовные (50 %).
Слайд 44: Глава 2 – Процессуальное право
В ойна потребовала внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство. Устанавливался новый порядок рассмотрения дел военными трибуналами. Их приговоры не подлежали кассационному обжалованию и могли быть изменены или отменены только в порядке надзора. П овышенное внимание уделялось проверке дел в отношении приговорённых к высшей мере. П раво приостанавливать приговоры трибуналов к высшей мере предоставлялось военным советам, командующим округами, фронтами, армиями, флотами с одновременным сообщением председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР. 44
Слайд 45: Заключение
Подводя итог по всему вышесказанному следует сказать, что все изменения, произошедшие в правовой и государственной системе СССР, были направлены на её усовершенствование, наилучшее приспособление к сложившейся ситуации и, конечно же, на сохранение суверенитета государства. Как показала история, все эти меры сыграли немаловажную роль в исходе войны и дальнейшего восстановления СССР. 45
Слайд 46: Рекомендуемая литература
Епифанов А.Е., Джамбалаев Я.Р. Институт особого государственно-правового режима в Российской Федерации (вопросы теории и истории). Учебное пособие. Волгоград, 2006. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. - М., 2006. Исаев И.А. История государства и права России. Учебное пособие. М., 2005. История государства и права России: Учебник. Под ред. Ю.П. Титова. - М., 2006. Кобликов А. Советское правосудие в годы Великой Отечественной войны // Советская юстиция, 1975, № 9, с. 2-4. Кантемиров А.В. Деятельность органов внутренних дел в Сталинградской битве (июль 1942 – февраль 1943 гг.) Учебное пособие. Волгоград, 2003. История органов внутренних дел России. Курс лекций. Под ред к.ю.н. А.Г.Фастова. Волгоград, 2003. 46