Первый слайд презентации: Сравнительный анализ государственной службы России и Японии
Япония — конституционная монархия. В 1890 г. был сформирован парламент, что сделало Японию первой парламентской страной Азии. Только в ноябре 1946 г., когда была обнародована современная Конституция, верховная власть перешла в руки народа и была принята демократическая система правления. Сегодня император является лишь символом государства, в то время как парламент — верховным органом государственной власти. Современная государственная система построена на разделении функций трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной, которые уравновешивают и контролируют друг друга. Высшими органами трех ветвей являются, соответственно, Национальный парламент (состоящий из Палаты представителей и Палаты советников), Кабинет министров и Верховный суд. Баланс между ними обеспечивается тем, что Палата представителей может, к примеру, выразить недоверие Кабинету, в то время как премьер-министр обладает правом распустить парламент.
Слайд 3
В Японии принято включать не только чиновников, но также лиц, работающих на принадлежащих государству предприятиях, служащих государственных железных дорог, работников телевидения, государственных школ, военнослужащих «сил самообороны», сотрудников полиции. Должности государственной службы в России подразделяются на: -должности федеральной государственной гражданской службы; -должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; -воинские должности; -должности правоохранительной службы. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.
Слайд 4: Повышение квалификации
Обязанность служащего в Японии, как и в России повышать свою квалификацию. Чтобы не отбросить слабо успевающего государственного служащего премьер-министр должен готовить предложения и принимать меры о поощрении лиц с выдающимися успехами и способах исправления лиц с особо малыми успехами. Занимающих высокие должности учить нецелесообразно. Они проходят лишь стадии самоподготовки и самообразования, т.к. проходя ступени ротаций, они занимали более низкие должности и неоднократно проходили подготовку на рабочем месте и повышали квалификацию во внешних учебных заведениях. Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы в России устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Госслужащие должны поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.
Первичное назначение на государственную службу осуществляется на основе конкурсных экзаменов или собеседования и оценки способностей кандидата. Организация экзаменов возложена на Совет по делам персонала. Право сдавать экзамены для поступления на государственную службу имеют только японские подданные. Цель вступительного экзамена — проверить, сможет ли человек затем выполнять функции госслужащего. Для сдающих экзамен есть возрастной ценз — 18-28 лет. Другим способом назначения на госслужбу является отбор кадров. Он распространяется на учителей, медиков и прочие профессии. Имена успешно сдавших экзамены и полученные ими баллы вписываются в свидетельство о праве на госслужбу. Срок действия этого свидетельства — 1 год. Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом для государственных служащих. При поступлении на государственную службу гражданин представляет: 1) личное заявление; 2) документ, удостоверяющий личность; 3) трудовую книжку; 4) документы, подтверждающие профессиональное образование; 5) справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении; 6) медицинское заключение о состоянии здоровья.
Слайд 6: Оплата труда
Денежное содержание состоит из должностного оклада и оклада за классный чин, ежемесячных и иных доп. выплат. Размеры окладов ежегодно увеличиваются в соответствии с ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции. По отдельным должностям может устанавливаться особый порядок оплаты труда, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. Труд чиновника оплачивается в соответствии с присвоенным ему рангом и разрядом. Размер заработной платы определяется двумя показателями: градацией (разрядом) соответствующей должности (квалификации) работника и ступенью, определяемой возрастом (стажем) сотрудника. Уровень оплаты труда госслужащих прямо пропорционально зависит от оплаты труда в производственном секторе.
Минимальная стоимость и максимальная эффективность государственной службы в Японии достигнутые в результате строгого ограничения числа административных органов, включая и министров, а также численности персонала каждого государственного органа. Притом, что в Японии государственные служащие составляют 8, 1% рабочего населения, эффективность государственной службы составляет 89%. В РФ возможно сокращение численности государственных служащих в том случае, если они совершают дублирующие функции.
Слайд 8: Применение опыта в современной России
Высокая результативность труда государственных служащих, достигнутая путём создания действенных систем их мотиваций (оплаты труда), введение мер о поощрении лиц с выдающимися успехами. В РФ для повышения результативности труда целесообразно применять след. методы: Зависимость оплаты от оплаты в производственном секторе; Японская система ротаций кадров; Самоподготовка и самообразование высших должностных лиц. По данным Всемирного банка: Контроль коррупции в Японии – 86% Эффективность госслужбы – 89% (Для сравнения: Россия - 15%, 45%)