Первый слайд презентации: Философия Средних веков и эпохи Возрождения
Тема урока:
Слайд 2
Таблица «Периоды развития западной философии» Название периода Хронологические рамки Античная философия VI в. до н.э. – VI в. Философия Средних веков II – XIV вв. Философия эпохи Возрождения XV – XVI вв. Философия Нового времени XVII – XIX вв. Современная (новейшая) философия XX – XXI вв.
Слайд 3: Эпоха Средневековья
Эпохой Средневековья называют тысячелетний период с V по XV вв. Однако средневековая философия начала складываться гораздо раньше – ещё во II веке.
Слайд 4
- Российская и мировая медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века (считается, что империя прекратила своё существование 4 сентября 476 г., когда Ромул Август отрёкся от престола). Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения: Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453 г.) открытие Америки (1492 г.) начало Реформации (1517 г.) начало Английской революции (1640 г.) начало Великой Французской революции (1789 г.). В последние годы отечественная медиевистика относит окончание периода Средневековья к концу XV — началу XVI веков. Однако любая периодизация Средневековья носит условный характер.
Слайд 5
Период европейской истории (I-XIV вв.) был непосредственно связан с зарождением, укреплением и господством христианства. Христианство – религия, возникшая в I веке н.э. в Палестине, находившейся под властью Римской империи.
Слайд 6
Философия в период Средних веков теряет свою самостоятельность и находится под влиянием христианской религии. Философия – служанка богословия Основные функции средневековой философии 1. Истолкование Священного Писания 2. Формулировка догматов Церкви 3. Доказательство бытия Бога
Слайд 7
Важнейшие основания западной философии Средних веков Христианская религия Библия Античная философия Неоплатоники Платон Аристотель Стоики
Слайд 8
Библия (греч. «Книги») — собрание текстов, являющихся священными в иудаизме и христианстве и составляющих Священное Писание. Состав Библии (77 книг): Ветхий Завет = 50 книг Новый Завет (Евангелие) = 27 книг. Ветхий Завет написали пророки, здесь рассказывается о сотворении мира и событиях до рождения Иисуса Христа. Новый Завет (Евангелие) написали апостолы, здесь рассказывается о рождении, жизни и чудесах Иисуса Христа.
Слайд 9: Особенность средневековой философии
Теоцентризм Особенность средневековой философии, в центре которой находился Бог и его отношения с человеком
Слайд 10: Представление о Боге в христианстве
Христианская философия воспринимает Бога как Абсолютную Личность, наделённую человеческими чертами.
Слайд 11
Главные черты богопонимания в Средние века ТЕИЗМ Религиозно-философское учение, в котором Бог понимается как Абсолютная Личность, сотворившая мир и управляющая им из запредельных областей бытия МОНОТЕИЗМ Представление о существовании одного Бога АНТРОПОМОРФИЗМ Наделение Бога человеческими свойствами, уподобление Бога человеку
Слайд 12
Основные идеи христианской философии Идея Творения ( креационизм ) Бог сотворяет «из ничего» весь мир и человека и управляет ими (провиденциализм) Идея Откровения Бог открывает человеку себя сам, так как человек не может познать Бога
Слайд 13: Теоцентризм – основная черта средневекового мировоззрения
Бог есть реальность, определяющая всё сущее Бог – истинное, первичное бытие Мир и человек - вторичны и несамостоятельны, изменчивы и непостоянны, существуют благодаря Богу Сотворение Богом Солнца
Слайд 14
Истинное бытие сверхъестественно недоступно для ограниченного человеческого познания Бог открывает себя через откровение Священные книги Ветхого и Нового Завета, идеи которых считались непререкаемыми
Слайд 15
Человек и весь мир - это Творение Бога Креационизм Человек превосходит остальных существ и господствует над ними Человек не способен ни на что без божественной воли и помощи Сотворение Адама
Слайд 16
Социальное расслоение аналогично небесной иерархии Бог с архангелами и ангелами на небе соответствует монарху с вассалами на земле Всякая власть дана от Бога Высшая власть есть власть самого Бога и церкви
Слайд 17
Чтобы прийти к Богу, необходимо углубиться в себя Душа сопричастна истине, поскольку является творением Бога и хранит в себе его отражение Психологизм Обращённость к душе Ведущие духовные ценности Вера Надежда Любовь
Слайд 18
Основные этапы средневековой философии I этап II-VIII вв. Патристика Учение «отцов церкви» - первых христианских мыслителей, создавших философское обоснование догматов В основе Идеи Платона II этап XI-XIV вв. Схоластика Развитие философии, характеризующейся формализмом и догматизмом В основе Идеи Аристотеля
Слайд 19
Августин Аврелий (св. Августин Блаженный) 354-430 гг Наиболее известный представитель патристики, философ, автор многих работ, в том числе: «Исповедь», «О граде божьем». Основные идеи Августина: духовное развитие личности цель развития исторического процесса проблема теодицеи Патристика ( II – VII вв.)
Слайд 20
Августин Аврелий родился в г.Тагасте в Северной Африке, на территории Западной Римской империи. В молодости Августин вёл распутный образ жизни, однако со временем начал задумываться о смысле своего существования. Некоторое время он пытался найти ответ на свои духовные запросы в разных сектантских учениях, но в конце концов пришёл к христианству. Достаточно быстро Августин стал признанным авторитетом в богословии. В конце жизни стал епископом г. Гиппона. Августин Блаженный
Слайд 21: Основные идеи Августина
«Исповедь» - первое известное произведение, где в основу сюжета положена не череда внешних событий, а развитие души, более драматичное и важное, чем все события, проходящие во внешнем мире. В «Исповеди» рождается понятие личности, которого не знала античность. Для развития личности необходима вера, направляющая духовные силы человека к пониманию смысла жизни.
Слайд 22: Основные идеи учения Августина
В работе «О граде божьем» Августин противопоставляет «град земной» - государство и «град божий» - церковь. Первый воплощает любовь к себе, второй – к Богу. В борьбе «градов» должна победить церковь и вера, которая подчинит себе государство: в этом состоит миссия церкви и цель истории
Слайд 23
Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного — по законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога. «Град» не относится к какому-то конкретному государству: люди, входящие в Град Божий или Град Земной, различаются внутренними качествами. Принадлежность к одной из двух общностей определяет, будет ли человек спасён после Страшного суда. По Августину, каждому человеку заранее определено, к какому Граду он принадлежит, но никто не может узнать свою судьбу до Страшного суда.
Слайд 24: Основные идеи учения Августина
Если в мире присутствует зло, а мир сотворён Богом, то получается: Бог виноват в том, что зло существует. Однако Библия говорит, что Бог добр. Причина зла – не в Боге, а в свободе человека, который может идти к Богу, а значит – к добру, или же не идти к нему, тем самым умножая зло. Проблема теодицеи (оправдание Бога за зло) «Без зла мы не знали бы, что такое добро» Аврелий Августин
Слайд 25: Познание
Ведь я помню о том, что имею память, ум и волю; и помню, что я понимаю, желаю и помню; а ещё желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил. внутреннее чувство — чувственное восприятие. ощущение — знание о чувственных вещах в результате рефлексии разумом над чувственными данными. разум — мистическое прикосновение к высшей истине — просветление, интеллектуальное и моральное совершенствование. Ступени познания истины: Основные идеи учения Августина
Слайд 26
Фома Аквинский (1225/26-1274 гг) Средневековый философ, наиболее известный представитель схоластики. Основные работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Основная проблема философии Аквинского – проблема соотношения веры и разума. Сформулировал пять доказательств существования Бога. Учение Фомы называется томизм, в современной католической философии известно как неотомизм. СХОЛАСТИКА ( VII – XV вв.)
Слайд 27: Фома Аквинский
Фома Аквинский родился в Акуино, близ Неаполя в богатой и влиятельной аристократической семье. Вопреки желанию родственников Фома вступает в нищенствующий орден доминиканцев. Пытаясь образумить Фому, родители заточили его в башне фамильного замка, где тот провёл больше года, но не отказался от своего выбора. Фома учится и работает в Париже, Кёльне и Риме, где пишет ряд трактатов и комментариев к Библии и трудам Аристотеля. В 1274 г. по пути на собор он умирает. В 1323 г. Фому причислили к лику святых
Слайд 28: Пять доказательств существования Бога
движение – всё, что движется, имеет источник движения в чём-то другом, следовательно, должен быть перводвигатель, т.е. Бог причина – всё имеет причину, цепь причин не может уходить в бесконечность, следовательно, существует первопричина, т.е. Бог необходимость – случайное зависит от необходимого, значит, существует высшая, божественная необходимость, т.е. Бог качество – всё имеет разные степени качеств (хуже, лучше), значит, должен быть эталон – высшее совершенство, т.е. Бог цель – всё в мире имеет цель, следовательно, существует высшее разумное начало, которое и направляет всё в мире к цели, т.е. Бог
Слайд 29
Познание — есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум постигающий истины, постигает и абсолютную истину, то есть Бога. Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Объекты человеком воспринимаются не целиком, а частично. При вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в неё лишь в качестве «вида». «Вид» предмета является его познаваемым образом. Вещь существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа «Познавать всё и сразу» Основные идеи учения Ф.Аквинского
Слайд 30
Возрождение культуры, искусства, философии античного мира X V – XVII вв. Философия эпохи Возрождения Ренессанс – от франц. Rennaissance – Возрождение
Слайд 31: Живопись РАФАЭЛЯ САНТИ
«Сикстинская Мадонна» Дрезден «Мадонна с младенцем» Ватикан
Слайд 34: Предпосылки возникновения
совершенствование орудий труда и производственных отношений; кризис феодализма; развитие ремесла и торговли; усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; появление первых парламентов; отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии; повышение уровня образованности в Европе в целом; великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана); научно-технические открытия.
Слайд 35: Характерные черты философии эпохи Возрождения
антропоцентризм и гуманизм; оппозиционность к Церкви и церковной идеологии; перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира; большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; торжество индивидуализма; широкое распространение идеи социального равенства.
Слайд 36: Основные направления
Реформационное 4 Гуманистическое 1 Неоплатоническое 2 Натурфилософское 3 Политическое 5 Утопическо-социалистическое 6
Слайд 37: Гуманистическое направление
XIV – XV вв Представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др. В центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви. Франческо Петрарка «Книги песен» Данте Алигьери «Божественная комедия»
Слайд 38: Неоплатоническое направление
сер. XV – XVI вв Представители – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма Николай Кузанский (философ – теолог) «Об ученом незнании», «О видении Бога», «Об охоте за мудростью»
Слайд 39: Натурфилософское направление
XVI – нач. XVII вв Представители − Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; Николай Коперник «Об обращении небесных тел» Джордано Бруно «О бесконечности, Вселенной и мирах» Галилео Галилей «Механика», «Звездный вестник»
Слайд 40: Реформационное направление
XVI – XVII вв Представители – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью. Мартин Лютер Жан Кальвин Эразм Роттердамский
Слайд 41: Политическое направление
XV – XVI вв., Николо Макиавелли Изучало проблемы управления государством, поведение правителей. Николо Макиавелли «Государь»
Слайд 42: Утопическо -социалистическое направление
XV – XVII вв Представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др. – искали идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. Томас Мор «Утопия» Томмазо Кампанелла «Город Солнца »
Слайд 43
Философия эпохи Возрождения – это совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XV - XVII вв., объединенных антицерковными и антисхоластическими направлениями. Цель философии устремлена к человеку в исследовании два центра: БОГ и ЧЕЛОВЕК, переход к антропоцентризму Гуманизм сформировал новое представление о человеке, его особых индивидуальных способностях вне зависимости от социального статуса Пантеизм (тождество Бога и природы, природа и Бог слиты) способствовал освобождению от теологии Особый интерес к искусству и культуре