Первый слайд презентации: Средневековая мусульманская философия
Подготовила студентка группы 9-21 Янычева Анастасия
Слайд 2: Особенности мусульманской цивилизации
Сформировалась в рамках единой средиземноморской культуры и цивилизации Классическая арабомусульманская философия и культура сохранила и приумножила наследие античности; развивала гуманистический характер средиземноморской культуры Развитие мусульманской цивилизации тесно связано с зарождением и укреплением ислама и Арабского халифата «Золотой век» мусульманской цивилизации – 9-12 вв., когда именно мусульманская культура стала определять уровень мировой культуры
Слайд 3
Адаб и адиб – главные понятия, обозначающие обр Адаб – система азование в средневековом мусульманском миренорм образованности и воспитанности, включавшая знание философии, астрономии, математики и определенные правила поведения Адиб – образованный и воспитанный человек Важной особенностью идеала знания в исламе являлось то, что оно определялось шариатом, в частности, положением о правотворчестве только Бога и пророка Мухаммеда во всех областях жизни и соответственно отсутствием посредников между Богом и человеком
1 Период становления VII – IX вв. 2 Период расцвета, «золотой век» мусульманской культуры IX – XII вв. 3 Период упадка XIII – XIX вв. 4 Период возрождения Кон. XIX – XXI вв.
Слайд 5: Основные традиции познания в исламе
Религиозная вера Ортодоксальное богословие Ахмад Ханбал, аль-Газали Разум Рациональная философия ( фалсафа ) Аль-Фараби,аль-Кинди, Ибн-Сина, Ибн Рушд Озарение, интуиция, разум Мистическая философия Аль-Мисри, Абу Язид, Ибн Араби, Сухраварди, аль-Мухасиби, Джунайд
Слайд 6: Калам
Первоначально – любое логическое рассуждение на религиозно-философскую тему Способ рассуждения, основанный на разуме – логика или диалектика Спекулятивная теология ( илм ал-калам) – рационалистическое направление в религиозно-философских учениях ислама
Слайд 7: Особенности калама
Сама теология включает в себя рациональный аппарат философии, стремится к обоснованности и доказательности религиозных суждений В традициях мусульманской философии калам выступает как целостное учение, включая в себя философию, историю, психологию, социологию религии
Слайд 8: Перипатетизм - фальсафа
Фальсафа – философия средневекового ислама, основанная на античной философии. Особенность фальсафы : существование позиции, в которой первична философия, а теология находится в подчиненном положении. Именно философия с ее рациональностью и принципами аподейктического мышления способна познать сущность и природу религии и религиозности Фальсафа никогда не стремилась стать служанкой религии
Философия – 1) знание обо всем 2) знание о «вторых субстанциях» (первые воспринимаются чувственно), количестве и качестве 3) учение о таких всеобщих определениях бытия, как материя, форма, место, движение и время 4) знание об истинной природе вещей в меру человеческой способности 5) философия распадается на собственно знание (поскольку душа состоит из чувственной и разумной частей) и деятельность, которая невозможна без чувств
Слайд 10
У читель, основоположник восточного перипатетизма. «Книга букв» «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», свыше 150 философских и научных трудов Аль-Фараби 870-950
Слайд 11
Аль- Фараби строил свое философское учение на основе соединения аристотелевской космологии с представлениями неоплатоников об эманации (истечении) божества как способа сотворения мира. Он учил, что «интеллект — это не что иное, как опыт». Аль- Фараби сравнивает идеальное общество со здоровым телом, в котором все органы во взаимодействии друг с другом выполняют предназначенные им функции.
Слайд 12
Ибн-Сина ( Авиценна) - 980-1037 «Князь философов», «князь врачей» Основные работы: «Канон врачебной науки», «Книга исцеления» «Книга спасения» «Книга знаний»
Слайд 13: Ибн-Сина
Бог, по мнению Ибн-Сины, есть необходимо сущее благодаря самому себе, а мир, проистекающий от него посредством эманации, представляет собой необходимо сущее благодаря чему-то другому, т.е. Богу. По мнению Ибн-Сины, космические и природные явления не зависят от божественного промысла, поскольку знания бога простираются лишь на универсальное, а не на единичное. Ибн-Сина был также автором «Книги знания» и «Указаний и наставлений», в которых значительная часть посвящена изложению основ логики и метафизики. Вообще необходимо отметить, что арабские авторы нередко предваряли свои сочинения, посвященные метафизическим или физическим темам, кратким экскурсом в логику.
Слайд 14: Ибн-Халдун
Необходимо отметить и арабского философа по имени Ибн- Халдун (1332 – 1406), который написал сочинение «Большая история, или Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров». Иногда Ибн- Халдуна называют даже провозвестником социологии и «арабским Марксом». Введение к этому труду представляет собой энциклопедическое произведение, отразившее культурную жизнь арабского средневековья, знания, которыми оно владело: сведения о земле и климате, об истории разных народов, о возникновении и крушении государств, о земледелии и ремеслах, финансах, науках, искусствах и т.д. Ключевая мысль этого произведения – влияние экономики на жизнь государства.
Слайд 15: Аль-Газали (1059–1111)
Персидский ученый, правовед ( факих ), суфий и философ. Один из выдающихся мыслителей «золотой эпохи ислама».
Слайд 16: Основные работы
Опровержение философов Эликсир счастья Письмо сыну Нужно ли бояться смерти? Более 70 книг по богословским наукам, философии и суфизму. Его главные труды носят полемический характер.
Слайд 17: Ибн-Баджжа – 1070-1138
Пионер перипатетической философии в мусульманской Испании «Прощальное послание», «Образ жизни уединившегося» Противопоставление философского знания религиозному Философия по существу своему эзотерична, доступна лишь немногим одаренным людям, которые благодаря познавательной деятельности и духовному совершенству способны соединяться с «деятельным разумом» Подавляющее большинство обречено на существование в условиях антиразумной религиозности
Слайд 18: Ибн-Туфайль – 1105-1185
«Повесть о Хайе, сыне Якзана» - психологизированная и рационализированная робинзонада; философская картина развития человеческого рода. Познание научно-философских истин доступно только единицам
Слайд 19: Ибн Рушд - 1126-1198
– вершина рационализма средневековой философии Арабского Востока – «Опровержение опровержения» «Аристотель объяснил природу, а Аверроэс – Аристотеля» Но последовательность его философских позиций проявляется в произведениях, которые не связаны с комментированием Аристотеля
Слайд 20: Ибн Рушд об отношении философии и религии
В отношении предмета своих размышлений философия и религия не расходятся, ибо «философия – спутница и молочная сестра религии» И философия, и религия размышляют прежде всего о Боге, но совершенно различаются по способу своих размышлений. Для философии характерен доказательный метод. Метод рассуждения религии – риторический способ, способ образного познания, зафиксированный в Коране
Слайд 21: Направления мусульманской философии
1. Аристотелизм - как попытка рационального объяснения истин Откровения (Аль-Фараби, 870—950; Авиценна, 980—1037) 2. Суфизм - как мистическое истолкование Корана (Аль-Газали, 1058—1111; Ибн-Араби, 1165—1240)
Слайд 22: Аристотелизм
Направление арабской и западно-европейской средневековой философии, разрабатывавшее идеи Ибн Рушда и его последователей. Идеи арабских философов о смертности души, о вечности и несотворенности материального мира, разработанные Ибн Рушдом, и его теория двойственной истины осмыслены аверроизмом. Знание истины противопоставлялось вере, тем самым философия отделялась от теологии Это побудило Ф.Энгельса в «Диалектике природы» отметить «перешедшее от арабов… жизнерадостное свободомыслие, подготовившее материализм 18 века».
Слайд 23: Суфизм
Второе направление мусульманской философии — суфизм возник как мистико-аскетическое течение в исламе в середине VIII в. на территории нынешнего Ирака и Сирии. Его относят к мистико-пантеистическим учениям, возникшим как протест против ортодоксального ислама. Цель - слиться с Богом путем внутреннего очищения и самосовершенствования. Каждый, по учению суфиев, содержит в себе божественную субстанцию. Существует несколько течений в суфизме: от поднимающих человека до уровня Бога до призывающих людей к непротивлению злу.
Последний слайд презентации: Средневековая мусульманская философия: Суфизм
У суфиев было представление о божественном свете, исходящем от Аллаха, который (свет) несет в себе часть души человека — «тайник сердца», обращенный к Богу. В суфийском учении есть и концепция предвечного договора, заключенного между Аллахом и людскими душами до их появления в материальном мире. Присягнув в верности Аллаху, души, обретя телесную оболочку, забыли о договоре. Цель суфия — вернуться к своему предвечному состоянию путем внутреннего самосовершенствования.