Средневековая мусульманская философия — презентация
logo
Средневековая мусульманская философия
  • Средневековая мусульманская философия
  • Особенности мусульманской цивилизации
  • Средневековая мусульманская философия
  • Периоды развития мусульманской философии
  • Основные традиции познания в исламе
  • Калам
  • Особенности калама
  • Перипатетизм - фальсафа
  • Рационалистическое понимание философии
  • Средневековая мусульманская философия
  • Средневековая мусульманская философия
  • Средневековая мусульманская философия
  • Ибн-Сина
  • Ибн-Халдун
  • Аль-Газали (1059–1111)
  • Основные работы
  • Ибн-Баджжа – 1070-1138
  • Ибн-Туфайль – 1105-1185
  • Ибн Рушд - 1126-1198
  • Ибн Рушд об отношении философии и религии
  • Направления мусульманской философии
  • Аристотелизм
  • Суфизм
  • Суфизм
1/24

Первый слайд презентации: Средневековая мусульманская философия

Подготовила студентка группы 9-21 Янычева Анастасия

Изображение слайда

Слайд 2: Особенности мусульманской цивилизации

Сформировалась в рамках единой средиземноморской культуры и цивилизации Классическая арабомусульманская философия и культура сохранила и приумножила наследие античности; развивала гуманистический характер средиземноморской культуры Развитие мусульманской цивилизации тесно связано с зарождением и укреплением ислама и Арабского халифата «Золотой век» мусульманской цивилизации – 9-12 вв., когда именно мусульманская культура стала определять уровень мировой культуры

Изображение слайда

Слайд 3

Адаб и адиб – главные понятия, обозначающие обр Адаб – система азование в средневековом мусульманском миренорм образованности и воспитанности, включавшая знание философии, астрономии, математики и определенные правила поведения Адиб – образованный и воспитанный человек Важной особенностью идеала знания в исламе являлось то, что оно определялось шариатом, в частности, положением о правотворчестве только Бога и пророка Мухаммеда во всех областях жизни и соответственно отсутствием посредников между Богом и человеком

Изображение слайда

1 Период становления VII – IX вв. 2 Период расцвета, «золотой век» мусульманской культуры IX – XII вв. 3 Период упадка XIII – XIX вв. 4 Период возрождения Кон. XIX – XXI вв.

Изображение слайда

Слайд 5: Основные традиции познания в исламе

Религиозная вера Ортодоксальное богословие Ахмад Ханбал, аль-Газали Разум Рациональная философия ( фалсафа ) Аль-Фараби,аль-Кинди, Ибн-Сина, Ибн Рушд Озарение, интуиция, разум Мистическая философия Аль-Мисри, Абу Язид, Ибн Араби, Сухраварди, аль-Мухасиби, Джунайд

Изображение слайда

Слайд 6: Калам

Первоначально – любое логическое рассуждение на религиозно-философскую тему Способ рассуждения, основанный на разуме – логика или диалектика Спекулятивная теология ( илм ал-калам) – рационалистическое направление в религиозно-философских учениях ислама

Изображение слайда

Сама теология включает в себя рациональный аппарат философии, стремится к обоснованности и доказательности религиозных суждений В традициях мусульманской философии калам выступает как целостное учение, включая в себя философию, историю, психологию, социологию религии

Изображение слайда

Слайд 8: Перипатетизм - фальсафа

Фальсафа – философия средневекового ислама, основанная на античной философии. Особенность фальсафы : существование позиции, в которой первична философия, а теология находится в подчиненном положении. Именно философия с ее рациональностью и принципами аподейктического мышления способна познать сущность и природу религии и религиозности Фальсафа никогда не стремилась стать служанкой религии

Изображение слайда

Философия – 1) знание обо всем 2) знание о «вторых субстанциях» (первые воспринимаются чувственно), количестве и качестве 3) учение о таких всеобщих определениях бытия, как материя, форма, место, движение и время 4) знание об истинной природе вещей в меру человеческой способности 5) философия распадается на собственно знание (поскольку душа состоит из чувственной и разумной частей) и деятельность, которая невозможна без чувств

Изображение слайда

Слайд 10

У читель, основоположник восточного перипатетизма. «Книга букв» «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», свыше 150 философских и научных трудов Аль-Фараби 870-950

Изображение слайда

Слайд 11

Аль- Фараби строил свое философское учение на основе соединения аристотелевской космологии с представлениями неоплатоников об эманации (истечении) божества как способа сотворения мира. Он учил, что «интеллект — это не что иное, как опыт». Аль- Фараби сравнивает идеальное общество со здоровым телом, в котором все органы во взаимодействии друг с другом выполняют предназначенные им функции.

Изображение слайда

Слайд 12

Ибн-Сина ( Авиценна) - 980-1037 «Князь философов», «князь врачей» Основные работы: «Канон врачебной науки», «Книга исцеления» «Книга спасения» «Книга знаний»

Изображение слайда

Слайд 13: Ибн-Сина

Бог, по мнению Ибн-Сины, есть необходимо сущее благодаря само­му себе, а мир, проистекающий от него посредством эманации, представ­ляет собой необходимо сущее благодаря чему-то другому, т.е. Богу.  По мнению Ибн-Сины, космические и природные явления не зависят от божественного промысла, поскольку знания бога простираются лишь на универсальное, а не на единичное. Ибн-Сина был также автором «Книги знания» и «Указаний и на­ставлений», в которых значительная часть посвящена изложению ос­нов логики и метафизики. Вообще необходимо отметить, что араб­ские авторы нередко предваряли свои сочинения, посвященные мета­физическим или физическим темам, кратким экскурсом в логику.

Изображение слайда

Слайд 14: Ибн-Халдун

Необходимо отметить и арабского философа по имени  Ибн- Халдун  (1332 – 1406), который написал сочинение «Большая история, или Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров». Иногда Ибн- Халдуна называют даже провозвестником социологии и «арабским Марксом». Введение к этому труду представляет собой энциклопедическое произведение, отразившее культурную жизнь арабского средневековья, знания, которыми оно владело: сведения о земле и климате, об истории разных народов, о возникновении и кру­шении государств, о земледелии и ремеслах, финансах, науках, искусст­вах и т.д. Ключевая мысль этого произведения – влияние экономики на жизнь государства.

Изображение слайда

Слайд 15: Аль-Газали (1059–1111)

Персидский ученый, правовед ( факих ), суфий и философ. Один из выдающихся мыслителей «золотой эпохи ислама».

Изображение слайда

Слайд 16: Основные работы

Опровержение философов Эликсир счастья Письмо сыну Нужно ли бояться смерти? Более 70 книг по богословским наукам, философии и суфизму. Его главные труды носят полемический характер.

Изображение слайда

Слайд 17: Ибн-Баджжа – 1070-1138

Пионер перипатетической философии в мусульманской Испании «Прощальное послание», «Образ жизни уединившегося» Противопоставление философского знания религиозному Философия по существу своему эзотерична, доступна лишь немногим одаренным людям, которые благодаря познавательной деятельности и духовному совершенству способны соединяться с «деятельным разумом» Подавляющее большинство обречено на существование в условиях антиразумной религиозности

Изображение слайда

Слайд 18: Ибн-Туфайль – 1105-1185

«Повесть о Хайе, сыне Якзана» - психологизированная и рационализированная робинзонада; философская картина развития человеческого рода. Познание научно-философских истин доступно только единицам

Изображение слайда

Слайд 19: Ибн Рушд - 1126-1198

– вершина рационализма средневековой философии Арабского Востока – «Опровержение опровержения» «Аристотель объяснил природу, а Аверроэс – Аристотеля» Но последовательность его философских позиций проявляется в произведениях, которые не связаны с комментированием Аристотеля

Изображение слайда

Слайд 20: Ибн Рушд об отношении философии и религии

В отношении предмета своих размышлений философия и религия не расходятся, ибо «философия – спутница и молочная сестра религии» И философия, и религия размышляют прежде всего о Боге, но совершенно различаются по способу своих размышлений. Для философии характерен доказательный метод. Метод рассуждения религии – риторический способ, способ образного познания, зафиксированный в Коране

Изображение слайда

Слайд 21: Направления мусульманской философии

1. Аристотелизм - как попытка рационального объяснения истин Откровения (Аль-Фараби, 870—950; Авиценна, 980—1037) 2. Суфизм - как мистическое истолкование Корана (Аль-Газали, 1058—1111; Ибн-Араби, 1165—1240)

Изображение слайда

Слайд 22: Аристотелизм

Направление арабской и западно-европейской средневековой философии, разрабатывавшее идеи Ибн Рушда и его последователей. Идеи арабских философов о смертности души, о вечности и несотворенности материального мира, разработанные Ибн Рушдом, и его теория двойственной истины осмыслены аверроизмом. Знание истины противопоставлялось вере, тем самым философия отделялась от теологии Это побудило Ф.Энгельса в «Диалектике природы» отметить «перешедшее от арабов… жизнерадостное свободомыслие, подготовившее материализм 18 века».

Изображение слайда

Слайд 23: Суфизм

Второе направление мусульманской философии — суфизм возник как мистико-аскетическое течение в исламе в середине VIII в. на территории нынешнего Ирака и Сирии. Его относят к мистико-пантеистическим учениям, возникшим как протест против ортодоксального ислама. Цель - слиться с Богом путем внутреннего очищения и самосовершенствования. Каждый, по учению суфиев, содержит в себе божественную субстанцию. Существует несколько течений в суфизме: от поднимающих человека до уровня Бога до призывающих людей к непротивлению злу.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Средневековая мусульманская философия: Суфизм

У суфиев было представление о божественном свете, исходящем от Аллаха, который (свет) несет в себе часть души человека — «тайник сердца», обращенный к Богу. В суфийском учении есть и концепция предвечного договора, заключенного между Аллахом и людскими душами до их появления в материальном мире. Присягнув в верности Аллаху, души, обретя телесную оболочку, забыли о договоре. Цель суфия — вернуться к своему предвечному состоянию путем внутреннего самосовершенствования.

Изображение слайда

Похожие презентации