Первый слайд презентации: Становление и развитие автомобильного транспорта в России
Общеисторические предпосылки возникновения автомобильного транспорта и особенности их проявления в отечественных условиях.
Слайд 2
До наших дней в Египте сохранилась древнейшая дорога, которая была проложена к месту возведения пирамиды фараона Сахуры (III тыс. до н. э.). Полотно дороги шириной около 4 м было сооружено из уложенных поперечно каменных блоков.
Слайд 3
В Западной Европе в конце XVIII в. для дорожного покрытия начали использовать пакеляж — камни в форме усеченной пирамиды, установленные вплотную друг к другу основанием конуса на грунтовую и песчаную основу.
Слайд 4
В XIX в. внедрялось новое беспыльное покрытие из трамбованного асфальта (разогретого в котлах щебня из природных известняков или песчаников, пропитанного битумом, который уплотнялся на каменном основании). В 1902—1914 гг. по пути из Ниццы в Монте-Карло швейцарский врач Э. Гуглильминетти провел поливку дороги каменноугольным дегтем и засыпку песком.
Согласно «Повести временных лет», киевский князь Владимир, собираясь в поход на Новгород, приказал слугам: «Теребите пути и мосты мостите». В XI в. власть попыталась определить статус « мостников » — мастеров по строительству и ремонту мостов и мостовых законодательно. «Русская Правда» — первый на Руси письменный свод законов, который содержит «Урок мостникам ». В нем, в частности, устанавливались тарифы на различные дорожные работы.
Слайд 6
В 1555 г. создан единый орган управления дорожным делом — ямская изба. В начале XVI в. возникли первые описания российских дорог, которые назывались «дорожниками»: «Русский дорожник», «Пермский дорожник» и «Югорский дорожник». К концу XVI в. появились «изгонные книги» с описанием мелких областных дорог.
Слайд 7
Крупнейшей петровской дорожной стройкой, дорогой из Петербурга в Москву, ведала Канцелярия «перспективной» дороги, образованная в 1733 г., которая с 1755 г. стала называться Канцелярией от строения государственных дорог.
После проведения земской реформы в 1864 году, дороги стали передаваться в ведение земств, в обязанности которых входило следить за их исправностью. Вдоль дорог начинают создаваться зеленые насаждения, а за границей закупается дорожная техника.
Слайд 10: Н.Р. Брилинг (1876—1961 гг.), ученый в области автомобилестроения, двигателей внутреннего сгорания и теплотехники
В 1918 г. Николай Романович Брилинг начал организацию Научного автомоторного института, который возглавлял до 1928 года.
Слайд 11
В ходе Великой Отечественной войны были разрушены 91 тыс. км автомобильных дорог, 90 тыс. мостов общей протяженностью 980 км. После окончания войны главной задачей, вставшей перед дорожными службами, стало восстановление дорог. В те годы за строительство дорог отвечали два ведомства — ГУШОСДОР МВД и Главное дорожное управление (Главдорупр).
Слайд 12: В 1962 г. вводится в эксплуатацию Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) протяженностью 109 км
Слайд 13: В настоящее время федеральная дорожная сеть составляет более 51 тыс. км, что на 494,8 км больше, чем в 2016 г. Общая протяженность автомобильных дорог в России превышает 1,5 млн км
Слайд 14: Становление автомобилестроения и автодорожного строительства как самостоятельной сферы отечественной экономики
Слайд 15
« Паровая телега» артиллерийского офицера Николя Жозефа Кюньо (1715-1804 гг.) была изготовлена по заказу военного министерства Франции в 1769 г. в мастерских парижского Арсенала.
Слайд 16
В 1790 г. свой паровой экипаж построил француз Шарль Даллерм. Даллерм был 1-м в Европе и 2-м в мире после американца Оливера Эванса, который запатентовал автомобиль амфибию в виде парового катера на колесах.
Слайд 17
В сентябре 1830 г. Казимир Янкевич подал заявку на выдачу «привилегии» (патента) на постройку в России « быстрокатов ». Это был тягач, рассчитанный на буксировку прицепов со скоростью 30 км/ч. Котел его экипажа состоял из сотни «кованных» прочных трубок. Пассажиры располагались в прицепных крытых повозках.
Слайд 18
«Самобеглая коляска» Л.Л. Шамшуренкова (1687–1758 гг.) «Самокатка» И.П. Кулибина (1735–1818 гг.).
Слайд 21
В 1892 году Генри Форд собрал свой первый автомобиль. По виду он походил на тележку с велосипедными колесами. Двухцилиндровый мотор развивал мощность около 4-х лошадиных сил. Рулевого колеса не было, машина пускалась в ход рукояткой. Первый автомобиль Генри Форда получил от изобретателя простое название Ford Quadricycle (Форд Квадрицикл ). Генри Форд (1863–1947)
Слайд 22
Знаменательной вехой в истории автомобиля стало создание в США Г. Фордом маленького и дешевого легкового автомобиля модели «Т» и организация его массового производства с применением конвейера. Эта пятиместная модель была в 3–5 раз легче большинства машин того времени, имея 20-сильный двигатель, могла развивать скорость до 70 км/ч. За 19 лет выпущено несколько миллионов таких машин, а сам Г. Форд стал одним из самых богатых людей в мире.
Слайд 23
В 1896 г. представлен первый российский серийный автомобиль мощностью двигателя 2 л. с. был представлен широкой публике. Двигатель и трансмиссия были изготовлены заводом Яковлева, а корпус, ходовая часть и колеса – фабрикой Фрезе. Владелец завода керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлев (1857-1898 гг.) Управляющий фабрики конных экипажей П. А.Фрезе (1844-1918 гг.)
Слайд 24
В начале XX в. в России легковые автомобили выпускались: Заводом Г.А. Лесснера в Петербурге Русско-Балтийским вагонным заводом в Риге Около 40 легковых автомобилей были построены на заводе И.П. Пузырева в Петербурге. Автомобиль «Руссо-Балт» 1911 г. модели «К12/20»
Слайд 25
На 1-м Бронетанкоремонтном заводе в 1922 г. был построен первый советский легковой автомобиль. Он являлся усовершенствованным вариантом автомобиля модели «С24/40». В Научном автомоторном институте (НАМИ ) в конце 1920-х гг. был создан первый отечественный автомобиль для массового производства — «НАМИ-1» оригинальной конструкции. В 1928-1929 гг. три небольших завода – АМО, Спартак, ЯГАЗ производили около 1700 машин в год.
Слайд 26
В Нижнем Новгороде п остроен гигантский по масштабам завод, рассчитанный на ежегодный выпуск 100 тыс. грузовых и легковых автомобилей. С 7 октября 1932 г. и до 22 октября 1990 г. завод носил название — Горький. В 1935 г. Завод переименовали в «Завод имени Молотова» (ЗИМ), а в 1957 г. – в «Горьковский автомобильный завод» (ГАЗ). В 1936 году СССР по производству грузовых автомобилей вышел на первое место в Европе и второе место в мире. На этом заводе первым легковым автомобилем являлся «ГАЗ-А» — копия автомобиля «Форд-А».
Слайд 27
В 1930-е годы был реконструирован небольшой автомобильный завод в Москве (АМО), который стал называться «Завод имени Сталина» (ЗИС). В апреле 1935 г. ГАЗ выпустил 100-тысячный автомобиль модели «А», обогнав такие известные автомобильные предприятия, как «ФИАТ» и «Опель». В 1936 г. на ГАЗе приступили к производству новых комфортабельных легковых машин модели «М-1», В 1937 г. на ЗИСе началось производство автомобилей «ЗИС-101» с кузовом «лимузин» (с перегородкой за передним сиденьем).
Слайд 28
17 марта 1936 г. две модели ГАЗ-М1 были отправлены в Кремль, где их осматривали Сталин, Молотов, Ворошилов. По образцу американского Бьюика началось производство автомобиля «Ленинград-1» (Л-1). Все детали были изготовлены на заводе «Красный Путиловец». В 1940 г. в Москве на заводе им. Коммунистического интернационала молодежи начали выпускать малолитражные легковые автомобили «КИМ-10». КИМ-10
Слайд 29
В 1941 г. было три базовые модели – ГАЗ-ММ, ЗИС-5, ЯГ-6А. ГАЗ-ММ ЗИС-5 ЯГ-6А
Слайд 30
Три базовых легковых модели: ГАЗ-М1 (Эмка), ЗИС-101А, КИМ-10. ГАЗ-М1 (Эмка) ЗИС-101А КИМ-10
Слайд 31
Инженер И.А. Меньшиков спроектировал мотор НАТИ-1-60. В 1932 году эти моторы производились в городе Марксштадт. На заводе ЗИС П.В. Сметанников спроектировал вихрекамерный дизель ЗИС-Д7. Научно-технический прогресс. Бриллинг Н.Р. – основоположник теории автотракторных двигателей. Автор первого учебника на русском языке по двигателям внутреннего сгорания. Первые советские дизели появились в начале 1930-х годов. Ленинградский профессор В.С. Наумов публиковал работы по автомобильным газогенераторам.
Слайд 32
1933 год – Всесоюзный испытательный автомобильный пробег протяженностью 10 тыс. км : Поволжье, вдоль Аральского моря, пустыни Кызылкум и Каракумы, Средняя Азия, Кавказ, юг России, Украина. 86 дней. Участвовало 23 автомобиля, в том числе ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, АМО-3.
Слайд 33: Автомобильный транспорт в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)
1941 г. – на заводе ГАЗ (Горький) начался выпуск первого советского автомобиля-вездехода ГАЗ-61. Одна из модификаций, ГАЗ-61-73- первый в мире легковой автомобиль-седан с закрытым кузовом и легким приводом. Автомобили созданы в конструкторском бюро В.А. Грачева.
Слайд 34
Подвиг автомобилистов, доставлявших в блокадный Ленинград по льду Ладожского озера продовольственные и другие грузы, а также эвакуировавших из города детей, стариков, больных и раненых. Эта дорога была названа Дорогой жизни, она функционировала в течение пяти месяцев 1941–1942 гг., а затем зиму 1942–1943 гг. Всего на автомобилях в Ленинград было доставлено 386 тыс. т грузов и эвакуировано 734 тыс. чел.
Слайд 35
1942 г. – сформировано 11 автомобильных полков для обучения водительского состава. Полки делились по специализации: для водителей артиллерийских частей и для подготовки автомобильных механиков. С 1 по 20 ноября 1942 года из района Камышина в районы сосредоточения войска перевезено 15 тыс. тонн грузов. С 20 ноября по 5 декабря на Сталинградский фронт доставлено 120 тыс. тонн грузов.
Слайд 36
В Миассе на автомобильном заводе началось производство коробок передач ЗИС-5. Шадринский автоагрегатный поставлял карбюраторы, радиаторы, системы охлаждения. Ульяновский завод осуществлял сборку грузовиков. 3 февраля 1943 года главный конструктор ГАЗа Липгарт докладывал о ходе работ над легковой машиной ГАЗ-20 и грузовой ГАЗ-51.
Слайд 37
9 августа 1944 г. – ГКО СССР издал Постановление об учреждении в Минске автосборочного завода. Изначально на заводе собирались американские грузовые машины, поставляемые по ленд-лизу: «Студебекеры» и GMC.
Слайд 38
Выпуск новых легковых автомобилей: «Победа», «ЗИС-ПО» и «Москвич» и представительские лимузины для чиновников высокого ранга модели ЗИС-110 Победа Москвич ЗИС- 110
Слайд 39
«Победа» — первый отечественный автомобиль с несущим цельнометаллическим кузовом. Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) в 1947 г. приступил к выпуску автомобиля «Москвич-400». Его прототипом был германский «Опель» довоенного образца. В 1954 г. появилась модель «401», а в 1956 г. — модель «402».
Слайд 40: Автомобильный транспорт во второй половине XX века
На автомобиле МАЗ-205 с пятью прицепами за один рейс перевозилось 19,2 тонны зерна.
Слайд 41
На новые автомобили «ГАЗ-13» («Чайка») и «ЗИЛ-111» начали устанавливать V-образные восьмицилиндровые двигатели и автоматические коробки передач (с 1959 г.). Вместо «Победы» стали выпускать автомобиль «ГАЗ-21» («Волга») с так называемым трехобъемным кузовом (с 1957 г.), а затем «ГАЗ-24» (с 1968 г.). « ГАЗ-13» («Чайка») «ЗИЛ-111» «ГАЗ-21» («Волга») «ГАЗ-24»
Слайд 42
Новый автомобильный завод в г. Запорожье в 1960 г. начал выпускать микролитражку «ЗАЗ-965» с двигателем воздушного охлаждения. Затем появилась модель «ЗАЗ-966». Завод малолитражных автомобилей выпустил ряд новых моделей: «Москвич-410» (вездеход), «Москвич-407», «Москвич-403», «Москвич-408» и «Москвич-412». В 1967 г. появился «ЗИЛ-114» с новым кузовом. «ЗАЗ-965» «Москвич-410» (вездеход) « Москвич-407» «ЗИЛ-114»
Слайд 43
В 1967 году началось строительство гигантского завода в Тольятти (ВАЗ). В сентябре 1970 г. с главного конвейера ВАЗа сошел первый автомобиль марки «Жигули», прототипом которого был «Фиат-124» модели 1966 г. Легковые автомобили стал выпускать и Ижевский машиностроительный завод. Началось строительство станций технического обслуживания (СТО) личных автомобилей. С 1976 года начал массовое производство автомобилей новый завод КАМАЗ: 1976 – 5000 машин, 1977 – 22000, 1979- 630000 автомобилей. В сутки грузовыми автомобилями перевозилось 9 млн. тонн грузов.
Слайд 44
Период 1970-х гг. отмечен высоким ростом объема производства автомобилей: если в 1970 г. было выпущено 344 тыс. легковых автомобилей, то в 1980 г. — 1327 тыс. АЗЛК в первой половине 1980-х гг. выпускал в год около 180 тыс. автомобилей, основной продукцией завода был «Москвич-2140». Годовой выпуск ВАЗа достиг уровня более 700 тыс. машин (модели «2105», «21051», «21053», «2107» и др.). Новинкой ГАЗа был легковой автомобиль модели «3103», а Запорожского завода — автомобиль модели «969М».
Слайд 45
В 1995-1998 гг. была реконструирована МКАД. Создано 4 полосы движения, проезжая часть расширена до 20 метров, сооружена 41 развязка.
Слайд 46
6 декабря 1995 г. – принята Президентская программа «Дороги России». Предполагалось реконструировать магистрали «Беларусь», «Россия», «Скандинавия», автомобильные дороги Чита-Хабаровск, Омск-Новосибирск. 2001 г. – основано совместное предприятие американской компании General Motors и российской компании АвтоВАЗ. Заявленная мощность - 95 тысяч автомобилей в год. В основном предприятие выпускает автомобили марки Chevrolet, Chevrolet Niva.
Слайд 47
2003 г. – введено в эксплуатацию Третье транспортное кольцо. Протяженность- 35 км. Включает 4 тоннеля: Лефортовский, Кутузовский, Шереметьевский, Гагаринский. На кольце находится 17 транспортных развязок, преимущественно на участках дороги- 8 полос движения. 27 февраля 2004 г. – началось движение по федеральной автодороге Р297 «Амур». Путь трассы: Москва - Екатеринбург-Красноярск-Хабаровск - Владивосток-Находка. В 2011 дорога переименована в М58. Протяженность- 2185 км.
Слайд 48
2004 г. – на автомобильном заводе г. Люберцы начался выпуск плавающего шестиколесного вездехода на шинах низкого давления - ТРЭКОЛ 39294. Автомобиль может использоваться при температуре от -60 до +60, состоит на службе в МЧС и Центре медицины катастроф. 2007 г. – началось производство легкового автомобиля Lada Priora с кузовами седан или хетчбэк. С 2014 г. машина оснащена роботизированной коробкой передач. Двигатель - мощностью 98 л.с. В 2017 г. выпущен миллионный автомобиль, а в 2018 г. объявлено о завершении выпуска этой модели. ТРЭКОЛ 39294
Слайд 49
25 октября 2008 г. для круглогодичного движения впервые открыта федеральная автомобильная дорога Р504 «Колыма» (бывшая М56). Начальный пункт трассы- поселок Нижний Бестях, конечный- город Магадан. С 2012 года строится продолжение дороги. 24 ноября 2009 г. – введен в эксплуатацию Президентский мост через реку Волгу. До 2018 года считался самым длинным мостом в России. В зимнее время движение автотранспорта по мосту ограничивается 60 км/ч.
Слайд 50
26 августа 2014 г. – мэр Москвы С.С. Собянин и губернатор Московской области А.Ю. Воробьев заложили капсулу на месте строительства Центральной кольцевой автомобильной дороге. Цель строительства - разгрузить МКАД. Дорога будет платной. 2018 г. – на автотрассе федерального значения Р-21 «Кола» (Санкт-Петербург-Петрозаводск-Мурманск-Печенга-Борисоглебский) реконструирован мост через реку Волхов. Длина трассы- 1592 километров. Крайняя точка автодороги: граница с Норвегией.
Слайд 51: Образование в автомобильно-дорожной отрасли
В 1929–1931 гг. в Москве и Ленинграде были открыты 8 новых транспортных институтов на базе Ленинградского института инженеров путей сообщения и Московского института инженеров транспорта. Созданный на базе автодорожного факультета МИИТа и Высшей автодорожной школы Центрального управления дорожного транспорта (Цудортранс) Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ) имел в 1930 г. два факультета — дорожно-строительный и автомеханический.
Слайд 52
В 1930 г. в соответствии с первым пятилетним планом развития народного хозяйства и планом реформирования высшего образования в СССР были открыты автомобильно-дорожные институты — первый в Ленинграде, затем в Харькове, Ростове, Омске, Саратове, Москве. В начале 1930-х гг. происходило становление теории и практики дорожного строительства под влиянием трудов М.М. Филатова (1877–1942 гг.), в особенности его работы «Почвы и грунты в дорожном деле», которая была опубликована в 1932 г.
Слайд 53
В первые годы образования Ленинградский автодорожный институт (ЛАДИ) по численности студентов был самым крупным автомобильно-дорожным институтом. В нем были созданы 2 факультета: дорожно-строительный с отделениями — дорожно-строительным, мостовым изыскательским, грунтоведческим и инженерно-педагогическим, а также механический с отделениями — авторемонтным, автоэксплуатационным и ремонта дорожных машин. Именно в ЛАДИ в 1932 г. была создана совершенно новая специальность для автомобильно-дорожных институтов, выпускающая инженеров-механиков по дорожным машинам.
Слайд 54
В 1944 г. сразу в двух регионах были открыты Воронежский автомобильно-дорожный и Новосибирский автомобильно-дорожный институты, которые в 1946 г. вошли в состав уже существовавших в то время Воронежского и Новосибирского инженерно-строительных институтов. В 1962 году на автотранспортном факультете МАДИ была создана специализация «Автомобильные перевозки», где готовили инженеров-механиков, владеющих математическими методами планирования перевозок, методами работы на ЭВМ. В 1990 г. функционировало 22 автотранспортных техникума, которые выпускали более 10 тыс. специалистов, вузы – 1,5 тыс. специалистов.
Слайд 55: Нагрудный знак «Почетный автотранспортник»
Знаком награждаются работники организаций автомобильного транспорта, государственные служащие Министерства транспорта Российской Федерации и иные лица: • за заслуги в развитии автомобильного транспорта, повышении эффективности его работы и культуры обслуживания населения; • за улучшение технологии автомобильных перевозок, промышленного производства и транспортно-экспедиционного обслуживания; • за разработку проектов законодательных и нормативных актов по вопросам деятельности автомобильного транспорта и др.
Слайд 56: Нагрудный знак «Почетный дорожник России»
Первоначально учрежден в СССР 1938 г. Награждаются работники отрасли дорожного хозяйства: за успехи в строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений, обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспорта по ним; за повышение уровня технической оснащенности и развития производственных баз; • за достижение высоких показателей в использовании дорожной техники, образцовое ее содержание и безаварийную работу на ней и др.