Первый слайд презентации: Свадебный обряд, свадебные народные песни: история и особенности
Автор проекта: Ученица 9 «А» класса Спирькова Елизавета Руководитель: Учитель русского языка и литературы Климова М.С.
Слайд 2: Цель исследования:
Определить художественные особенности русских свадебных народных песен. 2
Слайд 3: Задачи
Дать литературоведческое определение свадебной песни Изучить историю русского свадебного обряда и свадебных песен Изучить художественные особенности русских народных свадебных песен Изучить реминисценции русских свадебных песен, нашедшие отражение в современной поэзии 3
Слайд 4
Объектом нашего исследования являются русские народные свадебные песни. Предмет исследования – художественные особенности русских народных свадебных песен. Практическая значимость работы заключается в том, что приложения, созданные в процессе работы над темой, могут использоваться на уроках литературы. 4
Слайд 5: Приложение
Классификация жанров фольклора Фольклор Обрядовый Необрядовый календарный (Колядки, Веснянки) Окказиональный (Заговоры) Семейный (колыбельные) Драма (Театр) Речевые ситуации (Пословицы, Поговорки) Лирика (Былина, баллада) Эпос 5
Слайд 7: Сватовство
Сватовство — свадебный обряд, представляет собой обряд предложения женихом руки и сердца, своей девушке при её родителях. Участвовать в сватовстве будущий жених может либо непосредственно сам, либо посылая к родителям своей избранницы сватов. 7
Слайд 8: Смотрины
Смотрины — свадебный обряд, при котором сваха(сват), жених, родители жениха могли увидеть будущую невесту и оценить её достоинства и недостатки. 8
Слайд 9: Рукобитьё
Рукобитье — часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы. 9
Слайд 10: Девичник
Девичник — свадебный обряд, день перед свадьбой. Когда к невесте приходили её подруги. 10
Слайд 11: Венчание
Венчание- христианское таинство благословения жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно как муж и жена. 11
Слайд 13: Свадебный пир
Свадебный пир — свадебный обряд при котором за едой и питьём с шутками и тостами праздновалась свадьба. 13
Слайд 14: Приложение №2
«Классификация свадебных народных песен» Свадебно обрядовые песни Лирические Величальные Плясовые Лироэпические (В них раскрывается внутренний мир человека, его чувства, настроения, отражающие его отношение к окружающей действительности.) (Исполнялись весело в день свадьбы после венца, в доме жениха.) Исполнялись в последний день свадьбы В них рассказывается об исторических моментах жизни людей 14
Слайд 15: Художественные выразительные средства
Худ. средства Пример Герои песен «Красна девица», «жена», «Добрый молодец», «муж» Типические обстоятельства «Поле чистое», «изба», «дороженька», «сени» Параллелизм «Туманно красно солнышко» «Неясен сокол пролётывал» Лирическое обращение «Полю чистому», «быстрой реченьке», «жавороночку» Обращения к людям «Уж ты, мать, моя маменька» 15
Слайд 16
Символы из мира природы «белая лебёдушка», «голубка», «ясный сокол», «дубочек» Символы общего значения «Зелёный сад», «бел горюч камень», «чёрный ворон» Олицетворения «Уж как шло горе дороженьке, Оно лыками, горе, связано» Эпитеты «душа девица», «сердечный друг», «русая коса», «ясны очи» «горючая слеза» Двойные названия «стёжки-дорожки», «трава-мурава», «камыш-трава» 16
Слайд 17
Инверсии «лента алая», «сад зелёненький» «леса тёмные», «цветы алые» Суффиксы «рощица», «садочек», «реченька» «дубравушка», «голосочек» Ритмические частицы «Ах-да», «Ой-да», «Эх, ой-ли», «Эх-да», «Эх», «Ой» Ассонансы «сполоскали - со песками» Консонансы «Брала меня матушка за праву руку» 17
Слайд 19: Девичий праздничный костюм
Девичий костюм состоит из рубахи, сарафана, передника, вязаного пояса, нижних юбок. 19
Слайд 20
Белая рубаха из цельного полотнища ткани. Сарафан-«московец» прямого, или круглого, кроя. Длинный неширокий вязанный на спицах или тканый пояс с кистями. 20
Слайд 21
Красная рубаха в мелкий горошек. Сарафан круглого кроя. Пояс к сарафану выплетен из шерстяных нитей, его концы оформлены в виде пышных кистей. Карман- « лакомник » расшитый яркой шерстью. 21
Слайд 22: Венчальная рубаха- « целошница »
Лёгкие оборки из льняной и батистовой ткани. Венчальная рубаха(белого цвета), как часть свадебного наряда являлась символом невинности невесты. верхняя часть рубахи с пышными, до локтя рукавами или с длинными, суживающимися книзу так называемыми «плакальными» рукавами. 22
Слайд 23: Девичий венчальный костюм
Белая составная рубаха Тёмно-синий домотканый льняной сарафан прямого покроя Плетёный пояс 23
Слайд 24: Костюм новобрачной
Рубаха оранжевого цвета с орнаментом в виде лучеобразных фигур Сарафан прямого покроя Длинные узкие лямки 24
Слайд 25: Женский свадебный костюм
Белая рубаха с вышитым узором Широкий косоклинный сарафан Узорный пояс 25
Слайд 26: Девичий «печальный» костюм
Белая рубаха Сарафан Длинный туникообразный передник с орнаментом Костюм называется «печальным» из-за того, что невеста перед свадьбой должна печалиться и плакать отсюда и название. 26
Слайд 27: Девичий венчальный костюм
Чёрный шерстяной сарафан Льняная рубаха с вышитым орнаментом 27
Слайд 28: Мужской свадебный костюм
Красная рубаха Пояс в полоску Воротник стойка с цветочным орнаментом 28
Слайд 29
Белая рубаха туникообразного кроя Воротник стойка застёгивающийся на 2 пуговицы Чёрные брюки Узкий шерстяной поясок с двойными кистями 29
Слайд 30: Заключение
Начиная с древнейших времен, обряд свадьбы развивается, совершенствуется и как итог – упрощается. В старину свадебный ритуал длился 7 дней и состоял из нескольких этапов Огромный интерес представляет свадебный костюм Интересна поэтическая сторона свадьбы. песенный комплекс этого обряда Песня отличается от ряда других жанров народного творчества своим жизненным правдоподобием. 30
Слайд 31
Среди художественных особенностей наиболее интересными показались психологический, или образный, параллелизм, то есть сопоставление образов из мира природы и психологических переживаний лирического героя, ступенчатое сужение образа, лирическое обращение. Интересна также символика свадебных песен, чему в работе уделено свое место. 31