Первый слайд презентации: Тема 5. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)
Структура (виды) платежей за НВОС. Источники оплаты платежей за НВОС. Методы установления платы за разные виды НВОС.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 в основу исчисления платы за загрязнение положена система базовых нормативов платы. При расчете нормативов платы за загрязнение принят затратный подход, который исходит из необходимости установить плату за загрязнение на уровне, позволяющем возместить финансирование природоохранных мероприятий, необходимых для ликвидации экономического ущерба или его предотвращения. Нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ рассчитывались с учетом токсичных свойств каждого конкретного вещества через показатель его относительной опасности (класса опасности) - величины, обратной предельно допустимой концентрации вещества в компонентах окружающей среды. Показатель относительной опасности i -го вещества A t рассчитывается по формуле A t = 1/ПДК i, где ПДК i — предельно допустимая концентрация i -го вещества Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба от выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов или лимитов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для окружающей среды. В настоящее время действуют базовые нормативы платы на единицу массы ( руб/т ) по 214 наиболее распространенным веществам, загрязняющим атмосферный воздух, и 198 ингредиентам, сбрасываемым в водные объекты.
Слайд 5: Классификация отходов по классам опасности
Класс опасности Сбор и обращение с отходами по классам опасности 1 класс опасности – отходы, содержащие ртуть: градусники, ртуть содержащие лампы, элементы гальваники, люминесцентные лампы, монометры, барометры и другие аналогичные приборы. Отдельный сбор в особую тару - цилиндрообразный контейнер, покрытый цинком с чехлом. После наполнения его нмнаклеивается наклейка. На ней отмечаются порядок сбора, вид веществ, контакты организации, которые должны вывезти и утилизировать. Ртутные отходы хранятся в контейнере в особом месте с жестким покрытием, доступ к которому ограничен. 2 класс опасности - это батареи аккумуляторов. Их трудно контролировать. Примерно 3 млн. аккумуляторов от автомобилей выбрасывают каждый год. В природу попадет свинец в количестве около 90 тыс. т, раствор серной кислоты - 22 тыс. т, а также другие опасные элементы – примерно 10 тыс. т. Сбор должен осуществляться в особом месте без присутствия других отходов. Обязательно необходим поддон для предотвращения разлива электролита. Участок, сохраняющий отходы 2 класса, должен покрываться навесом для укрытия от дождя и иметь жесткое покрытие. Механические действия по отношению к аккумуляторам осуществлять нельзя. З класс опасности - это масла и фильтры, отслужившие свой срок. Лишь небольшая часть масел подвергается естественному обезвреживанию. Оставшаяся значительная часть загрязняет водоемы, воздух, подземную среду обитания. В результате этого популяции водных и почвенных и обитателей, а также существ, которые основное время своей жизни проводят в воздухе, уменьшается. Сбор и переработка продуктов из нефти позволяет производить вторичные масла, стоимость которых меньше на 70 %, а качество практически на прежнем уровне. Существует еще один метод утилизации масел – сжигание. Альтернативным методом восстановления является возврат маслам прежних свойств. Отслужившие срок фильтры разделяются на топливные и масляные. Последние в автомобиле должны заменяться хотя бы дважды в год. Если взять за пример 700 тыс. машин, то получается 1,5 т отходов за год, из них 700 т – это масло. Значительная их часть просто закапывается, после чего подземные воды загрязняются опасными веществами. В результате в наших водопроводах течет эта самая вода. Собираются эти отходы в особые контейнеры, не контактирующие с посторонними предметами. После наполнения отходы утилизируются.
Слайд 6: Классификация отходов по классам опасности
Класс опасности Сбор и обращение с отходами 4 класс опасности - это отходы, в составе которых содержится нефть. Их образование происходит во время бурения скважин для нефти и газа, разработки месторождений, мойки оборудования и емкостей, очистки нефтесодержащих сточных вод. Собираются такие отходы в бункеры или особые участки без сортировки. Если шламы правильно хранить, она восстановятся самостоятельно. В шламонакопители проникают атмосферные осадки, начинаются процессы окисления, развиваются бактерии. Но в случае небольшого количества кислорода восстановление будет очень долгим, до десятков лет. Утилизацию нефтесодержащих отходов следует производить правильно. Если сжигать и при этом не очищать выделившиеся газы, атмосфера будет загрязняться. 5 класс опасности не представляют опасности окружающей среде. Это пластик, резиновые изделия, металлические предметы. Выброс их на свалку разрешен. Но все же для сохранения ресурсов природы, предпочтительнее собирать отходы. Переработанное вторсырье применяется для производства новых изделий. Собираются эти отходы в особые контейнеры, не контактирующие с посторонними предметами. После наполнения отходы утилизируются. В некоторых страна из ни делаются панели, используемые в строительстве зданий.
Слайд 8: Учет экологических факторов в нормативах платы НВОС
Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года N 344 установлено, что нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы и дополнительного коэффициента 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия.
Слайд 9: Корректировка базовых ставок платы
Базовые нормативы платы за загрязнение (дифференцированные ставки) корректируются с помощью коэффициентов, учитывающие классы токсичности отходов, экологическую ситуацию и значимость воздействия в регионе, а также ежегодный уровень инфляции. Все согласования предельно допустимых нормативов негативного воздействия, определение лимитов осуществляются на региональном уровне исполнительными органами в лице природоохранных структур. Решением органов исполнительной власти субъектов РФ коэффициенты могут увеличиваться на 20% для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов и крупных промышленных центров.
Слайд 10: Источники платежей за загрязнение ОС
Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов относится на издержки (себестоимость) производства. Таким образом, платежи в этой части возмещаются потребителями, так как за негативное воздействие, неустранимое при данном уровне техники и технологий, должно расплачиваться все общество, если оно хочет потреблять те или иные материальные блага. Платежи за превышение предельно допустимых величин загрязнения производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. В случае отсутствия прибыли или убыточности природопользователя плата за сверхнормативное загрязнение окружающей среды производится за счет всех имеющихся средств, на которые в соответствии с действующим законодательством может быть обращено взыскание вкладов до ликвидации предприятий. Однако в силу реально существующих экономических условий практика хозяйствования не готова к таким радикальным мерам. В настоящее время действуют ограничения в виде предельных размеров платы за превышение допустимых нормативов негативного воздействия в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, и зависящих от уровня его рентабельности (отношение прибыли от реализации продукции к полной ее себестоимости). Если рентабельность не превышает 25%, то максимальный процент от прибыли, в пределах которого взимаются, платежи, составляет 20%, при рентабельности до 50% — 50%, а свыше 50% — 70%. Введение такой нормы представляет собой льготу природопользователям, носит временный характер и с наступлением улучшения экономической ситуации подлежит отмене. Полное освобождение от платы распространяется на природопользователей, деятельность которых финансируется из бюджета любого уровня.
Слайд 12: Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды РФ от 26.01.1993) (ред. от 15.02.2000, с изм. от 12.07.2011) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.03.1993 N 190)
СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения 2. Принципы определения базовых нормативов платы за загрязнение окружающей природной среды 3. Порядок определения дифференцированных ставок платы за загрязнение окружающей природной среды 4. Порядок расчета платы за загрязнение окружающей природной среды 5. Порядок определения массы загрязнений, поступающих в окружающую природную среду . 6. Порядок корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий 7. Порядок понижения размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождения от нее отдельных природопользователей 8. Порядок регулирования нормативов платы за загрязнение окружающей природной среды с учетом изменения уровня цен 9. Порядок перечисления природопользователями платежей за загрязнение окружающей природной среды Приложения. РАСЧЕТЫ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Приложение 1. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников Приложение 2. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников Приложение 3. Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты Приложение 4. Расчет платы за размещение отходов
Слайд 13: Схема действующей системы формирования платы за загрязнение окружающей среды
Слайд 14: Схема установления временно согласованных выбросов (ВСВ): [0—Т] — период реализации программы; / — норматив ПДВ; r — норматив ВСВ ; [0-t 1 ], [t 1 - t 2 ], [t 2 - t 3 ], [t 3 -t 4 ], [t 4 —T] - периоды реализации природоохранных мероприятий, позволяющих поэтапно выйти на ПДВ
Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда предприятие ни при каких условиях не может быстро сократить свои выбросы до уровня ПДВ. В качестве компромисса для таких предприятий были установлены нормативы временно согласованных выбросов (ВСВ). Для сбросов в водные источники предусмотрены нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) и временно согласованных сбросов (ВСС). Механизм их расчета совпадает с механизмами расчета ПДК и ПДВ.
Слайд 15: Плата за выбросы от стационарных источников (П) с учетом ВСВ ( временно согласованных воздействий ) определяется по следующей формуле:
где К э — коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе; Р i — базовый норматив платы за выброс 1 т i -го загрязняющего вещества в пределах предельно допустимых нормативов; i — вид загрязняющего вещества ( i = 1, 2,3,..., n ) ; V i, V i л,… V i n — выброс i -го загрязняющего вещества в атмосферный воздух соответственно в пределах предельно допустимого норматива, лимита и общий выброс.
Слайд 16: Коэффициент экологической значимости региона
Коэффициент экологической значимости региона - это обязательный коэффициент, учитывающийся при расчете экологических платежей. Его величина зависит от федерального округа, в котором находится предприятие. Так же размер коэффициента учитывает место сброса отходов – воздух или почва. Если же предприятие расположено на берегу реки или моря, и отходы сбрасываются в воду, то коэффициент значимости берется по территориальному расположению относительно воды. Однако, если предприятие использует как место хранение отходов только почву или выбросы идут только в атмосферу – то применяется показатель для этой среды. Этот коэффициент может быть увеличен в 2 раза, если предприятие расположено: в районах, причисленных к крайнему Северу, а так же приравненных к нему районах; на территории заповедных или охраняемых природных зон, национальных парков или санаторно-курортных зонах; в районах экологических бедствий; на территориях, попадающих под действие международных конвенций. За выбросы в атмосферу городов этот коэффициент будет применятся с дополнительным увеличением в 1.2 раза.
Слайд 17: Коэффициенты экологической значимости территории (воздух/почва)
Экономический район РФ Коэф-т Северный 1,4/1,4 Северо-Западный 1,5/1,3 Центральный 1,9/1,6 Волго-Вятский 1,1/1,5 Центрально-Черноземный 1,5/2,0 Поволжский 1,9/1,9 Северо-Кавказский 1,6/1,9 Уральский 2,0/1,7 Западно-Сибирский 1,2/1,2 Восточно-Сибирский 1,4/1,1 Дальневосточный 1,0/1,1
Слайд 18: Пример. Расчет платы за загрязнение атмосферного воздуха от стационарных источников Исходные данные и результаты расчетов приведены в таблице (ВСВ – временно согласованное воздействие)
Вариант Установлен - ные Фактический выброс, т Нор-матив платы, руб./т Сумма платы, руб. ПДВ, т лимит (ВСВ), т 1 5 — 8 2 2х5 + 2х5 (8 -5) = 40 руб. 2 5 8 4 2 2х4 = 8 руб. 3 5 8 10 2 2х5 + 2х5 (8-5) + + 2х25(10-8)= 140 руб.
Слайд 19: Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников ( П i н.транс ) определяется по формуле:
r П i н.транс = ∑ Y i Т l i где I — вид топлива (/ =1,2,..., r ); Y l — нормативная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании 1 т /-го вида топлива; Т l — количество /-го вида топлива, израсходованного передвижным источником за отчетный период. При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников определяется по типам транспортных средств из расчета ожидаемых условий и места их эксплуатации (среднегодовой пробег, расход топлива или число моточасов работы на уровне 85% обеспеченности, топливо с наиболее экологически неблагоприятными характеристиками и т.д.). Размеры удельной платы Y l за керосин, бензин, диз. топливо, сжиженный газ, сжатый природный газ принимаются в руб./т, или руб. /тыс. м3. - 0,7
Слайд 20: Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников (П транс ) определяется по формуле
где j — тип транспортного средства ( j = 1,2,3,..., п); П н j — плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ от j - ro типа транспортного средства; d j. — доля транспортных средств j - го типа, не соответствующих стандартам, определяется как отношение количества транспортных средств, не соответствующих требованиям стандартов, к общему числу проверенных транспортных средств. При использовании устройств нейтрализации для обезвреживания отработанных газов двигателя передвижного источника к платежам применяются понижающие коэффициенты: для автотранспорта, использующего неэтилированный бензин и газовое топливо, — 0,05, для остальных транспортных средств — 0,10. При проведении других мероприятий по снижению токсичности отработанных газов плата за выброс уменьшается в число раз, соответствующее подтвержденной эффективности данного мероприятия.
Слайд 21: Пример. Расчет платы за загрязнение воздуха от передвижных источников с учетом экологической ситуации (К э = 2,28), годовой инфляции ( r инф, = 12%) и коэффициента индексации базовых ставок платы ( К инд = 10). Исходные данные и результаты расчетов приведены в таблице
Вид топлива Удельная плата, руб./т Количество использован-ного топлива, т Сумма платы, руб. Неэтилированный бензин, т 1,3 30 39,0 Дизельное топливо, т 2,5 40 100,0 Итого 139,0 Итого с учетом К э 316,92 Итого с учетом r инф и К инд 3803,04
Слайд 22: Коэффициенты, учитывающие инфляцию
В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на планируемый период" нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, корректируются с учетом инфляции. Так установлено, что к нормативам платы, утвержденным в 2003 году постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления", применяются коэффициенты: 2,45 - в 2015 году, 2,56 - в 2016 году и 2,67 - в 2017 году. К нормативам платы, установленным в 2005 году постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 N 410 "О внесении изменений в приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344" в отношении ряда позиций применяются коэффициенты: в 2015 году - 1,98, в 2016 году - 2,07, в 2017 году - 2,16.
Слайд 23: Плата за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты с учетом ВСВ (П) определяется по следующей формуле:
где R – коэффициент значимости водного объекта; F — базовый норматив платы за сброс 1 т i -го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов; i — вид загрязняющего вещества ( i = 1, 2, 3,..., n ); U i, U n i, U л i — сброс i -го загрязняющего вещества в водный объект, соответственно общий сброс, в пределах допустимого норматива, лимита. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов по бассейнам основных рек России рассчитаны на основании данных о количестве сброшенных загрязненных сточных вод по бассейнам основных рек в масштабах республик, краев, областей и об объеме стока по бассейнам основных рек в масштабах экономических районов РФ. Те же коэффициенты для конкретного водного объекта устанавливаются территориальными органами Минприроды России в зависимости от категории водного объекта и данных о количестве сброшенных загрязненных сточных вод в пределах установленных значений.
Слайд 24: Значения коэффициента значимости водного объекта R по бассейнам морей и рек (извлечение из постановления Правительства РФ от 01.07.2005 М 410)
Бассейн, река, створ R Бассейн, река, створ R Балтийское море, бассейн Невы: Черное море, бассейн Днепра: Республика Карелия 1,13 Белгородская область 1,05 Ленинградская область 1,51 Брянская область 1,3 Новгородская область 1,14 Калужская область 1,12 Псковская область 1,12 Курская область 1,14 Тверская область 1,08 Смоленская область 1,33 Санкт-Петербург 1,51 Проч. реки бассейна Черного моря 1,2 Проч. реки бассейна Балтийского моря 1,04 Азовское море, бассейн Дона: Каспийское море, бассейн Волги: Ставропольский край 1,26 Республика Башкортостан 1,12 Воронежская область 1,15 Курская область 1,11 Республика Татарстан 1,35 Липецкая область 1,2 Орловская область 1,11 Астраханская область 1,31 Пензенская область 1,07 Бассейн Кубани: Краснодарский край 1,53 Ставропольский край 1,53
Слайд 25: Плата за хранение и размещение отходов (По) определяется по формуле:
где i — вид отхода ( i = 1, 2, 3,..., п ); Сл i. — ставка платы за размещение 1 т i -го отхода в пределах установленных лимитов; Мл i — фактический объем размещенного i -го отхода в пределах установленных лимитов; М i — общее количество размещенного отхода. Дифференциация базовых нормативов платы за размещение отходов принята в зависимости от их деления на классы опасности, которые включают отходы от чрезвычайно опасных ( I класс) до практически неопасных ( IV класс). Для расчета платы за размещение отходов необходимо учитывать то, что в настоящее время объемы их размещения регламентируются по одному параметру — в пределах лимита. При размещении отходов на территориях, принадлежащих природопользователям, базовый норматив платы умножается на коэффициент 0,3. При размещении отходов в границах городов, населенных пунктов, водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий применяется коэффициент 5, при размещении на расстоянии менее 3 км от границ вышеперечисленных объектов — коэффициент 3.
Слайд 26: В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на ОС и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за НВОС к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты
Коэф- фици-ент Условие 0 При размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых) 0,3 При размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями 0,5 При размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности 0,67 При размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности 0,49 При размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности 0,33 При размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности
Слайд 27: Государственная статистическая отчетность по загрязнению воздуха
Фактическая масса годовых выбросов загрязняющих веществ указывается природопользователем в ежегодной государственной статистической отчетности по форме 2-тп (воздух), составленной на основании обработки результатов журналов первичной отчетности (ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3), в которых учитываются результаты работы источников загрязнения атмосферы за год. Фактическая масса годового выброса загрязняющих веществ подразделяется: на массу загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу в пределах установленных нормативов выбросов и указанную в ежегодном разрешении на выброс загрязняющих веществ в атмосферу; на массу загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу в пределах установленных лимитов по отдельным веществам на период достижения нормативов выбросов и указанную в ежегодном разрешении на выброс загрязняющих веществ в атмосферу; на сверхлимитную массу. Исходными данными для определения фактической массы выброса могут служить: данные контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля, иной аккредитованной на право проведения аналитических работ лаборатории; данные о расходе топлива, сырья, материалов; данные о режиме работы основного оборудования предприятия за год; данные о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования.
Слайд 28: Сведения, содержащиеся в форме 2-тп (воздух) на предприятии (в пределах норматива)
Наименование загрязняющих вредных веществ, попадающих в атмосферный воздух Норматив платы за 1 т выброса, руб. Факт. масса выброса, тонны Допусти-мый выброс, тонны Коэф-т эколог. ситуации в регионе Плата в пределах уст. норматива, руб. 1. Азота диоксид 52 200,0 170,0 1.5x1,2 15912 2. Азота оксид 35 16,0 12,0 1.5x1,2 756 3. Ацетон 6,2 1,0 0,8 1.5x1,2 9 4. Бензол 21 0,6 0.4 1.5x1,2 15 5. Кадмий (оксид кадмия, в пересчете на кадмий) 6833 2,0 1,6 1.5x1,2 19679 6. Кальция оксид 7,5 22,4 22,0 1.5x1,2 297 7. Канифоль (флюс канифольный активированный) 5 0,4 0,3 1.5x1,2 3 8. Пыль древесная 13,7 28,8 28,0 1.5x1,2 690 9. Растворитель древесноспиртовой марки А 17,4 2,0 1.3 1.5x1,2 41 10. Сажа 41 0,5 0,3 1.5x1,2 22 ИТОГО: 37424
Слайд 31: Ответственность за исчисление и уплату платежей за негативное воздействие на окружающую среду
В соответствии со статьей 8.41 Кодекса об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы за НВОС влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.
Слайд 32
Плата за загрязнение окружающей природной среды невысока: в электроэнергетике — 0,05 % от затрат предприятий на производство, в топливной промышленности — 0,04 %. Самая высокая доля затрат на экологические мероприятия в цветной металлургии и производстве целлюлозы — 0,1 и 0,12 %. Доля «экологических» затрат предприятий ЕС, США и Канады в десятки раз выше среднероссийских.
Слайд 33: Нормативы зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы разного уровня
Год Норматив зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду Основание 2016 5% в федеральный бюджет 40% в бюджеты субъектов РФ 55% в бюджеты муниципальных районов и городских округов или 5% в федеральный бюджет 95% в бюджеты субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга Федеральный закон от 03.12.2012 N 244-ФЗ Бюджетный кодекс РФ 2015 -2005 20% в федеральный бюджет 40% в бюджеты субъектов РФ 40% в бюджеты муниципальных районов и городских округов или 20% в федеральный бюджет 80% в бюджеты субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ 2004 20% в федеральный бюджет 80% в бюджеты субъектов РФ Федеральный закон от 23.12.2003 N 186-ФЗ
Слайд 34: Основные недостатки действующей системы платежей за загрязнение состоят в следующем:
материальная база контроля на многих предприятиях (особенно небольших) является слабой, поэтому плата за загрязнение занижена даже по тем веществам и ингредиентам, для которых имеются нормативы; нормативная база платы за загрязнение нуждается в уточнении в силу изменившихся экономических и других условий; фактор изменения стоимостных и ценовых пропорций в кризисные периоды недостаточно учтен в действующей системе платы за загрязнение. Коэффициенты индексации платы за загрязнение не сопоставимы с фактическими темпами роста инфляции, поэтому аккумулируемые за счет нее средства быстро обесцениваются; текущая ситуация неплатежей приводит к трудностям в сборе денег, т.е. на систему платы за загрязнение оказывают влияние конкретные проблемы переходной экономики; некоторые распространенные виды негативного воздействия на окружающую среду (бактериологическое, радиационное и др.) не охвачены системой платы; действующая государственная система мониторинга выбросов становится весьма дорогостоящей и требует совершенствования.
Слайд 35: Вопросы для самоконтроля и зачета
1. Система платежей за негативное воздействие на окружающую среду в России. 2. Принципы формирования ставок платы за загрязнение окружающей среды. Поправочные коэффициенты. 3. Что такое нормативы временно согласованных выбросов и принципы их установления.
Последний слайд презентации: Тема 5. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС): Рекомендуемая литература к теме 5
Временный классификатор токсичных промышленных отходов и методические рекомендации по определению класса токсичности промышленных отходов" (утв. Минздравом СССР 13.05.1987 N 4286-87, ГКНТ СССР 05.05.1987) Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды РФ от 26.01.1993) (ред. от 15.02.2000, с изм. от 12.07.2011) (Зарегистрированы в Минюсте РФ 24.03.1993 N 190). Каракерян В.И. Экономика природопользования. Учебник для бакалавров. Гриф УМО. М.: ЮРАЙТ, 2014. 576 с. О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ потребления. Постановление Правительства РФ от 12.06.2003. № 344. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632.