Первый слайд презентации: ТЕМА № 5 ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ПЛАТОНА
Слайд 2: Содержание
Платон как первый систематизатор философского знания Объективный идеализм Платона как учение об идеях, основные принципы онтологии Платона Проблемы онтологии Платона, смысл проблемы универсалий Гносеология и психология Платона. Доказательства бессмертия души. Социальная утопия Платона. Связь платоновской философии с предшествующими философскими построениями От Платона к Аристотелю.
Слайд 3: ПЛАТОН
Настоящее имя – Аристокл, Платон – прозвище (от платюс – широкий) Был всесторонне развитой личностью В 386 г. до н.э. основал в Афинах свою философскую школу – Академию, просуществовавшую 915 лет (до 529 г. н.э.). Над входом в Академию висела надпись: «Не геометр да не войдет!» Почти все свои философские сочинения писал в жанре диалога, в каждом из которых одним из персонажей обязательно является Сократ. Платон Афинский (427 – 347 гг. до н.э.)
Слайд 4: ШКОЛА И СОЧИНЕНИЯ ПЛАТОНА
Стиль и принцип изложения своих идей Платон явно заимствовал у своего учителя Сократа. Им было важно не только и не столько предъявить готовый результат познания, но и показать путь, ведущий к этому результату, дать возможность читателю пройти его вместе с автором. Платон – истинный поэт от философии.
Слайд 5: ШКОЛА И СОЧИНЕНИЯ ПЛАТОНА
Таким образом, получилось, что Платон вложил в уста своего героя – Сократа («литературного Сократа») фактически все свое учение. Отсюда возникает понятная проблема, получившая в критической филологии и философии название «Платонова вопроса» – где в диалогах Платона заканчивается исторический Сократ, и начинается реальный Платон, что принадлежит собственно Платону, а что позаимствовано у учителя?
Слайд 6: УЧЕНИЕ И СОЧИНЕНИЯ ПЛАТОНА
Наиболее известные диалоги Платона – так называемые «зрелые»: «Пир» «Федон» «Федр» «Государство» «Софист» «Парменид» «Теэтет» «Филеб» «Тимей» «Законы»
Слайд 7: ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ПЛАТОНА
Платон – создатель первой в истории философской системы. Что значит «философская система»? 1. Это комплекс философских идей и построений, охватывающий собой все основные разделы философии – онтологию, гносеологию, этику, эстетику, антропологию, социальную философию и т. д. (целостность, полнота охвата). 2. Решение всех вопросов из этого комплекса подчинено единой логике, единому объясняющему принципу, «красной нитью» проходящему через всю систему (логическая связность, когерентность). ПЛАТОН
Слайд 8: ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА
Этот системообразующий принцип в философии Платона – принцип объективного идеализма (в версии крайнего реализма). Объективный идеализм есть признание онтологического приоритета объективно существующего духовного первоначала. Объективно-идеалистическая логика более чем последовательно проводится Платоном и во всех остальных разделах его системы. Объективный идеализм Платона – ТЕОРИЯ ИДЕЙ. ПЛАТОН
Слайд 9: ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА
Возникает вопрос: как можно говорить о стройной системе применительно к полухудожественному стилю Платона? Дело в том, что за «неадекватной» формой изложения кроется глубочайшая теоретическая, методологическая и логическая мысль, которая вполне может быть реконструирована при определенных усилиях. Отказать Платону в систематичности невозможно.
Слайд 10: ИСТОКИ ИДЕАЛИЗМА ПЛАТОНА
Взглянем на мир сущего и посмотрим, что в нем случайно и преходяще, а что необходимо и вечно (и есть ли оно вообще). Мир, который нас окружает, – мир множественности, мир изменчивых, преходящих, чувственных объектов. Но эти объекты все-таки определенным образом упорядочены – они поделены на классы, подклассы и т. д. Причем сама эта иерархия устойчива и неизменна.
Слайд 11: ИСТОКИ ИДЕАЛИЗМА ПЛАТОНА
Одна и та же кошка всегда остается кошкой, а смена одних кошек другими никак не сказывается на бытии самого класса «кошки».
Слайд 12: ИСТОКИ ИДЕАЛИЗМА ПЛАТОНА
Почему сущее устроено именно так? Почему вещи вообще делятся на классы, и даже очень непохожие объекты могут относиться к одной группе, а очень похожие – к разным? Почему класс один, а вещей в нем много? Как новая вещь «узнает», в какой класс она должна попасть?
Слайд 13: ИСТОКИ ИДЕАЛИЗМА ПЛАТОНА
ЧУВСТВЕННАЯ ВЕЩЬ Материя Сущность (из чего она) (что она такое) Быть вещью = = быть какой-то определенной вещью
Слайд 14: ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА
Л1 Л2 Л3 Л4 Л5 Лошадь как таковая, Идея лошади Лошадность Общее логически предшествует единичному: чтобы что-то сказать о единичном объекте, мы должны определить его через включение в какой-либо класс, например, «Это животное – лошадь». Изменчивое, многое Постоянное, единое
Слайд 15: ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА
Л1 Л2 Л3 Л4 Л5 Лошадь как таковая, Идея лошади Лошадность И здесь Платон делает следующий вывод: раз общее логически предшествует единичному, значит, и онтологически. Иными словами, идеи (свойства) существуют самостоятельно (объективно) как особые единичные объекты – и очевидно, что в особом мире, ибо наш мир таков, что неизменному в нем нет места. Изменчивое, многое Постоянное, единое
Слайд 16: ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА
Л1 Л2 Л3 Л4 Л5 Лошадь как таковая, Идея лошади Лошадность Изменчивое, многое, почти небытие, преходящее Постоянное, единое, подлинное бытие, вечное Идея Белого 1 2 ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ – наделение абстрактных объектов (прежде всего, свойств и отношений) статусом самостоятельного существования (самостоятельно существующих сущностей).
Слайд 17: ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА
Л1 Л2 Л3 Л4 Л5 Лошадь как таковая, Идея лошади Лошадность Изменчивое, многое, почти небытие, преходящее Постоянное, единое, подлинное бытие, вечное Идея Белого 1 2 Идея (платоновская) – это то общее, что есть у ряда различных предметов чувственного мира, превращенное в самостоятельный объект, это гипостазированное общее понятие. Идеи существуют до, вне и независимо от вещей, они неуничтожимы, неделимы, неизменны, нематериальны и т.д.
Слайд 18: ИДЕИ И ВЕЩИ: онтологический дуализм
Огонь горит Идея огня не горит 2 Лошадь прыгает Идея лошади не может прыгать Два дерева можно срубить Число 2 срубить нельзя Собака лает Идея собаки не лает
Слайд 19: ИДЕИ И ВЕЩИ: онтологический дуализм
Огонь горит Идея огня не горит 2 Лошадь прыгает Идея лошади не может прыгать Два дерева можно срубить Число 2 срубить нельзя Собака лает Идея собаки не лает
Слайд 20: ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА
Л1 Л2 Л3 Л4 Л5 Лошадь как таковая, Идея лошади Лошадность Изменчивое, многое, почти небытие, преходящее Постоянное, единое, подлинное бытие, вечное Идея Белого «Подвальный уровень» сущего, практически небытие МАТЕРИЯ (ХОРА) 1 2 3
Слайд 21: ТЕОРИЯ ИДЕЙ ПЛАТОНА
В одном месте своих сочинений Платон поясняет, что три мира связаны посредством Мировой Души, которая объемлет их, будучи каждой из своих трех частей причастной каждому из трех миров. Платон понимает (принимая общеантичный «постулат сохранения бытия»), что самих по себе идей недостаточно для объяснения существования вещей. Но раз Платон признает вечность материи как одного из начал, не является ли он дуалистом?
Слайд 22: ТЕОРИЯ ИДЕЙ ПЛАТОНА
Нет! – ибо… … во-первых, в его философии нет никакой онтологической и функциональной симметрии между идеями и хорой. Только идеи являются творческим, активным, конструирующим мир вещей началом. Материя же пассивна, она (хаос) – косное начало. … во-вторых, только идеальное бытие (бытие идей) заслуживает самого названия бытия. Бытие вечно и неуничтожимо в противоположность тому, что включает в себя материальный компонент.
Слайд 23: МИФ О ПЕЩЕРЕ – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИДЕАЛИЗМА
Критика наивного реализма (убежденности в подлинности и единственности земного мира) путем аллегории («Государство», 7-я книга). В полутемной пещере сидят спиной к входу люди. Кто-то проносит вещи мимо входа, и те отбрасывают тени на заднюю стену. А узники пещеры считают, что эти тени и есть сами реальные вещи, отблески света – настоящий свет и т.д. Джорджоне. Философы у входа в пещеру Платона
Слайд 24: МИФ О ПЕЩЕРЕ – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИДЕАЛИЗМА
Тем же, кто вырывается из пещеры и видит Солнце и сами вещи (отбрасывающие тени), когда они рассказывают об этом по возвращении в пещеру, узники не верят (аллегория философов ). Так и у нас. Люди считают, что чувственный мир самый реальный, не желая обратить взор своего ума к подлинному бытию. « Лошадь я вижу, а лошадности не вижу» – «Не видишь, потому что не умеешь смотреть и не знаешь, как смотреть». Джорджоне. Философы у входа в пещеру Платона
Слайд 25: ТЕОРИЯ ИДЕЙ ПЛАТОНА
Однако удовлетворительного решения проблемы соотношения мира идей и мира вещей Платон не дал. В сущности это было невозможно при принятии им « постулата о гипостазировании », т.е. при абсолютном онтологическом разрыве двух миров. Конечно, Платон понимал эти трудности, и даже указывал, что вещи существуют… … по причастности идеям … по подобию идеям … по подражанию идеям
Слайд 26: ТЕОРИЯ ИДЕЙ ПЛАТОНА
Но реального онтологического содержания в эти туманные понятия платоновская философия внести не могла. Открыв проблему общих понятий (онтологического соотношения общего и единичного), Платон предложил самый крайний вариант ее решения. Эта проблема получила название проблемы универсалий и наиболее популярна была в Средневековье.
Слайд 27: ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ
Произошло это благодаря неоплатонику Порфирию (3 в. н.э.), который, издавая сочинение Аристотеля « Категории », написал свое знаменитейшее Введение к нему («философское завещание Античности»), где четко сформулировал проблему общих понятий и отметил, что античная философия, хотя и предложила принципиальные варианты ее решения, все же оставила ее открытой.
Слайд 28: ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ
1. Существуют ли универсалии реально ( или только в уме ) ? 2. Если да, то существуют ли они в вещах или независимо от вещей? 3. Если универсалии существуют реально, то телесны они или бестелесны ? Суть проблемы универсалий (ее основные аспекты и структурные элементы)
Слайд 29: ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ
Существует ли общее объективно, реально? Есть ли в реальности нечто, кроме единичных вещей? РЕАЛИЗМ НОМИНАЛИЗМ ДА НЕТ Крайний ( платонизм ) Умеренный ( аристотелевский ) Крайний Умеренный ( концептуализм ) ДО В ПОСЛЕ Общее автономно от единичного, существует до, вне и независимо от него Общее существует в единичном – как общая форма различных предметов в них самих Общее возникает как понятие в уме в результате его абстрагирующей деятельности Фактически никак
Слайд 30: ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ
Существует ли общее объективно, реально? Есть ли в реальности нечто, кроме единичных вещей? РЕАЛИЗМ НОМИНАЛИЗМ НЕТ ДА КРАЙНИЙ УМЕРЕННЫЙ КРАЙНИЙ УМЕРЕННЫЙ ПОСЛЕ ДО В НИКАК
Слайд 31: ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ
Каков статус существования общего? РЕАЛИЗМ НОМИНАЛИЗМ КАК СЛОВА ВНЕ УМА КРАЙНИЙ УМЕРЕННЫЙ ПОСЛЕ ДО В НИКАК КОНЦЕПТУАЛИЗМ В УМЕ
Слайд 32: ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ
Каков статус существования общего? РЕАЛИЗМ НОМИНАЛИЗМ РЕАЛЬНЫЙ (объективный) Крайний (платонизм) Умеренный (аристотелевский) ДО В ПОСЛЕ Общее автономно от единичного, существует до, вне и независимо от него Общее существует в единичном – как общая форма различных предметов в них самих Общее возникает как понятие в уме в результате его абстрагирующей деятельности Фактически никак ЭТО ПРОСТО СЛОВО В УМЕ (субъективный) КОНЦЕПТУАЛИЗМ
Слайд 34: ГНОСЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА
Теория познания Платона базируется на его психологии – учении о душе. Платон принимает орфико-пифагорейско-сократовское учение о существовании души как субстанции и ее бессмертии. После смерти тела душа покидает его и устремляется в занебесную область идей – Гиперуранию, где созерцает идеи непосредственно, вбирая их в себя силой умо-зрения, умо-созерцания (идеи интеллигибельны).
Слайд 35: ГНОСЕОЛОГИЯ
ГНОСЕОЛОГИЯ Душа уподобляется колеснице с двумя конями, один из которых причастен злу, второй – добру, и возничим – разумом. = С М ПР Кошка Равное Прекрасное Белое Мужество Собака Чем дольше душа находится в мире идей (пока второй конь не стащит ее вниз, обратно в чувственный мир), чем выше она «поднимется над границей», тем большее количество идей она воспримет и вберет в себя, тем более совершенными будут сами эти идеи ( благо, прекрасное, справедливость …). Справедливость Огонь Лошадь
Слайд 36: ГНОСЕОЛОГИЯ
= С М ПР Кошка Белое Мужество Собака Огонь ЗАБЫЛ! ВСЕ ЗАБЫЛ!!! И вот душа, наконец, возвращается в чувственный мир. Соединяясь с телом, душа « забывает » все то, что увидела в мире идей, подлинное знание бытия оказывается погребенным под тяжестью тела и чувственного восприятия. Прекрасное Справедливость
Слайд 37: ПРИНЦИП АПРИОРИЗМА В ГНОСЕОЛОГИИ ПЛАТОНА
Но раз это знание есть (оно ведь не уничтожилось), значит, до него можно добраться, извлечь его. Метод такого обнаружения знания в душе – анамнесис (припоминание). Следовательно, Платон принимает априористскую трактовку познания. АПРИОРИЗМ – направление в гносеологии, представители которого признают наличие внеопытных ( независимых от опыта ) элементов знания (например, доопытных врожденных идей). Кроме того, очевидно, что гносеология Платона может быть квалифицирована как рационализм – (доопытное) знание существует до процесса познания.
Слайд 38: АПРИОРИЗМ В ГНОСЕОЛОГИИ
АПРИОРИЗМ – направление в гносеологии, представители которого признают наличие внеопытных ( независимых от опыта ) элементов\структур знания (напр., доопытных врожденных идей). КЛАССИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ НЕЗАВИСИМО ОТ ОПЫТА = ДО ОПЫТА КАНТОВСКИЙ АПРИОРИЗМ НЕЗАВИСИМО ОТ ОПЫТА ДО ОПЫТА ВНЕ ДО ВНЕ = ДО
Слайд 39: ПРИНЦИП АПРИОРИЗМА В ГНОСЕОЛОГИИ ПЛАТОНА
Знание есть припоминание – « Менон ». Связь с искусством майевтики Сократа. Следовательно, Платон принимает априористскую трактовку познания. Кроме того, очевидно, что гносеология Платона может быть квалифицирована как (крайний?) рационализм – знание существует до процесса познания. РАЦИОНАЛИЗМ – направление в гносеологии, представители которого признают разум (интеллектуальное созерцание) единственным источником ясных, отчетливых, достоверных знаний (антипод – ЭМПИРИЗМ ).
Слайд 40: КРИТИКА ЭМПИРИЗМА ПЛАТОНОМ
Обычно считают, что общие понятия образуются в сознании на пути сравнения, обобщения и абстрагирования. Наблюдение за множеством лошадей порождает понятие « лошадь » – эмпиристская трактовка познания. Платон подвергает эту теорию уничтожающей критике. Чтобы сказать, что А=В ( пример с бревнами ), разве не нужно предварительно знать, что такое вообще « быть равным »? Но ведь это справедливо и для всех частных «равенств» типа « быть равным по лошадности ».
Слайд 41
Л1 Л2 Л3 Л4 Л5 Понятие «лошадь» КРИТИКА ЭМПИРИЗМА ПЛАТОНОМ РАЗВЕ НЕ ТАК ПРОИСХОДИТ ПОЗНАНИЕ? ?
Слайд 42
Л1 Л2 Л3 Л4 Л5 Понятие «лошадь» КРИТИКА ЭМПИРИЗМА ПЛАТОНОМ КОНЕЧНО, НЕТ! – Эта ошибка называется « круг в доказательстве »: ведь уже тогда, когда мы отбирали единичные объекты, мы видели, что это лошади, а не собаки или столы. Мы уже отобрали их как похожих, поэтому и могли обратно извлечь из них их объективное общее. !
Слайд 47
= Две палки равны (имеется в виду, по длине) ИДЕЯ РАВЕНСТВА ИДЕЯ ЛОШАДИ отношение свойство Зорька Диксон = Два животных относятся к одному виду
Слайд 48
= Две палки равны (имеется в виду, по длине) ИДЕЯ РАВЕНСТВА ИДЕЯ ЛОШАДИ отношение свойство Зорька Диксон = = = по лошадности отношение
Слайд 49
Л1 Л2 Л3 Л4 Л5 Понятие «лошадь» КРИТИКА ЭМПИРИЗМА ПЛАТОНОМ Таким образом, хорошо видно, как онтологический принцип крайнего реализма реализуется в теории познания (к вопросу о логическом единстве различных разделов философии Платона). !
Слайд 50
Л1 Л2 Л3 Л4 Л5 Понятие «лошадь» КРИТИКА ЭМПИРИЗМА ПЛАТОНОМ Созерцание единичного предмета (лошади Зорьки) вызывает в душе воспоминание о ее идеальном небесном прообразе – Лошади как таковой. Мы узнаем в Зорьке частный случай этой самой Лошади. То есть все равно познается не единичный предмет, а проявленный в нем идеальный принцип. Очевидно, что и здесь возникает проблема погруженности мира идей в мир вещей и становится ясной невозможность ее решения ортодоксальным платонизмом. !
Слайд 51: ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЕССМЕРТИЯ ДУШИ
Содержатся в диалогах « Федон » ( 4 доказательства ) и « Федр » ( одно ). 1. От взаимоперехода противоположностей. теплое > холодное, сон > бодрствование, живое > неживое. Если бы не было перехода неживое > живое, то все стало бы мертвым. Но это не наблюдается, поэтому существует вечная инстанция, определяющая этот переход – душа.
Слайд 52: ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЕССМЕРТИЯ ДУШИ
2. От тезиса « знание есть припоминание ». Значит, душа предсуществовала нашему телу, следовательно, существовала после смерти своего предыдущего тела. То есть душа бессмертна. 3. От уподобления душ идеям. Все души постоянны как души. Хотя они различны, но «быть душой» для всех душ одинаково и неизменно. То есть этот принцип бессмертен. Поэтому бессмертна и сама душа.
Слайд 53: ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЕССМЕРТИЯ ДУШИ
4. От сближения души с идеей жизни. Когда тело живое, это значит, что в нем «живет» душа, и оно причастно идее жизни. Следовательно, душа олицетворяет идею жизни. Но так как идея жизни бессмертна (идеи друг в друга не переходят, а уступают друг другу место, что выражается в смене состояний объекта), то бессмертна и сама душа. 5. От принципа самодвижущегося Тело движется душой. Поэтому душа есть нечто самодвижущееся. Но все самодвижущееся бессмертно (внешнее не может его остановить). Поэтому душа бессмертна.
Слайд 54: СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
Учение об идеальном государстве – социальная утопия – первое в истории обществоведения. Основные принципы идеального общежития 1. Жесткая социальная стратификация, основанная на разделении труда, минимум социальной мобильности ( обоснованием служит учение о трехчастной структуре души ) – страты: философы-правители (разум), воины - стражи (страсть), ремесленники (вожделение). 2. Упразднение частной собственности для высших страт (включ. общность жен) 3. Полнейшее доминирование целого над частями (холизм, тоталитаризм)
Слайд 55: СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
«Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость » Идеальное государство справедливо и добродетельно, ибо в нем реализуются все три основные добродетели – мудрость (в философах), мужество (в стражах), рассудительность (в повиновении ремесленников высшим стратам) Государство не предполагает счастья своих частей, достаточно того, что оно счастливо в целом.
Слайд 56: ПЛАТОН И ЕГО ПРЕДШЕСТВЕННИКИ
Элеаты Демокрит Сократ Пифагор Анаксагор Эмпедокл ПЛАТОН
Слайд 57
Элеаты Демокрит Сократ Пифагор Анаксагор Эмпедокл ПЛАТОН Идея двух типов начал мира Рационализм в гносеологии, трактовка бытия как вечного, неизменного, неподвижного (Бытие Э. и идеи П.) Идея атомарности подлинного бытия Бессмертие души Диалогичность, диалектика, проблема универсалий Мысль : есть носитель каждого качества
Слайд 58: ПЛАТОН МНЕ ДРУГ, НО ИСТИНА ДОРОЖЕ
ПЛАТОН (427-347) АРИСТОТЕЛЬ (384-322)
Слайд 59: ПЛАТОН МНЕ ДРУГ, НО ИСТИНА ДОРОЖЕ
ПЛАТОН (427-347) АРИСТОТЕЛЬ (384-322)