Первый слайд презентации: Тема: Этапы и уровни развития детского коллектива
Слайд 3: План урока
Основы развития личности в коллективе. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов. Роль детского коллектива в развитии личности. Структура, сущность и типы детского коллектива. Этапы и уровни развития коллектива. Условия развития коллектива. 3
Слайд 6: Понятия
« Детский коллектив» - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. 6
Слайд 7
« Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» (А.С.Макаренко) «Коллектив» – это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения (общий философ.смысл ) 7
Слайд 8: Воспитательный коллектив
Это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни, включающей многообразие видов, форм общественно полезной деятельности и общения ( А.С.Макаренко ) Это жизнь и деятельность воспитанников на основе целей и задач, а также формирование межличностных отношений в работе органов самоуправления, которые характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху и богатством духовных устремлений и интересов ( В.Ф.Харламов ) 8
Слайд 10: Признаки коллектива
Общественно значимые цели; Разнообразная социальная деятельность воспитанников; Организация совместной деятельности; Систематическая практическая связь детского коллектива с обществом; Положительные традиции и увлекательные перспективы; Атмосфера взаимопонимания, доверия и требовательности; Развитые критика и самокритика; Сознательная дисциплина; Отношения ответственной зависимости; Правильное общественное мнение; Наличие органов детского самоуправления 10
Слайд 13
13 По содержанию деятельности коллективы делятся на учебные трудовые научные общественно-политические художественно-творческие клубные спортивные и др.
Слайд 14: Стадии
(этапы) развития коллектива (по характеру предъявляемых педагогом требований и позиции педагога) 14
Слайд 15: 1 стадия
Субъект воспитания - педагог Педагог – организует жизнь и деятельность группы, объясняет цели и смысл деятельности, предъявляет прямые, ясные, решительные требования. Актив (группа, которая поддерживает требования и ценности воспитания) – только выявляется, уровень самостоятельности очень низкий, заканчивается 1 этап развития коллектива. Межличностные отношения – развивающиеся, очень подвижны, нередко конфликтны. Отношения с другими коллективами – складываются только в системе личностных отношений членов разных коллективов 15
Слайд 16: 2 стадия
Педагог – предъявляет требования, требования становятся опосредованными, способствует укреплению позиций актива, расширение состава актива, вовлекает всех детей в совместную деятельность, конкретизирует задачи к отдельным группам учащихся и к каждому члену, коммуникативная функция, организация и налаживание отношений внутри коллектива. Актив – поддерживает требования педагога, предъявляет их товарищам, организаторская функция педагога переходит к постоянным и временным органам коллектива (активу), актив – опора педагога, самосовершенствуется, авторитет для других членов коллектива, вырабатывает свои требования, расширяется самостоятельность актива 16
Слайд 17: 3 стадия
Субъект воспитания - коллектив Педагог – поддерживает и стимулирует самоуправление и интерес к другим коллективам. Актив – работает, расширяется, отчитывается. Группа – большая часть членов группы предъявляет требования к товарищам и к себе и помогает педагогу корректировать развитие каждого. Требования предъявляет коллектив в форме общественного мнения. Меняются отношения детей к целям и деятельности, друг к другу, вырабатываются общие ценности. Сильны традиции. Благоприятный социально-психологический климат. Эмоциональный комфорт, защищенность личности. Межличностные связи – высокий уровень развития (т.к. есть общественное мнение), группа превращается в коллектив. Мотивационные и гуманистические отношения между отдельными группами и членами коллектива. Связи – систематические связи с другими коллективами в воспитательном учреждении и вне его. 17
Слайд 19: Формирование коллектива
Процесс формирования коллектива – не плавный процесс, неизбежны скачки, остановки, движения вспять. Между этапами нет четких границ, последний этап добавляется к предыдущему. Коллектив не должен останавливаться в своем развитии, даже если достиг высокого уровня. Движение вперед- закон жизни детского коллектива, остановка – смерть (А.С. Макаренко ) 19