Первый слайд презентации: Психолого-педагогические основы вожатской деятельности
Вожатый – профессия-птица, Труднее ее не сыскать: С какою другою работой сравнится – Ребячьи сердца зажигать. С. А. Шмаков Работу выполнили студенты группы ППБ Z -3 Конц Людмила Оганян Луиза Хромкина Надежда
Для чего существует детский лагерь? • Для укрепление физического и психологического здоровья ребенка • Для расширения его кругозора и развития творческих способностей • Для повышения навыков общения и приобретения новых друзей • Для познания и приобщения к природе • Для того, чтобы родители отдохнули от детей, а дети от родителей • Для того, чтобы ребенок получил массу новых впечатлений • Для того, чтобы ребенок стал более самостоятельным и ответственным • Для того, чтобы дети не оставались без присмотра в шумном и пыльном городе, а находились на свежем воздухе с опытными педагогами.
Слайд 3
Пирамида потребностей человека (по Маслоу) Конечно, в лагере в первую очередь педагог обеспечивает 1 и 2 ступень (комфортные условия и безопасность жизнедеятельности ребенка) Высший профессионализм – создать условия для удовлетворения потребностей ребенка на всех 5 - ти уровнях
Выбирая отряд, с которым вы хотите работать, нужно учитывать возрастные особенности детей. Условно мы выделим 4 возрастные группы: Младшие 6 -9 Средне младшие 9 -10 Средние 11 -12 Старшие 13 -15
Слайд 5: Младший возраст (6 -9 лет)
Значимость взрослого Ведущая деятельность – учебная, познавательная (с элементами игры – «учимся играя» ). Ориентация на оценку, похвалу. Социальная желательность быть «хорошим» Группирование по полу.
Слайд 6: Младший возраст (6 -9 лет)
Отличительная особенность: активность, непосредственность, фантазия, неумение долго концентрироваться на чем – то одном, быстрая утомляемость, эмоциональность и восприимчивость. Задача Вожатого: обеспечить быт ребенка Помните, только в этом возрасте, дети искренне и непосредственно любят вожатого, и именно в глазах малышей вы можете увидеть чисто детское восхищение и ненаигранное обожание.
Слайд 7: Младший возраст (6 -9 лет)
Рост и развитие Характерные особенности Советы вожатому Общее управление телом Координация рук и глаз улучшается к 7 годам Быстрая утомляемость, особенно при однообразных движениях Слабая мускулатура спины и брюшного пресса,осанки Руки и ноги растут быстрее тела Высокий уровень активности Кризис 7 лет – «Кризис непосредственности» Любознательны Мышление конкретно Подвижны Не умеют концентрировать внимание на чем – то одном, Высокий авторитет взрослого Лучшая награда – похвала Считают друзьями тех – кого видят чаще других Организуй подвижные игры при ограничении прыжков и бега ü Используй ритмические виды деятельности, пение, театральные постановки ü Обучай трудовым навыкам ü Развивай умение лазать и пользоваться качелями ü Предоставляй детям свободу действий, развивай способности.
Слайд 8: Средне младший возраст (9 -10 лет) «Золотой возраст»
Неумеренная активность (чаще всего получают травмы) Ориентация на оценку, похвалу. Отличительная особенность: Общительны, активно ищут контакты и находят их, любят коллективную деятельность. Вожатым – быть бдительным! Применяйте систему ЧТП (чередование творческих поручений. )
Слайд 9: Средний возраст (11 - 12 лет)
Значимость общения со сверстниками Появление интереса к противоположному полу Проявление своего «Я» Постепенная утрата авторитета значимого Желание выделиться
Слайд 10: Проблемы детей младшего возраста
Тоска по дому Отвлечь интересными делами, переключить внимание Быстрая утомляемость Создать условия для достижения быстрого результата в игре, соревновании и труде Не имеют навыков самообслуживания Терпеливо приучать к порядку Не уверены в себе Дать нагрузку с учетом состояния здоровья, не акцентируя на этом внимание Готовы пробовать все на вкус Рассказать о ядовитых ягодах и растениях Потеряли интерес к занятиям Частая смена видов деятельности, которые не должны быть продолжительными во времени Слезы и страхи в темноте Не оставлять ребенка одного в темноте Копируют привычки, манеры поведения, лексику взрослых Стремится не подавать им дурного примера Впечатлительны Не рассказывать сказки и истории с плохим концом, «Страшилки» Постоянно идут на риск, склонны к травматизму Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными играми, следя при этом за правилами безопасности.
Слайд 11: Средний возраст (11 - 12 лет)
Отличительная особенность: Для этих детей на первое место выходят их сверстники. Возможны конфликты со взрослыми. Детям важно отстоять свое «Я», свое мнение. В этом возрасте возникает тяга к объединению в группы. Вожатый! Вам важно выделить лидера в детском коллективе, сделать его своим помощником и союзником.
Слайд 12: Дети Средне младшего возраста 9 -10 лет
Рост девочек опережает рост мальчиков Начинается процесс полового созревания Учащается сердцебиение Чаще появляется головная боль Ускоряется развитие скелета ног и рук Активно развивается нервная система ребенка, отличается повышенной возбудимостью Характерные особенности: Стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек Энергичны, быстры, настойчивы, инициативны Часты беспокойные состояния Шумны, спорят, влюбчивы
Слайд 13: Дети Средне младшего возраста 9 -10 лет
Боятся поражения, чувствительны к критике Интересы постоянно меняются Мнение группы более значимо, чем мнение взрослого Укрепляется волевая сфера Бурно проявляются эмоции Повышенное стремление к спорам, неуступчивость Поручения выполняют легко и охотно Неудача вызывает резкую потерю интереса к делу Советы вожатому: Прощайте детей Организуйте коллективные спорт. игры и соревнования Организуй разумное руководство, пробуди в ребятах интерес к окр. миру Используй виды деятельности, которые дают простор проявления мускульной силы
Слайд 14: Старший возраст (13 - 15 лет)
Общение является ведущим видом деятельности Интимно-личностный характер общения Гормональный «бунт» Появление сексуального влечения (подмена истинной любви) Максимализм Отличительная особенность: Наступающее половое созревание.
Слайд 15: Старший возраст (13 - 15 лет)
Дети становятся нервными и неуступчивыми. Проявляется критичность и негативная оценка того, что делают другие. Появляется ярко выраженная тяга к противоположному полу. Вожатый, будь бдителен и внимателен. Выход: дискотеки, игры с легким намеком, например, шуточная «Любовь с первого взгляда».
Слайд 16: Проблемы подросткового возраста
Замкнутость, агрессивность, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «Себя» Поведение такого ребенка зависит от того, как взрослый сумеет найти с ним общий язык, завоевать его доверие и авторитет. Неподчинение взрослым, критиканство. Вызывающее поведение. Действия опережают мысли Пытаться понять подростков, причины того или иного поступка, тактично направлять их действие в нужное русло, стать приятным собеседником. Недовольство внешностью В беседе разъяснять подросткам, что все люди меняются, у всех разная внешность, но все – таки главное, что у человека в душе. Рассказать о разных способах, способных сгладить недостатки внешности.
начиная любое дело с детьми, необходимо опираться на их возрастные особенности и психологическую структуру деятельности.
Слайд 18: Твой первый шаг и твоя главная функция - побудить ребенка к деятельности, превратив его потребность (например, желание быть сильным или авторитетным в группе) в мотив, побуждающий его достигать цели
Для этого тебе нужно сориентироваться в ситуации: узнать, что любят дети, как привыкли проводить свое свободное время, занимаются ли они спортом, как относятся к режиму дня и питанию. В этом тебе помогут методы и приемы актуализирующие (активизирующие, оживляющие) потребности детей, превращающие потребность в мотив.
Слайд 19: К примеру, если вы поставили свей целью приобщение детей к здоровому образу жизни, по возможности, устройте встречи с интересными людьми (военнослужащими, спортсменами, космонавтами, артистами и др.), просмотр с последующим обсуждением видеороликов о здоровом образе жизни, о причинах страданий людей от болезней. Викторины с младшими школьниками позволят и вожатому, и детям выяснить, что они знают, а что не знают о здоровье, диспуты со старшеклассниками - понять, почему так важно быть здоровым, что здоровье - это дар, который необходимо сохранять и преумножать. Теперь, когда ребенок психологически готов к действию, переходи ко второму шагу
Слайд 20: Твой второй шаг и твоя вторая функция - помочь ребенку
С амому поставить цель как образ желаемого результата. В нашем примере выше -выстроить образ здоровья. Пусть ребенок сделает коллаж своего будущего, расскажет о своей мечте, сочинит сказку. И, наконец, помоги ему формализовать его цель, поставить конкретные задачи. К примеру, «Я хочу стать космонавтом, для этого мне нужно быть здоровым. Чтобы быть здоровым, делать зарядку, заниматься спортом, соблюдать режим дня и правильно питаться». Если дети сами определили данные ориентиры, у вас не будет необходимости в методах принуждения детей к соблюдению режимных моментов в организационный период смены.
Слайд 21: Третий шаг
помоги ребенку, здесь и сейчас, принять решение -действовать, определить самостоятельно свою ролевую позицию в этом конкретном деле. Только помни, дорогой друг, что в этом процессе ты лишь помощник. Ребенок должен принять решение сам. Иначе ты столкнешься с сопротивлением, так как у ребенка не будет энергии для движения к цели.
Слайд 22: Шаг четвертый
твоя функция на этом этапе - помощь ребенку в реализации его личной программы действий. Твоя функция здесь регулирующая. Ты можешь различными приемами и методами помочь детям не соскользнуть с цели, удерживая их внимание на стратегической задаче. Проводи с ними подвижные и деловые игры, конкурсы, диспуты, ток-шоу, соревнования, клубы по интересам, организуй проектную деятельность. Можно, например, разработать проекты «Мое здоровье в моих руках», «В здоровом теле - здоровый дух», «Мы, природа и наше здоровье» и др.
Слайд 23: Шаг пятый
твоя главная функция на этом этапе диагностическая. Помни, что в конце каждого дела необходимо не только подвести итоги совместной работы, но и выявить факторы, которые способствовали успеху, развитию у детей таких качеств, как решительности, целеустремленности, смелости, ответственности, дисциплинированности, настойчивости. Определи, изменился ли их стиль поведения, смогли ли они преодолеть некоторые трудности в общении друг с другом. На этом этапе тебе помогут квесты, эстафеты, спартакиады, а также методы, побуждающие детей к рефлексии: мини-рассказы о своих достижениях и трудностях
Слайд 24: методика формирования временного детского коллектива
Эффективность организации летнего отдыха детей во многом зависит от психологического и эмоционального состояния каждого ребенка. Отдыхая в лагерях дневного пребывания, загородных лагерях, находясь в туристических походах, зачастую дети оказываются незнакомыми друг с другом, отличаются по возрастным категориям и у каждого из них свои ожидания от летнего отдыха. Одна из главных целей педагогов, занятых в организации летней кампании - создание крепкого сплоченного коллектива.
Слайд 25: ПОНЯТИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Группа взаимодействующих друг с другом детей, в которой каждый оказывает влияние на других и одновременно находится под их влиянием.
Слайд 26: ВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
ПРИЗНАКИ: ОБЩНОСТЬ АВТОНОМНОСТЬ (ВЛИЯНИЕ ПРЕЖНЕГО СОЦИУМА) *ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ – РЕБЁНКУ НЕОБХОДИМО АДАПТИРОВАТЬСЯ.
Слайд 27: ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ: ПОСИЛЬНАЯ РАЗНООБРАЗНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ: КРАТКОСРОЧНЫЕ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕЗУЛЬТАТ
Слайд 28: ВОЗМОЖНОСТИ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕОБРЕТЕНИЕ ОПЫТА ОБЩЕНИЯ УСВОЕНИЕ НОРМ КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАТОРСКОГО ОПЫТА И ОПЫТА САМООРГАНИЗАЦИИ РАСШИРЕНИЕ СФЕРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ О СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ СОБСТВЕННОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗ. ЗАКАЛКА ПРЕОБРЕТЕНИЕ НОВЫХ ДРУЗЕЙ И ВПЕЧАТЛЕНИЙ
Слайд 29: ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
ПО ВОЗРАСТУ (ОДНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА 9-10л., 11-12л., 13-14л., 15-16л. РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА 4-7л., 7-10л., 11-14л., 15-17л. ) ПО УВЛЕЧЕНИЮ (ХУДОЖНИКИ, СПОРТСМЕНЫ …) ПО УРОВНЮ МАСТЕРСТВА ИЛИ СТЕПЕНИ ОВЛАДЕНИЯ ДЕЛОМ НОВИЧКИ И БЫВАЛЫЕ
Слайд 30: ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
ЗНАКОМСТВО:( ИГРЫ, ТРЕНИНГИ НА ЗНАКОМСТВО, СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ) ФОРМАЛЬНОЕ СОЗДАНИЕ ГРУППЫ (НАЗВАНИЕ ОТРЯДА, ЭМБЛЕМА, ДЕВИЗ) ОСОЗНАНИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ГРУППЕ (МЕСТО ОТРЯДА, УГОЛОК, АТРИБУТИКА, ТРАДИЦИИ, ПРАВИЛА, ПЕСНЯ) СПЛОЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВА (ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ НА СПЛОЧЕНИЕ, СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, УЧАСТИЕ В КТД, ОБСУЖДЕНИЕ ЖИЗНИ ОТРЯДА)
Слайд 31: ЭТАПЫ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
ЗНАКОМСТВО ( ФОРМИРУЕТСЯ ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ОТРЯДУ, ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ «ПАРЫ»,«ТРОЙКИ», ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ЗАВИСИМО) СТРУКТУИРОВАНИЕ (ПОТРЕБНОСТЬ ВО ВЛАСТИ, СТОЛКНОВЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ, БОРЬБА ЗА ЛИДЕРСТВО, В ОТРЯДЕ НЕИЗБЕЖНЫ СТЫЧКИ, МОЖЕТ УПАСТЬ ПРОДУКТИВНОСТЬ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ РАСПАД ( ВАЖНО, ЧТОБЫ РАСПАД КОЛЛЕКТИВА БЫЛ ПРОДИКТОВАН ВРЕМЕНЕМ, А НЕ СИТУАЦИЕЙ В КОЛЛЕКТИВЕ. НА ДАННОМ ЭТАПЕ НЕОБХОДИМО ПОДВЕСТИ ИТОГИ, СКАЗАТЬ ДОБРЫЕ СЛОВА)
Слайд 32: КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА
3 ДЕНЬ – КРИЗИС НЕОПРАВДАННЫХ ОЖИДАНИЙ (ЯРКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ) 7 ДЕНЬ – КРИЗИС ОДНООБРАЗИЯ (МЕРОПРИЯТИЯ С ЖЁСТКИМИ ПРАВИЛАМИ (ПОИСК КЛАДА И Т.Д.). 9 ДЕНЬ – КРИЗИС НЕЛЮБВИ (СВЕЧКА - НЕОБХОДИМО ОТМЕТИТЬ КАЧЕСТВА КАЖДОГО РЕБЁНКА, ЭМОЦИОНАЛЬНО ПОДДЕРЖАТЬ, ПРОДУМАТЬ СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ ПРИ ПОДВЕДЕНИИ ИТОГА ДНЯ). 13 ДЕНЬ – ПЕРЕДЕЛ ВЛАСТИ (ДЕНЬ НАОБОРОТ, ПОХИЩЕНИЕ ВОЖАТОГО) 17 ДЕНЬ - КРИЗИС «СТАРИЧКА» (ЦЕЛЕСООБРАЗНО ПРОВЕСТИ ЛИРИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ) 19 ДЕНЬ – СТРАХ РАССТАВАНИЯ (ПРОЩАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ, ОБМЕН АДРЕСАМИ, ПОЖЕЛАНИЯ ДРУГ ДРУГУ, СВЕЧКА)
Слайд 33: ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВА С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ У ДЕТЕЙ МЕНЯЮТСЯ СИМПАТИИ (СЕГОДНЯ ДРУЖИТ С ОДНИМ, ЗАВТРА С ДРУГИМ). * ПРИ ПОДГОТОВКЕ К МЕРОПРИЯТИЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ РАЗБИТЬ ДЕТЕЙ НА ГРУППЫ ПО 4 – 6 ЧЕЛОВЕК. * НА КАЖДУЮ ГРУППУ ПОСТАВИТЬ ВЗРОСЛОГО.
Слайд 34: СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ
МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ ОРГАНИЗУЮТ СВОИ ГРУППЫ, ЧАСТО КОНФЛИКТУЮТ МЕЖДУ СОБОЙ, ОСНОВНАЯ ЭНЕРГИЯ УХОДИТ НА ВЫЯСНЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ. * В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА СЛОЖНО СОЗДАТЬ КОЛЛЕКТИВ, ЖЕЛАТЕЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ ОДНОПОЛЫЕ МИКРОГРУППЫ,ПРОВОДИТЬ ОБЩЕЕ ДЕЛО, ЗАДАНИЯ ДАВАТЬ ПО ИНТЕРЕСАМ.
Слайд 35: СТАРШИЙ ВОЗРАСТ
РЕБЯТА ЗАМОТИВИРОВАНЫ, ОХОТНО ОБЩАЮТСЯ, СОБИРАЮТСЯ ОТРЯДОМ, НУЖДАЮТСЯ В БОЛЬШОМ КОЛЛЕКТИВЕ, ИМ НЕОБХОДИМА ПУБЛИЧНОСТЬ, ВАЖНА ПОБЕДА, А НЕ УЧАСТИЕ. В ОТРЯДАХ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПОЯВЛЯЮТСЯ ВЛЮБЛЁННЫЕ ПАРОЧКИ. * В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ «ИЗГОИ», НЕОБХОДИМО ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО ОТНОСИТЬСЯ К МИКРОКЛИМАТУ В КОЛЛЕКТИВЕ, ЕСЛИ ЕСТЬ ТАКОЙ РЕБЁНОК, ТО ЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ЗАНЯТЬ (ДАВАТЬ ПЕРСОНАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ).
Слайд 36: СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА (ПО А.Н.ЛУТОШКИНУ)
ПЕСЧАННАЯ РОССЫПЬ ДЕТИ НЕ СВЯЗАННЫЕ МЕЖДУ СОБОЙ, КАЖДЫЙ САМ ПО СЕБЕ. МАЛО ЗНАЮТ ДРУГ ДРУГА,БОЯТСЯ ЗНАКОМИТЬСЯ. ОТСУТСТВУЕТ АВТОРИТЕТНЫЙ ЦЕНТР. ОТСУТСТВУЕТ ЛИДЕРСТВО, МИКРОГРУППЫ НЕ УСТОЙЧИВЫ. НЕТ УСТОЙЧИВЫХ ОСНОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Слайд 37: МЯГКАЯ ГЛИНА
КАЖДЫЙ ВЫДВИГАЕТ ЦЕЛИ И ИНТЕРЕСЫ, ПРИ ЭТОМ ИНТЕРЕСУЕТСЯ ЦЕЛЯМИ ДРУГИХ. ГРУППА МОЖЕТ ПРИНЯТЬ ТУ ФОРМУ, КАКУЮ ЗАХОЧЕТ ВОЖАТЫЙ. СКРЕПЛЯЮЩЕЕ ЗВЕНО – ФОРМАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ТРЕБОВАНИЯ ВОЖАТОГО. У ДЕТЕЙ ПОЯВЛЯЕТСЯ ОПЫТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗВИВАЮТСЯ УСТОЙЧИВЫЕ МИКРОГРУППЫ.
Слайд 38: МЕРЦАЮЩИЙ МАЯК
АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ (ВОЗМОЖНЫ КОНФЛИКТЫ) ВОЗНИКАЕТ ПОНЯТИЕ «МЫ» ДЕТИ ГОТОВЫ НА СЕРЬЁЗНОЕ ДЕЛО ПОЯВЛЯЮТСЯ ЛИДЕРЫ * ВОЖАТЫЕ СОПРОВОЖДАЮТ ДЕТЕЙ
Слайд 39: АЛЫЙ ПАРУС
ДРУЖЕСКОЕ УЧАСТИЕ,ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ, ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ. ВО ГЛАВЕ КОЛЛЕКТИВА ВСТАЮТ ОРГАНИЗАТОРЫ, НАСТОЯЩИЕ ТОВАРИЩИ, К НИМ ИДУТ ЗА СОВЕТОМ. ПОЯВЛЯЕТСЯ ЧУВСТВО ГОРДОСТИ ЗА СВОЙ КОЛЛЕКТИВ. РЕБЯТА ОГОРЧАЮТСЯ НЕУДАЧАМ. ПОЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕРЕС К ЖИЗНИ ДРУГИХ ОТРЯДОВ, ЕСЛИ НУЖНО, ПРИХОДЯТ ИМ НА ПОМОЩЬ. ПРОИСХОДИТ СПЛОЧЕНИЕ ОТРЯДА, ГРУППОВАЯ АКТИВНОСТЬ.
Слайд 40: ГОРЯЩИЙ ФАКЕЛ
ДЕТИ ПОЛНОСТЬЮ ОТКРЫТЫ. СТРЕМЯТСЯ К СОТРУДНИЧЕСТВУ И СОГЛАШЕНИЮ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАИБОЛЕЕ АКТИВНО. В ОТРЯДЕ ТЕСНАЯ ДРУЖБА. РЕБЯТА ОХОТНО ПРИХОДЯТ НА ПОМОЩЬ ДРУГИМ КОЛЛЕКТИВАМ *НА ДАННОМ ЭТАПЕ НЕОБХОДИМО ПОДДЕРЖИВАТЬ РЕБЯТ: ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ, ОБЩИЕ ДЕЛА.
Слайд 41: Краткая характеристика основных периодов смены
В структуре смены выделяют 5 периодов: подготовительный, организационный, основной, заключительный и постлагерный. Подготовительный и постлагерный периоды, по сути, не входят во временной промежуток смены в детском оздоровительном лагере, но имеют достаточно большое значение.
Слайд 42: 1 Подготовительный период смены
Это период подготовки, эмоциональной настройки вожатого на активную работу, а ребенка на интересный отдых. На данном этапе идет продумывание и построение содержания смены, основных форм работы; подбираются определенные методические материалы. Часто в данный период детские оздоровительные лагеря проводят для вожатых инструктивно-методические сборы, в которых будущие вожатые знакомятся с территорией лагеря и его программой; Осваивают практические умения по взаимодействию с детьми, пополняют вожатскую методическую копилку.
Слайд 43: 2 Организационный период смены
Вожатый в этот период выступает организатором дел в отряде, ведущим, лидером. В организационном периоде важно сформулировать и принять четкие требования (правила) жизнедеятельности в отряде. Очень важно в данном периоде взять правильный тон взаимоотношений с детьми; создать условия для осознанного принятия правил, норм и требований жизнедеятельности в лагере и отряде. В этом периоде закладываются основы детского самоуправления, выявляются возможности, интересы и склонности детей, реализуется деятельность по планированию жизнедеятельности в отряде.
Слайд 44: 3 Основной период смены
Самый длинный период лагерной смены. В этот период происходит самореализация ребенка в отряде и лагере. Во жатый меняет свою позицию: от руководителя и лидера он переходит на позицию консультанта, координатора. Если посмотреть на межличностные отношения, то это период конфликтов, поскольку происходит переоценка прошлого опыта и большую роль в детском коллективе начинает играть общественное мнение. Основной период смены делится на два самостоятельных этапа: 1 этап – учебно-демонстрационный, 2 этап – демонстрационно-закрепляющий. Задачи каждого этапа различаются по своему содержанию,а цель основного периода остается общей: создание условий для реализации основного содержания программы смены по отношению к каждому ребенку.
Слайд 45: На 1 этапе (учебно-демонстрационном, 5–12-й день смены) решаются задачи:
овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем программы, навыками самоопределения в выборе видов деятельности, роли и позиции в детском объединении, отвечающих ожиданиям, интересам и потребностям подростка в саморазвитии; • создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка, его творческого и нравственного потенциала; • развертывание деятельности клубных пространств развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей и подростков; корректировка ценностно-мотивационных норм общения,поведения, отношений и деятельности; • создание условий для деятельности органов детского самоуправления.
Слайд 46: На 2 этапе (демонстрационно-закрепляющем) решаются следующие задачи:
организация разнообразной творческой деятельности при активном участии детей в ее разработке и проведении; • создание условий для демонстрации самодеятельности и самостоятельности участников программы в органах детского самоуправления; • показ детских достижений и приобретений через разнообразные формы: игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, учебные занятия, трудовые акции и т.д.; • показ знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных объединений; • корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий; • анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование успешности участников программы в разнообразных видах деятельности. В основном периоде смены ребенок включен не только в отрядные мероприятия, но и в межотрядные и общелагерные. Организуя данные виды деятельности, старайтесь применять вариативный подход.
Слайд 47: 4 Заключительный период смены
Это период подведения итогов (последние 3–4 дня смены). Детям необходимо выяснить, чему они научились, какой опыт они приобрели. Роль вожатого на этом этапе усиливается, он снова становится главным организатором жизнедеятельности в отряде. Это очень эмоциональный период, вызывающий переживания по поводу расставания. Детский коллектив становится более сплоченным, на первый план выходят их общие интересы. Но, несмотря на близкую разлуку, настроение хорошее, приподнятое.
Слайд 48: Педагогические задачи, решаемые в заключительный период смены:
групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений; • оценка и самооценка участниками смены личностно-значимых результатов участия в программе; • создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников деятельности органов самоуправления и центральных дел и событий смены; • стимулирование положительных изменений в личности участника смены как фактора его реадаптации к возвращению домой; • организация дел, снимающих психологическое состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом; диагностика и разработка индивидуальных программ саморазвития.
Слайд 49: 5 Постлагерный период
Этот период наступает после окончания смены, когда дети возвращаются домой. Это этап рефлексии и детей, и вожатого. На данном этапе происходит анализ деятельности в ла- гере. Ребенок формирует отношение к жизни в лагере и желание или нежелание провести следующие летние каникулы в детском оздоровительном лагере. Для вожатого – это период педагогического анализа свое де- ятельности, когда важно найти ответы на вопросы: «Что по- лучилось?», «Что не получилось?», «Почему?». Вожатый также делает выводы о своей работе и принимает решение продолжить данный педагогический опыт или нет.
Слайд 50: Организация жизнедеятельности временного детского коллектива
Создание временного детского коллектива в лагере и построение на его основе воспитательного процесса требует от воспитателя знания технологии создания этого процесса.
Слайд 51: Детские коллективы в летнем оздоровительном лагере проживают в своем развитии некоторые этапы (стадии)
Первая стадия – «знакомство». Вторая стадия – «раздел территории», «борьба за власть». Третья стадия – привязанность, сплоченность.
Слайд 52: Первая стадия – «знакомство»
В это время формируется чувство принадлежности к отряду, желание устанавливать отношения с другими детьми. Воспитатель, в свою очередь, на данном этапе должен вести опросы, беседы, знакомиться с ребятами и знакомить их между собой в интересной, игровой форме. Задача воспитателя - сблизить воспитанников, помочь им в короткий срок лучше узнать друг друга; включать воспитанников в интересные и увлекательные общие дела с целью их самовыражения; дать возможность проявиться активу; определить поручения всем воспитанникам, чтобы они имели реальную возможность действовать в коллективе. Внимание воспитателя должно быть обращено не столько на мероприятия, сколько на реализацию триединства – деятельность, общение, отношения.
Слайд 53: Вторая стадия – «раздел территории», «борьба за власть»
Принято считать, что на данной стадии в отряде происходят конфликты, связанные с выбором органов самоуправления. Лидеров в отряде можно выявить с помощью игры. Желательно, чтобы всем членам отряда достались какие-либо «должности» (поручения). Педагогическое взаимодействие опосредуется: воспитатель сначала «заражает» коллективной деятельностью актив, убеждает в ее целесообразности активистов, помогает им выстроить весь проект дела. Теперь сам актив организует деятельность, реализует и оценивает ее результаты. Воспитателю необходимо целенаправленно формировать у детей и подростков организационный опыт; воспитывать коллектив посредством регулярной смены поручений, чередования разнообразных кратковременных поручений.
Слайд 54: Третья стадия – привязанность, сплоченность
На данном этапе проявляется партнерство и взаимопонимание среди ребят. Отмечается гармония взаимной ответственности и межличностных отношений на уровне отряда и лагеря, каждый воспитанник активно участвует в коллективной жизни, своим творчеством оказывает на нее влияние. Для формирования дружеских отношений в коллективе воспитателю необходимо подбирать для ребят интересные занятия. Воспитанники предъявляют сами к себе высокие требования, стремятся быть на уровне нравственных ценностей. И тогда даже после отъезда детей из лагеря отношения между ними сохраняются, развиваются и закрепляются на долгие годы.
Слайд 55: Основными требованиями к формированию временного детского коллектива-отряда являются:
необходимость вовлекать всех воспитанников в разнообразную и содержательную продуктивную совместную творческую деятельность; важность организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла детей и подростков в дружный и работоспособный коллектив.
Слайд 56: Педагогической основой методики формирования временного детского коллектива в лагере является:
умелое предъявление требований к воспитанникам; организация детского самоуправления в отряде и обучение актива; организация увлекательных перспектив в познавательной, трудовой, общественной, ценностно-ориентировочной, художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной деятельности воспитанников и их свободного общения; формирование здорового общественного мнения; создание и развитие положительных традиций в отряде; использование методики организации коллективной творческой деятельности.
Слайд 57: Методика предъявления требований к воспитанникам отряда подразумевает:
четкое определение норм и правил поведения в отряде; приучение воспитанников к соблюдению установленных в лагере и отряде норм и правил, выработка навыков и привычек поведения; соблюдение меры в предъявлении требований к воспитанникам отряда; в процессе предъявления требований необходимо учитывать настроение в отряде и общественное мнение воспитанников. Для формирования здорового общественного мнения необходимо: наличие системы организации совместной коллективной творческой деятельности; выносить на коллективное обсуждение все более или менее значимые события и явления в жизни отряда, давать им правильную общественную оценку; повышать роль органов самоуправления в отряде.
Слайд 58: Особое значение для формирования детских коллективных отношений имеет развитие самоуправления в отряде
Самоуправление предполагает самостоятельное управление собой, своей жизнедеятельностью, самостоятельную организацию дежурства, самостоятельное распределение обязанностей при организации деятельности, при проведении мероприятий, а также самоконтроль результатов деятельности. Развитие самоуправления помогает воспитанникам почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Слайд 59: Самоуправленческая деятельность реализуется через следующие виды :
коллективное планирование; текущая организаторская работа по реализации ключевых дел отряда; работа в постоянных и временных органах самоуправления; выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений, дежурство по отряду, лагерю; участие в работе отрядных сборов, в работе педагогического совета лагеря.
Слайд 60: К временным органам самоуправления относятся:
советы дела, штабы, т.е. работа во временных творческих и инициативных группах; дежурства, а также индивидуальные или групповые поручения.
Слайд 61: Одной из распространенных форм организации досуга детей в летнем оздоровительном лагере является организация и проведение праздника
Детский праздник - это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться и отдохнуть от каких-либо событий. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.
Последний слайд презентации: Психолого-педагогические основы вожатской деятельности: Общие выводы:
В работе ориентируемся на психологические особенности возраста детей; Понимаем, что отдельные реакции носят нормативный возрастной характер; Проявляем уважением и симпатию к детям; Ищем подход к каждому ребенку; Ориентация на «успех» (я верю – ты это можешь!) ЛЮБОВЬ к ДЕТЯМ и ДЕЛУ!