Первый слайд презентации: ВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Временный детский коллектив (ВДК) - группа детей, объединенных с целью организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
Слайд 2: ОСОБЕННОСТИ ВДК
автономность (от влияния прежнего социума); интенсивность всех видов деятельности (в том числе общения); краткосрочность существования (зимой ~12 дней; летом до ~24 дней) завершенность деятельности и развития
Слайд 3: ПРИЗНАКИ КОЛЛЕКТИВА
Наличие общей общественно значимой цели (одинаковое еще не есть общее). Совместная деятельность, направленная на достижение цели. Наличие структуры и органов самоуправления. Отношения ответственной зависимости и взаимной ответственности. Наличие связей с другими коллективами лагеря.
Слайд 4: ЛОГИКА РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА
1 период. Первоначальное сплочение группы (организационный период) - поиск своего места а) адаптация, вхождение каждого в коллективные отношения; б) период кризиса в отношениях. 2 период. Период морально-волевого напряжения, связанного с общей деятельностью (основной период) - отождествление себя с компанией и творческой группой а) деловые отношения, связанные с общей деятельностью; б) творческие отношения. 3 период. «Присвоение» ценностей коллектива (заключительный период) а) межколлективные отношения б) идейное единство отношений в) гуманистические отношения
Слайд 5
Стадии развития детского коллектива Оценка развития коллектива по методике А.Н. Лутошкина 1 стадия. Ориентация — стадия знакомства в широком смысле слова: знакомство с территорией лагеря, с людьми, которые работают и живут в лагере, знакомство с теми, кто будет жить, и отдыхать в одном отряде. В это время формируется система правил и традиций, формируются групповые нормы, возникают симпатии и антипатии. Задача вожатого - создать максимально благоприятные условия для быстрой и безболезненной адаптации детей. «Песчаная россыпь» Вроде все вместе и в то же время каждый, отдельно, нет того, что «сцепляло» бы, соединяло бы людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, не желают пойти друг другу навстречу, нет общих интересов, общих дел. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения тому, кто в нее входит.
Слайд 6
Стадии развития детского коллектива Оценка развития коллектива по методике А.Н. Лутошкина 2 стадия. Конфликты. Это борьба за «раздел территории», борьба за власть. Появляется соперничество между потенциальными лидерами. В это время неизбежны в отряде стычки, скрытые и явные конфликты, идет формирование микрогрупп в коллективе. Задача вожатого в данный период — помочь ребятам осмыслить ситуацию и найти конструктивный выход из ситуаций и конфликтов, выработать стиль совместной деятельности; не допустить появления «отверженных» в коллективе «Мягкая глина» Заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не всегда получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные; конфликтные ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу, существуют приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастерства - хорошего организатора - пока нет.
Слайд 7
Стадии развития детского коллектива Оценка развития коллектива по методике А.Н. Лутошкина 3 стадия. Доверие. Это стадия характеризуется появление привязанности, сплоченности, устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом. На первый план выходит партнерство, взаимопонимание, взаимоподдержка. На этом этапе вожатый продолжает выступать в роли руководителя, носителя норм, но атмосферу в коллективе уже создают сами дети. «Мерцающий маяк» Формирующий коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе, но желание - это еще не все, дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитеты «смотрителя» маяка те, кто не дает погаснуть огню организаторы, актив.
Слайд 8
Стадии развития детского коллектива Оценка развития коллектива по методике А.Н. Лутошкина 4 стадия. Самостоятельность. Детский коллектив может самостоятельно организовывать свою деятельность, возникающие проблемы. Крепко чувство «Мы» - чувство единения и взаимного доверия. Тесные межличностные контакты. На этой стадии необходимо направить ребят в созидательное русло, деятельность на благо окружающих людей, всего лагеря. В противном случае может заметить появление фраз «Мы лучше всех! Только мы самые дружные, самые талантливые, самые-самые. Вожатому необходимо на данной стадии обеспечить поле деятельности своему отряду, показать уникальность и неповторимость других людей и других отрядов. «Алый парус» Стремление вперед, неуспокоенность, дружеская верность, преданность. Принцип: «Один за всех и все за одного». Всем хорошо внутри отряда, но нет стремления пойти на контакт, взаимодействие с другими коллективами, помогать им.
Слайд 9
Стадии развития детского коллектива Оценка развития коллектива по методике А.Н. Лутошкина 5 стадия. Расставание. Каждый коллектив рано или поздно распадается. Этот период характеризуется повышенной напряженностью, ребятам предстоит разлука со своими друзьями, они чувствуют это и переживают. На этой стадии важно поддерживать ребят, создавать оптимистический настрой, показывать перспективы их личностного развития, вообще, работать на последействие «Горящий факел» Это сплоченный коллектив, с отлаженной системой взаимоотношений, яркими лидерами. Главный девиз такого отряда - делать добро другим.
Слайд 11: Роли детей в отряде
Лидеры – опора руководителя коллектива. Важно, чтобы «лидер» не был формальным (искусственно назначенным взрослым), а был признан самими детьми. Выявить таких лидеров Вам помогут игры на лидерство. В коллективе, кроме того, всегда будет «душа компании», человек, которому доверяют все тайны, к которому приходят за поддержкой. Ответственное дело доверенное «душе компании» обречено на успех, все ребята готовы ему помочь. Только злоупотреблять этим не стоит. В детском обществе может встретиться неявный лидер, как правило он не лидирует, но очень сильно влияет на ритмику детского коллектива – «серый кардинал». Желательно выявить таких ребят и использовать их способность, чтобы через них влиять на общий настрой всех детей. «Аутсайдер» - ребенок не принятый коллективом – самая сложная ситуация, которая может сложиться. Она потребует от Вас всей деликатности и всего профессионализма. Почаще проводите игры на сплочение, случайной жеребьевкой включайте этого ребенка в различные пары.