Под приватизацией во Франции понимают передачу частным лицам не только собственность, но и контроль над государственными и муниципальными предприятиями и активами, то есть приватизацию без передачи имущественных прав.
Приватизация в жилищно-коммунальном секторе отличается сложностью и многообразием форм, что обусловлено особенностями самой отрасли. В каждой стране имеются свои отличительные особенности приватизации муниципальных предприятий. Так во Франции приватизация охватила в первую очередь конкурентоспособные отрасли, которые передавались предпринимателям по сравнительно завышенным ценам.
Слайд 6: Концессия – форма государственно-частного партнёрства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях
Концессия подразумевает, что концедент (государство) передаёт концессионеру право на эксплуатацию природных ресурсов, объектов инфраструктуры, предприятий, оборудования. Взамен концедент получает вознаграждение в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей.
Слайд 7
В правоприменительной практике Франции выделяются следующие типы концессионных соглашений (26; 98 ): 1. BOT ( Build — Operate — Transfer ) — «Строительство — управление — передача». Концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию (в основном — на праве собственности) в течение установленного срока, после чего объект передаётся государству; 2. BTO ( Build — Transfer — Operate ) — «Строительство — передача — управление». Концессионер строит объект, который передаётся государству ( концеденту ) в собственность сразу после завершения строительства, после чего он передаётся в эксплуатацию концессионера; 3. ВОО ( Build — Own — Operate ) — «Строительство — владение — управление». Концессионер строит объект и осуществляет последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности, срок действия которого не ограничивается; 4. ВООТ ( Build — Own — Operate — Transfer ) — «Строительство — владение — управление — передача» — владение и пользование построенным объектом на праве частной собственности осуществляется в течение определённого срока, по истечении которого объект переходит в собственность государства; 5. BBO ( Buy — Build — Operate ) — «Покупка — строительство — управление» — форма продажи, которая включает восстановление или расширение существующего объекта. Государство продаёт объект частному сектору, который делает необходимые усовершенствования для эффективного управления.
Слайд 8: Практика предоставления услуг во Франции
Два века назад, во время Революции, Учредительное собрание Франции приняло решение о создании на основе церковных приходов новых административно- территориальных образований - коммун. На сегодняшний день во Франции насчитывается более 36000 коммун, расположенных в основном в сельской местности.
Слайд 9: Характер системы ЖКХ Франции
Особенностью системы ЖКХ во Франции является то, что инженерные коммуникации общественного значения могут строиться силами частных подрядчиков. Во Франции коммунальные службы являются преимущественно муниципальными. Все частные компании, которые обслуживают сферу ЖКХ, в обязательном порядке заключают договора или контракты с местным муниципалитетом
Слайд 10: Исполнителей 80% подрядных работ и в сфере строительства, и в сфере ЖКХ власти отбирают по конкурсу. Часть сложных работ, касающихся реконструкции инфраструктуры городских сетей, связанных с особым риском, делают муниципальные организации. Все проекты в городе разрабатываются и утверждаются специальными комиссиями в местном горсовете, причем многие вопросы решают не чиновники, а горожане через своих представителей в местном самоуправлении
Слайд 11: Существует много типов контрактов. Одни предусматривают только эксплуатацию указанных систем, другие - ответственность за ремонт, а могут и за строительство новых объектов
Слайд 12: Во Франции есть формы управления многоквартирным жильем, такие как: Муниципальные компании и частные
Слайд 13: Вопрос реформы центрального теплоснабжения остро встал в 60-е годы прошлого века. Сначала была проведена экспертиза, которая показала, что 50 % тепла утекает на улицу - через окна, стены, крышу. Французы не стали сразу взвинчивать цены на услуги ЖКХ. Сначала была принята программа трехлетнего утепления жилищного фонда, и только после этого началась реформа цен и переход на локальное теплоснабжение
Слайд 14
+ Основным положительным моментом в практике предоставления коммунальных услуг во Франции и Финляндии являются повсеместное распространение объединений собственников жилья, опыт привлечения к управлению имуществом частных предпринимателей и повсеместное распространение информационных технологий в сфере коммунальных услуг. - К основным негативным факторам в опыте предоставления коммунальных услуг Франции и Финляндии относятся, прежде всего, чрезмернаяроль муниципалитетов. Это негативный фактор, так как теоретически может привести к злоупотреблениям со стороны муниципальных чиновников.