Тема урока — презентация
logo
Тема урока
  • Тема урока
  • Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)
  • Тема урока
  • Детские годы
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Таганрог. Бакалейная лавка П.Е. Чехова (отца А.П. Чехова)
  • Таганрогская гимназия
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Дом-музей Чехова в Москве
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Псевдонимы А.П.Чехова
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Музей-заповедник Чехова в Мелихове
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Скончался А.П.Чехов в г.Баденвейлере (Германия) 2 (15) июля 1904 года, выпив перед смертью бокал шампанского
  • Тема урока
  • 2. Периодизация творчества А.П.Чехова
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • «Ионыч» Краткое содержание рассказа.
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • « Человек в футляре» Краткое содержание рассказа.
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • «Дом с мезонином» Краткое содержание рассказа.
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Тема урока
1/69

Первый слайд презентации: Тема урока

Сведения из биографии А.П.Чехова Периодизация творчества А.П.Чехова. Рассказы «Ионыч», «Человек в футляре», «Дом с мезонином».

Изображение слайда

Изображение слайда

Слайд 3

«Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл» М. Горький А.П. Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге, Оба деда – со стороны отца и со стороны матери – были крепостными. Отец – Павел Егорович – открыл свое торговое дело, но предприимчивостью не отличался и вскоре разорился. Дом в котором родился А.П. Чехов

Изображение слайда

Слайд 4: Детские годы

Был третьим ребенком в семье. Сначала Антоша Чехов учился в греческой школе в Таганроге. В 8 лет, после двух лет учебы поступает в Таганрогскую мужскую гимназию. Здесь он получает свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Федор Покровский.

Изображение слайда

Слайд 5

Изображение слайда

Слайд 6

Семья жила трудно. Дети помогали отцу в лавочке, пели в церковном хоре. Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство, старался дать детям хорошее образование. Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать – Евгения Яковлевна. Позже Антон Павлович скажет: «Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери». Семья Чеховых в Таганроге

Изображение слайда

Слайд 8: Таганрогская гимназия

Изображение слайда

Слайд 9

Обширен круг его чтения: Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Сервантес, Белинский, Добролюбов, Писарев… Чехов – гимназист. 1874 г.

Изображение слайда

Слайд 10

На сцене таганрогского театра Чехов впервые увидел пьесы Шекспира, Островского, Гоголя. Антоша увлекается театром, а дома разыгрывает с братьями спектакли, пишет сценки, сказки в стихах, водевили. Таганрогский театр времен Чехова

Изображение слайда

Слайд 11

В 1878 году семья Чеховых перебралась в Москву. Антон остался в Таганроге один заканчивать гимназию. На жизнь он зарабатывает случайными уроками. Это были годы неотступной бедности. В 1879 году Антон Павлович окончил гимназию в Таганроге и переехал к родителям в Москву, поступил на медицинский факультет Московского университета. А.П. Чехов в год окончания гимназии

Изображение слайда

Слайд 12: Дом-музей Чехова в Москве

Писатель жил здесь с осени 1886г. по весну 1890г. Здесь созданы: "Степь", "Скучная история", водевили "Медведь", "Лебединая песня", более ста рассказов. В этом доме его навещали П. Чайковский, И. Левитан, В. Немирович-Данченко, В. Гиляровский и др. В музее проводятся экскурсии, лекции, литературные и музыкальные вечера.

Изображение слайда

Слайд 13

«Не сомневаюсь, - писал Чехов, - занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями…» Университетская клиника, где Чехов проходил студенческую практику

Изображение слайда

Слайд 14

Чехов работал неимоверно много. В литературной поденщине надрывалось и гибло немало дарований. Только удивительной талантливостью и целеустремленностью Чехова можно объяснить, почему он не сломался в этих условиях.

Изображение слайда

Слайд 15

Молодого Чехова влекли литературные интересы. Вместе с братом Николаем Антон Павлович начал сотрудничать в юмористических журналах «Стрекоза и «Будильник». Тексты Антона иллюстрировал Николай. А.П. Чехов с братом Николаем

Изображение слайда

Слайд 16

Сатирические миниатюры А.П. Чехова – блестящие зарисовки характернейших социально-психологических явлений 80-х годов XIX века. От сатирических миниатюр писатель проходит стремительный путь к лирической прозе. В 1886 году выходит сборник «Пестрые рассказы» «Толстый и тонкий». Илл. Б. Калаушина «Унтер Пришибеев». Илл. Б. Калаушина

Изображение слайда

А. П., А. П.Ч-в, Антоша, Антоша Ч., Антоша Ч.***, Антоша Чехонте, А-н Ч-те, Ан. Ч., Ан. Ч-е, Анче, Ан. Че-в, А. Ч., А.Ч-в, А.Че-в, А Чехонте, Г.Балдастов, Макар Балдастов, Брат моего брата, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек, Гайка № 6, Гайка № 9, Грач, Дон Антонио Чехонте, Дяденька, Кисляев, М.Ковров, Крапива, Лаэрт, Прозаический поэт, Рувер, Рувер и Ревур, Улисс, Ц., Ч. Б. С., Ч. без с., Человек без селезёнки, Чехонте, Ч.Хонте, А., Шампанский, …въ, Z Псевдонимы А.П.Чехова

Изображение слайда

Слайд 18

Людей, близко знавших Антона Павловича, поражал и его талант человечности, душевной чуткости, дар общения. В московском доме Чеховых на Садово-Кудринской всегда было оживленно и многолюдно. Дом в Кудрине. Рис. М.П. Чехова

Изображение слайда

Слайд 19

Осенью 1889 года А.П. Чехов начинает готовиться к поездке на Сахалин. А.П. Чехов перед отъездом на Сахалин

Изображение слайда

Слайд 20

Почти 4500 верст на лошадях, сквозь холода, весеннюю распутицу… С дороги Антон Павлович шлет путевые заметки. Огромное впечатление производит Сибирь, могучий Енисей: «Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!» Карта поездок А.П. Чехова

Изображение слайда

Слайд 21

На Сахалине А.П.Чехов провел своеобразную перепись. Итогом поездки стала книга « Остров Сахалин », полная раздумий писателя о социальном устройстве общества. Заковка в кандалы арестантов на Сахалине, 80-е годы

Изображение слайда

Слайд 22

Тяжелый груз сахалинских переживаний явился основой, пожалуй, самого трагического чеховского произведения – повести «Палата № 6». «Палата № 6». Илл. А. Ванециана

Изображение слайда

Слайд 23

90-е годы были временем расцвета творчества писателя. Один за другим появляются замечательные рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви». Чехов показал, как много заложено в людях прекрасного и доброго и как незаметно и необратимо все это может утонуть в тине мелочей жизни. «Ионыч». Илл. Т. Шишмаревой «Человек в футляре». Илл. Кукрыниксов

Изображение слайда

Слайд 24: Музей-заповедник Чехова в Мелихове

В 1892 году Чехов покупает небольшую усадьбу в селе Мелихово. «Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни», - объяснял Антон Павлович свое решение уехать в деревню. В Мелихове А.П. Чехов – бескорыстный и самоотверженный доктор, общественный деятель, радетель о нуждах людей.

Изображение слайда

Слайд 25

Здесь Чеховым написано более 40 произведений, среди них: "Дом с мезонином", "Палата N6", "Ионыч", "Крыжовник", "Человек в футляре" и др., пьесы "Чайка", "Дядя Ваня", принесшие писателю мировую славу. Музей основан в1940 году при активном участии сестры Чехова Марии Павловны и его племянника Сергея Михайловича.

Изображение слайда

Слайд 26

Школа, построенная Чеховым в Мелихове. 1898 г.

Изображение слайда

Слайд 27

В Мелихове Чехов создает «Чайку». Это был опыт новой психологической драмы. Премьера пьесы состоялась в Петербурге 17 октября 1896 года. Спектакль провалился. На мелиховском материале Чехов пишет повесть «Мужики». Илл. Т. Шишмаревой Илл. И. Ивашинцевой

Изображение слайда

Слайд 28

Илл. Кукрыниксов. В 1899 году в печати появился новый рассказ Чехова – «Дама с собачкой». Под впечатлением от прочитанного Горький писал Чехову: «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказами – возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни…»

Изображение слайда

Слайд 29

Изображение слайда

Слайд 30

Огромное значение для Чехова – драматурга (да и для всего русского театра) имело его знакомство с деятелями Московского Художественного театра

Изображение слайда

Слайд 31

«…9 сентября 1898 года – знаменательный и на всю жизнь не забытый день. …Трудно говорить словами о том большом волнении, которое охватило меня и всех нас при первой встрече с любимым писателем, имя которого мы привыкли произносить с благоговением», - вспоминала О.Л. Книппер-Чехова А.П. Чехов и О.Л. Книппер

Изображение слайда

Слайд 32

Вести о громадном успехе своих пьес А.П. Чехов получал в Ялте, куда ему пришлось переселиться из-за резкого ухудшения здоровья. Дом Чехова в Ялте (Белая дача)

Изображение слайда

Слайд 33

Изображение слайда

Слайд 34

Изображение слайда

Слайд 35

В это время в Крыму, недалеко от Ялты, жил Л.Н. Толстой. Чехов часто навещал его. Взаимное уважение связывало двух столпов русской литературы. «Чехов – это Пушкин в прозе, - говорил Лев Николаевич. – Вот как в стихах Пушкина каждый может найти отклик на свое личное переживание, такой же отклик каждый может найти в повестях Чехова ».

Изображение слайда

Слайд 36

Частым гостем Антона Павловича был М. Горький, считавший знакомство с Чеховым «самым ценным подарком судьбы».

Изображение слайда

Слайд 37

Весной 1897 года у А.П. Чехова началось резкое обострение туберкулезного процесса, давно подтачивавшего его здоровье. В больнице Чехова посетил Л.Н. Толстой: «В клинике был у меня Лев Николаевич, с которым вели мы преинтересный разговор… Говорили о бессмертии». А.П. Чехов по возвращении из клиники

Изображение слайда

Слайд 38: Скончался А.П.Чехов в г.Баденвейлере (Германия) 2 (15) июля 1904 года, выпив перед смертью бокал шампанского

Изображение слайда

Слайд 39

Россия, весь мир помнят, читают, любят Чехова

Изображение слайда

Слайд 40: 2. Периодизация творчества А.П.Чехова

Изображение слайда

Слайд 41

В творчестве Чехова условно можно выделить несколько периодов. Первый — «ранний» — конец 1870 — 1886 гг. Как известно, писать юмористические миниатюры Чехов начал еще в конце 1870-х гг. В 1876 г. семья Антона Чехова покидает Таганрог, поскольку отец окончательно разорился, и средств для существования семьи не осталось. Будущий писатель, оставшись на три года в Таганроге один, претерпел и житейские невзгоды, и незаслуженные обиды, и унизительную бедность. Именно в то время, началось характерное чеховское одиночество, отшельничество, невольный «отказ». Отсюда псевдонимы ранних юмористических набросков: «пустынник Антоний», «старец Антоний». Эти годы дали мощный импульс творчеству. Одиночество творца оказалось плодотворным, благодаря целеустремленности, таланту, воле и трудолюбию.

Изображение слайда

Слайд 42

«Одиночество, осознанное и принятое, —  это праздник индивидуальности».  Чехов уже тогда осознавал свою непохожесть, избранность, индивидуальность. Когда Антон Чехов становится студентом медицинского факультета Московского университета, его склонность к одиночеству способствует утроенной работоспособности. Рядом с легкомысленными братьями Антон, учившийся на очень трудном медицинском факультете, сотрудничавший сразу с несколькими журналами и своими гонорарами кормивший семью, выглядел тружеником. «Жить семейно ужасно скверно», — писал Чехов к Н. А. Лейкину в ноябре 1885 г. В годы студенчества его уже преследовали первые приступы болезни (туберкулез легких), что также обостряет его чувство избранности и одиночества.

Изображение слайда

Слайд 43

Второй период — «переломный» (1886 — 1993 гг.). Исследователи говорят о трех кризисных, поворотных моментах в его творчестве за эти шесть лет21. Первый кризис — конец 1886 — 1887 гг. Зима — весна 1886г. — взлет писательской карьеры Чехова: его замечают редакторы крупных изданий. Дмитрий Григорович пишет ему письмо, призывая не тратить силы и талант на пустяки. Чехова «призывают» в большую литературу, и он начинает сотрудничать с газетой «Новое время» Алексея Суворина. Рассказы этого периода фокусируют внимание на одинокой личности, отчужденной от мира. И сам автор замкнут, постоянно раздражен. Летом 1887 г. Чехов посетил родной Таганрог, откуда написал брату Александру знаменитое «потерянное» письмо, в котором шла речь о невостребованности духовного потенциала, об одиночестве и чувстве ненужности в мире.

Изображение слайда

Слайд 44

Второй кризис наступает на рубеже 1888 — 1889 гг. Это время, когда Чехов балансирует между «Северным вестником» и газетой «Новое время», отстаивает независимость своей творческой позиции. Газета «Новое время» организовала кампанию против писателей-евреев Н. Минского (Виленкина), С. Надсона и А. Волынского (Хаима Флексера). Чехов, не желая участвовать в этой травле, пишет для журнала «Северный Вестник» («Степь» (1888), «Огни» (1888)). Но вскоре редакторы этого журнала Н. К. Михайловский и А. М. Евреинова организовали поход против Л. Н. Толстого, которого Чехов боготворил. Независимость позиции Чехова оценивается ими как «равнодушие». В рассказе «Огни» герой, как и автор, испытывает «ощущение страшного одиночества… Ощущение гордое, демоническое, доступное только русским людям, у которых мысли и ощущения так же широки, безграничны и суровы, как и их равнины, леса, снега».

Изображение слайда

Слайд 45

Этот конфликт разрешается отъездом на Сахалин и путешествием по Сибири. Зачем Чехов отправляется в 1890 г. в изнурительное путешествие через всю Россию на Сахалин? Этим вопросом задаются многие исследователи творчества писателя. Ответы самые разные, но все единодушно выделяют один из мотивов — желание подвига, испытания предела своих сил. Сам Чехов в письме к А. С. Суворину объясняет это так: «Надо себя дрессировать». Немаловажен и тот факт, что за такой относительно короткий период писатель успел побывать в Индии, Китае, в Сингапуре и на Цейлоне, после чего в шутку заключил: «Я не видел большой разницы между заграницей и Россией».

Изображение слайда

Слайд 46

Третий кризис (1892 — 1893 гг.) — время окончательного разрыва с редакциями «Нового времени» и «Северного вестника», время социальных и личных неудач. В эти годы внутренний разлад усугубился еще и безуспешными попытками создать роман. Многие исследователи (в частности, Ю. Соболев, Н. Разумова, Е. Толстая) считают, что эта неудача связана с отсутствием у Чехова позитивных основ мировоззрения, необходимых для крупной формы. Но именно «на сломе» духовных исканий пишутся самые пронзительные и художественно емкие произведения: «Дуэль» (1892), «Попрыгунья» (1892), «Три Года» (1892).

Изображение слайда

Слайд 47

Третий период (1893 — 1899 гг.) в творчестве Чехова принято называть Мелиховским. Имение в Мелихово Антон Павлович купил у знакомого художника в 1892 г. Оно находится недалеко от станции Лопасня (с 1954 г. Лопасня называется г. Чехов) на Серпуховском направлении Московско-Курской ж. д. Из шумной и дорогостоящей Москвы Чехов с семьей переселяется в Мелихово. Тогда и начинается «чеховское пустынножительство». В письмах к друзьям он так и говорит: «Если бы Вы согласились посетить  мою пустынь … ». «Для самолюбивых людей, неврастеников нет удобнее жизни, как пустынножительство. Здесь никто не дразнит самолюбия и потому не мечешь молний из-за яйца выеденного».

Изображение слайда

Слайд 48

Мелиховское заточение неоднократно прерывалось: в 1894 г. вместе с Алексеем Сувориным Чехов путешествует по Черному морю (Ялта, Одесса), по Европе (Вена, Аббация, Милан, Ницца, Париж, Берлин); с осени 1897 г. по весну 1898 г. живет за границей (Биарриц, Ницца, Париж), лето проводит в Мелихово. В Мелихово Чехов закончил начатую еще в 1892 г. книгу «Остров Сахалин», занимается врачебной практикой, участвует в деятельности санитарной комиссии в разгар холеры и попечительстве сельских школ, пробует себя в качестве присяжного заседателя. Однако при такой активной деятельности он продолжает поэтизировать свое одиночество, которое увлекает его жаждой уединенного творческого труда, стремлением быть наедине с собой, своими героями и в своем мире.

Изображение слайда

Слайд 49

Отсюда желание «уходить в огород и полоть там бедную травку, которая никому не мешает». Одиноки и чеховские герои: одинок в жутком больничном флигеле Иван Громов с его знаниями и умом, чуткостью к чужой боли; одинок и обречен на вечную разлуку художник Старцев; одиноки в своем служении искусству Константин Треплев и Нина Заречная; одиноки сестры в провинциальном городе… Четвертый период — «поздний» (1899 — 1904 гг.) Болезнь писателя усугубляется, и он переезжает в Ялту, откуда ведет обширную переписку с писателями, актерами Художественного театра, активно работает над пьесами «Три сестры», «Вишневый сад». В Ялте будут написаны рассказы «Архиерей», «В овраге», «Невеста», отличающиеся необычайно глубоким драматизмом сюжета.

Изображение слайда

Слайд 50: Ионыч» Краткое содержание рассказа

Изображение слайда

Слайд 51

Земский врач Дмитрий Ионович Старцев приез­жает рабо­тать в губерн­ский город С., где вскоре знако­мится с Турки­ными. Все члены этой радушной семьи славятся своими талан­тами: остро­умный Иван Петрович Туркин ставит люби­тель­ские спек­такли, его жена Вера Иоси­фовна пишет повести и романы, а дочь Екате­рина Ивановна играет на рояле и соби­ра­ется ехать учиться в консер­ва­торию. Семья произ­водит на Стар­цева самое благо­при­ятное впечат­ление. Возоб­новив через год знаком­ство, он влюб­ля­ется в Котика, как зовут Екате­рину Ивановну домашние. Вызвав девушку в сад, Старцев пыта­ется объяс­ниться в любви и неожи­данно полу­чает от Котика записку, где ему назна­ча­ется свидание на клад­бище. Старцев почти уверен в том, что это шутка, и тем не менее ночью идёт на клад­бище и несколько часов безре­зуль­татно ждёт Екате­рину Ивановну, преда­ваясь роман­ти­че­ским грёзам.

Изображение слайда

Слайд 52

На следу­ющий день, обла­чив­шись в чужой фрак, Старцев едет делать пред­ло­жение Екате­рине Ивановне и полу­чает отказ, поскольку, как объяс­няет Котик, «сделаться женой — о нет, простите! Человек должен стре­миться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки». Старцев не ожидал отказа, и теперь его само­любие уязв­лено. Доктору не верится, что все его мечты, томления и надежды привели его к такому глупень­кому концу. Однако узнав, что Екате­рина Ивановна уехала в Москву посту­пать в консер­ва­торию, Старцев успо­ка­и­ва­ется, и жизнь его возвра­ща­ется в привычную колею. Проходит ещё четыре года. У Стар­цева большая прак­тика и очень много работы. Он располнел и неохотно ходит пешком, пред­по­читая ездить на тройке с бубен­чи­ками. За все это время он наве­стил Туркиных не более двух раз, однако не завёл и новых знакомств, так как обыва­тели раздра­жают его своими разго­во­рами,

Изображение слайда

Слайд 53

взгля­дами на жизнь и даже своим видом. Вскоре Старцев полу­чает от Веры Иоси­фовны и Котика письмо и, подумав, едет к Туркиным в гости. Очевидно, что на Екате­рину Ивановну их встреча произ­вела гораздо более сильное впечат­ление, чем на Стар­цева, который, вспо­миная свою былую любовь, испы­ты­вает чувство нелов­кости. Как и в его первое посе­щение, Вера Иоси­фовна читает вслух свой роман, а Екате­рина Ивановна шумно и долго играет на рояле, но Старцев чувствует одно лишь раздра­жение. В саду, куда Котик пригла­шает Стар­цева, девушка говорит о том, с каким волне­нием ожидала этой встречи, и Стар­цеву стано­вится грустно и жаль прошлого. Он расска­зы­вает о своей серой одно­об­разной жизни, жизни без впечат­лений, без мыслей. Но Котик возра­жает, что у Стар­цева есть благо­родная цель в жизни — его работа земского врача. Говоря о себе, она призна­ется, что разу­ве­ри­лась в своём таланте пианистки и что Старцев,

Изображение слайда

Слайд 54

служащий народу, помо­га­ющий стра­дальцам, пред­став­ля­ется ей идеальным, возвы­шенным чело­веком. Однако у Стар­цева такая оценка его досто­инств не вызы­вает ника­кого душев­ного подъёма. Покидая дом Туркиных, он чувствует облег­чение от того, что не женился в своё время на Екате­рине Ивановне, и думает, что если самые талант­ливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город. Он остав­ляет без ответа письмо от Котика и больше уже никогда не приез­жает к Туркиным. С тече­нием времени Старцев ещё больше полнеет, стано­вится грубым и раздра­жи­тельным. Он разбо­гател, имеет громадную прак­тику, но жадность не позво­ляет бросить земское место. В городе его зовут уже просто Ионычем. Живётся Стар­цеву скучно, ничто его не инте­ре­сует, он одинок. А Котик, любовь к которой была един­ственной радо­стью Стар­цева, поста­рела, часто болеет и каждый день по четыре часа играет на рояле.

Изображение слайда

Слайд 55

Изображение слайда

Слайд 56: Человек в футляре» Краткое содержание рассказа

Изображение слайда

Слайд 57

Конец XIX в. Сель­ская мест­ность в России. Село Миро­но­сицкое. Вете­ри­нарный врач Иван Иванович Чимша-Гима­лай­ский и учитель гимназии Буркин, проохо­тив­шись весь день, распо­ла­га­ются на ночлег в сарае старосты. Буркин расска­зы­вает Иван Иванычу историю учителя грече­ского языка Бели­кова, с которым они препо­да­вали в одной гимназии. Беликов был изве­стен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непре­менно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перо­чинный нож Бели­кова были уложены в чехлы. Он ходил в тёмных очках, а дома закры­вался на все замки. Беликов стре­мился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь цирку­ляры, в которых что-нибудь запре­ща­лось. Любые откло­нения от нормы вызы­вали в нем смятение. Своими «футляр­ными» сооб­ра­же­ниями он угнетал не только гимназию, но и весь город.

Изображение слайда

Слайд 58

Но однажды с Бели­ковым произошла странная история: он чуть было не женился. Случи­лось, что в гимназию назна­чили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Кова­ленко, чело­века моло­дого, весё­лого, из хохлов. С ним прие­хала его сестра Варенька, лет трид­цати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаро­вала всех в гимназии, и даже Бели­кова. Тут и пришла в голову учителям мысль поже­нить Бели­кова и Вареньку. Бели­кова стали убеж­дать в необ­хо­ди­мости жениться. Варенька стала оказы­вать ему «явную благо­склон­ность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьёзная». Беликов часто бывал у Кова­ленок и в конце концов сделал бы Вареньке пред­ло­жение, если бы не один случай. Какой-то озорник нари­совал кари­ка­туру на Бели­кова, где тот был изоб­ражён с зонтом под руку с Варенькой. Экзем­пляры картинки были разо­сланы всем

Изображение слайда

Слайд 59

учителям. На Бели­кова это произ­вело очень тяжёлое впечат­ление. Вскоре Беликов встретил на улице Кова­ленок, ката­ю­щихся на вело­си­педах. Он был крайне возмущён этим зрелищем, так как, по его поня­тиям, учителю гимназии и женщине ездить на вело­си­педе не пристало. На другой день Беликов отпра­вился к Кова­ленкам «облег­чить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи чело­веком свобо­до­лю­бивым, с первого дня невзлюбил Бели­кова. Не стерпев его поучений насчёт катания на вело­си­педах, Кова­ленко попросту спустил Бели­кова с лест­ницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знако­мыми. Увидев катя­ще­гося по лест­нице Бели­кова, она звонко рассме­я­лась. Мысль о том, что о проис­шедшем узнает весь город, привела Бели­кова в такой ужас, что он пошёл домой, слёг в постель и через месяц умер. Когда он лежал в гробу, выра­жение лица у него было счаст­ливое.

Изображение слайда

Слайд 60

Каза­лось, он достиг своего идеала, «его поло­жили в футляр, из кото­рого он уже никогда не выйдет. Хоро­нили Бели­кова с приятным чувством осво­бож­дения. Но через неделю жизнь потекла прежняя — «утоми­тельная, бестол­ковая жизнь, не запре­щённая цирку­ляром, но и не разре­шённая вполне». Буркин закан­чи­вает рассказ. Размышляя об услы­шанном, Иван Иваныч произ­носит: «А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?»

Изображение слайда

Слайд 61

Изображение слайда

Слайд 62: Дом с мезонином» Краткое содержание рассказа

Изображение слайда

Слайд 63

Рассказчик (повест­во­вание идёт от первого лица) вспо­ми­нает, как шесть-семь лет назад жил в имении Бело­ку­рова в одном из уездов Т-ой губернии. Хозяин «вставал очень рано, ходил в поддёвке, по вечерам пил пиво и все жало­вался мне, что он нигде и ни в ком не встре­чает сочув­ствия». Рассказчик — художник, но летом так обле­нился, что почти ничего не писал. «Иногда я уходил из дому и до позд­него вечера бродил где-нибудь». Так он забрёл в незна­комую усадьбу. Возле ворот стояли две девушки: одна «постарше, тонкая, бледная, очень красивая» и вторая — «моло­денькая — ей было семна­дцать-восем­на­дцать лет, не больше — тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с боль­шими глазами». Оба лица почему-то пока­за­лись давно знако­мыми. Он вернулся с чувством, будто видел хороший сон. Вскоре в имении Бело­ку­рова появи­лась коляска, в которой сидела одна из девушек, старшая.

Изображение слайда

Слайд 64

Она прие­хала с подписным листом просить деньги для крестьян-пого­рельцев. Подпи­сав­шись в листе, рассказчик был приглашён в гости посмот­реть, по выра­жению девушки, «как живут почи­та­тели его таланта». Бело­куров рассказал, что ее зовут Лидией Волча­ни­новой, живёт она в селе Шелковка вместе с матерью и сестрой. Ее отец когда-то занимал видное место в Москве и умер в чине тайного совет­ника. Несмотря на хорошие сред­ства, Волча­ни­новы жили в деревне безвы­ездно, Лида рабо­тала учитель­ницей, получая двадцать пять рублей в месяц. В один из празд­ников они поехали к Волча­ни­новым. Мать и дочери были дома. «Мать, Екате­рина Павловна, когда-то, по-види­мому, красивая, теперь же сырая не по летам, больная одышкой, грустная, рассе­янная, стара­лась занять меня разго­вором о живо­писи». Лида расска­зы­вала Бело­ку­рову, что пред­се­да­тель управы Балаган «все долж­ности в уезде роздал своим племян­никам и зятьям

Изображение слайда

Слайд 65

и делает что хочет». «Моло­дёжь должна соста­вить из себя сильную партию, — сказала она, — но вы видите, какая у нас моло­дёжь. Стыдно, Петр Петрович!» Младшая сестра Женя (Мисюсь, ибо в детстве она звала так «мисс», свою гувер­нантку) каза­лась совсем ребёнком. Во время обеда Бело­куров, жести­ку­лируя, опро­кинул рукавом соусник, но никто, кроме рассказ­чика, каза­лось, не заметил этого. Когда они возвра­ща­лись, Бело­куров сказал: «Хорошее воспи­тание не в том, что не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заме­тишь, если это сделает кто-нибудь другой. <…> Да, прекрасная, интел­ли­гентная семья...» Рассказчик стал бывать у Волча­ни­новых. Ему понра­ви­лась Мисюсь, она тоже симпа­ти­зи­ро­вала ему. «Мы гуляли вместе, рвали вишни для варенья, ката­лись в лодке <…> Или я писал этюд, а она стояла возле и смот­рела с восхи­ще­нием». Его особенно привле­кало то, что в глазах юной провин­ци­алки он выглядел

Изображение слайда

Слайд 66

талант­ливым худож­ником, знаме­нитой лично­стью. Лида невзлю­била его. Она прези­рала празд­ность и считала себя трудовым чело­веком. Ей не нрави­лись его пейзажи потому, что в них не пока­зы­ва­лись народные нужды. В свою очередь Лида не понра­ви­лась ему. Как-то он затеял с ней спор и сказал, что ее благо­тво­ри­тельная работа с крестья­нами не только не приносит пользы, но и вредна. «Вы прихо­дите к ним на помощь с боль­ни­цами и школами, но этим не осво­бож­даете их от пут, а, напротив, ещё больше пора­бо­щаете, так как, внося в их жизнь новые пред­рас­судки, вы увели­чи­ваете число их потреб­но­стей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину». Лидин авто­ритет был непре­ре­каем. Мать и сестра уважали, но и боялись ее, взявшей на себя «мужское» руко­вод­ство семьёй.

Изображение слайда

Слайд 67

Наконец рассказчик признался Жене в любви вечером, когда она прово­жала его до ворот усадьбы. Она отве­тила ему взаим­но­стью, но тут же побе­жала все расска­зать матери и сестре. «Мы не имеем тайн друг от друга...» Когда на следу­ющий день он пришёл к Волча­ни­новым, Лида сухо объявила, что Екате­рина Павловна с Женей уехала к тёте, в Пензен­скую губернию, чтобы затем, веро­ятно, отпра­виться за границу. По дороге обратно его нагнал маль­чишка с запиской от Мисюсь: «Я расска­зала все сестре, и она требует, чтобы я расста­лась с вами... Я была не в силах огор­чить ее своим непо­ви­но­ве­нием. Бог даст вам счастья, простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!» Больше он не видел Волча­ни­новых. Как-то по дороге в Крым он встретил в вагоне Бело­ку­рова, и тот сообщил, что Лида по-преж­нему живёт в Шелковке и учит детей. Ей удалось спло­тить возле себя «сильную партию» из молодых людей, и на последних земских

Изображение слайда

Слайд 68

выборах они «прока­тили» Бала­гина. «Про Женю же Бело­куров сообщил только, что она не жила дома и была неиз­вестно где». Посте­пенно рассказчик начи­нает забы­вать про «дом с мезо­нином», про Волча­ни­новых, и только в минуты одино­че­ства он вспо­ми­нает о них и: «...мало-помалу мне почему-то начи­нает казаться, что обо мне тоже вспо­ми­нают, меня ждут и что мы встре­тимся... Мисюсь, где ты?»

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Тема урока

Изображение слайда

Похожие презентации