Первый слайд презентации: Тема урока: Правописание О и Е после шипящих и Ц
25 ноября
Слайд 2
Орфоэпическая разминка. Поставить ударение в соответствии с нормами произношения: Зак у порить, плесневеть, курящий, восприняв, жалюзи, позвонят, занятой, заржаветь, досуг, баловать, клала, кровоточить, балованный, красивее.
Слайд 3
Гласные после шипящих за корнем (в суффиксах и окончаниях). Под ударением пиши - О 1) в окончаниях существительных и прилагательных 2) в суффиксах существительных и прилагательных ножом, свечой; большого, чужого крючок, галчонок, ручонка, парчовый, холщовый Сравни: безударные окончания и суффиксы стажем, тучей; хорошего, рыжего; реченька, грушевый, замочек. Примечание: в фамилиях на -ов-, -ев- (-ёв-) в суффиксе могут писаться буквы О, Е, Ё – зависит от традиции написания. Сычов, Сычев, Сычёв
Слайд 4
Гласные после шипящих за корнем (в суффиксах и окончаниях). Под ударением пиши - О 3 ) Беглое О в именах существительных (киш о к – кишки, нож о н – ножны) и прилагательных (смеш о н – смешной) 4) На конце наречий : горячо, общо исключение: ещё
Слайд 5
Гласные после шипящих за корнем (в суффиксах и окончаниях). Под ударением пиши - Ё в окончаниях глаголов: лжёшь, печёт, жжёт, течёт 2) в глагольном суффиксе -ёвыва-: выкорчёвывать, размежёвывать
Слайд 6
Гласные после шипящих за корнем (в суффиксах и окончаниях). Под ударением пиши - Ё 3) в суффиксе отглагольных существительных -ёвк-: корчёвка, размежёвка 4) в суффиксе существительных -ёр-: стажёр, ретушёр, дирижёр НО! нож ов ка (от прилагательного нож ов ый)
Слайд 7
Гласные после шипящих за корнем (в суффиксах и окончаниях). Под ударением пиши - Ё 5) в суффиксе : страдательных причастий -ённ-: запряжённый, вооружённый отглагольных прилагательных -ён-: копчёный, учёный а также в производных словах: упрощённость, учёность, жжёнка
Слайд 8
Гласные после шипящих за корнем (в суффиксах и окончаниях). 6) в местоимении (о) чём, в словах причём, нипочём, никчёмный Под ударением пиши - Ё
Слайд 10: Упражнения (выполнить в тетрадь)
Задание : Перепишите, вставляя пропущенные буквы и укажите в скобках родственное слово, обозначьте корни и отметьте ударение Пример выполнения- Мягкая ш…рстка – мягкая шёрстка (шерсть). Узкий ж…лоб, упавшие ж…луди, ч…рствый человек, раствор щ…лочи, мельничный ж…рнов, держаться ч…порно, прочный ш…в, лесные ш…рохи, тихий ш…пот, принести беч…вку, расследовать подж…г, ож…ги лица, подж…г траву, посмеяться на щ…голем, плавтье из ш…лка, деш…вые товары, лесная трущ…ба.
Слайд 11: Упражнение в тетрадь!
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. С данными словосочетаниями составьте предложения. Здание с каланч..й, огорчиться неудач..й, вагоны с кирпич..м, следить за матч..м, легкий пуш..к, кедровый ореш..к, злая собач..нка, увидеть зайч..нка, черпать ковш..м, напряжение перед финиш..м, потчевать лапш..й и каш..й, идти меж..й, порывы свеж..го ветра.
Правописание приставок на з-(с-) : без-, воз- (вз-), из-, низ-, раз-, чрез-, (через-) – зависит от произношения!!! В них буква з пишется перед гласными и звонкими согласными, а буква с – перед глухими согласными, например: Бе з граничный – бе с крайний, во з глас – во с клицание, и з бежать – и с портить, ни з вергать – ни с падать, ра з бросать – ра с пустить, чре з мерный - чере с седельник
Слайд 13: Запомните!!!
В приставках раз-(рас) – роз- (рос-) под ударением пишется буква – о, а без ударения – а, например, Р о звальни (сани) – р а звал, р о спись – р а списка, р а списание
Слайд 14: Примечание
1) В словах низкий, низший, резкий, дерзкий, близкий, извозчик, грузчик, французский и подобных з не меняется на с, так как в этих словах буква з в корне !!!! 2) Пишется и говорится прои с шедший, а не «прои зо шедший» 3) В словах ра з евать, ра з орить, ра з ор выпадает конечная гласная приставки перед согласной корня (-зев, -зор ). 4) В слове бли з сидящий сохраняется з перед с, так как близ – не приставка!
Слайд 17: Упражнение сделать в тетрадь! Перед выполнением посмотрите https://www.youtube.com/watch?v=GIjGo65Ujq8
приставкой на з- - с-. Перепишите. Подчеркните гласную, следующую за Ра..гадать замысел, ра..мотреть проект, ра..считать время, точный ра..чет, ра..следовать причины аварии,..бивчивый ответ, и..пользовать специальную литературу, во..будить иск, во..становить по памяти, и..портить чертеж, и..тратить средства, бе..порное решение, бе..полезная встреча, бе..вкусная еда, чре..мерные требования, уничтожить чере..полосицу, ни..вергаться с гор, ни..кие облака, ни..шая ступень, неи..сякаемый источник, материалистической мирово..зрение, чере..чур сложная обстановка.