Первый слайд презентации: Буквы О-Е-Ё после шипящих и Ц
Слайд 2: Как правильно написать?
или пчёлка? Шолковый или шёлковый? жокей или жёкей? жонглёр или жёнглёр? Пчолка
Слайд 3: О-Е-Ё после шипящих в корне слова
изменить слово, подобрать однокоренное Есть чередование Ё // Е Нет чередования Ё // Е Ё О Ж ё лоб – ж е лоба Пш ё нка – пш е но Деш ё вый – деш е визна Ч ё боты – ч е ботарь Ж ё рнов – ж е рнова Печ ё нка – печ е нь Нач ё с – нач е сать Ш ё пот – ш е птать Саж ё нки – саж е нь Беч ё вка – беч е ва Ш о рох Ш о рник Ш о рты Ш о в Ш о у Трущ о ба Капюш о н Ч о каться Борж о ми Анч о ус
Обратите внимание! По-разному пишутся одинаково звучащие слова, образованные от глагола жечь : в существительных пишется О, в глаголах, причастиях - Ё Существительные О Глаголы Ё Сильный ож о г Переж о г горючего Обвинение в подж о ге Недож о г кирпича Изж о га углеж о г Ож ё г лицо Переж ё г дрова Подж ё г дом Переж ё г топливо Прож ё г куртку
Слайд 5
Данная орфограмма находится в корне? Слово можно изменить так, чтобы на этом месте стояла Е? Это существительное, образованное от глагола с корнем -жег-? о ё / е Алгоритм нет нет да о да да Ч_лка Ч_порный Ж_лоб 4. Ш_лковый 5.Ч_боты 6. Ш_в Ч ё лка Ч о порный Ж ё лоб 4. Ш ё лковый 5.Ч ё боты 6. Ш о в Проверь себя
Слайд 6: О – Ё после шипящих и Ц в корне слова
в безударном слоге в заимствованных словах пиши О Креп-ж о ржет ш о ссе ш о колад ш о винист ж о нглёр ш о тландка ж о кей шорты ранч о бандж о маж о рдом Ж о лио-Кюри Дж о натан Свифт Дж о рдано Бруно Дж о ванни Боккачч о Ш о стакович Ш о пен Ш о та Руставели Дж о молунгма
Слайд 8
Ш_винизм Кош_лка Щ_лок Дж_уль Креп-ж_ржет Ж_нглёр Клоч_к Дж_натан Ш_потом Пч_лка Коч_вка Неч_саный Деш_вый Ц_кот Ч_порный О О О Ё Ё Ё О Ё О Ё Ё О О О Ё
Слайд 9: Тренажёр О – Ё (Е) после шипящих и Ц
анч_ус ш_рстка печ_нка изж_га дж_уль реш_тка щ_лочь деш_венький крюш_н ш_мпол бесш_рстный заж_г 13. ч_порный 14. ж_ваный 15. ож_г третьей степени подж_г дома подж_г сарай ж_нглировать ш_лковый ш_потом ч_кнутый щ_голь пч_лка ч_лка о ё ё ё о о ё ё ё о о ё ё ё ё о ё о о ё о ё о ё
Слайд 10: Рефлексия
- Какой «сигнал» подсказывает нам,что в слове орфограмма? (шипящий звук) - От чего зависит выбор орфограммы в корне? (от наличия чередования в корне Е//Ё) - Что мы должны знать и уметь,чтобы пользоваться правилом? (части речи, части слова, уметь подбирать однокоренные слова)