Первый слайд презентации: Теория подкрепления Скиннера
Работу выполнила: Чудновская Е.С Студентка 2 курса Упб-2601-01-00
Слайд 2: ПЛАН
Биография Б.Ф. Скиннера Формирование поведения Теория подкрепления Эксперимент Положительное подкрепление Последовательное и пропорциональное подкрепление Наказание Плюсы и минусы теории Концепция мотивации Личность и концепция научения Выводы
Слайд 3: БИОГРАФИЯ Б.Ф. СКИННЕРА
Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер ( англ. Burrhus Frederic Skinner ; 20 марта 1904 — 18 августа 1990 ) — американский психолог, изобретатель и писатель. Один из самых влиятельных психологов середины XX века. Внёс значительный вклад в развитие и популяризацию бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека и животных как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного обусловливания. Его именем назван ящик Скиннера ( Skinner box ) — ящик, предназначенный для того, чтобы изучать принципы оперантного научения.
Слайд 4: ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ
Оператная реакция в теории Скиннера является произвольным и целенаправленным действием. Генетические данные выступают основой, на которой выстраивается социально обусловленное поведение. Поэтому развитие, полагал Скиннер, представляет собой научение, обусловленное определенными стимулами внешней среды. Оперантное обусловливание может использоваться не только для осуществления контроля за поведением других субъектов, но и в отношении собственного поведения. Самоконтроля можно добиться посредством создания особых условий, в которых желательное поведение будет подкрепляться.
Слайд 5: ТЕОРИЯ ПОДКРЕПЛЕНИЯ
Она основывается на том, что любые действия сотрудника имеют для него положительные, нейтральные или отрицательные последствия. Положительные увеличивают вероятность такого же поведения в будущем, отрицательные уменьшают, а нейтральные ведет к медленному его затуханию. Человек с учетом прошлого опыта, сохраняя либо корректируя поведение, стремится избежать отрицательных последствий и заслужить поощрение.
Слайд 7: ЭКСПЕРИМЕНТ
Теория Скиннера подробно изложена в одном из его основных трудов, который носит название «Поведение организмов». В нем ученый излагает принципы так называемого оперантного обусловливания. Проще всего понять эти принципы, рассмотрев один из наиболее типичных экспериментов ученого. Вес крысы снижали до 80-90 % от обычного. Она помещается в особое устройство, которое носит название скиннеровского ящика. В нем предоставлена возможность совершать только те действия, которые наблюдающий экспериментатор может видеть и контролировать.
Слайд 8: ЭКСПЕРИМЕНТ
У ящика имеется отверстие, через которое животному подается пища. Чтобы получить питание, крыса должна нажать на рычаг. Данное нажимание в теории Скиннера называется оперантной реакцией. Как крысе удается нажать на этот рычаг – посредством лапы, носа, а может быть, хвоста, – не имеет никакого значения. Оператная реакция в эксперименте остается той же, так как она вызывает лишь одно следствие: крыса получает еду. Поощряя животное пищей за определенное число нажиманий, исследователь формирует устойчивые способы реагирования у животного.
Слайд 9: ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ
Если некое спонтанное действие становится полезным для восполнения определенной потребности или достижения цели, оно подкрепляется позитивным результатом. Например, голубь может научиться комплексному действию – игре в пинг-понг. Но только в том случае, если эта игра становится средством получить пищу.
Слайд 10: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ И ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ
В теории Б. Ф. Скиннера подкрепление может быть или распределенным случайно, происходя через определенные временные промежутки, или происходить в определенных пропорциях. Поощрение, распределенное случайно в виде периодических денежных выигрышей, провоцирует у людей развитие игровой зависимости. Поощрение, которое происходит через определенные интервалы времени – зарплата – способствует тому, что человек остается на определенной службе.
Слайд 11: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ И ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ!!! Пропорциональное поощрение в теории Скиннера представляет собой настолько мощное подкрепление, что животные в его экспериментах практически загоняли себя до смерти, пытаясь заработать побольше вкусной пищи.
Слайд 12: НАКАЗАНИЕ
Применение наказания, как правило, имеет негативные побочные эффекты. В теории научения Скиннера обозначены следующие следствия наказания: высокий уровень тревожности, недоброжелательность и агрессивность, уход в себя.
Слайд 13: НАКАЗАНИЕ
Иногда наказание вынуждает индивида прекратить вести себя определенным образом. Но его недостаток заключается в том, что оно не способствует формированию положительного поведения. Наказание нередко вынуждает субъекта не отказаться от нежелательной модели поведения, а только лишь трансформировать его в скрытую форму, которая не подвергается наказанию (например, это может быть распитие спиртных напитков на работе).
Слайд 14: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ТЕОРИИ
Рассмотрим основные достоинства и недостатки концепции Скиннера. Ее плюсы заключаются в следующем: Строгая проверка гипотез, контроль дополнительных факторов, влияющих на эксперимент. Признание важности ситуативных факторов, параметров внешней среды. Прагматический подход, который позволил создать эффективные психотерапевтические процедуры для преобразования поведения.
Слайд 15: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ТЕОРИИ
Минусы теории Скиннера: Редукционизм. Поведение, демонстрируемое животными, полностью сводится к анализу поведения человека. Низкая валидность по причине проведения опытов в лабораторных условиях. Результаты экспериментов сложно перенести в условия естественной среды. Не уделяется внимание когнитивным процессам в процессе формирования определенного вида поведения. Теория Скиннера не дает стабильных, устойчивых результатов на практике.
Слайд 16: КОНЦЕПЦИЯ МОТИВАЦИИ
Скиннером была также создана и теория мотивации. Ее основная идея заключается в том, что стремление повторить то или иное действие обусловлено последствиями данного действия в прошлом. Наличие определенных стимулов вызывает определенные действия. Если последствия того или иного поведения являются положительными, то субъект будет вести себя в подобной ситуации в будущем аналогично.
Слайд 17: КОНЦЕПЦИЯ МОТИВАЦИИ
Его поведение повторится. Но если последствия определенной стратегии отрицательны, то в будущем он или не будет реагировать на определенные стимулы либо поменяет стратегию. Теория мотивации Скиннера сводится к тому, что многократные повторения определенных результатов приводят к формированию у субъекта конкретной поведенческой установки.
Слайд 18: ЛИЧНОСТЬ И КОНЦЕПЦИЯ НАУЧЕНИЯ
С точки зрения Скиннера, личность представляет собой тот опыт, который приобретается индивидом в течение жизни. Личность в теории Скиннера – это продукт, по большей части сформированный внешними факторами. Именно социальное окружение, а не явления внутренней психической жизни, определяют личностные особенности. Человеческую психику Скиннер считал «черным ящиком». Невозможно детально исследовать эмоции, мотивы и инстинкты. Поэтому их необходимо исключить из наблюдений экспериментатора.
Слайд 19: ВЫВОДЫ
Таким образом, внешняя среда организации должна быть разработана позитивно и эффективно, чтобы мотивировать сотрудников. Теория подкрепления Б.Ф. Скиннера является сильным инструментом для анализа механизма управления поведением человека.
Слайд 20: ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
https://studopedia.ru/3_51011_teoriya-podkrepleniya-b-skinnera.html https://studme.org/58041/sotsiologiya/motivatsionnaya_teoriya_podkrepleniya_skinnera https://fb.ru/article/384621/teoriya-skinnera-soderjanie-osnovnyie-tezisyi-osobennosti https://ru.yestherapyhelps.com/the-reinforcement-theory-of-b-f-skinner-14186 https://studbooks.net/22709/menedzhment/teoriya_podkrepleniya_skinnera https://ru.wikipedia.org/wiki/ Скиннер,_ Беррес_Фредерик