Слайд 2
Объект: развивающийся человек Предмет: факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Каптерев Пётр Фёдорович. 1874г.
Слайд 3: Проблемы ПП:
Выготский Лев Семёнович (1896г.-1934г.) Проблема соотношения обучения и развития Проблема соотношения обучения и воспитания. Проблема учета сенситивных периодов развития в обучении. Проблема одаренности детей. Проблема готовности детей к обучению в школе
Слайд 4: Задачи ПП:
Р аскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого; О пределение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения ( упрочивания ) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях; О пределение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.); О пределение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность ;
Слайд 5: Задачи ПП:
Изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств; О пределение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления; О пределение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач; О пределение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами; Р азработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы. Зимняя И.А. Педагогическая психология.
Слайд 6: Структура ПП:
1) психология образовательной деятельности (как единства учебной и педагогической деятельности); 2) психология учебной деятельности и ее субъекта — обучающегося (ученика, студента); 3) психология педагогической деятельности (в единстве обучающего и воспитывающего воздействия) и ее субъекта (учителя, преподавателя ); 4 ) психология учебно-педагогического сотрудничества и общения. Зимняя И.А. Педагогическая психология.
Слайд 7: Методы ПП:
По характеру действий исследователя Автор: Ананьев Борис Герасимович (1907г.-1972г.) Организационные 2) Эмпирические 3) Обработки данных 4) Интерпретационные
Слайд 8: Организационные методы :
Сравнительный (метод поперечных срезов) 2) Лонгитюдный (метод продольных срезов) 3) Комплексный 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет
Слайд 9: Эмпирические методы
Обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение) Э кспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или психолого-педагогический ) П сиходиагностические методы (тесты стандартизованные и проективные, анкеты, социометрия, интервью и беседы) П раксиметрические методы – приемы анализа процессов и продуктов деятельности ( хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка работ) М етод моделирования (математическое, техническое и др.) Б иографические методы (анализ фактов, дат, событий, свидетельств жизни человека )
Слайд 10: Методы обработки данных
Количественный ( математико-статистический) Качественный анализ. Методы интерпретации Генетический («вертикальный») Структурный («горизонтальный»)
Слайд 11: История ПП:
Общедидактический этап - с середины XVII в. и до конца XIX в. 2) Становление ПП как самостоятельной науки - с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., аккумуляция достижений педагогической мысли предшествующих столетий. 3) Современный этап - с середины XX в. и до настоящего времени. Основанием для выделения этого этапа служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии. Зимняя И.А. Педагогическая психология.
Слайд 12: Понятия ПП:
Обучение – целенаправленная, последовательная передача (трансляция) социокультурного (общественно-исторического) опыта другому человеку в специально-заданных условиях. Учение – научение в результате целенаправленного, сознательного присвоения учеником передаваемого (транслируемого) социокультурного опыта (общественно-исторического) и формируемого на этой основе индивидуального опыта Образование -общественно-организуемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально-значимого опыта, в ходе которого происходит становление личности
Слайд 13: Теории ПП:
Бихевиоризм Когнитивная психология Психология деятельности Гуманистическая психология
Слайд 14: Бихевиоризм
Дж. Уотсон, В. Скиннер, Э. Торндайк Теория оперантного поведения Концепция научения Закон эффекта Закон упражняемости Закон готовности S R Биологизм
Слайд 15: Когнитивная психология:
Г.У. Найссер, М. Бродбент, Д. Норман, Дж. Брунер и др. З нание И нформированности Организация семантической памяти Прогнозирование Прием и переработка информации Процессы чтения и понимания Когнитивные стили Познавательный процесс Информационные теории
Слайд 16: Психология деятельности:
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин П.Я. Гальперин Изучение целостной деятельности «Культурно-историческая концепция» Т еория развития психики, понятийного мышления, речи Связь обучения и развития, где первое должно опережать и вести за собой второе П онятие уровней развития, «зоны ближайшего развития» ЗБР ЗАР
Слайд 17: Гуманистическая психология:
К. Роджерс, А. Маслоу Центрированный на учащемся гуманистический подход в обучении Самоактуализация Пирамида ( иерархия) человеческих потребностей Фасилитация ( облегчение и активизация)
Слайд 18: Научение, учение, обучение Приобретение человеком жизненного опыта в виде ЗУН, способностей
Побочный познавательный эффект Случайный, эпизодический Постоянный стабильный О бщение Труд С южетно-ролевая игра П обочный результат преднамеренного познания) Габай Т.В. Педагогическая психология Познавательный эфф. = прямой продукт Без познавательной цели Дидактические игры Свободное наблюдение Чтение художественной литературы Поставлена цель усвоения Человек сам готовит условия и получает опыт Условия заданы другими людьми, человек только познаёт = У чение
Слайд 19: Научение - процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой
Ю.М. Орлов, В.Д. Шадриков Эволюция, развитие, выживание, приспособление, отбор, совершенствование Любой опыт Сознательно или нет У людей и животных Виды научения А ссоциативное ( образование связей на основе смежности элементов ) Интеллектуальное ( выявление существенных связей, структур и отношений) Уровни научения : Рефлекторный ( автоматический ) Когнитивный ( целенаправленный)
Слайд 20: Теории научения
Зарубежные теории Бихевиоризм ( Дж. Уотсон ) Гештальтпсихология, Ассоцианизм, Необихевиоризм, Когнитивная психология Отечественные теории Научение рассматривается как познавательный процесс усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности. Общее в теориях по Р.Г. Аверкину Научение - это постепенное или скачкообразное изменение поведения. Научение - это изменение поведения, не являющееся непосредственно следствием созревания организма Научением не является изменение поведения при утомлении или в результате употребления психоактивных веществ. Упражнение улучшает процесс научения. Видовая принадлежность организма определяет возможности его научения
Слайд 21: Обучение
Специально организованная познавательная деятельность Ускорение познания в индивидуальном развитии Усвоение закономерностей, зафиксированных в опыте человечества Теории обучения Традиционное обучение Проблемное обучение Программированное обучение Теория поэтапного формирования умственных действий Развивающее обучение Айсмонтас Бронюс Броневич
Слайд 22: Обучение = преподавание + учение
Преподавание Учебно-познавательная деятельность (УПД) Постановка целей учебной работы Осознание целей и задач обучения Формирование потребности учащихся в овладении материалом Развитие и углубление мотивов УПД Определение содержания материала Осмысление материала, подлежащего усвоению Организация УПД по овладению учащимися изучаемым материалом Восприятие, запоминание, применение знаний на практике, повторение… Создание эмоционально-положительного фона Проявление эмоционального отношения и волевых усилий в УПД Регулирование и контроль УД Самоконтроль и внесение корректив в УПД Оценка результатов деятельности учащихся Самооценка своей УПД
Слайд 23: Традиционное обучение
Ц еленаправленный процесс формирования знаний, умений и навыков посредством осмысления и запоминания учебного материала. Параметры Отличительные черты Цель Передача ЗУН Методы Объяснительно-иллюстративные, формирующие активность воспроизводящего типа Форма орг-ции Классно урочная Характер взаимодействия Взаимодействие построено на жестком и последовательном разделении функций управления и подчинения Критерий эффективности Уровень сформированности ЗУН, входящих в образовательный минимум
Слайд 24: Достоинства и недостатки традиционного обучения
Достоинства и недостатки традиционного обучения Достоинства Недостатки 1. Позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук и образцов способов действий 2. Обеспечивает прочность усвоения знаний и быстрое формирование практических умений и навыков. 3. Непосредственное управление процессом усвоения ЗУН предупреждает появление пробелов в знаниях. 4. Коллективный характер усвоения позволяет выявить типичные ошибки и ориентирует на их устранение. 1. Ориентировано больше на память, чем на мышление 2. Мало способствует развитию творчества, самостоятельности, активности 3. В недостаточной степени учитываются индивидуальные особенности восприятия информации. 4. Превалирует субъектно-объектный стиль отношений между преподавателями и учащимися
Слайд 25: Проблемное обучение
С пособ организации деятельности учащихся, оcнованный на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях В.Оконь, М. М. Махмутов, А. М. Матюшкин, Я. Лернер и др. Типы проблемных ситуаций (Т. В. Кудрявцев) : Ситуация несоответствия между имеющимися знаниями у учащихся и новыми требованиями. Ситуация выбора из имеющихся знаний, единственно необходимых для peшения конкретной проблемной задачи. Ситуация использования имеющихся знаний в новых условиях. Ситуация противоречия между возможностями теоретического обоснования и практического использования.
Слайд 26: Достоинства и недостатки проблемного обучения
Достоинства и недостатки проблемного обучения Достоинства Недостатки 1. Способствует формированию определенногo мировоззрения учащихся ( высокая самостоятельность усвоения знаний обусловливает возможность трансформации их в убеждения). 2. Формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы 3. Развивает мыслительные способности учащегося. 4. Помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях 1. В меньшей мере, чем другие типы обучения, применимо при формировании практических умений и навыков. 2. Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объёма знаний, чем другие типы обучения
Слайд 27: Программированное обучение Обучение по специально разработанной обучающей программе, представляющей собой упорядоченную последовательность задач, посредством которых регламентируется деятельность педагога и учащихся. Б. Ф. Скиннер, В. Оконь, Н. Краудер
Принципы Последовательность Доступность. Систематичность. Самостоятельность. Формы Линейное программирование. Разветвленное программирование. Смешанное программирование.
Слайд 28: Достоинства и недостатки программированного обучения
Достоинства и недостатки программированного обучения Достоинства Недостатки 1. Вырабатывает способы рациональных умственных действий. 2. Воспитывает умение логически мыслить. 1. Не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении. 2. Требует больших затрат времени. 3. Применимо для алгоритмически разрешимых познавательных задач. 4. Обеспечивает получение знаний, заложенных в алгoритме и не позволяет получить новые знания. 5. Чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности
Слайд 29: Дидактико-методическая система Л.В. Занкова система развивающего обучения, направленная на раннее интенсифицирование всестороннего «общего» развития школьника
Занков Леонид Владимирович (1901-1977) Основные линии развития: Наблюдение Мыслительная деятельность Практические действия Принципы обучения: Обучения на высоком уровне трудности Быстрого темпа в изучении программного материала Ведущей роли теоретических знаний Осознания школьниками процесса учения Целенаправленной и систематической работы по развитию всех (сильных и слабых) учащихся
Слайд 30: Теория развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина
Давыдов Василий Васильевич (1930-1998) дидактическая система, направленная на формирование учебной деятельности и её субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии Отличительные особенности: Направленность на создание ЗБР Превращение отношений в объект изучения Основные линии развития: Формирование учебной деятельности и её субъекта Абстрактно-теоретическое мышление Произвольное управление поведением
Слайд 31
Теоретические знания Эмпирические знания Анализ роли и функции отношения внутри целостной системы Сравнение предметов и представлений о них Открытие исходного отношения целостной системы Выделение формального общего свойства совокупности предметов Отражение внутренних отношений и связей Отражение внешних свойств предметов Связь реально существующего всеобщего отношения целостной системы Выделение общего свойства как рядоположенного с особенными и единичными Выделение особенных и единичных проявлений целостной системы Подбор примеров, входящий в соответствующий класс предметов Символо -знаковые средства Средства фиксации – слова-термины
Слайд 32: Учебная деятельность
В ид деятельности, направленный на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности ( И.А. Зимняя ) Носит общественный характер По содержанию – направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством По смыслу – общественно значима и общественно оцениваема По форме – способствует общественно выработанным нормам общения и протекает в специальных общественных учреждениях
Слайд 33: Структура учебной деятельности
Учебная мотивация Учебная ситуация Учебная задача Учебное действие 3. Контроль (самоконтроль) 4. Оценка (самооценка) Эльконин Даниил Борисович (1904-1984)
Слайд 34: Мотивация учебной деятельности система факторов, обуславливающих проявление учебной активности
Виды мотивов УД: По цели : Познавательные Социальные Позиционные По источнику Внешние Внутренние По направленности На достижение успеха На избежание неудачи Модель повышения мотивации : ( Дж. Келлер ) В нимание Р елевантность У веренность У довольствие
Слайд 35: Учебная ситуация единица целостного учебного процесса конфликтная – сотрудническая проблемная - нейтральная
Учебная задача - определённое учебное задание, цель которого – изменение самого субъекта Структура учебной задачи : Предмет задачи в исходном состоянии Модель требуемого состояния предмета задачи Учебное действие – единица анализа деятельности учащегося, состоит из системы операций. Виды учебных действий : Общие виды (планирование, приёмы логического мышления…) Специфические виды (умножение, звуковой анализ слова…)
Слайд 36: Контроль сравнение фактического с намеченным путём выдачи обратной связи
Виды контроля: Предварительный Текущий Итоговый Стадии формирования самоконтроля ( П.П. Блонский ): Отсутствие всякого самоконтроля «Полный самоконтроль» Выборочный самоконтроль Отсутствие видимого самоконтроля Свойства контроля : Полнота Своевременность Адекватность Доступность Релевантность Непрерывность Объективность Структурированность Точность
Слайд 37: Оценка интерпретация и отношение к фактическому результату деятельности
Принципы оценки Ш.А. Амонашвили Перспективности Гуманистический Сотрудничества Функции оценки Б.Г. Ананьев Ориентирующая Стимулирующая Этапы формирования самооценки: Ведущая роль у педагога Самостоятельная оценочная деятельность в условиях коллективной учебной работы (оценка одноклассника) Самостоятельная оценка собственной учебной деятельности
Слайд 38: Неуспеваемость
Педагогические Недостатки преподавания отдельных предм. Пробелы в знаниях за предыдущие годы Неправильный перевод в следующий класс; Физиологические Болезни, о бщая слабость здоровья Нарушение двигательных функций центральной нервной системы (ЦНС), Болезни нервной системы Социально-бытовые Неблагоприятные условия жизни Недостойное поведение родителей Низкая м атериальная обеспеченность семьи Отсутствие домашнего режима Безнадзорность ребенка Психологические Особенности развития внимания, памяти, Медленность понимания Недостаточный уровень развития речи Не сформированность познавательных интересов Узость кругозора Это ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы Классификация причин неуспеваемости по П.П. Борисову :
Слайд 39: Педагогическая деятельность (ПД)
В оспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. ( И.А. Зимняя ) Класс как объект управления ( Н.Ю. Скороходова) Многомерность Одновременность Немедленность и непредсказуемость Публичность общения Учёт истории класса Необходимость организации сотрудничества Структура ПД: Подготовительный этап Конструктивная деятельность 2. Этап осуществления ПП Организаторская деятельность Коммуникативная деятельность 3. Этап анализа результатов Гностическая деятельность
Слайд 40: Стиль педагогической деятельности
Стиль деятельности - это устойчивая система индивидуально своеобразных приемов и способов, которая формируется у человека в целях оптимального уравновешивания собственной (типологически обусловленной) индивидуальности с внешними условиями деятельности ( Климов Е.А.) Интегративная характеристика, отражающая стили управления, общения, поведения и когнитивный стиль педагога А.Я. Никанова и А.К. Маркова Эмоциональные Рассуждающие Импровиза - ционные ЭИС РИС Методические ЭМС РМС В основе классификации: Содержательные характеристики Динамические характеристики Результативность
Слайд 41: Личность педагога
Профессионально значимые качества учителя ( В.Г. Рындак ) Уровень знаний Результаты деятельности Умения учителя: Гностические Проектировочные Конструктивные Организаторские Коммуникативные Направленность личности Характер Способности Педагогические способности ( В.А. Крутецкий ) Дидактическая Академическая Перцептивная Речевая Организаторская Авторитарная Коммуникативная Прогностическая Способность к распределению внимания
Слайд 42: Педагогическое общение
Совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения, и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся Стили руководства: Автократический (самовластный) Авторитарный (властный) Демократический Игнорирующий Попустительский (конформный) Непоследовательный (алогичный) Типы профессиональных позиций ( М. Тален ): «Сократ» «Руководитель групповой дискуссии» «Мастер» «Генерал» «Менеджер» «Тренер» «Гид»
Слайд 43: Авторитарный стиль
Учитель: S O Единоличная власть Жёсткий контроль Субъективизм «Усреднение» Ученик: Самозащита Низкая самооценка Агрессивность
Слайд 44: Попустительский стиль
Учитель: Уход от принятия решений Безответственность Непоследовательность Переоценивает возможности Не портит отношения Ученик : Нет уважения к учителю Нет системы правил Эффективность повышается с возрастом
Слайд 45: Оптимизация педагогического общения
Функции ПО: Конструктивная Организационная Коммуникативно-стимулирующая Информационно-обучающая Эмоционально- коррегирующая Контрольно-оценочная Коммуникативные барьеры: Расхождение смысла и содержания требования Особенность предъявления требования Обусловленные личностными особенностями Коммуникативные приёмы: Приёмы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов Приёмы оказания коммуникативной поддержки Приёмы инициирования встречной учебно-познавательной активности
Слайд 46: Таксономия учебных задач Б. Блума
Навык Определение Ключевые слова Знание Припоминание информации Определять, описывать, называть, маркировать, узнавать, воспроизводить, следовать Понимание Понимать значение, перефразировать главную мысль Обобщать, преобразовывать, защищать, перефразировать, интерпретировать, давать примеры Применение Использовать информацию или концепцию в новой ситуации Выстраивать, воздавать, конструировать, моделировать, предсказывать, готовить Анализ Разделять информацию или концепции на части для лучшего понимания Сравнить/противопоставить, разбить, выделить, отобрать, разграничить Синтез Соединить идеи для создания чего-то нового Группировать, обобщать, реконструировать Оценка Делать суждения относительно ценности Оценивать, критиковать, судить, оправдывать, оспаривать, поддерживать
Последний слайд презентации: Педагогическая психология: Таксономия учебных задач ( Д. А. Толлингерова, В. Я. Ляудис )
Ляудис Валентина Яковлевна (1932-2002гг.) Задачи, требующие воспроизведения знаний; Задачи, требующие простых мыслительных действий (описание и систематизация фактов); Задачи на сложные мыслительные операции (аргументация, объяснение); Задачи, предполагающие порождение определенных речевых высказываний для выражения продуктивного мыслительного акта (реферат, сочинение, оригинальный научный текст)) Задачи на продуктивное мышление (решение проблем); Рефлексивные задачи.