Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста — презентация
logo
Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • 1. Проанализируйте названия рассказов и сказок. Определите, каким образом может быть обозначена тема текста в заголовке.
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • 2.Подумай, на какую тему тебе хотелось бы написать текст. Предложи несколько вариантов названия своего текста, используя в качестве заголовка его тему.
  • 3.В детских энциклопедиях, в научно-познавательных книгах тема, обозначенная в заголовке, часто форму­лируется в виде вопроса.
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • Прочитай. Придумай такое название текста, чтобы у читателя возникло желание обязательно его прочитать.
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • Прочитай рассказ Николая Ивановича Сладкова. Что послужило названием рассказа: тема или основ­ная мысль текста?
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • 6. Предложите несколько вариантов названия сказки Валентина Дмитриевича Берестова. Постарайтесь подо­брать такие названия, чтобы в одних отражалась те­ма
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • 7.Прочитайте тексты. Выберите два из них. К каж­дому тексту придумайте несколько заголовков, отра­жающих основную мысль текста.
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
  • Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
1/31

Первый слайд презентации

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста

Изображение слайда

Слайд 2

Может ли заголовок текста указывать на тему текста? А может ли заголовок передавать основную мысль текста?

Изображение слайда

Слайд 3

Тема текста — это то, о чём говорится в тексте. Основная мысль текста — это то главное, что хотел сказать автор читателю.

Изображение слайда

Виталий Бианки. «Сказки и рассказы о животных»: Зелёный пруд Как Муравьишка домой спешил Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать Кукушонок Лис и Мышонок Наводнение в лесу Сова Хвосты

Изображение слайда

Слайд 5

Борис Житков. «Что бывало»: Цветок В горах Как Саша маму напугал Пожар Наводнение Как утонул пароход Как подняли пароход со дна Пожар в море На льдине Обвал Дым

Изображение слайда

Слайд 6

Тема текста часто становится его заголовком. Но сформулировать тему можно по-разному: указать на главного героя, место или время действия, событие, которое произошло.

Изображение слайда

Слайд 8: 3.В детских энциклопедиях, в научно-познавательных книгах тема, обозначенная в заголовке, часто форму­лируется в виде вопроса

Изображение слайда

Слайд 9

Например: Почему шумит чайник? Почему носки греют? Какие звёзды могут взорваться? Для чего самолёту крылья? Когда отдыхает сердце? Зачем сливе косточка? Почему наст такой прочный, что и волка выдерживает? Почему у деревьев два ствола и больше? Выскажи предположение, почему заголовки в научно-популярных книгах даются в такой необычной форме.

Изображение слайда

В древности моряки ориентировались по звёздам. Позже кто-то додумался создать руко­творную звезду и разжёг костёр на берегу. Так появился первый маяк, который помогал море­плавателям попасть в узкую бухту, не налететь в темноте на скалы или подводные камни.

Изображение слайда

Слайд 11

Самый известный маяк — Александрийский. Его высота достигала ста тридцати метров, а свет был виден на шестьдесят километров. Этот маяк был построен по приказу Александра Македонского в 3 веке до нашей эры на острове Фарос.

Изображение слайда

Слайд 12

Интересно, что слово фарос стало использоваться во многих языках мира в значении «ма­як». От названия острова, на котором стояло это чудо света, происходит и современное слово фары. И действительно, фары машины, как маячки, освещают путь, помогая не сбиться с дороги, предупреждают других участников дорожного движения о приближении автомобиля.

Изображение слайда

Синичка необыкновенная Звонкоголосую и белощёкую нашу синицу на­зывают большой или обыкновенной. Что боль­шая, я с этим согласен: она больше других синиц — пухляков, московок, лазоревок. Но что она обыкновенная, с этим я не могу согласиться!

Изображение слайда

Слайд 14

Она поразила меня с первой же встречи. А было это давным-давно. Она попалась в мой западок. Я взял её в руку, и она... умерла! Только что была живая и резвая, щипала с вывертами за пальцы — и вот умерла. Я рас­терянно разжал руку. Синичка неподвижно ле­жала на раскрытой ладони вверх лапками, и глаза затянулись белым. Я подержал её,

Изображение слайда

Слайд 15

подержал — и положил на пенёк. И только руку отвёл — синичка вскрикнула и улетела! Какая же она обыкновенная, если такая не­обыкновенная обманщица! Захочет — умрёт, за­хочет — воскреснет. Потом я узнал, что многие птицы впадают в какое-то странное оцепенение, если их поло­жить спинкой вниз. Но у синички это получа­ется лучше всех и часто спасает её от неволи.

Изображение слайда

Слайд 16

Западок — ловушка для птиц в виде клетки с дверцей, которая захлопывается, когда в клетку попадает птица.

Изображение слайда

Слайд 17: 6. Предложите несколько вариантов названия сказки Валентина Дмитриевича Берестова. Постарайтесь подо­брать такие названия, чтобы в одних отражалась те­ма текста, а в других основная мысль. Обсудите с одноклассниками варианты названий. Выберите самые удачные

Изображение слайда

Слайд 18

... Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему Аиста и Соловья проверить, так ли это.

Изображение слайда

Слайд 19

Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом. Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, и изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:

Изображение слайда

Слайд 20

Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке! Но мудрец решил сначала поучить его веж­ливости. Он вывел Аиста за порог, постучал в дверь и сказал: Надо делать вот так.

Изображение слайда

Слайд 21

Всё ясно! — обрадовался Аист. — Это и есть музыка? — и улетел, чтобы поскорее уди­вить мир своим искусством. Соловей на своих маленьких крыльях приле­тел позже. Он робко постучался в дверь, поздо­ровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.

Изображение слайда

Слайд 22

Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам. С тех пор скромный Соловей стал лучшим в мире певцом. А чудак Аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц: Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не ве­рите, спросите старого мудреца.

Изображение слайда

Слайд 23: 7.Прочитайте тексты. Выберите два из них. К каж­дому тексту придумайте несколько заголовков, отра­жающих основную мысль текста

Изображение слайда

Слайд 24

1.Среди сотен соляных озёр нашей Астра­ханской области есть одно необыкновенное, на­зываемое Малиновым. Оно отличается от осталь­ных пурпурным цветом извлекаемой из него со­ли. Примерно 200 лет назад

Изображение слайда

Слайд 25

астраханский губернатор послал в подарок Екатерине II не­большой кулёк этой необыкновенной соли. Она, видимо, пришлась по вкусу императрице, по­скольку вскоре вышел указ, чтобы «эту соль, сходную с происходящим от малины запахом, добывать сто пудов в год и отправлять к цар­скому двору, а больше никому не давать». (В. Любимцев)

Изображение слайда

Слайд 26

2. Кот вскарабкался на дерево и уселся на самой верхней, самой тоненькой ветке. Вдруг подул ветер. Деревья зашумели, закачались. Кот испугался. Он обхватил ветку всеми лапа­ми. Потом осторожно стал слезать задом вниз, развернулся, спрыгнул на землю и понёсся по улице. Моя собака бросилась следом. А я сто­ял и смотрел, как они бегут, как ветер дует, деревья качаются, по небу облака мчатся, пти­цы в разные стороны разлетаются. (В. Голявкин )

Изображение слайда

Слайд 27

Бабушка сбила меня с толку, и я теперь не знаю, что писать. Смотрю в окно. Между прочим, все пишут про солнце, и я напишу про солнце. Как оно светит с голубого неба, и всё такое. Внимательно на небо смотрю. Там солнца пока нет, и небо не голубое, а какое-то не то серое, не то белое с серым. Непонятно, в общем, какое небо. Я решил подождать, ко­гда небо голубым станет и солнце покажется. Когда небо голубое, сразу полная ясность. (В. Голявкин )

Изображение слайда

Слайд 28

8. Прочитайте тексты. Какой из заголовков помогает читателю понять то, о чём в тексте прямо не говорится?

Изображение слайда

Слайд 29

Осеннее солнце Утром солнце разгорается медленно, трудно, как костёр из сырых дров. (Ф. Абрамов) Верба Цветущая верба среди иссиня-чёрных елей, как луч света в тёмном царстве. (Ф. Абрамов)

Изображение слайда

Слайд 30

Землеройка Вдруг на моих глазах плотно убитая дождя­ми и снегом листва на земле вздыбилась, от­дельные листики стали на ребро, потом в дру­гом месте послышался писк и показался хобо­ток, и потом всё животное величиной с напёрсток — землеройка. (М. Пришвин)

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста

Изображение слайда

Похожие презентации