Первый слайд презентации: Управленческая экономика
Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры математических методов в управлении Елена Алексеевна Деева
Слайд 2
Дисциплина «Управленческая экономика» ─ продвинутый курс микроэкономики для менеджеров, иллюстрирующий использование инструментов экономической теории для принятия эффективных управленческих решений. Цель курса – формирование системного представления о функционировании современной экономики применительно к осуществлению процессов по организации и управлению бизнесом. Курс «Управленческая экономика» предполагает рассмотрение широкого круга вопросов, связанных с функционированием рыночной экономики, отдельных рынков и фирм, аппарата государственной власти, социально-экономических институтов, поведением потребителей и т.д. Для успешного освоения курса необходимо знать микро- и макроэкономику, теорию фирмы, теорию отраслевых рынков, экономическую психологию, экономическую историю. 2
Слайд 3
Содержание дисциплины Введение. Управленческая экономика: понятие, связь с другими дисциплинами, роль в принятии управленческих решений Тема 1. Фирма и ее цели Тема 2. Взаимодействие спроса и предложения. Экономическая концепция эластичности. Тема 3. Оценка и прогнозирование спроса Тема 4. Теория и оценка производства Тема 5. Теория и оценка издержек Тема 6. Ценовая и производственная политика фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции Тема 7. Особенности ценообразования Тема 8. Экономический анализ эффективности намечаемых капиталовложений и степень риска Тема 9. Глобализация, макроэкономическая политика государства и принятие бизнес-решений 3
Слайд 4
Основная литература Ивлева Г.Ю. Управленческая экономика: учебно-методический комплекс. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 142 с. Кит П., Янг Ф. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 624 с. Чеканский А.Н., Коцоева В.А., Варюхин С.Е. Управленческая экономика: практика применения: учеб. пособие. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. – 172 с. 4
Слайд 5
Дополнительная литература Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – М.: Маркет ДС, 2009. – 416 с. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: Учебник в 3-х т. / Общая редакция В. М. Гальперина. – М.: Омега-Л, Экономикус. – 2010. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс : принципы проблемы и политика: Учебник. – М.: Инфра-М, 2009. – 940 с. Нареш Малхотра. Маркетинговые исследования и эффективный анализ статистических данных. – К.: ООО «ТИД «ДС», 2002. – 768 с. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник. – М.: Норма, 2005. – 576 с. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 454 с. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика: Учебник. – М.: Вильямс, 2011. – 1360 с. Сио К.К. Управленческая экономика: Учебник. – М.: Инфра-М, 2000. – 671 с. Эконометрика: Учебник / И.И. Елисеева, С.В. Курышева, Т.В. Костеева и др.; Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 576 с. 5
[ Источник : Сио К.К. Управленческая экономика: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2000. (Стр. 25) ] 6
Слайд 7: Принятие ключевых коммерческих решений, касающихся распределения ограниченных ресурсов компании
Вопросы, с которыми должны иметь дело менеджеры: 1. Каковы экономические условия на конкретном рынке, на котором мы конкурируем или могли бы конкурировать? В частности, каковы: рыночная структура; условия спроса и предложения; технология; государственное регулирование; международный аспект; будущие условия; макроэкономические факторы? Стоит ли нашей фирме заниматься этим бизнесом? Если стоит, какой уровень цен и выработки нам следует установить, чтобы максимизировать нашу экономическую прибыль и свести к минимуму наши убытки в краткосрочном периоде? 7
Слайд 8
4. Как мы можем организовать и инвестировать наши ресурсы (земля, труд, капитал, управленческие навыки) так, чтобы сохранить конкурентное преимущество перед другими копаниями на рынке? Ценовой лидер? Дифференциация продукции? Концентрация на рыночной нише? Аутсорсинг, альянсы, слияния, поглощения? Интернациональный аспект – концентрация на регионе либо стране или расширение? Какие существуют риски? [ Источник: Кит П., Янг Ф. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. – СПб.: Питер, 2008. (Стр. 21-22) ] 8
Слайд 9: Три основных экономических вопроса
С точки зрения страны С точки зрения компании 1. Какие товары и услуги следует производить? 1. Решение о товаре 2. Как следует производить эти товары и услуги? 2. Решения, касающиеся найма, кадрового обеспечения, снабжения, экономического анализа намечаемых капиталовложений 3. Для кого следует производить эти товары и услуги? 3. Решения о сегментировании рынка 9 [ Источник: Кит П., Янг Ф. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. – СПб.: Питер, 2008. (Стр. 30) ]
Слайд 10: Модели поведения фирмы
Модель максимизации прибыли Модель максимизации продаж Модель максимизации роста Модели управленческого поведения (модель управленческой выгоды, модель управленческой благоразумности, агентская модель) Модель максимизации добавленной стоимости (японская модель) 10 [ Источник : Сио К.К. Управленческая экономика: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2000. (Стр. 29-42) ]
Слайд 11: Кривая спроса
Закон спроса: обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него (чем меньше цена, тем больше товара будет куплено) Исключения: эффект (парадокс) Гиффена ; эффект Веблена ; эффект информационной ассиметрии ; эффект ценовых ожиданий 11
Слайд 12: Изменение спроса под воздействием неценовых факторов
12 Неценовые факторы, влияющие на спрос: доход потребителей; вкусы и предпочтения потребителей; цены на связанные товары (товары-субституты, товары-комплементы); число покупателей; ожидания
Слайд 13: Кривая предложения
Характер предложения в длительном периоде Стабильное предложение Предложение при возрастающих затратах Предложение при убывающих затратах 13 Закон предложения: прямая зависимость между ценой товара и величиной его предложения
Слайд 14: Изменение предложения под воздействием неценовых факторов
14 Неценовые факторы, влияющие на предложение: цены ресурсов; издержки и технология; налоги / субсидии; число продавцов; ожидания; цены других товаров и услуг, предлагаемых продавцом; погодные условия (для с / х продукции)
Слайд 15: Равновесное состояние рынка
Равновесие по Вальрасу (под давлением избытка или дефицита товара) Равновесие по Маршаллу (в результате разницы в ценах спроса и ценах предложения на товар) 15
Слайд 16: Коэффициент эластичности
Коэффициент эластичности – процентное изменение зависимой переменной при изменении независимой переменной на 1%. Виды эластичности спроса: ценовая эластичность спроса, которая измеряет реакцию объема продаж на изменения в ценах; эластичность спроса по доходу, которая измеряет реакцию объема продаж на изменения в доходах потребителя; перекрестная эластичность спроса, которая измеряет реакцию объема продаж одного товара на изменения в цене другого товара; эластичность спроса по рекламе, которая измеряет реакцию объема продаж на изменения в суммах средств, затраченных на рекламу и продвижение товара на рынок. 16
Слайд 17: Способы расчета коэффициента эластичности (на примере ценовой эластичности спроса)
17
Последний слайд презентации: Управленческая экономика: Коэффициент эластичности выручки
Коэффициент эластичности общей выручки показывает, на сколько процентов изменится выручка от реализации при изменении цены товара на 1% 19 Взаимосвязь между эластичностью выручки и ценовой эластичностью спроса: E TR = 1 + E d p