Первый слайд презентации
УПРАВЛЕНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КАНАТНЫХ НАПОЧВЕННЫХ ДОРОГ ТИПА ДКН, ДКНЛ-1 (ДКНУ-1, ДКНУ-5, ДКНТ и др.)
2 Дороги ДКН, ДКНЛ предназначены для транспортирования грузов и людей по прямолинейным и искривлённым участковым и магистральным горным выработкам с углами наклона как одного, так и разных знаков (знакопеременный угол наклона) угольных и сланцевых шахт, опасных по газу и пыли всех категорий. Дороги применяются в горных выработках, закреплённых различными видами крепи, с радиусами закругления рельсового пути не менее 6м в горизонтальной плоскости и не менее 20м в вертикальной. Ширина колеи 600мм или 900мм, тип рельсов Р24 или Р33. Канатные напочвенные дороги используются также для транспортирования горной массы при прохождении горных выработок.
Слайд 3: Д ороги типа ДКНУ
3 Канатные напочвенные дороги типа ДКНУ применяются для перевозки людей и грузов, на шахтах где локомотивная и концевая откатка невозможна или неэффективна. Рациональная область применения лёгких напочвенных дорог ДКНУ - это участковые выработки с углами наклона до 15° и грузопотоками до 80т в сутки. Дороги напочвенные ДКНУ1 и ДКНУ2 оснащены электромеханическими приводами (двигатели асинхронные с фазным ротором), которые при помощи реостата ВЖР-350 обеспечивают плавное начало движения и остановку состава. По сравнению с дорогой ДКНЛ1 дороги ДКНУ1 и ДКНУ2, тяжёлые напочвенные дороги ДКНТ с канатным тяговым органом имеют более высокую производительность, поэтому использовать их рекомендуется в выработках с грузопотоками от 50 до 360 т в сутки и при транспортировании людей на расстояние от 500 до 2500 м.
4 Канатні надгрунтові дороги Натяжні станції Приводні станції Тягові канати Регульовані Нерегульовані Паралельної звивки з дротами одного діаметра Гідрооб‘емні передачі Електродвигун з фазним ротором Електродвигун з перетворювачем Вантажні Гідравлічні Пневматичні Зі зміним діаметром дротів у зовнішньому шарі Зі збільшеним діаметром дротів у зовнішьому шарі
Слайд 5: Преимущества использования напочвенных дорог
Преимущества использования напочвенных дорог при проходке горных выработок. 1. Дорога обеспечивает непрерывный цикличный процесс проходки, т.к. транспортировка горной массы и подача порожняка производится во время крепления и затяжки рам крепи. 2. Применение дороги позволяет производить раздельную выемку угля и породы. 3. При проходке выработок с углами наклона до 10° и длиной до 2000 м использование напочвенных дорог вместо ленточных конвейеров позволяет снизить капитальные затраты на транспорт в 5-7 раз. 4. Напочвенные дороги ДКНУ наиболее эффективны при проходке выработок с углами до 10° сечением до 15 м2, при этом обеспечиваются темпы проходки до 300 м/мес. 5. Дорога обеспечивает не только транспортировку горной массы, но и доставку материалов. 6.Энергосберегающие возможности конвейерного транспорта уступают напочвенным дорогам, поскольку он не отвечает режимам технологического цикла: проходка выработок — циклический режим, конвейер — непрерывный вид транспорта. 7. При окончании проходки дорога решает вопросы по механизированной доставке людей и транспортировке материалов. 5
Слайд 6: Канатные напочвенные дороги ДКНУ
Дороги ДКНУ1 могут комплектоваться приводами с асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором мощностью 90кВт с использованием для их управления частотных преобразователей, которые обеспечивают любую фиксированную скорость движения дороги, а также её плавное изменение. Канатные напочвенные дороги, как транспорт горной массы, на шахтах ОАО «Павлоградуголь» позволили увеличить темпы проходки на 30-50%, кроме того, применение данного вида транспорта способствует повышению безопасности ведения проходческих работ. 6 Канатная напочвенная дорога – это комплекс оборудования, что использу-ется с помощью замкнутого каната перемещения буксировочной тележки, с запасом тягового каната и прицепленной с ним партией вагонеток по рельсовому пути выработки. Тяговый канат приводится в движение с помощью привода со шкивом. К оборудованию дороги относится также натяжная станция, поддерживающие устройства, концевой блок и блоки обратной ветви каната.
Слайд 7: Порядок работы ДКНУ
Порядок работы ДКНУ При проходке выработки все вагонетки (3-6шт.), доставленные дорогой, устанавливаются под перегружателем. По мере загрузки, вагонетки по очереди вытягиваются из-под перегружателя, и после загрузки последней вагонетки транспортируются дорогой до места перецепки или перегрузки на другой вид транспорта (локомотивный или конвейерный). Напочвенные дороги ДКНУ выпускаются с центральной и боковой тягой. При центральной тяге рабочая ветвь каната располагается между рельсами и при помощи обводного блока канат выводится под рельсом на сторону к концевому блоку. По мере прохождения выработки и передвижения по ней перегружателя (удаления от концевого блока), для периодической подачи под него вагонеток, применяются короткие секции временных рельсовых путей, которые после достижения длины нормального рельса, заменяются постоянными рельсами. Для удержания ширины колеи временные рельсы соединяются стяжками. Периодически, когда буксировочная тележка будет доходить до обводного блока, необходимо производить удлинение дороги и переносить обводной и концевой блоки как можно ближе к перегружателю. В зависимости от длины перегружателя и длины состава вагонеток дорога удлиняется через 8 ÷ 20 метров проходки. При центральной тяге, по сравнению с боковой, снижаются ходовые сопротивления движения подвижного состава. При боковой тяге рабочая ветвь каната располагается с боку рельсового пути и поэтому процесс переноса концевого блока при удлинении дороги упрощается. Дороги с боковой тягой рекомендуются в первую очередь при использовании грузовых вагонеток с донной разгрузкой. Трудоёмкость переноса концевого блока при удлинении дороги снижается, если его производить при помощи проходческого комбайна 7
Слайд 8: Составные единицы Комплекса ДКНЛ, ДКНУ, их назначение
Привод - предназначен для плавного запуска и остановки дороги, а также бесступенчатого регулирования скорости. Концевая станция (обводной блок) - для изменения направления движения тягового каната на 180 градусов. Натяжное устройство и грузовой блок - для автоматического натяжения сбегающей со шкива трения ветви каната. Буксировочная тележка – для перемещения состава. Предохранительные устройства - для торможения состава в случае обрыва каната, сцепки, прицепного устройства. 8
Слайд 9: Технические данные ДКН, ДКНЛ и другие
9 Параметр дкн дкн1 дкнл дкнл1м дкн3 дкн4-2 дкн4-3 " Беко-бан " К-650, К-900 " Штрекен-кули " Відстань транспортування, м 1500 2000 1000 2000 2000 2000 3000 3000 3000 6000 Швидкість руху канату, м/с 0,25; 0,45; 0,8; 1,2 0...2 0,85 0,35;1,8 0...2 0...2 0...3 0...3 0...4 0...4 Кут установки, град 5 6 10 20 12 30 30 17 45 65 Тягове зусилля, кН 27 30 12,5 46 37 42 84 40 85 75 Діаметр канату, мм 15 17,5 15 19,5 19,5 22 26 26 28 26 Потужність привода, кВт 45 90 13 75 75 110 220 80 250 330
Слайд 10: Назначение и устройство привода ДКН, ДКНЛ-1, (ДКНУ-1, ДКНУ-5)
10 Привод состоит из : Рамы Электродвигателя редуктора ( СП-202 М 1 ) рабочего тормоза с ручным приводом предохранительного тормоза с приводом от гидротолкателя Шкива трения В состав привода входит пульт управления и жидкостный реостат типа ВЖР. Привод ДКН предназначен для перемещения составов по горным выработкам и обеспечивает плавный запуск и остановку состава, а также – бесступенчатое регулирование скорости. Привод представляет собой раму, на которой смонтирован электродвигатель, редуктор, рабочий тормоз с ручным приводом, предохранительный тормоз с приводом от гидротолкателя, шкива трения.
11 раму ; барабан; четыре стабилизирующих устройства ; разгрузочное устройство ; колесную пару ; ограничитель скорости ; канатоведущий рычаг ; контрсцепку ; жесткую сцепку (для соединения с пассажирской вагонеткой). Тележка буксировочная предназначена для перемещения и аварийного включения ограничителем скорости через канат ловителей тормозной тележки. Тележка перемещается по рельсовому пути с помощью тягового каната и включает в себя : Тележка буксировочная ДКНУ
Слайд 12: Буксировочная тележка ДКНУ
12 Тележка буксировочная Буксировочная тележка оборудована барабаном с запасом тягового каната, сиденьем для сопровождающего состав и автономную парашютную систему, которая срабатывает при превышении скорости движения состава на 25% от её номинального значения. Для предотвращения схода буксировочной тележки при изгибах рельсового пути служат стабилизирующие ролики, что охватывают рельсовые направляющие. Буксировочная тележка ДКН: 1 – рама; 2 – барабан; 3 – кабина ; 4 – ловитель ; 5 – стабилизирующий каток; 6 –ограничитель скорости; 7 – ведущая колёсная пара; 8 – колёсная пара; 9 –разгрузочное устройство; 10, 11 – кронштейн; 12 – рукоятка взвода ловителя ; 13 –груз включения ловителя ; 14 – стопор ловителя; 15 – сиденье; 16 – рукоятка включения ловителя.
Слайд 13: Линейные элементы ДКНУ
13 Замок: 1 – захват; 2 – болт К линейным элементам ДКНУ относятся рельсовые направляющие, поддерживающие и направляющие блоки и ролики. При использовании ДКНУ используются стандартные рейки РЗЗ или Р24, что соединяются между собой специальными замками для обеспечения прохода стабилизирующих роликов буксировочной тележки. Для направления тягового каната в выработках, что имеют знак изменяемый профиль пути, используются направляющие устройства, а холостая ветка каната поддерживается блоками с параболичною поверхностью. Устройство для направления тягового каната.
Слайд 14: Напочвенные канатные дороги ДКНТ
Канатные напочвенные дороги применяются для перевозки людей и грузов, на шахтах где локомотивная и концевая откатка невозможна или неэффективна. Рациональная область применения напочвенных дорог ДКНТ — это магистральные выработки с углами наклона до 20° и грузопотоками свыше 80т в сутки. Дорога канатная напочвенная ДКНТ с электромеханическим приводом, двигатель асинхронный с фазным ротором. Аппаратура обеспечивает управление разгоном и торможением при-вода в соответствии с временной программой, по окончании заданного времени, двигатель выходит на естественную характеристику. Дороги могут комплектоваться приводами с асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором с использованием для их управления частотных преобразователей, которые обеспечивают любую фиксированную скорость движения дороги, а также её плавное изменение. Дорога ДКНТ может комплектоваться специальной платформой, предназначенной для транспортирования единичных грузов массой до 25,5 т.
Слайд 15: Техническая характеристика дороги напочвенной ДКНТ
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 15
Слайд 16: Линейные элементы ДКНЛ, ДКНУ, ДКНТ
16 При формировании составов напочвенной дороги ДКН… могут использоваться грузовые вагонетки типа ВГ3,3, а также пассажирские вагонетки типа ВП, которые оснащаются парашютной системой. Грузовые вагонетки и платформы должны располагаться между тормозными тележками. Выработка и подвижной состав напочвенных дорог должны оснащаться средствами сигнализации и знаками безопасности используемые в подземных выработках. Управление ДКНУ обеспечивается с пульта приводной станции, аварийная остановка и подача звуковых сигналов машинисту ДКНУ предусмотрена с любой точки трассы по голым проводам, расположенным вдоль выработки. Вагонетки используемые при формировании составов для напочвенных дорог типа ДКН…
На раме пульта управления установлены Рукоятка для управления жидкостным реостатом с помощью цепной передачи Р укоятка для управления ручным тормозом с помощью каната М икроамперметр У казатель местоположения состава С иденье для машиниста К орпус с панелью управления В ыключатель путевой ВПВ Пульт управления устанавливается в удобном для управления дорогой месте и обеспечивает управление разгоном и замедлением электрического привода, управлением рабочим и предохранительным тормозами, визуальный контроль за работой машины с помощью измерительных приборов, установленных на пульте, и др.
Слайд 18: Монорельсовые дороги ДКМУ1, ДКМУ2, ДКМУ4
18 Монорельсовые дороги с канатным тяговым органом ДКМУ1, ДКМУ2, ДКМУ4 Дороги предназначены для транспортирования материалов, оборудования и людей по участковым и магистральным безрельсовым и конвейерным горным выработкам угольных шахт с углами наклона как одного так и разных знаков (знакопеременный угол наклона), закреплённых арочной податливой, металлической рамной, анкерной, железобетонной с металлическим верхняком крепью. Дороги ДКМУ1 и ДКМУ2 следует применять для перевозки людей и грузов с грузопотоками свыше 12т в сутки в выработках с углами наклона до 20° и длиной от 500 до 2500м. Электромеханический привод с электродвигателем с фазным ротором д орог ДКМУ1 и ДКМУ2 обеспечивает плавное начало движения и остановку состава. Простота конструкции привода делает его надежным и неприхотливым к условиям эксплуатации. Дороги ДКМУ1 могут комплектоваться приводами с асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором мощностью 90кВт с использованием для их управления частотных преобразователей, которые обеспечивают любую фиксированную скорость движения дороги, а также её плавное изменение. Рациональная область применения дорог ДКМУ4 - участковые безрельсовые и конвейеризированные выработки с углами наклона до 18° с небольшими грузопотоками порядка до 24т в сутки. Перевозку людей из-за сравнительно низкой скорости движения (до 1.26 м/с) следует рекомендовать в выработках длиной до 1000 м. Управление дорогой можно осуществлять дистанционно (без машиниста) специальной аппаратурой УМД.
Слайд 19: Монорельсовые дороги ДКМУ1, ДКМУ2, ДКМУ4
19 Рациональная область применения дорог ДКМУ4 - участковые безрельсовые и конвейеризированные выработки с углами наклона до 18° с небольшими грузопотоками порядка до 24т в сутки. Перевозку людей из-за сравнительно низкой скорости движения (до 1.26 м/с) следует рекомендовать в выработках длиной до 1000 м. Управление дорогой можно осуществлять дистанционно (без машиниста) специальной аппаратурой УМД. Конструкция дороги полностью исключает сход ("бурение") подвижного состава с монорельсового пути. По сравнению с рельсовым транспортом у монорельсовых дорог значительно ниже перевозимая "мёртвая" масса подвижного состава, сравнительно небольшие габариты подвижного состава. Особенно эффективно их использование на шахтах с "пучащими" почвами. Для перевозки сосредоточенного груза массой более 4т применяются специальные траверсы, обеспечивающие распределение нагрузки на три и более кареток. Оптимально решаются вопросы погрузки и перегрузки материалов при их доставке в пакетах и контейнерах.
Слайд 20: Техническая характеристика монорельсовой дороги ДКМУ1, ДКМУ2, ДКМУ4
20 Монорельсовые дороги увеличивают пропускную способность горных выработок за счёт транспортировки вспомогательных материалов по верхней части выработки (особенно если в выработке установлен конвейер). Они легко приспосабливаются к рельефным условиям выработки, а также к малым радиусам поворотов выработок в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Слайд 21: Тяговые канаты напочвенный дорог
Тяговые канаты грузолюдских напочвенных дорог должны иметь во время введения в эксплуатацию запас прочности не ниже: 6– ти кратного в режиме перевозки людей; 5–ти кратного в режиме перевозки грузов Тяговые канаты грузовых надпочвенных дорог должны иметь запас прочности не ниже 5 – кратного. Допустимое количество счалок по длине тягового каната вычисляется формулой: где – длина тягового каната (м), М – состав аккумулирующего устройства для запаса каната (канатоёмкость барабана приводной тележки). Расстояние между счалками должно быть не менее трети длины счала. Для ориентации тягового каната по выработке должны использоваться поддерживающие и направляющие устройства, при этом угол перегиба каната на них не должен превышать 6 º. Осмотр тягового каната осуществляться ежесуточно специально назначенным человеком. Еженедельный осмотр канта проводится механиком участка. Один раз в шесть месяцев канат осматривается при участии главного механика шахты. Осмотр каната должен проводиться по всей длине при скорости не выше 0,3 м/с. Результат осмотра должен записываться в «Книгу осмотра подъёмных канатов и их использования»
Слайд 22: Эксплуатация тяговых канатов, браковка канатов
Тяговые канаты напочвенных дорог должны иметь запас прочности не ниже: 6-кратного - перевозка людей; 5-кратного - перевозка грузов. Счалка канатов должна производиться в соответствии с «Инструкцией по эксплуатации канатов в угольной промышленности». Расстояние между счалками должно быть не менее трех длин счалок. ……» Запрещается эксплуатация канатов: а) при наличии порванных, выпученных или запавших прядей, узлов, «жучков» и других повреждений; б) если на каком - либо участке, равном шагу свивки, число оборванных проволок достигает 5% от общего числа в канате ; в) при утонении более чем на 10% от номинального диаметра.
Слайд 23: Требования ПБ к месту монтажа канатной напочвенной дороги
23 Оборудование горных выработок напочвенной дорогой должно производиться по проекту, утвержденному главным инженером шахты и выполненному в соответствии с требованиями « Инструкции по безопасной эксплуатации» Требования к монтажу: 1. Зазоры ; 2. Место установки привода и примыкающие к нему участки до 5м должны быть закреплены несгораемой крепью; 3. Привод и натяжное устройство закрепляются на фундаментных болтах; 4. В местах возможного скопления воды должна быть предусмотрена установка насосов для откачки; 5. Рабочая зона в выработке на расстоянии 10м от лавы или подготовительного забоя ограждается переносным барьером. Между ВПП и НПП устанавливается: а) переговорная связь; б) световая сигнализация; в) звуковая сигнализация; 6. У часток, где монтируется привод, должен быть горизонтальным; 7. Противопожарные средства защиты.
Слайд 24: Неисправности, при выявлении которых, работа на канатной дороге должна быть остановлена
24 1 2 3 4 5
Слайд 25: Эксплуатация канатных откаток, охрана труда
Эксплуатация канатных откаток, охрана труда Эксплуатация сводится к осмотру, ремонту (или замене) откаточных канатов, путевого хозяйства, прицепных устройств, лебедок по заранее намеченным графикам. Основными источниками опасности являются: износ каната и потеря его прочности, износ тормозных колодок и невозможность обеспечения необходимого тормозного момента, износ эластичных втулок муфты между двигателем и редуктором и возможность поломки соединительных пальцев муфты, неисправности рельсового пути и крепления выработки. Особое внимание уделяют состоянию отклоняющих и путевых роликов, смазке каната, удалению концов переломившихся проволочек. Канат заменяют новым при уменьшении диаметра наружных проволок на 50 %, наличии на одном шаге свивки 10 % лопнувших проволок и при уменьшении диаметра каната на 10 %. Регулярно проверяют зазоры между тормозными колодками и шкивом (они должны быть не более 1,5 мм). При эксплуатации канатных откаток для перевозки людей особое внимание уделяют исправности людских вагонеток, посадочных площадок и выработки, по которой осуществляется перевозка, исправности системы сигнализации из вагонеток машинисту лебедки (радиотелефон или контактный провод с дугой). Необходим тщательный осмотр лебедок раз в неделю, ежемесячно – ремонтный осмотр, раз в три месяца – текущий ремонт, раз в полгода – ревизия. Капитальный ремонт лебедки проводится раз в 1 – 2 года.
Слайд 26: Правила безопасности при эксплуатации ДКН…
26 Правила безопасности при эксплуатации напочвенных дорог В выработках, что имеют угол наклона дороги более 0,005 могут использоваться дороги, которые оборудованы парашютною системою. В выработках с знакопеременным профилем, что имеют участки с обратным уклоном больше двух длин состава, должны использоваться дороги оборудованные парашютною системою двухстороннего действия. Наклонные выработки, в которых устраиваются напочвенные дороги с сосредоточенной парашютной системой должны быть оборудованы защитными барьерами для концевой канатной откатки. В местах посадки людей на подвижной состав грузолюдских дорог должны оборудоваться посадочными площадками с проходом шириною не менее 0,7м с боку посадки. Перевозка людей и грузов напочвенными дорогами в конвейерных выработках во время работы конвейера разрешается при углах наклона выработки не более 10 º. При условии оборудования конвейера ловителями ленты допускается перевозка грузов при работающем конвейере в выработках с углом наклона до 18 º. Во всех других случаях одновременная работа дороги и конвейера не разрешается, при этом должна быть предусмотрена блокировка, которая препятствует возможности такой работы. При перевозке людей конвейером, а также при обслуживании и ремонте конвейера, напочвенная дорога в этой выработке должна быть остановлена, а линия управления ею заблокирована.
Слайд 27: Барьеры, предохранительные канаты, упорные вилки, ловители
27 Предохранительные устройства – предназначены для предотвращения аварийных ситуаций и несчастных случаев вследствие обрыва каната, прицепного или сцепного устройств в процессе откатки. К предохранительным устройствам относят: барьеры, упорные вилки, ловители. а – для вагонеток, движущихся вниз; б, в, г – для вагонеток, движущихся вверх; д – для движения в обоих направлениях; 1 – рельс; 2 – двухплечный рычаг; 3 – упор; 4 – рычаг с противовесом; 5 –резец; 6 – пружина возврата; 7 – кулак; 8 – каретка ловителя; 9 – деревянный брус; 10 – предохранительная вилка; 11 – предохранительный крюк Ловители вагонеток
Слайд 28: Требования «Инструкции по безопасной эксплуатации рельсовых напочвенных дорог в угольных шахтах
Общие положения по охране труда. Требования безопасности перед началом работы. Требования безопасности во время работы. Правила поведения при авариях. Требования безопасности после окончания работы. Ответственность за нарушение Инструкции. 28 Инструкция является нормативным документом и содержит обязательные, при выполнении работ, общие и специальные требования безопасности и охраны труда. Основные положения: Управлять напочвенной дорогой машинист должен либо с привода по сигналам из состава или конечных пунктов откатки. Формирование составов напочвенной дороги должно производиться в соответствии с технологическим паспортом.
Слайд 29: Основные причины травматизма
29 использование дороги в выработках с неисправной крепью передвижение людей по выработкам во время работы дороги езда людей на буксировочных тележках эксплуатация дороги при неисправной сигнализации использование неисправных канатов отсутствие ограждений на приводной и концевой станциях неисправности рельсового пути ремонт дороги во время работы Основные причины травматизма
Слайд 30: Правила передвижения рабочих по горным выработкам, оборудованным напочвенной дорогой
30 Ездить на грузовых вагонетках (платформах) Откатка при отсутствии предохранительных средств Нахождение людей в зоне действия тягового канат Сопровождать груз Запрещается: Для остановки площадки напочвенной дороги в любом месте выработки применяется переносной концевой выключатель(КСЛ), который подсоединяется к голым проводам экстренной остановки. Площадка, наезжая на КСЛ,отключает ДКНЛ и площадка останавливается в нужном месте, стопорится тормозными башмаками.
Слайд 31: Круг проблем»
31 Отсутствие обучения Невысокие и нестабильные результаты «Тушение пожара» Text Не остаётся времени на обучение