Урок № 33 — презентация
logo
Урок № 33
  • Урок № 33
  • Структура урока:
  • Цели урока:
  • План урока:
  • Выветривание – это процесс физического разрушения и химического разложения горных пород под действием под действием атмосферных факторов и при активном участии
  • Типы выветривания горных пород и минералов:
  • Физическое выветривание –
  • Морозное выветривание: резкий перепад температуры, замерзание воды
  • Действие воды:
  • Сильное течение горных рек
  • Подземные воды образуют тоннели и карстовые воронки
  • и карстовые воронки
  • Геологическая деятельность ветра- приводит к разрушению, развеиванию, выдува-нию образовавшихся в результате выветривания продук-тов разрушения коренных пород
  • Дефляция- работа ветра по выдуванию, разрушению, развеиванию горных пород
  • Коррозия – деятельность ветра по оптачиванию горных пород
  • Совокупность проявлений дефляции и коррозии создают оригинальные формы рельефной поверхности
  • Эоловые столбы
  • Котловины
  • сквозные отверстия ниши выдувания
  • и аккумулятивные или наносные
  • Аккумулятивные или наносные
  • Аккумулятивные или наносные
  • При химическом выветривании – процессы разрушения горных пород и минералов протекают более сложно: меняется их химический и минералоги-ческий состав с
  • Основные химические процессы:
  • Урок № 33
  • Карбонатизация – соединение минералов с ионами Ca, Mg, Na и K вступающие в реакцию с природными водами, насыщенными углекислотой. Образуются карбонаты и
  • Урок № 33
  • сталагмиты ( капля ) – натечное минеральное образование, нарастающее снизу вверх со дна карстовых пещер и полостей в виде столбов, сосулек и других форм при
  • Органическое (биогенное) выветривание – измельчение, разрушение и изменение горных пород и минералов связанное с влиянием жизнедеятельности организмов,
  • Антропогенное (техногенное) выветривание - влияние хозяйственной деятельности человека на выветривание горных пор од
  • Техногенное воздействие – это негативные геологические процессы природного происхождения - землетрясения
  • Вариант № 1 Задание. Определите причину выветривания горных пород и минералов
  • Вариант № 2 Задание. Определите результаты выветривания горных пород и минералов
  • Вариант № 3 Задание. Составьте схему выветривания горных пород и минералов
  • Проверка усвоения новых знани й
  • Подведение итогов урока
  • Информация о домашнем задании
  • Урок № 33
1/38

Первый слайд презентации: Урок № 33

Тема: «Выветривание горных пород и минералов » Дисциплина: «Геоморфология с основами геологии» Группа: 2 ГЕО «А» Специальность: 21.02.08 Прикладная геодезия

Изображение слайда

Слайд 2: Структура урока:

1. Организационный момент 1-3 мин. 2. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос) 15 мин. 3. Подведение итогов беседы. 2 мин. 4. Переход к теме урока. Сообщение темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности 3 мин. 5. Запись плана урока с экрана 2 мин. 6. Формирование новых знаний и умений. Работа с обучающимися по вопросам плана урока 35 мин. 7. Первичная проверка усвоения знаний (дифференцированное задание) а) выдача задания для самостоятельной работы обучающихся б) работа обучающихся 20 мин. 8. Первичное закрепление изученного материала. 3 мин. 9. Подведение итогов урока.Рефлексия. 7 мин. 10. Информация о домашнем задании 2 мин.

Изображение слайда

Слайд 3: Цели урока:

образовательная - обеспечить в ходе урока изучение, усвоение и закрепление основных понятий об образова-нии и выветривании горных пород и минералов; развивающая - научить выделять главное, сравнивать, находить общие и отличительные особенности разрушения горных пород. воспитательная - в процессе занятия воспитать деловые качества необходимые специалисту: ответственность, самостоятельность, усидчивость, умение преодолевать трудности, силу воли деятельностная - уметь анализировать динамику выветривания горных пород

Изображение слайда

Слайд 4: План урока:

Понятие о выветривании горных пород и минералов. 2. Типы выветривания. Факторы, влияющие на процессы разрушения горных пород и минералов.

Изображение слайда

механическое разрушение горных пород и минералов без изменения химического и минералогического состава под действием суточными и сезонными колебаниями температуры, воды, ветра

Изображение слайда

Слайд 8: Морозное выветривание: резкий перепад температуры, замерзание воды

Изображение слайда

Слайд 9: Действие воды:

выпадение атмосферных осадков на поверхность горных пород (сильные грозы, град)

Изображение слайда

Изображение слайда

Слайд 11: Подземные воды образуют тоннели и карстовые воронки

Изображение слайда

Слайд 12: и карстовые воронки

Изображение слайда

Слайд 13: Геологическая деятельность ветра- приводит к разрушению, развеиванию, выдува-нию образовавшихся в результате выветривания продук-тов разрушения коренных пород

Изображение слайда

Слайд 14: Дефляция- работа ветра по выдуванию, разрушению, развеиванию горных пород

Изображение слайда

Слайд 15: Коррозия – деятельность ветра по оптачиванию горных пород

борозды углубления

Изображение слайда

Слайд 16: Совокупность проявлений дефляции и коррозии создают оригинальные формы рельефной поверхности

Формы рельефа, возникающие в результате разрушительной и аккумулирующей деятельности ветра, называются - эоловыми и разделяются на скульптурные ( эоловые столбы, грибы, котловины, сквозные отверстия, ниши выдувания.

Изображение слайда

Слайд 17: Эоловые столбы

Грибы

Изображение слайда

Слайд 18: Котловины

Изображение слайда

Слайд 19: сквозные отверстия ниши выдувания

Изображение слайда

Слайд 20: и аккумулятивные или наносные

дюны

Изображение слайда

Слайд 21: Аккумулятивные или наносные

барханы

Изображение слайда

Слайд 22: Аккумулятивные или наносные

лессы (лессовидные суглинки)

Изображение слайда

Слайд 23: При химическом выветривании – процессы разрушения горных пород и минералов протекают более сложно: меняется их химический и минералоги-ческий состав с образованием совершенно новых химических образований о сновными химическими реакциями, обуславли-вающими химическое выветривание, является окисление, гидратация, карбонитизация, растворение и гидролиз

Изображение слайда

Слайд 24: Основные химические процессы:

Окисление – это присоединение к минералам кислорода. В результате окисления образуются новые минералы, устойчивые к выветриванию. Гидратация – характеризуется образованием новых водных соединений в результате поглощения, присоединения воды: ангидрит + вода = гипс; Например: переход ангидрита в гипс CaSO4 + 2H 2 O → CaSO 4 Х 2H 2 O

Изображение слайда

Слайд 25

Растворение очень широко распространено в природе. Многие минералы растворяются под действием воды, стекающей по поверхности горных пород и просачивающейся по трещинам и порам на глубину. Ускорению процессов растворения способствует высокая концентрация водородных ионов, кислорода, углекислоты и органических кислот. Гидролиз – это процесс обменного разложения минералов под влиянием воды и углекислоты Например: ортоклаз + вода +углекислый газ = коалинит + карбонатный раствор + опал

Изображение слайда

Слайд 26: Карбонатизация – соединение минералов с ионами Ca, Mg, Na и K вступающие в реакцию с природными водами, насыщенными углекислотой. Образуются карбонаты и бикарбонаты

Колебание концентрации углекислого газа сопровождается выпадением из раствора карбоната кальция в виде кальцита и арагонита. Эти минералы, осаждающиеся из медленно капающей воды, образуют сталактит ( капающий) — натечное минеральное образование, нарастающее на потолках карстовых пещер и полостей сверху вниз при испарении воды и свешивающееся в виде сосулек

Изображение слайда

Слайд 27

сталактиты ( капающий)

Изображение слайда

Слайд 28: сталагмиты ( капля ) – натечное минеральное образование, нарастающее снизу вверх со дна карстовых пещер и полостей в виде столбов, сосулек и других форм при испарении капающей сверху минерализованной воды

Изображение слайда

Слайд 29: Органическое (биогенное) выветривание – измельчение, разрушение и изменение горных пород и минералов связанное с влиянием жизнедеятельности организмов, растений, животных

Изображение слайда

Слайд 30: Антропогенное (техногенное) выветривание - влияние хозяйственной деятельности человека на выветривание горных пор од

Изображение слайда

Слайд 31: Техногенное воздействие – это негативные геологические процессы природного происхождения - землетрясения

Изображение слайда

Слайд 32: Вариант № 1 Задание. Определите причину выветривания горных пород и минералов

1. а)Колебание температуры, ветер, вода - причина физического выветривания б) Колебание температуры, ветер, вода - причина биогенного выветривания в) Резкий перепад температуры, ветер, поверхностные воды, подземные воды - причина физического выветривания 2.а) Колебание температуры, ветер, вода - причина физического выветривания б) Колебание температуры, ветер, вода - причина биогенного выветривания в) Резкий перепад температуры, ветер, поверхностные воды, подземные воды - причина химического выветривания 3.а) Разрушение горных пород и минералов под действием хозяйственной деятельности человека - причина техногенного образования рельефа б) Разрушение горных пород и минералов под воздействием природных катаклизм - причина техногенного выветривания в) Разрушение горных пород и минералов при добыче полезных ископаемых - причина техногенного выветривания

Изображение слайда

Слайд 33: Вариант № 2 Задание. Определите результаты выветривания горных пород и минералов

1.Результатом физического выветривания горных пород и минералов является – 2. Результатом химического выветривания горных пород и минералов является – 3.Результатом органического (биогенного) выветривания горных пород и минералов является – 4. Результатом антропогенного (техногенного) выветривания горных пород и минералов является –

Изображение слайда

Слайд 34: Вариант № 3 Задание. Составьте схему выветривания горных пород и минералов

Типы выветривания Причина Действие Результат 1. Физическое 2. Химическое 3. Органическое (биогенное ) 4. Антропогенное (техногенное )

Изображение слайда

Слайд 35: Проверка усвоения новых знани й

Типы выветривания Причина Действие Результат 1. Физическое Резкое колебание температуры, ветер, вода Процесс механического раздробления горных пород и минералов без изменения химического состава Образуются обломочные горные породы 2. Химическое Вода и раство-римые вещества и кислоты, включе-ние извести, гипса и соли Разрушение водой растворимых горных пород Образуются новые соединения и изменения уже существующих горных пород 3. Органическое (биогенное) Влияние животных микроорганизмов на разрушение горные породы и минералы Разрушение и изменение горных пород и минералов под влиянием растительного и животного мира Измельчение горных пород и минералов 4. Антропогенное (техногенное) Хозяйственная деятельность человека Разрушение под действием хозяйственной деятельности человека Сильно меняет горные породы и рельеф Земли.

Изображение слайда

Слайд 36: Подведение итогов урока

№ Фамилия, имя Актуализа-ция опорных знаний Первичная проверка усвоения знаний Закрепление новых знаний Дополни- тельное задание Итоговая оценка 1. Абросимов Дмитрий 3 3 3 3 3 2. Голубев Александр 4 4 4 4 3. Жернаков Валентин 3 3 3 3 4. Захарова Евгения 5 5 5 5 5. Каюмова Руниза 5 5 5 5 5 6. Кожуров Дмитрий 4 4 4 4 7. Королев Артем 4 4 4 4 4 8. Королев Юрий нб нб нб нб нб 9. Кулебякин Владимир нб нб нб нб нб 10. Кульдеба Татьяна 4 4 4 4 4 11. Лаврушина Надежда 4 4 4 4 4 12. Мешков Иван 5 4 5 5 13. Приз Екатерина нб нб нб нб нб 14. Романов Никита нб нб нб нб нб 15. Хабибуллина Рузаля 5 5 5 5 5

Изображение слайда

Слайд 37: Информация о домашнем задании

составить опорный конспект по теме: «Инженерно-геологические процессы: движение горных пород на склонах». ОИ 1 стр. 301, 310, ОИ 2 стр. 70-78, ДИ 2 стр. 39-46 http :// www. aela. ru / forum / index. php showtopik

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Урок № 33

Спасибо

Изображение слайда

Похожие презентации