Первый слайд презентации: Урок музыки 6 класс Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов!
Слайд 2: ЦЕЛЬ УРОКА
познакомиться со свадебными обрядовыми песнями, через эмоционально-образную связь научиться анализировать народные и композиторские песни.
Слайд 3: Что такое ФОЛЬКЛОР?
Фольклор (от англ. folk+lore — "народная мудрость") — устное народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение.
Слайд 4: ФОЛЬКЛОР – ЭТО
художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия ( предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос ), народная музыка ( песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр ( драмы, сатирические пьесы, театр кукол ), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» исполняет Людмила Зыкина Обработка русской народной песни Михаила Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
Слайд 8
Какое настроение создаёт эта песня? Эта песня построена в форме монолога невесты? - Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена? С каким чувством невеста встречает гостей в народной песне, а с каким – в песне композитора? А как мать относится к происходящему? В какой из песен преобладает эпический характер, а в какой – драматический ?
Слайд 9
- В одном случае невеста может быть покорной, готовой смириться с происходящим, в другом – чувствует смятение, страх, безысходность. - В первом случае она как будто рассказывает о том, что видит, и благословляет дочь, во втором – интонации матери напоминают интонации человека, трагически смирившегося с безвыходной ситуацией.
Слайд 11
Задание 2. Сравните две эти картины разных художников. Какое настроение, какие чувства передает одна и вторая картина? Какой из вариантов песни соответствует каждой картине? Почему?
Слайд 13: Свадебные хоры из опер
Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы « Хованщина » М. Мусоргского « Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
Слайд 14
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) Хор девушек «Плывет, плывет лебедушка» из оперы « Хаванщина »
Слайд 15: Хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» Величальная песня
Величальные песни – это ритуальные магически произведения, которые должны были обеспечить богатую и счастливую жизнь молодых. Их пели всем гостям. Главные персонажи – жених и невеста. Народная песня, включённая в оперу
Слайд 16
Михаил Иванович Глинка (1804- 1857) Хор « Разгулялися, развалился, воды вешние по лугам» Из оперы «Иван Сусанин»
Лирические песни — вершина русского народного музыкального творчества. В этих песнях наиболее полно выражаются душевные переживания, настроения и чувства русских людей. Музыка М. Глинки в духе народной песни