Первый слайд презентации: Викторина «История профессионального образования в России»
от Царя-плотника до мастера производственного обучения Музейный урок ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА, КРАЕВЕДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ФГБОУ ДО ФЦДО 1
Слайд 2
Музейный урок 2 Зарождение государственной системы профессиональных школ 10 20 30 40 Становление российской профессиональной школы во второй половине XVIII века – начале XIX века 10 20 30 40 Формирование государственной системы профессионально-технического образования второй половине XIX века - начале XX века 10 20 30 40 Профессиональная школа советского государства в годы восстановления и индустриализации народного хозяйства 10 20 30 40 Создания Государственной системы «Трудовые резервы» 10 20 30 40 История профессионального образования в России 1950-е гг. и современность 10 20 30 40 Зарождение Балтийского флота 10 20 30 40
Слайд 3: Когда в России появились первые профессиональные школы ?
В XVIII веке В XVI веке В XIX веке Когда в России появились первые профессиональные школы ? Узнать ответ 3
Слайд 5: Где в Петербурге впервые стали строить большие корабли?
Музейный урок 5 Где в Петербурге впервые стали строить большие корабли? В Кронштадте На Адмиралтейских верфях На Ладоге Узнать ответ
Слайд 7: В каком году было основано Санкт-Петербургское Адмиралтейство?
1715 1703 1704 1710 УЗНАТЬ ОТВЕТ 7
Слайд 8: Ответ
1704 год Санкт-Петербургское адмиралтейство было основано в конце 1704 года, а уже в 1705 – 1706 годах, по распоряжению Петра, из Вологды в Петербург прибыли «столярного дела ученики», которых определили на верфь. Также «к корабельному строению» в столицу присылали монастырских крестьян из Белоозера, Каргополя и Пошехонья, а также из помещичьих, вотчинных и дворцовых волостей и деревень. В первые годы существования Адмиралтейства создавалась его инфраструктура, строились эллинги, мастерские и складские магазины, а на верфи большей частью ремонтировались суда флота. Вернуться к выбору тем 8 Музейный урок
Полтава Самсон Строгий УЗНАТЬ ОТВЕТ 9 Музейный урок
Вернуться к выбору тем 12 Музейный урок
Слайд 13: Какое учреждение считается одним из первых профессиональных учебных заведений страны?
Школа математических и навигацких наук Школа технических наук Навигацкое училище УЗНАТЬ ОТВЕТ 13 Музейный урок
Слайд 14: Ответ
Первым в стране профессиональным учебным заведением стала школа Математических и навигацких наук, открытая в Москве 14 января 1701 года. Вернуться к выбору тем 14 Музейный урок
Слайд 15: Чему в эпоху Петра обучали в первых профессиональных школах?
Инженерные науки, техника, математика, навигацкие науки Словесность, ораторское искусство Дипломатия, государственные дела УЗНАТЬ ОТВЕТ 15
Слайд 16: Ответ
Инженерные науки, техника, математика, навигацкие науки Вернуться к выбору тем 16 Музейный урок
Слайд 17: Кто из сподвижников Петра I прославил школу Математических и навигацких наук?
Михаил Васильевич Ломоносов Василий Никитич Татищев Леонтий Филиппович Магницкий Александр Данилович Меншиков УЗНАТЬ ОТВЕТ 17
Слайд 18: Ответ
Школу Математических и Навигацких наук прославил педагог и автор первого русского учебника «Арифметики» – Леонтий Филиппович Магницкий. В 1703 году Магницкий составил первую в России учебную энциклопедию по математике под заглавием «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная и во едино собрана, и на две книги разделена». Как учебник эта книга более полувека употреблялась в школах благодаря научно-методическим и литературным достоинствам. В 1704 году Магницкому царским указом было пожаловано дворянство. Вернуться к выбору тем 18 Музейный урок
Михаил Васильевич Ломоносов Василий Никитич Татищев Александр Данилович Меншиков Андрей Константинович Нартов УЗНАТЬ ОТВЕТ 19
Слайд 20: Ответ
На «инструментальных дворах» новой школы трудился механик Андрей Константинович Нартов, достижения которого особо отметил Петр, воздвигнув его в ранг «личного токаря». Вернуться к выбору тем 20 Музейный урок
Слайд 21: Какие школы открывались под руководством видного деятеля петровской эпохи, В.Н. Татищева?
Математические Технические Горнозаводские Ремесленные УЗНАТЬ ОТВЕТ 21
Слайд 22: Ответ
Самыми распространёнными специальными школами XVIII века были горнозаводские – при Петровском заводе, на Урале и Алтае. Они создавались под руководством государственного деятеля, историка, ученого Василия Никитича Татищева. Вернуться к выбору тем 22 Музейный урок
Слайд 23: Какое знаменитое учебное заведение было открыто во время царствования Екатерины II?
Ремесленное училище для женщин Смольный институт благородных девиц Техническая школа принца Ольденбургского Дом презрения для слепых детей УЗНАТЬ ОТВЕТ 23
Слайд 24: Ответ
По указу Екатерины также открывается Смольный институт благородных девиц Санкт-Петербурга — первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране. Институт был основан в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй 24 апреля (5 мая) 1764 года и первоначально назывался «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Вернуться к выбору тем 24 Музейный урок
Слайд 25: Какое прозвище в народе получила супруга Павла I, Мария Федоровна?
Меценат и покровитель Министр благотворительности Защитница Покровитель обездоленных УЗНАТЬ ОТВЕТ 25
Слайд 26: Ответ
Супруга Павла I, Мария Фёдоровна, 12 ноября 1796 года была поставлена «начальствовать над воспитательным обществом благородных девиц». Императрица проявила большую энергию и привлекла в пользу общества много пожертвований. В 1797 года была назначена главной начальницей над воспитательными домами. При ней было открыто множество домов презрения для детей-сирот и детей с инвалидностью. В народе ее прозвали «министром благотворительности». Вернуться к выбору тем 26 Музейный урок
Слайд 27: Какой профессией владела Мария Федоровна?
Плотницкое дело Токарное дело Кожевенное дело Инженерное дело УЗНАТЬ ОТВЕТ 27
Слайд 28: Ответ
Великая княгиня Мария Фёдоровна одной из первых женщин своего времени овладела токарным делом. Она вытачивала на токарном станке изделия из янтаря и слоновой кости: настольные украшения, чернильницы. В собрании Государственного Исторического музея в Москве хранится портретная камея работы Марии Фёдоровны, изображающая Екатерину II в образе Минервы. Вернуться к выбору тем 28 Музейный урок
Слайд 29: Во времена правления какого императора в Российской Империи были утверждены «Основные положения о промышленных училищах»?
Александр II Николай I Николай II Александр III УЗНАТЬ ОТВЕТ 29
Слайд 30: Ответ
Александр III Предложенный русским ученым Иваном Алексеевичем Вышнеградским «Общий нормальный план промышленного образования в России» был принят правительством как план развития. В 1888 г. утвержденные «Основные положения о промышленных училищах» впервые в России законодательно установили единую систему разрозненных прежде профессионально-технических учебных заведений. Вернуться к выбору тем 30 Музейный урок
Слайд 31: Назовите одного из самых известных промышленников конца XIX в., который при одном из своих заводов открывает первое профессионально-техническое учебное заведение
Сергей Григорьевич Кудрявцев Николай Иванович Путилов Эммануил Людвигович Нобель Павел Павлович Демидов УЗНАТЬ ОТВЕТ 31
Слайд 32: Ответ
Нельзя не упомянуть известнейшего в конце 19 века предпринимателя, изобретателя, инженера, учредителя Общества путиловских заводов в Санкт-Петербурге - Николая Ивановича Путилова. 16 мая 1863 года совместно с полковником Корпуса горных инженеров Павлом Матвеевичем Обуховым и купцом 1-й гильдии Сергеем Григоревичем Кудрявцевым Н.И. Путилов организовал металлургический завод, после смерти Обухова названный Обуховским. Осознавая необходимость в обеспечении кадрового и технологического будущего предприятия, Н.И. Путилов открывает при заводе, который сегодня носит название Кировский, одно из первых профессиональных учебных заведений в Петербурге. Вернуться к выбору тем 32 Музейный урок
Слайд 33: В каком году Н.И. Путиловым было основано Общество путиловских заводов?
1883 1872 1869 1875 УЗНАТЬ ОТВЕТ 33 Музейный урок
Слайд 34: Ответ
В 1868 году Николай Иванович Путилов купил обанкротившийся механический, литейный и железоделательный завод, который в 1872 году стал основой учрежденного им Общества путиловских заводов. Вернуться к выбору тем 34 Музейный урок Музейный урок
Слайд 35: В каком году было создано Императорское русское техническое общество?
1870 1866 1879 1881 УЗНАТЬ ОТВЕТ 35
Слайд 36: Ответ
Правительство России не только разрешило, но и способствовало созданию различных обществ, ставивших своей целью содействие экономическому развитию России. Самым известным на то время было Императорское русское техническое общество, основанное в 1866 г. Вернуться к выбору тем 36 Музейный урок
Слайд 37: В каком году появились высшие Бестужевские курсы для женщин в Петербурге?
1889 1891 1878 1867 УЗНАТЬ ОТВЕТ 37
Слайд 38: Ответ
Другим важным аспектом времени стало учреждение образовательных курсов для женщин. Самыми известными курсами являлись Бестужевские курсы, основанные в 1878 году в Петербурге и в Киеве. Вернуться к выбору тем 38 Музейный урок
Слайд 39: Какая школа была открыта Антониной Болеславовной Лесневской в 1902 году?
Школа хирургов Школа провизоров Школа архитекторов Школа машинисток УЗНАТЬ ОТВЕТ 39
Слайд 40: Ответ
В 1899 году на III Всероссийском съезде фармацевтов было принято обращение к правительству с просьбой устранить дискриминацию по признаку пола при получении высшего образования. Именно в это время, в 1889 году, А.Б. Лесневская, окончив школу, начала работать ученицей в аптеках Санкт-Петербурга и готовиться к сдаче экзамена на звание аптекарского помощника. В 1893 году она успешно сдала экзамены в Военно-медицинской академии и подтвердила свою квалификацию. Это было только началом карьеры Лесневской в фармации. В апреле 1898 года она сдала экзамен и стала первой в России женщиной-фармацевтом. При своей аптеке, в которой работали исключительно женщины, Лесневская открыла первую школу провизоров для женщин. Провизор – это фармацевт высшей квалификации, имеющий право на самостоятельную фармацевтическую работу (изготовление лекарств) и на управление аптекой. Звание провизора по уровню квалификации соответствует врачу. Школа проработала до 1918 г. до закрытия и национализации. Вернуться к выбору тем 40 Музейный урок
Слайд 41: В каком году был образован Главный комитет профессионального образования ( Главпрофобр )?
1917 1915 191 9 1 920 УЗНАТЬ ОТВЕТ 41
Слайд 42: Ответ
В 1919 г. при Народном комиссариате просвещения РСФСР была создана секция профессионально технического образования, преобразованная позже в 1920 г. в Главный комитет профессионального образования ( Главпрофобр ). Вернуться к выбору тем 42 Музейный урок
Слайд 43: Какой декрет был издан в 1920 г. в связи с острым дефицитом квалифицированной рабочей силы?
1. Декрет профобразования 2. Декрет об учебной профессионально-технической повинности 3. Декрет об обязательном обучении подростков 4. Декрет об открытии специализированных школ УЗНАТЬ ОТВЕТ 43
Слайд 44: Ответ
В 1920 г. в связи с острым дефицитом квалифицированной рабочей силы и в целях ликвидации технической безграмотности рабочих был издан Декрет Совета народных комиссаров «Об учебной профессионально-технической повинности». Декретом было введено обязательное профессиональное образование всех рабочих в возрасте от 18-40 лет. Уклонение от учебы грозило суровыми наказаниями. Вернуться к выбору тем 44 Музейный урок
Слайд 45: Где открывались первые рабочие школы ?
В военных частях и подразделениях При фабриках и заводах При домах культуры Узнать ответ 45
Слайд 47: В какой период происходит массовое открытие школ ФЗУ (фабрично-заводского ученичества)?
1919-1922 гг. 3) 1925-1930 гг. 1921-1929 гг. 4) 1918-1924 гг. УЗНАТЬ ОТВЕТ 47
Слайд 48: Ответ
В 1921-1929 гг. происходит массовое открытие школ ФЗУ при крупных промышленных предприятиях. В этот период Главпрофобр осуществлял общее методическое руководство профессиональными учебными заведениями. Школа фабрично заводского ученичества - низший (основной) тип профессионально-технической школы в СССР в 1920-1940 гг. Школы ФЗУ действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. В школу принималась молодежь в возрасте 15-18 лет с начальным образованием. Вернуться к выбору тем 48 Музейный урок
Слайд 49
В каком году был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР № 37 «О государственных трудовых резервах СССР»? 1) 1939 2) 1940 3) 1935 4) 1931 УЗНАТЬ ОТВЕТ 49
Слайд 50: Ответ
Для расширения организованной подготовки квалифицированных рабочих упорядочения руководства профессионально-техническим образованием и ликвидации ведомственной разобщенности профшкол 2 октября 1940 г. создана единая централизованная система профтехобразования. Был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР № 37 «О государственных трудовых резервах СССР» и принято Постановление Совнаркома Союза СССР «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения». Вернуться к выбору тем 50 Музейный урок
Слайд 51: Сколько типов учебных заведений появляется после принятия Указа о Государственных трудовых резервах?
Один основной тип: школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Два основных типа учебных заведений: школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), ремесленные и железнодорожные училища. Три основных типа учебных заведений: школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), ремесленные школы, средние профессиональные училища. УЗНАТЬ ОТВЕТ 51
Слайд 52: Ответ
Два основных типа учебных заведений: школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), ремесленные и железнодорожные училища. Вернуться к выбору тем 52 Музейный урок
Слайд 53: Когда было принято решение о переключении деятельности учебных заведений Трудовых резервов на выполнение военных заказов?
27 июля 1941 года 21 августа 1941 года 8 сентября 1941 года 10 августа 1941 года УЗНАТЬ ОТВЕТ 53 Музейный урок
Слайд 54: Ответ
27 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принял решение о переключении деятельности учебных заведений Трудовых резервов на выполнение военных заказов. Рабочие жили в цехах заводов, выполняли заказы фронта, тушили зажигательные бомбы, помогали ослабевшим от голода жителям Ленинграда. Вернуться к выбору тем 54 Музейный урок
Слайд 55: Кто остался работать на фабриках и заводах Ленинграда в военное время?
Военнопленные Мужчины Женщины и дети УЗНАТЬ ОТВЕТ 55
Слайд 57: При каком заводе в годы войны было массовое производство танков КВ-1?
Обуховском заводе Ленинградском металлическом заводе Машиностроительном заводе УЗНАТЬ ОТЧЕТ 57
Слайд 58: Ответ
Ленинградский машиностроительный завод. В блокадном Ленинграде на заводе № 371 (Ленинградский Металлический Завод) с ноября 1941 по 1943 год из неиспользованных заделов корпусов и башен, собрали минимум 67 КВ-1. КВ-1 — советский тяжёлый танк времён Великой Отечественной войны. Принимал участие в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне. Аббревиатура КВ означает Клим Ворошилов. Вернуться к выбору тем 58 Музейный урок
Слайд 59: Какие специальности осваивали обучающиеся, помимо производства боеприпасов?
Художественные Строительные и хозяйственные Швейные и поварские УЗНАТЬ ОТВЕТ 59
Слайд 60: Ответ
Строительные и хозяйственные Вернуться к выбору тем 60 Музейный урок
Слайд 61: В каком году вышло постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей»?
1941 1942 1943 1944 УЗНАТЬ ОТВЕТ 61
Слайд 62: Ответ
В 1942 г. вышло постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» от 14 лет и старше в учебные заведения Трудовых резервов. В конце 1941-начале 1942 гг. учебные заведения превратились в «школы-заводы»: из производственных мастерских училищ и школ фронт получил 6 млн. штук деталей боевого вооружения. Вернуться к выбору тем 62 Музейный урок
Слайд 63: Какая организация была создана в 1944 г. в Ленинграде, относящаяся к системе Профессионально-технического образования СССР?
Общество физической культуры Дом подготовки учащихся Дом культуры Трудовых резервов Общество учащихся и работников РУ, ЖУ и школ ФЗО УЗНАТЬ ОТВЕТ 63
Слайд 64: Ответ
Дом культуры Трудовых резервов В декабре 1943 г. в Москве открыт Центральный дом культуры Трудовых Резервов, проходят смотры художественной самодеятельности. В это же время в Ленинграде создаётся оркестр баянистов учащихся трудовых резервов, который возглавил музыкант и педагог Павел Иванович Смирнов. 23 августа 1944 года по решению Ленинградского городского управления трудовых резервов на базе Оркестра был открыт Дом культуры трудовых резервов. Вернуться к выбору тем 64 Музейный урок
Слайд 65
В каком году в СССР начали создаваться строительные училища? 1957 1960 1946 1951 УЗНАТЬ ОТВЕТ 65
Слайд 67: Какие специальности были самыми распространенными в послевоенное время?
Специальности легкой промышленности Медицинские специальности Строительные специальности УЗНАТЬ ОТВЕТ 67
Слайд 68: Ответ
Строительные специальности Вернуться к выбору тем 68 Музейный урок
Слайд 69: В каком году отменили призыв (мобилизацию) молодежи в ремесленные и железнодорожные училища?
1956 1965 1952 1955 УЗНАТЬ ОТВЕТ 69
Слайд 70: Ответ
18 марта 1955 года Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ «Об отмене призыва (мобилизации) молодежи в ремесленные и железнодорожные училища». Учитывая большое стремление молодежи получить профессионально- техническое образование в ремесленных и железнодорожных училищах, проведение мобилизации в учебные заведения не вызывалось необходимостью. Вернуться к выбору тем 70 Музейный урок
Слайд 71: Какая организация была создана в Ленинграде в 1963 году?
НИИ Рабочего движения НИИ Профессий НИИ ПТО НИИ ГлавОбр УЗНГНАТЬ ОТВЕТ 71
Слайд 72: Ответ
В 1963 году в Ленинграде был создан научный исследовательский институт профессионально-технического образования (НИИ ПТО), преобразованный в 1966 году во Всесоюзный научно-исследовательский институт Госпрофобра СССР. Институт изучал изменение характера труда рабочих и в соответствии с этим определял содержание и формы обучения. Вернуться к выбору тем 72 Музейный урок
Слайд 73
В каком году был учрежден нагрудный знак «Отличник профессионально-технического образования РСФСР»? 1960 1965 1970 1981 УЗНАТЬ ОТВЕТ 73
Слайд 74: Ответ
В 1960 году был учрежден нагрудный знак «Отличник профессионально-технического образования РСФСР». Нагрудным знаком «Отличник профтехобразования РСФСР» в советское время награждались особо отличившиеся работники учебных заведений, учреждений и организаций системы профессионально-технического образования за обеспечение дальнейшего развития и совершенствования профессионально-технического образования, повышение уровня обучения и воспитания учащихся, прочное овладение учащимися знаниями и профессиональными навыками. Значком Отличник профтехобразования РСФСР могли награждаться и учащиеся учебных заведений профессионально-технического образования за совершенные ими благородные поступки. Вернуться к выбору тем 74 Музейный урок
Слайд 75: Какая награда за трудовые заслуги была самой значимой в СССР?
Медаль Ударника Труда Медаль Героя Передового производства Медаль Героя Социалистического Труда Медаль заслуженного работника Профтеха УЗНАТЬ ОТВЕТ 75
Слайд 76: Ответ
Медаль Героя Социалистического Труда Вернуться к выбору тем 76 Музейный урок
Слайд 77: В каком году началось создание высших профессиональных училищ (профессиональных лицеев и колледжей)?
1) 1992 2) 1970 3) 1990 4) 1987 УЗНАТЬ ОТВЕТ
Слайд 78: Ответ
В 1990 году началось создание высших профессиональных училищ (профессиональных лицеев и колледжей) - учебных заведений интегрированного типа, обеспечивающих повышенную подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Вернуться к выбору тем 78 Музейный урок
Слайд 79: Как называется современная система профессионального образования в России?
1. Дуальная система 2. Система профессиональной школы 3. Система профессиональной интеграции 4. Совмещенная система УЗНАТЬ ОТВЕТ 79
Слайд 80: Ответ
Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения с периодами производственной деятельности. Будущий специалист учится в двух учреждениях, осваивая и теорию, и практику. С одной стороны, получает образование в профессиональной школе (она дает теоретические знания), а с другой – на обучающем предприятии, где вырабатываются необходимые для данного производства компетенции. Оба учреждения являются партнерами по отношению друг к другу. Очень важно, что молодые люди, сочетающие обучение с производственной деятельностью, остаются работать на обучающем предприятии. Вернуться к выбору тем 80 Музейный урок
Слайд 81: В каком году создан город Санкт-Петербург?
1. 1701 2. 1703 3. 1705 4. 1725 УЗНАТЬ ОТВЕТ 81