ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА — презентация
logo
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  • ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  • ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  • Психика – это специфическое свойство головного мозга, заключающееся в осуществлении мыслительных процессов и реакций при взаимодействии с окружающей средой.
  • ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  • Высшие психические функции – это сложные саморегулирующиеся рефлексы, прижизненно формирующиеся, социально обусловленные, опосредствованные по психологическому
  • ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  • Лурия Александр Романович (1902-1977) российский психолог, ученик Л.С. Выготского
  • ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  • Теория системной динамической локализации ВПФ А.Р.Лурия
  • 1 блок – энергетический ( регуляции уровня активности мозга)
  • 2 блок- приема, переработки и хранения информации
  • 3 блок- программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности
  • Каждая ВПФ осуществляется при участии всех 3 блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Они характеризуются определенными анатомическими и
  • Основные ВПФ человека:
  • Ощущения и восприятия- это начальный этап наших знаний о самом себе и о внешнем мире.
  • Ощущения:
  • Восприятие-
  • Ощущения и восприятия человека носят сознательный и осмысленный характер. Важную роль в этом играют мышление и речь..
  • Мышление
  • ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  • ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  • Речь
  • И.П. Павлов считал слово — «сигнал сигналов» или «чрезвычайной прибавкой к механизмам работы мозга».
  • Формы речи:
  • Функции речи:
  • Участки мозга, участвующие в речевой функции:
  • Специфические центры речи
  • Этапы развития речи у ребенка:
  • Внимание
  • Виды внимания ( по происхождению и способам осуществления )
  • ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  • Нейрофизиологические механизмы вниман ия связаны с : 1 ) проявлениями ориентировочного рефлекса, 2) локальными процессами активации КБПМ, 3) эмоциональными
  • Избирательное внимание- только при состоянии повышенного, но не чрезмерно высокого бодрствования. Диффузная форма внимания – при расслабленном состоянии.
  • Структуры ЦНС, участвующие в активации внимания:
  • Ассоциативные зоны коры, участвующие в активации внимания:
  • ПАМЯТЬ
  • Память-
  • Виды памяти:
  • По формам восприятия информации :
  • По уровню управления или регуляции мнестических процессов:
  • По времени сохранения информации :
  • Сенсорная ( иконическая или сенсорный отпечаток) память
  • Кратковременная память
  • Оперативная ( промежуточная) память
  • Долговременная память
  • Память складывается из трех взаимосвязанных процессов:
  • Структуры, участвующие в образовании памяти:
  • ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  • Развитие памяти у ребенка
1/49

Первый слайд презентации: ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Изображение слайда

Слайд 2

Изображение слайда

Слайд 4

Создал фундаментальную теорию происхождения и развития ВПФ

Изображение слайда

Слайд 6

Изображение слайда

Мозговые   механизмы   высших психических функций ( А.Р.Лурия ) – совокупность физиологических процессов, протекающих в различных областях коры больших полушарий мозга и подкорковых структур, образующих динамические функциональные системы и участвующие в осуществлении психической  деятельности

Изображение слайда

Слайд 8

Изображение слайда

Слайд 9: Теория системной динамической локализации ВПФ А.Р.Лурия

Изображение слайда

Слайд 10: 1 блок – энергетический ( регуляции уровня активности мозга)

Локализация: в структурах РФ ствола мозга, средний и промежуточный мозг, как структуры входящие в лимбическую систему мозга; лобные и височные доли коры. Обеспечивает : 1) активацию областей мозга, 2) устойчивость внимания (преимущественно непроизвольного) и сознания, 3) процессы памяти, 4) мотивацию и эмоциональные состояния. Этот блок А.В. Семенович обозначил как « я хочу»

Изображение слайда

Слайд 11: 2 блок- приема, переработки и хранения информации

Место локализации : затылочная доля коры (зрительная зона), височная (слуховая) теменная доля (кожно-мышечной чувствительности). Обеспечивает : 1) активную деятельность сенсорных систем, 2) процессы ощущения и восприятия, 3) сложные символические психические процессы. Этот блок А.В. Семенович обозначил как « я могу».

Изображение слайда

Слайд 12: 3 блок- программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности

Место локализации: лобная доля коры больших полушарий мозга (моторная, премоторная и префронтальные отделы коры). Обеспечивает : 1) программирование замыслов и целей ; регулирование психической деятельности ( префронтальная кора), 2) контроль за согласованностью движений при осуществлении двигательных программ ( премоторная кора), 3) осуществление произвольной двигательной деятельности (моторная кора) Этот блок А.В. Семенович обозначил как «я должен».

Изображение слайда

Слайд 13: Каждая ВПФ осуществляется при участии всех 3 блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Они характеризуются определенными анатомическими и физиологическими особенностями, а также специфичностью ролей, которую они играют в осуществлении психических функций

Изображение слайда

Слайд 14: Основные ВПФ человека:

Изображение слайда

Слайд 15: Ощущения и восприятия- это начальный этап наших знаний о самом себе и о внешнем мире

Изображение слайда

Слайд 16: Ощущения:

процесс отражения в ЦНС отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно воздействующей на органы чувств Любое ощущение имеет качество, силу, длительность Качественные особенности ощущений называются их модальностью Ощущения дают информацию для восприятия и мышления

Изображение слайда

Слайд 17: Восприятие-

это процесс приема и преобразования информации, обеспечивающей организму ориентировку в окружающем мире. Это активный процесс выделения из массы разнородных объектов те, которые необходимы в данный момент.

Изображение слайда

Слайд 18: Ощущения и восприятия человека носят сознательный и осмысленный характер. Важную роль в этом играют мышление и речь

Изображение слайда

Слайд 19: Мышление

это познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Оно позволяет получать знания, недоступные органам чувств; решать задачи; активно осуществлять познавательную деятельность. Благодаря мышлению мы можем осуществлять анализ, синтез, обобщение, сравнение. Связано с действием и речью

Изображение слайда

Слайд 20

Изображение слайда

Слайд 21

Изображение слайда

Слайд 22: Речь

это специфическая человеческая функция являющаяся основой мышления и имеющая коммуникативную направленность. Речь (с физиологической точки зрения) - это сложный двигательный акт, осуществляемый по механизму условно-рефлекторной деятельности.

Изображение слайда

Слайд 23: И.П. Павлов считал слово — «сигнал сигналов» или «чрезвычайной прибавкой к механизмам работы мозга»

Слово (2 сигнальная система), воспринимается через сенсорные системы и может обозначать предмет. Оно выполняет обобщающую функцию, т.е. обеспечивает абстрактное мышление (И.М.Сеченов). Мы мыслим (думаем) словами. Благодаря 2 сс у человека быстро образуются временные связи, т.к. слово несет в себе значение предмета. Эти связи более устойчивы и сохраняются без подкрепления в течение многих лет. Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как и конкретный раздражитель (1 с.с).

Изображение слайда

Слайд 24: Формы речи:

1 ) Внешняя- используется для общения между людьми. Ее разновидностями являются: А) устная речь, которая бывает : - акустической (слуховой), оптической (зрительной) и кинестезической. Б) письменная 2) Внутренняя (« думание ») - позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.

Изображение слайда

Слайд 25: Функции речи:

1) коммуникативная - речь является средством общения. 2) понятийная- речь является орудием понятийного, абстрактного мышления. С помощью речи осуществляется не только анализ и обобщение поступающей информации, но и формулируются суждения и выводы. 3) регуляторная - слова, как раздражители, могут изменять деятельность внутренних органов, интенсивность обменных процессов, могут воздействовать на мышечную и сенсорные системы.

Изображение слайда

Слайд 26: Участки мозга, участвующие в речевой функции:

Корковые отделы анализаторов: слуховой (в височной области КБПМ), зрительный (затылочная область), двигательный (лобная зона). 2) специфические центры речи:- речеслуховой – Вернике, - речедвигательный – Брока, 3) подкорковые структуры: - неспецифические ядра таламуса, гипоталамус, средний мозг, РФ

Изображение слайда

Слайд 27: Специфические центры речи

Изображение слайда

Слайд 28: Этапы развития речи у ребенка:

подготовительный- включающий крик, гуление и лепет; 2) этап понимания речи взрослых и использование в активной речи слов-предложений, 3) этап овладения фразовой речью.

Изображение слайда

Слайд 29: Внимание

сосредоточенная деятельность на данный момент времени на определенном объекте. С помощью внимания обеспечивается отбор информации

Изображение слайда

Слайд 30: Виды внимания ( по происхождению и способам осуществления )

непроизвольное ( пассивное, непреднамеренное) – без усилия воли. Развито у детей дошкольного и младшего школьного возраста 2) произвольное (активное, волевое,намеренное )- осуществляется с усилием воли при участии КБПМ. Начинает формироваться с 7-8 лет. С 10-12 лет у ребенка повышается устойчивость внимания.

Изображение слайда

Слайд 31

Изображение слайда

Слайд 32: Нейрофизиологические механизмы вниман ия связаны с : 1 ) проявлениями ориентировочного рефлекса, 2) локальными процессами активации КБПМ, 3) эмоциональными состояниями и биологическими потребностями организма

Изображение слайда

Слайд 33: Избирательное внимание- только при состоянии повышенного, но не чрезмерно высокого бодрствования. Диффузная форма внимания – при расслабленном состоянии. Рассеянное внимание- в состоянии сильного возбуждения

Изображение слайда

Слайд 34: Структуры ЦНС, участвующие в активации внимания:

РФ ствола мозга, структуры промежуточного мозга (таламус, гипоталамус и субталамус ). Неспецифическия ядра таламуса являются фильтром, который способен переключать внимание с одних раздражителей на другие.

Изображение слайда

Слайд 35: Ассоциативные зоны коры, участвующие в активации внимания:

Они являются центральным звеном в системе механизмов, регулирующих: отбор информации, избирательные формы восприятия, внимание и сознание.

Изображение слайда

Слайд 36: ПАМЯТЬ

Изображение слайда

Слайд 37: Память-

это свойство нервной системы на короткое или длительное время сохранять отпечатки, следы, образующиеся в результате восприятия предметов и явлений окружающего мира после прекращения их действия. Обучение, как проявление условных рефлексов, происходит на основе механизмов памяти

Изображение слайда

Слайд 38: Виды памяти:

По происхождению: А) наследуемая (генотипическая )- связана с безусловными рефлексами и инстинктами; Б) ненаследуемая (фенотипическая, индивидуальная )- обеспечивает обработку и хранение информации, приобретаемой в ходе онтогенеза на основе различных механизмов научения.

Изображение слайда

Слайд 39: По формам восприятия информации :

А) двигательная – запоминание и воспроизведение движений. Лежит в основе обучения бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи. Например, игра в теннис, плавание, вязание, игра на музыкальных инструментах и т.д.; Б) эмоциональная – сохраняет пережитые человеком чувства. Например, человек может побледнеть при одном воспоминании о пережитом страхе; В) словесно-логическая – запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесенных слов. Например, запоминание стихотворений, рассказов, песен и т.п.; Г) образная – позволяет запоминать зрительные и слуховые образы, запахи, сопровождающие данную обстановку. Например, запоминание лиц людей, картин природы, мелодий.

Изображение слайда

Слайд 40: По уровню управления или регуляции мнестических процессов:

А) непроизвольная - запоминание и воспроизведение происходит без усилий Б ) произвольная – происходит в результате осознанной мнестической деятельности.

Изображение слайда

Слайд 41: По времени сохранения информации :

А) сенсорная; Б ) кратковременная ; В) оперативная ; Г) долговременная ( декларативная )

Изображение слайда

Слайд 42: Сенсорная ( иконическая или сенсорный отпечаток) память

удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без переработки и усилий. Длительность- от 0,1 до 0,5с. Разные органы чувств не одинаково по времени сохраняют образ

Изображение слайда

Слайд 43: Кратковременная память

Длительность удержания и воспроизведения информации – от 20 с до 1 мин. Эта память работает безсознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа.

Изображение слайда

Слайд 44: Оперативная ( промежуточная) память

память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока ( сек., дни). После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Например, информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается полная "амнезия" по данному вопросу. Этот вид памяти является переходным от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той, и другой памяти.

Изображение слайда

Слайд 45: Долговременная память

позволяет сохранять информацию неограниченное время и имеет практически неограниченный объем, сохраняет огромное количество информации без искажения. Она начинает функционировать не сразу, а спустя некоторое время.

Изображение слайда

Слайд 46: Память складывается из трех взаимосвязанных процессов:

1 ) Восприятие (запечатление) в ЦНС поступающей информации. Данный процесс может быть произвольным (более эффективно) и непроизвольным. Раздражители, имеющие большое биологическое и социальное значение, фиксируются значительно эффективнее независимо от их силы. 2) Сохранение следов (переработанной информации)- является центральным звеном в системе памяти. В процессе накопления и хранения приобретенной информации в ЦНС происходит ее сложная переработка. 3) Воспроизведение информации - заключается в извлечении информации из долговременной памяти. Оно может быть произвольным и непроизвольным.

Изображение слайда

Слайд 47: Структуры, участвующие в образовании памяти:

неспецифический ( общемозговой ) уровень – РФ ствола мозга, промежуточный мозг, гиппокамп и лобная область коры; 2) модально-специфический (региональный ) уровень – височная и лобная области коры

Изображение слайда

Слайд 48

Височная область участвует в запечатлении и хранении образной информации; Лобная доля- в организации деятельности, внимания. Гиппокамп участвует в фиксации и извлечении информации из памяти. Ретикулярная формация оказывает активирующее влияние на структуры, участвующие в воспроизведении и фиксации следов памяти.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА: Развитие памяти у ребенка

Память у ребенка формируется поэтапно: до 1 года у ребенка начинает проявляться на чальная форма образной памяти - узнавание знакомых лиц и предметов, их запоминание. С 1 до 3-х лет развивается способность непроизвольного запоминания. Произвольно запоминать дети начинают с 3-4 лет. С момента поступления в школу (7-8 лет) увеличивается объем памяти, она постепенно более организованной, регулируемой и управляемой. Дети становятся способны к произвольному и осмысленному запоминанию, которое в последующем усиливается.

Изображение слайда

Похожие презентации