Первый слайд презентации: ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Мозговые механизмы высших психических функций ( А.Р.Лурия ) – совокупность физиологических процессов, протекающих в различных областях коры больших полушарий мозга и подкорковых структур, образующих динамические функциональные системы и участвующие в осуществлении психической деятельности
Слайд 10: 1 блок – энергетический ( регуляции уровня активности мозга)
Локализация: в структурах РФ ствола мозга, средний и промежуточный мозг, как структуры входящие в лимбическую систему мозга; лобные и височные доли коры. Обеспечивает : 1) активацию областей мозга, 2) устойчивость внимания (преимущественно непроизвольного) и сознания, 3) процессы памяти, 4) мотивацию и эмоциональные состояния. Этот блок А.В. Семенович обозначил как « я хочу»
Слайд 11: 2 блок- приема, переработки и хранения информации
Место локализации : затылочная доля коры (зрительная зона), височная (слуховая) теменная доля (кожно-мышечной чувствительности). Обеспечивает : 1) активную деятельность сенсорных систем, 2) процессы ощущения и восприятия, 3) сложные символические психические процессы. Этот блок А.В. Семенович обозначил как « я могу».
Слайд 12: 3 блок- программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности
Место локализации: лобная доля коры больших полушарий мозга (моторная, премоторная и префронтальные отделы коры). Обеспечивает : 1) программирование замыслов и целей ; регулирование психической деятельности ( префронтальная кора), 2) контроль за согласованностью движений при осуществлении двигательных программ ( премоторная кора), 3) осуществление произвольной двигательной деятельности (моторная кора) Этот блок А.В. Семенович обозначил как «я должен».
Слайд 13: Каждая ВПФ осуществляется при участии всех 3 блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Они характеризуются определенными анатомическими и физиологическими особенностями, а также специфичностью ролей, которую они играют в осуществлении психических функций
Слайд 15: Ощущения и восприятия- это начальный этап наших знаний о самом себе и о внешнем мире
Слайд 16: Ощущения:
процесс отражения в ЦНС отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно воздействующей на органы чувств Любое ощущение имеет качество, силу, длительность Качественные особенности ощущений называются их модальностью Ощущения дают информацию для восприятия и мышления
Слайд 17: Восприятие-
это процесс приема и преобразования информации, обеспечивающей организму ориентировку в окружающем мире. Это активный процесс выделения из массы разнородных объектов те, которые необходимы в данный момент.
Слайд 18: Ощущения и восприятия человека носят сознательный и осмысленный характер. Важную роль в этом играют мышление и речь
Слайд 19: Мышление
это познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Оно позволяет получать знания, недоступные органам чувств; решать задачи; активно осуществлять познавательную деятельность. Благодаря мышлению мы можем осуществлять анализ, синтез, обобщение, сравнение. Связано с действием и речью
Слайд 22: Речь
это специфическая человеческая функция являющаяся основой мышления и имеющая коммуникативную направленность. Речь (с физиологической точки зрения) - это сложный двигательный акт, осуществляемый по механизму условно-рефлекторной деятельности.
Слайд 23: И.П. Павлов считал слово — «сигнал сигналов» или «чрезвычайной прибавкой к механизмам работы мозга»
Слово (2 сигнальная система), воспринимается через сенсорные системы и может обозначать предмет. Оно выполняет обобщающую функцию, т.е. обеспечивает абстрактное мышление (И.М.Сеченов). Мы мыслим (думаем) словами. Благодаря 2 сс у человека быстро образуются временные связи, т.к. слово несет в себе значение предмета. Эти связи более устойчивы и сохраняются без подкрепления в течение многих лет. Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как и конкретный раздражитель (1 с.с).
Слайд 24: Формы речи:
1 ) Внешняя- используется для общения между людьми. Ее разновидностями являются: А) устная речь, которая бывает : - акустической (слуховой), оптической (зрительной) и кинестезической. Б) письменная 2) Внутренняя (« думание ») - позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.
Слайд 25: Функции речи:
1) коммуникативная - речь является средством общения. 2) понятийная- речь является орудием понятийного, абстрактного мышления. С помощью речи осуществляется не только анализ и обобщение поступающей информации, но и формулируются суждения и выводы. 3) регуляторная - слова, как раздражители, могут изменять деятельность внутренних органов, интенсивность обменных процессов, могут воздействовать на мышечную и сенсорные системы.
Слайд 26: Участки мозга, участвующие в речевой функции:
Корковые отделы анализаторов: слуховой (в височной области КБПМ), зрительный (затылочная область), двигательный (лобная зона). 2) специфические центры речи:- речеслуховой – Вернике, - речедвигательный – Брока, 3) подкорковые структуры: - неспецифические ядра таламуса, гипоталамус, средний мозг, РФ
Слайд 28: Этапы развития речи у ребенка:
подготовительный- включающий крик, гуление и лепет; 2) этап понимания речи взрослых и использование в активной речи слов-предложений, 3) этап овладения фразовой речью.
Слайд 29: Внимание
сосредоточенная деятельность на данный момент времени на определенном объекте. С помощью внимания обеспечивается отбор информации
Слайд 30: Виды внимания ( по происхождению и способам осуществления )
непроизвольное ( пассивное, непреднамеренное) – без усилия воли. Развито у детей дошкольного и младшего школьного возраста 2) произвольное (активное, волевое,намеренное )- осуществляется с усилием воли при участии КБПМ. Начинает формироваться с 7-8 лет. С 10-12 лет у ребенка повышается устойчивость внимания.
Слайд 32: Нейрофизиологические механизмы вниман ия связаны с : 1 ) проявлениями ориентировочного рефлекса, 2) локальными процессами активации КБПМ, 3) эмоциональными состояниями и биологическими потребностями организма
Слайд 33: Избирательное внимание- только при состоянии повышенного, но не чрезмерно высокого бодрствования. Диффузная форма внимания – при расслабленном состоянии. Рассеянное внимание- в состоянии сильного возбуждения
Слайд 34: Структуры ЦНС, участвующие в активации внимания:
РФ ствола мозга, структуры промежуточного мозга (таламус, гипоталамус и субталамус ). Неспецифическия ядра таламуса являются фильтром, который способен переключать внимание с одних раздражителей на другие.
Слайд 35: Ассоциативные зоны коры, участвующие в активации внимания:
Они являются центральным звеном в системе механизмов, регулирующих: отбор информации, избирательные формы восприятия, внимание и сознание.
Слайд 37: Память-
это свойство нервной системы на короткое или длительное время сохранять отпечатки, следы, образующиеся в результате восприятия предметов и явлений окружающего мира после прекращения их действия. Обучение, как проявление условных рефлексов, происходит на основе механизмов памяти
Слайд 38: Виды памяти:
По происхождению: А) наследуемая (генотипическая )- связана с безусловными рефлексами и инстинктами; Б) ненаследуемая (фенотипическая, индивидуальная )- обеспечивает обработку и хранение информации, приобретаемой в ходе онтогенеза на основе различных механизмов научения.
Слайд 39: По формам восприятия информации :
А) двигательная – запоминание и воспроизведение движений. Лежит в основе обучения бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи. Например, игра в теннис, плавание, вязание, игра на музыкальных инструментах и т.д.; Б) эмоциональная – сохраняет пережитые человеком чувства. Например, человек может побледнеть при одном воспоминании о пережитом страхе; В) словесно-логическая – запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесенных слов. Например, запоминание стихотворений, рассказов, песен и т.п.; Г) образная – позволяет запоминать зрительные и слуховые образы, запахи, сопровождающие данную обстановку. Например, запоминание лиц людей, картин природы, мелодий.
Слайд 40: По уровню управления или регуляции мнестических процессов:
А) непроизвольная - запоминание и воспроизведение происходит без усилий Б ) произвольная – происходит в результате осознанной мнестической деятельности.
Слайд 41: По времени сохранения информации :
А) сенсорная; Б ) кратковременная ; В) оперативная ; Г) долговременная ( декларативная )
Слайд 42: Сенсорная ( иконическая или сенсорный отпечаток) память
удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без переработки и усилий. Длительность- от 0,1 до 0,5с. Разные органы чувств не одинаково по времени сохраняют образ
Слайд 43: Кратковременная память
Длительность удержания и воспроизведения информации – от 20 с до 1 мин. Эта память работает безсознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа.
Слайд 44: Оперативная ( промежуточная) память
память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока ( сек., дни). После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Например, информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается полная "амнезия" по данному вопросу. Этот вид памяти является переходным от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той, и другой памяти.
Слайд 45: Долговременная память
позволяет сохранять информацию неограниченное время и имеет практически неограниченный объем, сохраняет огромное количество информации без искажения. Она начинает функционировать не сразу, а спустя некоторое время.
Слайд 46: Память складывается из трех взаимосвязанных процессов:
1 ) Восприятие (запечатление) в ЦНС поступающей информации. Данный процесс может быть произвольным (более эффективно) и непроизвольным. Раздражители, имеющие большое биологическое и социальное значение, фиксируются значительно эффективнее независимо от их силы. 2) Сохранение следов (переработанной информации)- является центральным звеном в системе памяти. В процессе накопления и хранения приобретенной информации в ЦНС происходит ее сложная переработка. 3) Воспроизведение информации - заключается в извлечении информации из долговременной памяти. Оно может быть произвольным и непроизвольным.
Слайд 47: Структуры, участвующие в образовании памяти:
неспецифический ( общемозговой ) уровень – РФ ствола мозга, промежуточный мозг, гиппокамп и лобная область коры; 2) модально-специфический (региональный ) уровень – височная и лобная области коры
Слайд 48
Височная область участвует в запечатлении и хранении образной информации; Лобная доля- в организации деятельности, внимания. Гиппокамп участвует в фиксации и извлечении информации из памяти. Ретикулярная формация оказывает активирующее влияние на структуры, участвующие в воспроизведении и фиксации следов памяти.
Последний слайд презентации: ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА: Развитие памяти у ребенка
Память у ребенка формируется поэтапно: до 1 года у ребенка начинает проявляться на чальная форма образной памяти - узнавание знакомых лиц и предметов, их запоминание. С 1 до 3-х лет развивается способность непроизвольного запоминания. Произвольно запоминать дети начинают с 3-4 лет. С момента поступления в школу (7-8 лет) увеличивается объем памяти, она постепенно более организованной, регулируемой и управляемой. Дети становятся способны к произвольному и осмысленному запоминанию, которое в последующем усиливается.