КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ — презентация
logo
КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • К когнитивным (познавательным) функциям относят:
  • К когнитивным (познавательным) функциям относят:
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • Виды памяти:
  • Кривая забывания
  • Наиболее распространена  типология памяти, связанная с быстротой запоминания и прочностью сохранения материала
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • Расстройства памяти
  • ВНИМАНИЕ
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • Виды внимания:
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • Нейрофизиологические механизмы внимания
  • Временные характеристики внимания
  • Свойства внимания:
  • Свойства внимания:
  • Периоды становления внимания
  • Периоды становления внимания
  • Периоды становления внимания
  • В  старшем дошкольном возрасте  развиваются и  свойства внимания :
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • ГНОЗИС
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС:
  • Предметный зрительный гнозис начинается с узнавания реальных предметов и реалистических изображений.
  • ФИГУРЫ ПОППЕЛЬРЕЙТЕРА
  • Неполные изображения Контурные изображения
  • Зашумленные изображения (версия Т.В. Ахутиной )
  • Фантастические изображения
  • Цветовой гнозис – способность распознавать цвета и оттенки. Вначале ребенок осваивает яркие цвета (красный, синий), затем менее яркие (белый, коричневый). К
  • Лицевой гнозис формируется относительно независимо от остальных видов зрительного гнозиса. Локализация – височно-теменно-затылочные области обоих полушарий.
  • Оптико-пространственный гнозис – ориентировка в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов, восприятие расположения предметов друг
  • Симультанный гнозис – способность видеть сложные изображения целиком
  • СЛУХОВОЙ ГНОЗИС
  • ТАКТИЛЬНЫЙ ГНОЗИС
  • ПРАКСИС
  • ВИДЫ ПРАКСИСА:
  • Кинестетический праксис
  • Кинетический праксис
  • Проба Хэда
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • МЫШЛЕНИЕ
  • Виды мышления
  • По характеру протекания познавательных процессов:
  • По характеру выполняемых задач:
  • Признаки мышления:
  • Мышление протекает в форме:
  • Мыслительные процессы:
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • Онтогенез видов мышления
  • Расстройства мышления
  • Интеллект
  • Структура интеллекта
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • Виды интеллекта:
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • Семь интеллектуальных способностей по Гарднеру
  • Семь интеллектуальных способностей по Гарднеру
  • Семь интеллектуальных способностей по Гарднеру
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
  • Нарушения интеллекта:
  • Интуиция
  • КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
1/80

Первый слайд презентации: КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ

Память, внимание, гнозис, праксис, мышление, интеллект

Изображение слайда

Слайд 2

К огнитивные функции - это   способности нашего мозга осуществлять связь с окружающим миром и составлять представление о нем. р аздражение ощущение восприятие

Изображение слайда

внимание  — способность поддерживать необходимый для познания уровень психической активности; восприятие  — способность строить на основе информации, поступающей от органов чувств, целостные образы и представления; гнозис  — способность опознавать формируемые образы и относить их к категориям разума; память  — способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить полученную информацию;

Изображение слайда

Слайд 4: К когнитивным (познавательным) функциям относят:

интеллект  — способность производить действия с усвоенной информацией (анализировать, сопоставлять, оценивать, обобщать, использовать для решения задач); речь  — способность общаться с использованием символической знаковой системы (языка); праксис   — способность формировать и включать в деятельность двигательные навыки, а также строить, заучивать и автоматизировать последовательности движений.

Изображение слайда

Слайд 5

Изображение слайда

Слайд 6

Изображение слайда

Слайд 7

Изображение слайда

Слайд 8

Изображение слайда

Слайд 9

Изображение слайда

Слайд 10

Схема памяти по Р. Аткинсону и Р. Шифрину. Взаимосвязанная работа кратковременной и долговременной памяти, включающая вытеснение, повторение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти

Изображение слайда

Слайд 11

Изображение слайда

Слайд 12: Виды памяти:

Изображение слайда

Слайд 13: Кривая забывания

Изображение слайда

Выделяют четыре вида памяти : быстрое запоминание сочетается с медленным забыванием; медленное запоминание сочетается с медленным забыванием; быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием; медленное запоминание сочетается с быстрым забыванием Оптимальным является первый тип памяти

Изображение слайда

Слайд 15

В зависимости от того, что человек лучше запоминает, выделяют  3 типа   памяти: - наглядно-образный; - словесно-логический; - промежуточный (гармонический).

Изображение слайда

Слайд 16

Изображение слайда

Слайд 17

Холерики способны к быстрому и прочному запоминанию, но им не свойственна гибкость в использовании заученного. Сангвиники быстро, но не очень крепко запоминают. Флегматики характеризуются медленным, но прочным запоминанием. Меланхолики схожи с флегматиками в динамических аспектах работы памяти, отличаясь при этом повышенной уязвимостью.

Изображение слайда

Слайд 18: Расстройства памяти

Амнезия Ретроградная амнезия Антероградная амнезия Фиксационная амнезия Парамнезия Конфабуляции Фотографическая память и эйдетизм

Изображение слайда

Слайд 19: ВНИМАНИЕ

Внимание – это направленность на объект и сосредоточенность на нем, так что он становится отчетливым и выпуклым в поле сознания.

Изображение слайда

Слайд 20

В одном из сводов правил по тренировке памяти в 400 г. до н.э. записано: Первое, что нужно знать: если вы направите внимание на события, проходящие через ваш разум, то вы лучше их воспримете. По-видимому, это одно из самых ранних письменных упоминаний о внимании.

Изображение слайда

Слайд 21: Виды внимания:

произвольное (активное), направленное на сознательно выбранную цель; непроизвольное (пассивное), возникающее при неожиданных изменениях во внешней среде.

Изображение слайда

Слайд 22

Модально-специфические виды : Сенсорное (зрительное, слуховое…) Двигательное Эмоциональное Интеллектуальное

Изображение слайда

Слайд 23: Нейрофизиологические механизмы внимания

Ретикулярная формация Лимбическая система Н еспецифические ядра таламуса Фронтальная кора

Изображение слайда

Слайд 24: Временные характеристики внимания

В слуховой и соматосенсорной системах произвольная регуляция процессов обработки поступающей информации включается не позже чем через 20-30 с после предъявления стимула. Эффекты внимания в зрительной системе обнаруживают себя начиная с 60мс.

Изображение слайда

Слайд 25: Свойства внимания:

Объем внимания характеризуется числом одновременно отчетливо распознаваемых объектов при внимании и составляет 7 – 9 единиц. Устойчивость внимания проявляется в его длительном поддержании, противостоянии отвлечениям.

Изображение слайда

Слайд 26: Свойства внимания:

3) Распределение внимания характеризует возможность внимательного выполнения двух или нескольких видов деятельности. 4) Переключение – это динамическая характеристика способности к переходу от одной деятельности к другой. 5) Избирательность – способность выделять значимые объекты.

Изображение слайда

Слайд 27: Периоды становления внимания

В первые несколько месяцев жизни появляются ориентировочные рефлексы, что свидетельствует о наличии у ребенка непроизвольных признаков внимания. Первый год жизни ребенка – исследовательно-ориентировочная деятельность, что в дальнейшем будет способствовать развитию фокусировки внимания. Ребенка все больше интересуют яркие и новые предметы окружающей среды. Второй и третий годы жизни – развитие признаков произвольного внимания при речевом воздействии взрослых людей.

Изображение слайда

Слайд 28: Периоды становления внимания

4-5,5 лет – способность направлять внимание под воздействием инструкций взрослых людей. В таком возрасте необходимо начинать проводить тренировки по переключению или распределению внимания. 5-6 лет – появление самостоятельной фокусировки внимания под воздействием собственных инструкций, детализация и анализ различных предметов.

Изображение слайда

Слайд 29: Периоды становления внимания

Школьный возраст – совершенствование непроизвольного и произвольного видов внимания. В школьном возрасте, учитывая особенности детской психики, используются следующие приемы по совершенствованию произвольного внимания: создание четкого и ясного представления о задачах и их выполнении, развитие мышления и наблюдательности, воспитание дисциплины и ответственности, повышение устойчивости внимания при помощи увеличения объемов и сложности предлагаемой информации.

Изображение слайда

Слайд 30: В  старшем дошкольном возрасте  развиваются и  свойства внимания :

Объем внимания.  Если в три-четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте - внешне ничем не примечательные объекты. Интерес ребенка все чаще может вызвать загадка, вопрос. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как это было в четыре-пять лет), а даже три, причем с достаточной полнотой и детализацией.

Изображение слайда

Слайд 31

Устойчивость внимания.  Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 - 50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Переключение и распределение внимания.  В дошкольном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки.

Изображение слайда

Слайд 32

После 18 лет по наступлению зрелости стабилизации в развитии функций внимания не наблюдается, а происходят непрерывные изменения, которые носят  эволюционный характер. Усиливаются связи внимания с основными интеллектуальными процессами (вербальная память и вербальное логическое мышление). Важным показателем развития внимания является тот факт, что с возрастом внимание играет всю большую роль в произвольной регуляции психической деятельности.

Изображение слайда

Слайд 33

Флегматики - высокая концентрация внимания и устойчивость, но низкая переключаемость. У сангвиников все на высоте: концентрация, устойчивость, переключаемость. Люди-сангвиники очень наблюдательны и внимательны, а потому без труда умеют различать даже близнецов. Холерики отличаются плохой переключаемостью, низкой концентрацией и устойчивостью, в целом у них нестабильное внимание. У меланхоликов — внимание слабое, но сфокусировано на сути задания.

Изображение слайда

Слайд 34: ГНОЗИС

Непосредственно на базе ощущений развиваются функции, которые на языке общей психологии обозначаются как представления, а на языке нейропсихологии как гнозис, относящийся к той или иной модальности. раздражение ощущение восприятие

Изображение слайда

Слайд 35

Принято выделять различные виды гнозиса, которые соответствуют имеющимся у человека рецепторам— периферическим частям анализаторов: Зрительный Слуховой Тактильный Вкусовой Обонятельный

Изображение слайда

Слайд 36: ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС:

Предметный зрительный гнозис Цветовой Лицевой Оптико-пространственный Симультанный

Изображение слайда

Слайд 37: Предметный зрительный гнозис начинается с узнавания реальных предметов и реалистических изображений

Изображение слайда

Слайд 38: ФИГУРЫ ПОППЕЛЬРЕЙТЕРА

Изображение слайда

Слайд 39: Неполные изображения Контурные изображения

Изображение слайда

Слайд 40: Зашумленные изображения (версия Т.В. Ахутиной )

Изображение слайда

Слайд 41: Фантастические изображения

Изображение слайда

Слайд 42: Цветовой гнозис – способность распознавать цвета и оттенки. Вначале ребенок осваивает яркие цвета (красный, синий), затем менее яркие (белый, коричневый). К 6-7 годам осваивает оттенки цветов

Изображение слайда

Слайд 43: Лицевой гнозис формируется относительно независимо от остальных видов зрительного гнозиса. Локализация – височно-теменно-затылочные области обоих полушарий

Изображение слайда

Слайд 44: Оптико-пространственный гнозис – ориентировка в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов, восприятие расположения предметов друг относительно друга (сверху –снизу –справа –слева)

Изображение слайда

Слайд 45: Симультанный гнозис – способность видеть сложные изображения целиком

Симультанный гнозис связан с развитием мышления. Локализация – правая затылочная область или двусторонние затылочные области.

Изображение слайда

Слайд 46: СЛУХОВОЙ ГНОЗИС

Единый слуховой анализатор включает две функциональные системы: а) восприятие речевых звуков б) восприятие неречевых звуков. Зона слухового гнозиса – 22 поля обоих полушарий (верхняя височная область). Слуховое восприятие, как и другие высшие формы гнозиса, является активным процессом, включающим в свой состав и моторные компоненты.

Изображение слайда

Слайд 47: ТАКТИЛЬНЫЙ ГНОЗИС

Тактильный гнозис — это способность распознавать на ощупь поверхность, текстуру материала; узнавать форму предмета; а также принимать тепловые и болевые сигналы. Локализация – постцентральные (теменные) зоны обоих полушарий.

Изображение слайда

Слайд 48: ПРАКСИС

Термин праксис обозначает практическое (предметное) действие. Таких действий человек осваивает множество: от самых простых (еда, одевание и пр.) до сложнейших, представленных, например, профессиональными навыками и прочим. Праксис — это система не только предметных, но и произвольных действий Нарушение способности воспроизводить эти действия носит название апраксии.

Изображение слайда

Слайд 49: ВИДЫ ПРАКСИСА:

Предметный Символический Оральный Пальцевый Артикуляционный

Изображение слайда

Слайд 50: Кинестетический праксис

Изображение слайда

Слайд 51: Кинетический праксис

Изображение слайда

Слайд 52: Проба Хэда

Изображение слайда

Слайд 53

Изображение слайда

Слайд 54

Для ориентации человека в природном и социальном мире недостаточно лишь чувственного восприятия.

Изображение слайда

Слайд 55: МЫШЛЕНИЕ

Мышление – это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, а в более общем смысле - психический процесс отражения действительности.

Изображение слайда

Слайд 56: Виды мышления

По характеру используемых средств: Наглядно-действенное мышление  – способность решать практические задачи, оперируя необходимыми для этого предметами. Наглядно-образное мышление. В основе этого типа мышления лежит разрешение проблемной ситуации с помощью образа предмета, воспроизведенного по памяти или в воображении. Словесно-логическое мышление - материал для мыслительной работы представлен в знаковой, символической форме (оперирование числами, словесное описание ситуации).

Изображение слайда

Слайд 57: По характеру протекания познавательных процессов:

Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, «усмотрение» решения без осознания путей и условий его получения. А налитическое мышление совершается путем логических умозаключений, постоянно приводящих к правильному пониманию основного принципа, закономерности.

Изображение слайда

Слайд 58: По характеру выполняемых задач:

Практическое мышление обычно имеет место, когда человеку приходится разрешать конкретную ситуацию с ее характерными особенностями и условиями. Т еоретическое мышление имеет место, когда стоящие перед человеком задачи решаются в общем виде, подчинены поиску основной закономерности, правила, определению типа ситуации.

Изображение слайда

Слайд 59: Признаки мышления:

Опосредованность. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. 2. Обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом.

Изображение слайда

Слайд 60: Мышление протекает в форме:

Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Умозаключение  — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Изображение слайда

Слайд 61: Мыслительные процессы:

Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Конкретизация

Изображение слайда

Слайд 62

Сравнение  – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. К. Д. Ушинский считал операцию сравнения основой понимания. Он писал: "...сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы познаем не иначе, как через сравнение... Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней среды был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в нем сходство с самыми отдаленными от него предметами: тогда только выясните себе все существенные признаки предмета, а это и значит понять предмет".

Изображение слайда

Слайд 63

Анализ  – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая предмет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он состоит. Синтез  – это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.

Изображение слайда

Слайд 64

Абстракция  – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Обобщение  – объединение сходных предметов и явлений по общим для них признакам. Обобщение тесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что им обобщается.

Изображение слайда

Слайд 65

Конкретизация  – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятии или общему положению. Мы уже не отвлекаемся от различных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы или явления в значительном богатстве их признаков

Изображение слайда

Слайд 66: Онтогенез видов мышления

Генетически наиболее ранняя форма мышления –  наглядно-действенное  мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце 1 – начале 2 года жизни, еще до овладения им активной речью. Наглядно-образное мышление  возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Школьникам в среднем и старшем возрастах становятся доступны более сложные познавательные задачи. Совершается переход от понятийно-конкретного к  абстрактно-понятийному  мышлению.

Изображение слайда

Слайд 67: Расстройства мышления

Ускорение мышления Замедление мышления Патологическая обстоятельность мышления Персеверация мышления Резонерство Бессвязность мышления Символическое мышление

Изображение слайда

Слайд 68: Интеллект

Интеллект (от латинского intellektus — понимание, познание, постижение, разумение) в широком смысле — это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения; в более узком смысле — мышление.

Изображение слайда

Слайд 69: Структура интеллекта

Изображение слайда

Слайд 70

1. Интеллект — это интегральная деятельность высших мозговых функций. 2. К высшим мозговым функциям относятся: речь, гнозис, праксис, память, мышление, сознание и стеническое психодинамическое состояние. 3. Каждая из функций обеспечивается интегративной работой различных мозговых структур (кора головного мозга, стрио-паллидарная и лимбическая системы, ретикулярная формация и др.), объединенных в структурно-функциональные блоки. 4. Высшие мозговые функции со всеми межфункциональными связями составляют структуру интеллекта. 5. Нарушение структуры интеллекта сопровождается различной степенью и уровнем снижения интеллектуальной деятельности.

Изображение слайда

Слайд 71: Виды интеллекта:

Биологический Социальный Психометрический Эмоциональный

Изображение слайда

Слайд 72

Ховард Гарднер ( Gardner, 1983) разработал свою теорию множественного интеллекта в качестве радикальной альтернативы тому, что он называет «классическим» взглядом на интеллект как на способность к логическим размышлениям.

Изображение слайда

Слайд 73: Семь интеллектуальных способностей по Гарднеру

Вербальный  интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях). Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука. Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.

Изображение слайда

Слайд 74: Семь интеллектуальных способностей по Гарднеру

Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы. Телесно-кинестетический  интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.

Изображение слайда

Слайд 75: Семь интеллектуальных способностей по Гарднеру

Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы. Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.

Изображение слайда

Слайд 76

Изображение слайда

Слайд 77

Изображение слайда

Слайд 78: Нарушения интеллекта:

Врожденные отклонения у детей официально принято подразделять на 3 категории: Дебильность. Трудовая деятельность возможна, но ее выбор ограничен. Имбецильность. Способность к труду отсутствует полностью, но человек может самостоятельно себя обслуживать. Идиотия. Самообслуживание невозможно.

Изображение слайда

Слайд 79: Интуиция

Интуиция (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) - мыслительный процесс, состоящий в практически моментальном нахождении решения задачи при недостаточной осознанности логических связей.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ

https://www.youtube.com/watch?v=qXfNHzNKDkk – клиповое мышление https://www.youtube.com/watch?v=ezKns1S-MVw - интуиция

Изображение слайда

Похожие презентации