Первый слайд презентации: КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
Память, внимание, гнозис, праксис, мышление, интеллект
Слайд 2
К огнитивные функции - это способности нашего мозга осуществлять связь с окружающим миром и составлять представление о нем. р аздражение ощущение восприятие
внимание — способность поддерживать необходимый для познания уровень психической активности; восприятие — способность строить на основе информации, поступающей от органов чувств, целостные образы и представления; гнозис — способность опознавать формируемые образы и относить их к категориям разума; память — способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить полученную информацию;
Слайд 4: К когнитивным (познавательным) функциям относят:
интеллект — способность производить действия с усвоенной информацией (анализировать, сопоставлять, оценивать, обобщать, использовать для решения задач); речь — способность общаться с использованием символической знаковой системы (языка); праксис — способность формировать и включать в деятельность двигательные навыки, а также строить, заучивать и автоматизировать последовательности движений.
Слайд 10
Схема памяти по Р. Аткинсону и Р. Шифрину. Взаимосвязанная работа кратковременной и долговременной памяти, включающая вытеснение, повторение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти
Выделяют четыре вида памяти : быстрое запоминание сочетается с медленным забыванием; медленное запоминание сочетается с медленным забыванием; быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием; медленное запоминание сочетается с быстрым забыванием Оптимальным является первый тип памяти
Слайд 15
В зависимости от того, что человек лучше запоминает, выделяют 3 типа памяти: - наглядно-образный; - словесно-логический; - промежуточный (гармонический).
Слайд 17
Холерики способны к быстрому и прочному запоминанию, но им не свойственна гибкость в использовании заученного. Сангвиники быстро, но не очень крепко запоминают. Флегматики характеризуются медленным, но прочным запоминанием. Меланхолики схожи с флегматиками в динамических аспектах работы памяти, отличаясь при этом повышенной уязвимостью.
Слайд 18: Расстройства памяти
Амнезия Ретроградная амнезия Антероградная амнезия Фиксационная амнезия Парамнезия Конфабуляции Фотографическая память и эйдетизм
Слайд 19: ВНИМАНИЕ
Внимание – это направленность на объект и сосредоточенность на нем, так что он становится отчетливым и выпуклым в поле сознания.
Слайд 20
В одном из сводов правил по тренировке памяти в 400 г. до н.э. записано: Первое, что нужно знать: если вы направите внимание на события, проходящие через ваш разум, то вы лучше их воспримете. По-видимому, это одно из самых ранних письменных упоминаний о внимании.
Слайд 21: Виды внимания:
произвольное (активное), направленное на сознательно выбранную цель; непроизвольное (пассивное), возникающее при неожиданных изменениях во внешней среде.
Слайд 22
Модально-специфические виды : Сенсорное (зрительное, слуховое…) Двигательное Эмоциональное Интеллектуальное
Слайд 23: Нейрофизиологические механизмы внимания
Ретикулярная формация Лимбическая система Н еспецифические ядра таламуса Фронтальная кора
Слайд 24: Временные характеристики внимания
В слуховой и соматосенсорной системах произвольная регуляция процессов обработки поступающей информации включается не позже чем через 20-30 с после предъявления стимула. Эффекты внимания в зрительной системе обнаруживают себя начиная с 60мс.
Слайд 25: Свойства внимания:
Объем внимания характеризуется числом одновременно отчетливо распознаваемых объектов при внимании и составляет 7 – 9 единиц. Устойчивость внимания проявляется в его длительном поддержании, противостоянии отвлечениям.
Слайд 26: Свойства внимания:
3) Распределение внимания характеризует возможность внимательного выполнения двух или нескольких видов деятельности. 4) Переключение – это динамическая характеристика способности к переходу от одной деятельности к другой. 5) Избирательность – способность выделять значимые объекты.
Слайд 27: Периоды становления внимания
В первые несколько месяцев жизни появляются ориентировочные рефлексы, что свидетельствует о наличии у ребенка непроизвольных признаков внимания. Первый год жизни ребенка – исследовательно-ориентировочная деятельность, что в дальнейшем будет способствовать развитию фокусировки внимания. Ребенка все больше интересуют яркие и новые предметы окружающей среды. Второй и третий годы жизни – развитие признаков произвольного внимания при речевом воздействии взрослых людей.
Слайд 28: Периоды становления внимания
4-5,5 лет – способность направлять внимание под воздействием инструкций взрослых людей. В таком возрасте необходимо начинать проводить тренировки по переключению или распределению внимания. 5-6 лет – появление самостоятельной фокусировки внимания под воздействием собственных инструкций, детализация и анализ различных предметов.
Слайд 29: Периоды становления внимания
Школьный возраст – совершенствование непроизвольного и произвольного видов внимания. В школьном возрасте, учитывая особенности детской психики, используются следующие приемы по совершенствованию произвольного внимания: создание четкого и ясного представления о задачах и их выполнении, развитие мышления и наблюдательности, воспитание дисциплины и ответственности, повышение устойчивости внимания при помощи увеличения объемов и сложности предлагаемой информации.
Слайд 30: В старшем дошкольном возрасте развиваются и свойства внимания :
Объем внимания. Если в три-четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте - внешне ничем не примечательные объекты. Интерес ребенка все чаще может вызвать загадка, вопрос. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как это было в четыре-пять лет), а даже три, причем с достаточной полнотой и детализацией.
Слайд 31
Устойчивость внимания. Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 - 50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Переключение и распределение внимания. В дошкольном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки.
Слайд 32
После 18 лет по наступлению зрелости стабилизации в развитии функций внимания не наблюдается, а происходят непрерывные изменения, которые носят эволюционный характер. Усиливаются связи внимания с основными интеллектуальными процессами (вербальная память и вербальное логическое мышление). Важным показателем развития внимания является тот факт, что с возрастом внимание играет всю большую роль в произвольной регуляции психической деятельности.
Слайд 33
Флегматики - высокая концентрация внимания и устойчивость, но низкая переключаемость. У сангвиников все на высоте: концентрация, устойчивость, переключаемость. Люди-сангвиники очень наблюдательны и внимательны, а потому без труда умеют различать даже близнецов. Холерики отличаются плохой переключаемостью, низкой концентрацией и устойчивостью, в целом у них нестабильное внимание. У меланхоликов — внимание слабое, но сфокусировано на сути задания.
Слайд 34: ГНОЗИС
Непосредственно на базе ощущений развиваются функции, которые на языке общей психологии обозначаются как представления, а на языке нейропсихологии как гнозис, относящийся к той или иной модальности. раздражение ощущение восприятие
Слайд 35
Принято выделять различные виды гнозиса, которые соответствуют имеющимся у человека рецепторам— периферическим частям анализаторов: Зрительный Слуховой Тактильный Вкусовой Обонятельный
Слайд 36: ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС:
Предметный зрительный гнозис Цветовой Лицевой Оптико-пространственный Симультанный
Слайд 37: Предметный зрительный гнозис начинается с узнавания реальных предметов и реалистических изображений
Слайд 42: Цветовой гнозис – способность распознавать цвета и оттенки. Вначале ребенок осваивает яркие цвета (красный, синий), затем менее яркие (белый, коричневый). К 6-7 годам осваивает оттенки цветов
Слайд 43: Лицевой гнозис формируется относительно независимо от остальных видов зрительного гнозиса. Локализация – височно-теменно-затылочные области обоих полушарий
Слайд 44: Оптико-пространственный гнозис – ориентировка в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов, восприятие расположения предметов друг относительно друга (сверху –снизу –справа –слева)
Слайд 45: Симультанный гнозис – способность видеть сложные изображения целиком
Симультанный гнозис связан с развитием мышления. Локализация – правая затылочная область или двусторонние затылочные области.
Слайд 46: СЛУХОВОЙ ГНОЗИС
Единый слуховой анализатор включает две функциональные системы: а) восприятие речевых звуков б) восприятие неречевых звуков. Зона слухового гнозиса – 22 поля обоих полушарий (верхняя височная область). Слуховое восприятие, как и другие высшие формы гнозиса, является активным процессом, включающим в свой состав и моторные компоненты.
Слайд 47: ТАКТИЛЬНЫЙ ГНОЗИС
Тактильный гнозис — это способность распознавать на ощупь поверхность, текстуру материала; узнавать форму предмета; а также принимать тепловые и болевые сигналы. Локализация – постцентральные (теменные) зоны обоих полушарий.
Слайд 48: ПРАКСИС
Термин праксис обозначает практическое (предметное) действие. Таких действий человек осваивает множество: от самых простых (еда, одевание и пр.) до сложнейших, представленных, например, профессиональными навыками и прочим. Праксис — это система не только предметных, но и произвольных действий Нарушение способности воспроизводить эти действия носит название апраксии.
Слайд 49: ВИДЫ ПРАКСИСА:
Предметный Символический Оральный Пальцевый Артикуляционный
Слайд 54
Для ориентации человека в природном и социальном мире недостаточно лишь чувственного восприятия.
Слайд 55: МЫШЛЕНИЕ
Мышление – это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, а в более общем смысле - психический процесс отражения действительности.
Слайд 56: Виды мышления
По характеру используемых средств: Наглядно-действенное мышление – способность решать практические задачи, оперируя необходимыми для этого предметами. Наглядно-образное мышление. В основе этого типа мышления лежит разрешение проблемной ситуации с помощью образа предмета, воспроизведенного по памяти или в воображении. Словесно-логическое мышление - материал для мыслительной работы представлен в знаковой, символической форме (оперирование числами, словесное описание ситуации).
Слайд 57: По характеру протекания познавательных процессов:
Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, «усмотрение» решения без осознания путей и условий его получения. А налитическое мышление совершается путем логических умозаключений, постоянно приводящих к правильному пониманию основного принципа, закономерности.
Слайд 58: По характеру выполняемых задач:
Практическое мышление обычно имеет место, когда человеку приходится разрешать конкретную ситуацию с ее характерными особенностями и условиями. Т еоретическое мышление имеет место, когда стоящие перед человеком задачи решаются в общем виде, подчинены поиску основной закономерности, правила, определению типа ситуации.
Слайд 59: Признаки мышления:
Опосредованность. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. 2. Обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом.
Слайд 60: Мышление протекает в форме:
Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
Слайд 61: Мыслительные процессы:
Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Конкретизация
Слайд 62
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. К. Д. Ушинский считал операцию сравнения основой понимания. Он писал: "...сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы познаем не иначе, как через сравнение... Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней среды был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в нем сходство с самыми отдаленными от него предметами: тогда только выясните себе все существенные признаки предмета, а это и значит понять предмет".
Слайд 63
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая предмет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он состоит. Синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.
Слайд 64
Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Обобщение – объединение сходных предметов и явлений по общим для них признакам. Обобщение тесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что им обобщается.
Слайд 65
Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятии или общему положению. Мы уже не отвлекаемся от различных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы или явления в значительном богатстве их признаков
Слайд 66: Онтогенез видов мышления
Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце 1 – начале 2 года жизни, еще до овладения им активной речью. Наглядно-образное мышление возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Школьникам в среднем и старшем возрастах становятся доступны более сложные познавательные задачи. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.
Слайд 67: Расстройства мышления
Ускорение мышления Замедление мышления Патологическая обстоятельность мышления Персеверация мышления Резонерство Бессвязность мышления Символическое мышление
Слайд 68: Интеллект
Интеллект (от латинского intellektus — понимание, познание, постижение, разумение) в широком смысле — это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения; в более узком смысле — мышление.
Слайд 70
1. Интеллект — это интегральная деятельность высших мозговых функций. 2. К высшим мозговым функциям относятся: речь, гнозис, праксис, память, мышление, сознание и стеническое психодинамическое состояние. 3. Каждая из функций обеспечивается интегративной работой различных мозговых структур (кора головного мозга, стрио-паллидарная и лимбическая системы, ретикулярная формация и др.), объединенных в структурно-функциональные блоки. 4. Высшие мозговые функции со всеми межфункциональными связями составляют структуру интеллекта. 5. Нарушение структуры интеллекта сопровождается различной степенью и уровнем снижения интеллектуальной деятельности.
Слайд 71: Виды интеллекта:
Биологический Социальный Психометрический Эмоциональный
Слайд 72
Ховард Гарднер ( Gardner, 1983) разработал свою теорию множественного интеллекта в качестве радикальной альтернативы тому, что он называет «классическим» взглядом на интеллект как на способность к логическим размышлениям.
Слайд 73: Семь интеллектуальных способностей по Гарднеру
Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях). Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука. Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
Слайд 74: Семь интеллектуальных способностей по Гарднеру
Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы. Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
Слайд 75: Семь интеллектуальных способностей по Гарднеру
Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы. Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.
Слайд 78: Нарушения интеллекта:
Врожденные отклонения у детей официально принято подразделять на 3 категории: Дебильность. Трудовая деятельность возможна, но ее выбор ограничен. Имбецильность. Способность к труду отсутствует полностью, но человек может самостоятельно себя обслуживать. Идиотия. Самообслуживание невозможно.
Слайд 79: Интуиция
Интуиция (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) - мыслительный процесс, состоящий в практически моментальном нахождении решения задачи при недостаточной осознанности логических связей.