Первый слайд презентации: Часть I основные понятия нейропсихологии
Слайд 2: Определение:
нейропсихология – это междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацеленное на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами.
Слайд 3: Предмет и задачи нейропсихологии
П редмет нейропсихологии: закономерности протекания ВПФ и целостной психической деятельности, закономерности мозговой организации ВПФ, особенности нарушения ВПФ при различных патологиях мозга. Задачи нейропсихологии теоретические: исследование проблемы ВПФ и их структуры, исследование мозга как субстрата ВПФ, исследование принципов мозговой организации психической деятельности; практические: диагностика нарушений протекания ВПФ, коррекция и реабилитация.
клиническая нейропсихология, экспериментальная нейропсихология, реабилитационная нейропсихология, нейропсихология детского возраста, нейропсихология старческого возраста, нейропсихология индивидуальных различий.
Слайд 5: ВПФ
- сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. ВПФ – опосредованы, осознанны и произвольны.
Слайд 6: ВПФ
Каждая ВПФ – функциональная система, которая состоит из определенных звеньев, выполняющих определенные функции и обеспечивается работой определенных мозговых структур.
Слайд 10: Основные нейропсихологические понятия
Психический процесс – это процессуальная элементарная составляющая психической функции, то есть некая функциональная единица, обеспечивающаяся деятельностью определенного участка мозга. П сихическая функция – это функциональная система, объединяющая ряд психических процессов для достижения определенного функционального результата. Функциональная система – объединение мозговых структур, создающееся для достижения определенного функционального результата и распадающаяся после его завершения.
Слайд 11: Основные нейропсихологические понятия
Поскольку ВПФ – сложнейшая функциональная система, она не может локализоваться в конкретном участке ГМ. ВПФ: имеют сложное строение складываются в онтогенезе социальны по своему происхождению опосредованы по строению – речь произвольны по характеру регуляции
Слайд 12: Теория системной динамической локализации ВПФ
ВПФ – это сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и произвольные по способу своего функционирования. Материальной основой ВПФ выступает весь мозг как постоянно дифференцирующаяся и развивающаяся динамическая система психофизиологических функций. Любая ВПФ представляет собой сложную функциональную систему, опирающуюся на нейродинамические отношения между различными отделами мозга.
Слайд 13: Теория системной динамической локализации ВПФ
Объяснить локализацию ВПФ в мозге человека можно только путём исследования процессов их прижизненного формирования, которые задаются внешними формами деятельности и общения. Мозговая локализация ВПФ обеспечивается путём созревания и формирования в онтогенезе новых функциональных нейронных систем в мозге, имеющих системно-динамическую локализацию. На разных этапах онтогенеза строение ВПФ может изменяться, при этом изменяется и их мозговая организация.
Слайд 14: Теория системной динамической локализации ВПФ
Поражение определенной области мозга в раннем детстве системно влияет на более высокие зоны коры, надстраивающиеся над ними, в то время как поражение той же области в зрелом возрасте влияет на более низкие зоны коры. Полифункциональность мозговых структур – способность мозговых структур (прежде всего ассоциативных зон коры больших полушарий) перестраивать свои функции под влиянием новых афферентных воздействий, вследствие чего происходит внутрисистемная и межсистемная перестройка пораженных функциональных систем.
Слайд 15: Основные нейропсихологические понятия
Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения ГМ (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга). Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности, нарушение которого приводит к появлению нейропсихологического синдрома.
Слайд 16
Первичный нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, непосредственно связанной с поражением определенного нейропсихологического фактора. Вторичный нейропсихологический симптом – нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам их системной взаимосвязи. Основные нейропсихологические понятия
Слайд 17
Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением определенного фактора. Синдромный анализ – анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов. Основные нейропсихологические понятия
Слайд 18: Структурно-функциональная организация Коры ГМ
Два вида строения коры: передняя (моторная) кора; задняя (сенсорная) кора ( по Бродману ) Афферентные пути и чувствительные зоны коры
Слайд 20: Функциональные блоки мозга по А.Р. Лурия
1 блок – регуляции тонуса и бодрствования 2 блок – получения, переработки и хранения экстероцептивной информации 3 блок – программирования и контроля деятельности
Слайд 21: 1-ый функциональный блок
Включает: ретикулярную формацию, неспецифические структуры среднего мозга, неспецифические структуры диэнцефального мозга, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей
Слайд 22: 2-ой функциональный блок
включает центральные отделы основных анализаторных систем : зрительной, слуховой кожно- кинестетической
Слайд 23: 3-ий функциональный блок
Включает: моторные, премоторные, префронтальные отделы конвекситальной коры лобных долей мозга
Слайд 24: Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие
Межполушарное взаимодействие - механизм объединения правого и левого полушарий для реализации психической функции. Межполушарная асимметрия –качественное различие вклада левого и правого полушарий мозга в осуществление каждой психической функции.
Слайд 26: Синдромы поражения затылочных отделов ГМ
Затылочные отделы мозга являются центральным аппаратом зрительного анализатора. Их поражение приводит к нарушению процесса анализа и синтеза зрительной информации.
Слайд 27: Строение зрительного анализатора
Поля зрения (носовая и височная половины) Глазное яблоко Зрительный нерв З рительная хиазма Зрительный тракт Подкорковый зрительный узел Зрительное сияние Первичные и вторичные поля зрительной коры мозга (17,18,19) Ресничный узел
Слайд 28
Уровень зрительной системы Нарушения зрительного восприятия, возникающие при поражении данного уровня Зрительные нервы Расстройство сенсорных зрительных функций только в одном глазу Хиазма Полные или частичные гемианопсии Латеральное коленчатое тело Полная или неполная односторонняя гемианопсия Зрительное сияние Правосторонняя или левосторонняя гемианопсия Первичное поле зрительного анализатора Односторонняя гемианопсия, центральная слепота Вторичные поля зрительного анализатора Агнозии
Слайд 29: Синдромы поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры ГМ
Агнозия Локализация Симптом Фактор Предметная агнозия Чаще левополушарные отделы затылочно-теменных отделов мозга Правильная оценка отдельных элементов объекта, но не возможность понять смысл в целом Нарушение оптического синтеза Цветовая агнозия Затылочные отделы правого полушария мозга Невозможность назвать цвет представляемого предмета Нарушение оптического синтеза Лицевая агнозия поражение затылочных отделов правого полушария Нарушение узнавания знакомых лиц, иногда и своего собственного Нарушение зрительной памяти
Слайд 30: Синдромы поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры ГМ
Агнозия Локализация Симптом Фактор Оптико- пространственная агнозия двустороннее поражение затылочно-теменных отделов коры ГМ Нарушение пространственных представлений, апрактоагнозии, нарушения конструктивного праксиса Нарушение оптико-пространственного анализа и синтеза Односторонняя зрительно-пространственная агнозия Затылочные отделы правого полушария – левостороннее игнорирование Нарушения зрительного внимания в виде игнорирования одной части зрительного пространства Нарушение оптико-пространственного анализа и синтеза
Слайд 31: Синдромы поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры ГМ
Агнозия Локализация Симптом Фактор Символическая агнозия Затылочные отделы коры левого полушария Невозможность узнавания букв, цифр Нарушение зрительной памяти и анализа Симультанная агнозия встречается при двустороннем или правостороннем поражении затылочно-теменных отделов коры Невозможность восприятия целостной картины Нарушение оптико-пространственного анализа и синтеза Синдромы поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры ГМ
Слайд 32: Синдромы поражения теменных отделов ГМ
три частных зоны: верхняя теменная область, нижняя теменная область теменно-затылочно-височная область (зона ТРО).
Слайд 34: Нижнетеменные синдромы
Сидром Описание Тактильная агнозия Астереогноз невозможность опознать предмет на ощупь вплоть до текстурной агнозии Пальцевая агнозия Синдром Герштмана неспособность больного опознать собственные пальцы с закрытыми глазами Тактильная алексия ( дерматоалексия ) нарушение возможности узнавания цифр, написанных на коже Афферентная моторная афазия расстройство кинестетической основы речевого моторного акта проявляющийся в трудностях артикуляции различных речевых звуков и слов в целом, в смешении близких артикулем. Кинестетическая (афферентная) апракися движения теряют тонкую дифференцированность либо в отношении предмета, либо при воспроизведении по заданному образцу позы пальцев
Слайд 35: верхнетеменные синдромы
Сидром Описание Соматопарагнозия соматические обманы «чужой руки» увеличения какой-либо части тела Соматоагнозия нарушение схемы тела «Мои руки занимают всю комнату» Вл. Т. 35 лет Аутометаморфопсия ( соматопарагнозия ) – нарушение восприятия размеров собственного тела или отдельных его частей. Это ощущение корригируется взглядом больного. Отмечается при шизофрении, органических поражениях ГМ, интоксикациях.
Слайд 36: Синдромы поражения зоны ТРО
Сидром Описание Конструктивная апраксия нарушение конструирующих действий складывания, построения, рисования Дисграфия Нарушение письма в связи с нарушением актуализации пространственно-ориентированных элементов буквы, трудности дифференцировки воспринимаемых букв Пространственная апрактоагнозия двигательно-пространственные нарушения, невозможность скопировать позу, конструктивная апраксия, трудности написания букв Амнестическая афазия нарушение номинативной функции речи Семантическая афазия непонимание логико-грамматических конструкций Первичная акалькулия распад понимания разрядного строения числа
Слайд 37: Синдромы поражения височных отделов ГМ
Височная область коры головного мозга является корковым представительством слухового анализатора. Слуховая кора занимает конвекситальные отделы височной области мозга.
Слайд 38: Синдромы поражения височной доли левого полушария
Сидром Описание Сенсорная афазия нарушение фонематического слуха, приводящее к расстройству понимания речи Акустико- мнетическая афазия трудность запоминания слов, предъявляемых на слух (более 3) Амнестическая афазия трудности называния предмета или его изображения Оптическая афазия глубокая амнезия словестных значений
Слайд 39: Вторичные нарушения при расстройстве речевого слуха
Синдром Описание Расстройство экспрессивной речи отсутствие номинативных компонентов речи, «словестный салат» Распад письма невозможность выделить звуковой состав слова, смешение близких по звучанию фонем Расстройство чтения невозможность прочтения мало знакомых слов
Слайд 40: Синдромы поражения височной доли правого полушария
Сидром Описание Нарушение восприятия ритма Больные не могут воспринять последовательность слабых и сильных ударов Сенсорная амузия Нарушение узнавания хорошо изветсных до болезни мелодий
Слайд 41: Синдромы поражения медиобазальных отделов височных долей
Сидром Описание Модально-неспецифические нарушения памяти трудности непосредственного удержания следов (первичные нарушения кратковременной памяти Нарушения в эмоциональной сфере аффективные пароксизмы, сопровождающиеся бурными вегетативными реакциями Симптомы нарушения сознания трудности ориентировки, конфабуляции, просоночные состояния, спутанность сознания, галлюцинации
Слайд 42: Синдромы поражения лобных долей ГМ
Лобные доли входят в третий функциональный блок мозга, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль человеческой деятельности.
Слайд 43: Синдром поражения премоторных отделов лобных долей
Сидром Описание Эфферентная апраксия трудности организации последовательной серии движений Феномен двигательных персевераций насильственное, осознаваемое больным, но недоступное оттормаживанию воспроизведение элемента или цикла движения, препятствующее переходу к следующему звену или прекращению деятельности Эфферентная моторная афазия нарушение речевой моторики проявляющееся в трудностях оттормаживания уже произнесенных звуков речи при переходе к последующим
Слайд 44: Синдром поражения префронтальных отделов лобных долей
Сидром Описание Регуляторная апраксия нарушение программирования движений, контроля и регуляции движений и действий Нарушение регулирующей функции речи усвоение речевой инструкции, которое не приводит к актуализации двигательного акта Инактивность деятельность приобретает характер эхопраксичности или стереотипии в интеллектуальной деятельности, речи, поведении Нарушение интеллектуальной сферы Нарушение в звене произвольности и целенаправленности
Слайд 45: Синдром поражения базальных отделов лобных долей
Сидром Описание Правополушарное поражение фон настроения благодушный, эйфоричный, в ряде случаев наблюдается расторможенность аффективной сферы Анозогнозия отсутствие критической оценки больным своего дефекта либо заболевания Левополушарное поражение общий депрессивный фон настроения и поведения, который не обусловлен истинным переживанием факта болезни, больной не осознает свою болезнь
Слайд 46: Синдром поражения медиальных отделов лобных долей
Сидром Описание Нарушения сознания дезориентировка больного в месте, во времени, в своем заболевании, собственной личности Нарушения памяти Нарушение запоминания стимулов любой модальности вне зависимости от уровня смысловой организации материала
Слайд 47: Синдром поражения глубинных отделов лобных долей
Сидром Описание Аспонтанность грубое нарушение мотивационно- потребностной сферы, не возникает даже побуждения к действию Нарушение движений Нарушение тонической и динамической организации движений и действий Нарушение энергетического обеспечение нарушение регуляции функций энергетической активации и дезактивации работы мозга
Слайд 48: Синдромы поражения гипоталамо-диэнцефальной области ГМ
Гипоталамо-диэнцефальная область мозга относится к первому блоку мозга, обеспечивающему тонус корковой активности.
Слайд 49: Синдром поражения гипоталамо-диэнцефальной области ГМ
Сидром Описание Нарушения мнестической деятельности модально-неспецифические нарушения памяти с нарушением процесса следообразования и тормозимость воспроизведения сформированных следов интерференциями. Нарушения внимания флуктуирующие нарушения внимания
Слайд 50: Синдром «расщепленного» мозга при поражении мозолистого тела
К оординированная работа полушарий мозга обеспечивается спаечными волокнами (комиссурами) полушарий. Полушария связаны между собой тремя структурами: м озолистым телом п ередней комиссурой з адней комиссурой
Слайд 51: Синдром «расщепленного мозга»
Сидром Описание Синдром аномии нарушение называния стимулов, поступающих в правое полушарие Синдром дископии-дисграфии больному полностью становится полностью недоступным письмо левой рукой в сочетании с невозможностью рисовать правой.
Слайд 52: Нейропсихологическое диагностическое исследование
Сбор анкетных данных больного Стандартизированная беседа Оценка психического статуса больного Анализ нейродинамических показателей Анализ произвольной регуляции деятельности Оценка латеральной организации моторных и сенсорных функций Анализ непроизвольного и произвольного внимания Исследование гнозиса (зрительного, зрительно-пространственного, тактильного, соматогнозиса, слухового) Исследование праксиса Исследование речевых функций Исследование мнестических функций Исследование системы счета Исследование интеллектуальной деятельности Исследование особенностей эмоциональной сферы
Слайд 53: Рекомендуемая литература
Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения» / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - М., 1997. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. - М.: Речь, 2005. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М.: Изд-во МГУ, 1962 – 1-е изд.; 1969 – 2-е изд.; М.: Академ.проект, 2000 – 3-е изд.; СПб.: Питер, 2008 – 4-е изд. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 1973 – 1-е изд.; 2001 – 2-е изд. Методы нейропсихологической диагностики: Хрестоматия / Под ред. Е.Ю. Балашовой, М.С. Ковязиной. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. Нейропсихологическая диагностика / Под ред. Е.Д. Хомской. Ч. I, II. - М.: Воениздат, 1994 – 1-е изд.; М.: Ин-т общегуманит.иссл., Моск. Психолого-социальный ин-т, 2004 – 2-е изд.
Слайд 54: Рекомендуемая литература
Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. - СПб.: Питер, 2007. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. - М.: Изд-во МГУ, 1987 – 1-е изд.; 2002 – 2-е изд.; СПб.: Питер, 2003 - 3-е изд. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е.Д. Хомская. - М.: РПО, 1999. Цветкова Л.С. Восстановление высших психических функций (после поражений головного мозга): Учебник для студ.высш.уч.заведений. – М.: Академический проект, 2004. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008. Белый Б.И. Психические нарушения при опухолях лобных долей мозга. - М.: Медицина, 1987. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб.для студентов вузов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю.. Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. - СПб.: Питер, 2006.
Слайд 55: Рекомендуемая литература
Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. - СПб.: Питер, 2007. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. - М.: Изд-во МГУ, 1987 – 1-е изд.; 2002 – 2-е изд.; СПб.: Питер, 2003 - 3-е изд. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е.Д. Хомская. - М.: РПО, 1999. Цветкова Л.С. Восстановление высших психических функций (после поражений головного мозга): Учебник для студ.высш.уч.заведений. – М.: Академический проект, 2004. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008. Белый Б.И. Психические нарушения при опухолях лобных долей мозга. - М.: Медицина, 1987. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб.для студентов вузов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю.. Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. - СПб.: Питер, 2006.
Слайд 56: Рекомендуемая литература
Гогитидзе Н.В. Нейропсихологические исследования при черепно-мозговой травме // Черепно-мозговая травма: Клиническое руководство. - М.: Антидор, 1998. Доброхотова Т.А. Эмоциональная патология при очаговом поражении мозга. - М.: Медицина, 1974. Доброхотова Т.А. Нейропсихиатрия. - М.: Изд-во БИНОМ, 2006. Егоров А.Ю. Нейропсихология девиантного поведения. – СПб: Речь, 2006. Киященко Н.К., Московичюте Л.И., Симерницкая Э.Г. и др. Мозг и память. - М., 1975. Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных / Под ред. О.А. Кротковой, Т.А. Карасевой, В.Л. Найдина. - М.: Изд-во Минздрава СССР, 1983. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. - М.: Изд-во МГУ, 1985. Максименко М.Ю., Ковязина М.С. Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике. - М.: Теревинф, 1998
Слайд 57: Рекомендуемая литература
Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2008. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. - М.: Интелтех, 1994. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы // Авт.-сост. Е.Ю. Балашова, М.С. Ковязина. – М.: Генезис, 2010. Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. Учебное пособие. – М.: Генезис, 2008. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза (учебное пособие). - М.: Генезис, 2008. Сидорова О.А. Нейропсихология эмоций. - М.: Наука, 2001. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. - М.: Изд-во МГУ, 1978.
Слайд 58: Рекомендуемая литература
Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. - М.: Изд-во МГУ, 1985. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). - М.: Изд-во МГУ, 1992 – 1-е изд.; М.: РПО, 1998 – 2-е изд. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий: уч.пос. для студ.учрежд.высш.проф.образов.- М.: ИЦ «Академия», 2011. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: уч.пособие. М.: Изд-во МПСИ Модэк, 2007. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. Учебное пособие. - М., 2000; 2005 - 3-е изд