Первый слайд презентации: 1. Виды коммуникаций. 2. Структура процесса коммуникаций. 3. Этапы коммуникаций и алгоритм предоставления развивающей обратной связи. 4. Конфликты в организации и алгоритм разрешения конфликтов
Лекция 7 Тема: Коммуникации в организации
Слайд 2: Что такое коммуникация?
Коммуникация – это процесс обмена информацией от одного человека другому. Цель коммуникаций добиться от принимающий стороны точного понимания отправленного сообщения.
Система управления : Контроль и обратная связь; Получение оперативной информации; Функции линейных менеджеров; Барьеры в получении информации.
Слайд 5: Влияние коммуникативных технологий на трансформацию деятельности организаций
Организационное поведение : Расширение и дифференциация команд; Увеличение интенсивности работы; Временные функции.
Слайд 6: Влияние коммуникативных технологий на трансформацию деятельности организаций
Отношения с внешней средой : Структура занятости; Отношения с клиентами; Роль проектов; Управление талантами.
Слайд 7: Влияние коммуникативных технологий на трансформацию деятельности организаций
Усиливающиеся проблемы: Информационный шум; Низкий уровень коммуникативных компетенций; Издержки на обучение; Информационная безопасность.
Слайд 8: Коммуникативный процесс
Коммуникативный процесс – это взаимодействие между различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией.
Слайд 10: Этапы коммуникации
Возникновение намерения; Оформление содержания сообщения; Передача; Декодирование (перенос в определенную форму ); Обратная связь.
Слайд 11: Развивающая обратная связь
Развивающая обратная связь – информация о нежелательных действиях работника, которую руководитель сообщает ему для того, чтобы он изменил свои действия в будущем. Развивающая обратная связь: Повышает уровень самостоятельности подчиненных; Повышает уровень ответственности подчиненных за результаты; Является условием делегирования работнику результата и соответственно влияет на результативность работников.
Слайд 12: Алгоритм предоставления развивающей обратной связи
Обозначить цель встречи. Отметить позитивные моменты. Указать на действия. Запросить самооценку. Дать свою оценку. Обосновать необходимость изменения.
Слайд 13: Виды коммуникаций с точки зрения организационной иерархии
Нисходящие коммуникации Восходящие коммуникации Горизонтальные коммуникации
Слайд 14: Электронные коммуникации
электронная почта; т елекоммуникации; виртуальные офисы; социальные сети и виртуальные команды.
Слайд 15: С точки зрения каналов коммуникации
Формальные коммуникации; Неформальные коммуникации.
Слайд 16: Слухи в организации
Виды слухов : мечты и чаяния; слухи-пугала; вбивание клиньев; финальный слух.
Слайд 17: Борьба со слухами
предоставлять точные факты, ссылаясь на достоверные источники; не пересказывать слухи при его опровержении; обращаться за поддержкой к неформальным лидерам; устранять причины появления слухов лично предоставлять факты.
Слайд 19: Диагностика проблем коммуникаций
Какие барьеры существуют в нисходящих, восходящих и горизонтальных коммуникациях? В чем причина возникновения барьеров? Как сказываются существующие проблемы на производственных процессах? В каких процессах наблюдается наибольший ущерб? Форма диагностики: Проводят опросы сотрудников; Проводят индивидуальные беседы с сотрудниками; Проведение фокус-группы с группами сотрудников.
Слайд 20: Барьеры коммуникации
личностные факторы; физические в шумном помещении; сематические; организационные факторы; различия в статусе; к ультурные; в ременные; коммуникационные перегрузки; нежелание делиться информацией.
Слайд 21: Методы повышения эффективности внутриорганизационных коммуникаций
Для нисходящих коммуникаций: - рабочий инструктаж - обратная связь по результатам деятельности - информирование и новости - социальная поддержка (забота, внимание)
Слайд 22: Методы повышения эффективности внутриорганизационных коммуникаций
Для восходящих коммуникаций: - вопросы к сотрудникам - собрания сотрудников - политика открытых дверей - ответственный за разрешение трудовых спросах - участие в социальных мероприятиях - умение эффективно слышать
Слайд 23: Методы повышения эффективности внутриорганизационных коммуникаций
Для горизонтальных коммуникаций: - временные и целевые команды - междисциплинарные группы - профессиональные сообщества – долговременные команды - открытый офис - организационные мероприятия - совещания - социальные сети, блоги, желтые страницы и справочники служащих
Слайд 24: Что такое конфликт?
Конфликт – это ситуация, в которой два или несколько участников воспринимают позиции оппонентов как противоположные, а действия, совершаемые с этих позиций, как несущие непосредственную угрозу.
Слайд 25: Природа конфликта
Концепция жизненных циклов организации Телеологическая концепция Диалектическая концепция Эволюционная концепция Причины конфликта Ограниченные ресурсы Взаимозависимость задач Противоречия в целях Различия в представлениях и восприятии реальности Плохие коммуникации Различия в жизненном и профессиональном опыте
Слайд 26: Виды конфликтов
С точки зрения участников конфликта: внутриличностный конфликт - межличностный конфликт - межгрупповой - между личностью и группой Внутриличностный конфликт: - мотивационный - нравственный - ролевой - адаптационный конфликт
Слайд 27: Виды конфликтов
С точки зрения организации: - симметричные - ассиметричные С точки зрения проявления: - открытые - скрытые С точки зрения источников самой организации: - структурные - инновационные - динамические - позиционные конфликты
Слайд 28: Виды конфликтов
Проанализировать суть конфликта Определить противоречия, проблемы лежащие в основе конфликта Определить, в чем каждый участник прав, а в чем не прав Все участники конфликта определяют наилучший и наихудший и наиболее вероятный результат конфликта Определяется несколько способов решения конфликта Можно привлечь посредников Принять решение о выходе из конфликта Приступить к реализации самого оптимального решения