Первый слайд презентации: 19. Реформы 1860-1870-х гг.: социальная и правовая модернизация
Д/з: §19 знать.
Слайд 2: План:
Земская реформа. Городская реформа. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области народного просвещения.
Слайд 3: Земская реформа
1864 г. - "Положение о губернских и уездных земских учреждениях": создание в уездах и губерниях новых выборных органов управления - земств. Поло-возрастной ценз: женщины не участвовали в выборах. Имущественный ценз подразделял избирателей на три курии (разряда): землевладельцев, городских избирателей и выборных от крестьянских обществ. Земские учреждения делились на распорядительные (земские собрания) и исполнительные (земские управы). Земства занимались улучшением местной жизни: развитием образования и народного здравоохранения, улучшением дорожной сети, агрономической помощью крестьянам и др.
Слайд 4: Задание. Выберите правильный ответ
1. Земские учреждения создавались: А) в губерниях и уездах; Б) только в уездах; В) только в волостях. 2. Земства должны были: А) осуществлять политическую власть на местах; Б) контролировать деятельность государственных чиновников; В) заниматься вопросами местного самоуправления, благоустройства, медицины, образования. 3. Материальной основой деятельности земств были: А) государственные ассигнования; Б) специальный налог на недвижимое имущество; В) взносы членов земских собраний.
Слайд 5: Городская реформа
1870 г. - " Городовое положение": введение в стране всесословных органов самоуправления - городских дум. Члены дум ("гласные") избирались на 4 года. Они в свою очередь избирали на 4 года исполнительные органы - городские управы, а также выбирали городского голову, который являлся руководителем как думы, так и управы. Поло-возрастной ценз: правом выбора пользовались мужчины, достигшие 25 лет и платившие налоги. Имущественный ценз определялся в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов: 1 курия - наиболее крупные владельцы недвижимой собственности (1/3 налогов); 2 курия - более мелкие налогоплательщики (1/3 налогов); 3 курия - все остальные налогоплательщики.
Слайд 6: Значение земской и городской реформ
Реформы способствовали приобщению широких слоёв населения к решению вопросов управления. Это служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.
Слайд 7: Судебная реформа
1864 г. - Судебная реформа: - равенство всех сословий перед законом; - гласность суда ; - независимость судей; - состязательность обвинения и защиты; - несменяемость судей и следователей; - выборность некоторых судебных органов. Сохранение Сената как высшей судебной инстанции. Создание трёх типов судов: мирового суда (рассмотрение мелких уголовных и гражданских дел), окружного суда (сложные уголовные и гражданские дела; суд присяжных) и с удебной палаты (особо важные уголовные и политические дела, апелляции).
Слайд 8: Судебная реформа
Основные принципы буржуазного права Их реализация в судебной реформе Независимость и несменяемость судей Выборность суда Гласность суда Состязательность обвинения и защиты Равенство всех сословий перед законом
Слайд 9: Судебная реформа
Основные принципы буржуазного права Их реализация в судебной реформе Независимость и несменяемость судей Отделении судебной власти от административной; судьи м огли быть отстране ны от должности только по решению суда Выборность суда Выборность некоторых судебных органов: мировые судьи выбирались уездными земскими собраниями или городскими думами; выборность состава волостного суда, суда пресяжных заседателей Гласность суда Судебные заседания проходили открыто, в присутствии публики; отчёты о процессах, представлявших общественный интерес, печатали газеты Состязательность обвинения и защиты На судебном разбирательстве был обязан присутствовать прокурор (представитель обвинения) и адвокат (защитник интересов обвиняемого) Равенство всех сословий перед законом Обвинительные вердикты выносились как в адрес дворян, так и крестьян
Слайд 10: Военные реформы
Д.А. Милютин - военный министр России в 1861-1881 гг. Направление Основные положения реформы В области военного образования В области вооружения В облатси управления армией Изменения в призывной системе
Слайд 11: Военные реформы
Д.А. Милютин - военный министр России в 1861-1881 гг. Направление Основные положения реформы В области военного образования Создание военных гимназий, военных училищ (подразделялись по родам войск - пехотные, артиллерийские и др.), академий (высшие военные учебные заведения - Артиллерийская, Морская, Генерального штаба и др.), юнкерских училищ (для представителей всех сословий). В области вооружения Гладкоствольное оружие заменялось нарезным, началась замена чугунных и бронзовых орудий стальными; на вооружение были приняты скорострельные винтовки Бердана (берданки), усовершенствованные русскими инженерами. В облатси управления армией Создание централизованной системы организации армии: деление страны на 15 военных округов; командующие округов подчинялись военному министру. Изменения в призывной системе 1874 г. - введение всеобщей воинской повинности. Отмена рекрутской повинности. Изменение комплектования армии: призыву подлежали лица всех сословий, всё мужское население с 20 лет (позднее - с 21 года). Не подлежали призыву: единственные сыновья и единственные кормильцы семьи, духовные лица всех вероисповеданий, представители некоторых религиозных сект и организаций, народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири.
Слайд 12: Значение военных преобразований
Создание централизованной системы организации армии упрощало управление ею. В результате военных реформ Россия получила массовую армию, соответствовавшую требованиям времени. Значительно усилилась боеспособность войск.
Слайд 13: Реформы в области народного просвещения
1864 г. - "Положение о начальных народных училищах": - начальные народные училища могли открываться общественными учреждениями и частными лицами; - создание начальных школ различных типов - государственных, земских, церковно-приходских, воскресных и др. Срок обучения: не более 3-х лет; - средними учебными заведениями становились гимназии двух типов: классические и реальные; - появление женских гимназий. 1863 г. - новый устав для университетов, вернувший им самостоятельность в управлении - автономию. В 1870-е гг. высшее образование стало доступно для женщин. 1865 г. - "Временные правила о печати": смягчение цензуры для некоторых видов изданий.
Слайд 14: Задание. Выберите верное утверждение
1. После реформы 1864 г. среднее образование получали в... А) приходской школе; Б) классической или реальной гимназии; В) классической гимназии; Г) университете. 2. Среднее образование было... А) платным; Б) бесплатным для дворян; В) бесплатным для мужчин.
Последний слайд презентации: 19. Реформы 1860-1870-х гг.: социальная и правовая модернизация: Вывод
В период правления Александра II в России были проведены либеральные реформы, затронувшие все стороны общественной жизни. Земская и городская реформы сыграли важную положительную роль, заложили основы системы самоуправления. Благодаря реформам первоначальные навыки управления и общественной работы получили значительные слои населения. Реформы закладывали начатки, пусть весьма робкие, гражданского общества и правового государства. Вместе с тем они сохраняли сословные преимущества дворян, а также имели ограничения для национальных районов страны.