Первый слайд презентации: 4К
«Есть три ошибки в общении людей: Первая — желание говорить, когда лучше молчать. Вторая — неготовность говорить, когда нельзя молчать, Третья — склонность говорить, не обращая внимание на слушателей» (Конфуций). # ША_ВАО INST: @ cu_club _ @ dtdimvostochny Педагог: Бахметьева Анастасия Алексеевна ( inst : _ bartosha _)
Слайд 2: Структура самопрезентации
Я – Фамилия имя Биография, роль сегодня (ученик, студент, сотрудник) По характеру я Я люблю Я не люблю Мои сильные стороны Мои слабости Мои друзья говорят Моё любимое дело Мои планы
Слайд 3: Критическое мышление
Наука начинается с мифов и критического отношения к мифам. (с) Карл Поппер
Слайд 6: Алгоритм
Вызов Осмысление Рефлексия Наблюдение (опыт) Гипотеза (предположение) Эксперимент Вывод о верности/неверности гипотезы
Слайд 7: Прочитайте рассуждение, записанное Галилео Галилеем в 1590 году:
«Допустим, что тяжёлые предметы падают быстрее лёгких. Представьте себе два предмета, один из которых тяжелее другого, соединенных верёвкой друг с другом. Что произойдёт, если сбросить эту связку с башни? Если мы предположим, что тяжёлые предметы действительно падают быстрее, чем лёгкие, то лёгкий предмет должен будет замедлять падение тяжёлого. Но поскольку рассматриваемая система в целом тяжелее, чем один тяжёлый предмет, то она должна падать быстрее него. Таким образом, мы приходим к противоречию, из которого следует, что изначальное предположение (тяжёлые предметы падают быстрее лёгких) — неверно».
Слайд 8: Варианты ответов
А. Галилей прав. Допустив, что тяжёлые предметы падают быстрее лёгких, он пришёл к противоречию. Значит, это допущение было неверным. Б. Это правильное рассуждение. Если бы Галилей ошибался, он не был бы осуждён инквизицией. А он был осуждён и приговорён к тюремному сроку. В. Это неправильное рассуждение. Делать выводы из противоречий логически некорректно. Г. Это неправильное рассуждение. Тяжёлые предметы на самом деле падают быстрее лёгких. В данном конкретном случае Галилей ошибся. Д. Это неправильное рассуждение. Если бы оно было правильным, Галилея сожгли бы на костре за инакомыслие, как ранее сожгли Джордано Бруно.
Слайд 9: Вариант А! Верно!
Это известный мысленный эксперимент. Данный способ рассуждения известен как «Рассуждение от противного» и используется, например, при доказательстве теорем в геометрии. Несмотря на логическую корректность, рассуждение приводит нас к выводам, не согласующимся с реальностью: если сбросить два предмета разной массы с большой высоты, тяжелый достигнет земли быстрее. Причина такого расхождения в сопротивлении воздуха, которое не учел Галилей. Но в вакууме кирпич и перо упадут одинаково быстро!
Слайд 10: Полезные привычки
Получив значимую для принятия решения информацию, задавайте себе вопрос: как я могу это проверить? Перед тем, как сформировать собственное мнение о ситуации, соберите информацию как минимум из трёх источников? Какие это могут быть источники информации? Какие еще привычки для развития критического мышления вы можете предложить?