Первый слайд презентации: К 50-летию БАМа
Тоннели строят настоящие мужчины Автор: Кортышко Вера Валентиновна, ветеран педагогического труда, стаж 52 года Ноябрь 2023 года
Слайд 2: Цель и актуальность темы
1.В 2024 году исполнится 50 лет началу строительства БАМа. 2. В рамках организации Содружества ветеранов БАМа подготовить и обобщить личный архивный материал и архивы ветеранов для просветительской деятельности о Стройке Века. 3.Использовать для актуализации воспоминаний в воспитании уважения молодого поколения к героическому прошлому страны.
Слайд 3: Историческая справка
Первые идеи строительства железной дороги севернее и восточнее Байкала выдвигались еще до революции, а точнее — в 1887 году. Было совершено две экспедиции на будущий БАМ. Это были группы под руководством изыскателей Николая Афанасьевича Волошинова и Людвига Ивановича Прохаски. Само название Байкало-Амурская магистраль, как и аббревиатура БАМ, появилось в 1930 году. Реально строить БАМ начали только в 1938 году с сооружения подходов к будущей трассе от Транссиба. В 1967 году было издано постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, и начались очередные изыскания трассы. В 1974 году БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. 27 апреля 1974 года с Ярославского вокзала отправлен отряд добровольцев с 17 съезда ВЛКСМ. 8 июля 1974 года вышло Постановление ЦК КПСС И Совета Министров СССР О строительстве Байкало – Амурской магистрали. Планировались сроки 1974-1983.год, протяженность 3145 км, затраты 3570 млн рублей.
Слайд 4: БАМ в цифрах
4287 км протяженность, 30% от построенных в СССР дорог за 1965-1985 1400 мостов 8 Новых тоннелей плюс 13 реставрировано 108 национальностей 60% строителей моложе 30 лет 130 тысяч строителей В1984 году проживало свыше миллиона человек 322 рубля средняя зарплата 9500 грузовиков и 1000 тягачей поставила фирма из ФРГ Магирус 63 новых населенных пункта возникло 17,7 млрд рублей стоимость проекта БАМ. 27 октября1984 году золотой костыль соединение Западного и Восточного участка 1989 передана на эксплуатацию С 2004 на полной эксплуатации
Слайд 5: Наука для БАМа
Северный Транссиб еще одно название БАМа. Строительству предшествовала огромная по масштабам геолого - разведывательная работа. Открыты месторождения железной руды, редкие металлы, медь, уголь. Томичи и новосибирцы начали изыскание и проектирование дороги. Одной из проблем науки и практики стала вечная мерзлота. Из семейного архива ветерана БАМа Марковой Н.С.
Слайд 6: Из семейного архива Марковой Н.С
Стройотряд москвичей Научное решение проблемы мерзлоты Тында и цветение багульника
Слайд 8: Тоннели БАМа
https://undergroundexpert.info/issledovaniya-i-tehnologii/tehnologii/tonneli-bama-proekt/?ysclid=lpi8hw4zp1423542550
Слайд 10: Воспоминания о БАМе 1975-1979 год
Из семейного архива ветерана БАМа Кортышко В.В. Пос. Золотинка
Щитовые дома ДК Современник в поселке Заречный
Слайд 16: Северо-Муйский тоннель При длине тоннеля 15 343 метра общая длина выработок составляет более 45 километров!
Северомуйский тоннель — легендарная стройка БАМа, которая продолжалась 26 лет. Подготовительные работы по прокладке тоннеля были начаты в 1975 году, горнопроходческие — 28 мая 1977 года. Основная часть горнопроходческих работ была выполнена в период с 1977 по 1991 годы — 13 057 погонных метров, в 1991—2001 годах — 2216 погонных метров. Строительство осуществлялось ОАО « Бамтоннельстрой » Чертов мост
Слайд 17: Северо-Муйский тоннель
Гранитный массив по трассе Северо-Муйского тоннеля сильно дислоцирован тектоническими процессами с образованием многочисленных разноориентированных зон разломов, породы в которых раздроблены до состояния песка и щебня.
Слайд 18: Северо-Муйский тоннель
Из семейного архива ветерана БАМа Алпыспаева К.К.
Слайд 19: мужицкая работа
Из семейного архива ветерана БАМа Алпыспаева К.К. Комсомольско-молодежная бригада
Слайд 20: БАМ в цифрах
Памятник погибшим на строительстве тоннеля Северо-Муйский тоннель построен в сейсмоактивной, так называемой рифтовой зоне: в 1959 году здесь зафиксировано землетрясение в 10 баллов. Древние горы «дышат». Хотя 10 баллов — некая условная цифра, так как никто не знает, сколько их было в 1959 году. Может, 10, а может 12 или 15... Некому было измерять. Северо-Муйский хребет в одно мгновение сдвинулся по подошве на полтора метра. Жертв не было, поэтому это не катастрофа как таковая. А жертв не было, потому что этот район вообще не был обжит, не было здесь людей. Ну, сдвинулся хребет, и бог с ним. А сейчас здесь уже живут люди... Из семейного архива ветерана БАМа Алпыспаева К.К.
Последний слайд презентации: К 50-летию БАМа: Перспективы БАМа
Провозная способность Восточного полигона железных дорог за 2022 год достигла 158 млн тонн. В ходе реализации II этапа развития Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей за год выполнен рекордный объем работ, в 1,8 раз выше, чем годом ранее, — сообщили в ОАО «РЖД». Развитие БАМа и Транссиба ведется по национальному проекту «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», инициированному президентом России В. В. Путиным. Так, только за 2022 год уложены более 161 км путей, 329 стрелочных переводов, установлены почти три тысячи опор контактной электросети, отсыпаны 11,4 млн кубометров земляного полотна. Модернизация инфраструктуры такой крупной транспортной артерии — это еще и создание новых рабочих мест.