Слайд 2: Афазия
Афазия (от греч. а – отрицание, phasis – речь) – полная или частичная утрата речи, обусловленная очаговыми поражениями головного мозга: сосудистыми нарушениями, воспалительными заболеваниями мозга (энцефалиты, абсцессы), черепно-мозговыми травмами. Афазиями принято называть расстройства речевых функций, характерные для очаговых поражений коры ведущего (доминантного) полушария мозга у лиц с уже сформировавшейся речью. Афазии относятся к наиболее сложным формам речевой патологии.
Слайд 3: Типы афазий ( по А. Р. Лурии )
Афазия Брока, или эфферентная моторная афазия Динамическая афазия Афферентная моторная афазия Афазия Вернике, или сенсорная афазия. Акустико-мнестическая афазия Амнестическая афазия Семантическая афазия
Локализация Поражение передних ветвей левой средней мозговой артерии. Понимание речи В основе расстройства понимания лежит инертность протекания всех видов речевой деятельности, нарушение «чувства языка» и предикативной функции речи. На слух не различаются грамматически правильно построенные высказывания и неправильные. Плохо понимается переносный смысл пословиц, метафор. Экспрессивная речь На раннем этапе может полностью отсутствовать собственная речь. Апраксия артикуляционного аппарата проявляется в утрате способности повторить серию звуков или слогов. Чтение и письмо Выраженная аграфия: запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. В наиболее сложных случаях чтение носит угадывающий характер, доступен показ того или иного написанного слова, подкладывание подписей к картинкам. Это обусловлено распадом способности программирования звуко -буквенного состава слова
Слайд 5: Динамическая афазия
Локализация Поражение заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария, т.е. отделов III функционального блока – блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности. Понимание речи При поражении премоторных систем нарушается не только процесс развёртывания речевого замысла, но и свёртывания речевых структур, необходимых для понимания смысла текста. Персеверации, трудности быстрого нахождения предмета. Как и при эфферентной моторной афазии обнаруживается нарушение «чувства языка», затруднения в понимании сложных фраз, особенно инвертированных, требующих для своего понимания перестановки элементов предложения. Экспрессивная речь Невозможность активного развёртывания высказывания. Правильно произносятся отдельные звуки, слова, короткие предложения, однако коммуникативная функция речи всё же оказывается нарушенной. При грубой выраженности расстройства возникает выраженная эхолалия, а иногда и эхопраксия, когда как бы механически повторяются за собеседником не только произнесённые им слова, вопросы, но и движения. Чтение и письмо Сохранны. Служат для восстановления плана высказывания. Элементарный счёт сохранен, даже при грубом распаде экспрессивной речи.
Слайд 6: Афферентная моторная афазия
Локализация Поражение вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной, или Роландовой, борозды. Понимание речи Сразу после травмы или инсульта - грубое нарушение понимания речи. Период значительного непонимания речи непродолжителен (от 1 дня до неск. суток). Наряду с артикуляционными нарушениями, приводящими к нечеткости восприятия на слух речи, наблюдаются трудности понимания лексических средств языка, передающих различные сложные пространственные отношения. Экспрессивная речь А. Р. Лурия выделял 2 варианта: 1) полное отсутствие ситуативной речи при грубой выраженности расстройства; 2) «проводниковая афазия», значительная сохранность ситуативной речи, клишеобразная речь при грубом распаде повторения, называния и др. произвольных видов речи. Чтение и письмо Степень нарушения зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. При записи слов под диктовку появляется множество литеральных параграфий, отражающих смешение гласных и согласных фонем, близких по месту и способу артикуляции, пропускаются согласные (сонорные).
Слайд 7: Сенсорная афазия ( Вернике )
Локализация Поражение задней трети верхней височной извилины левого полушария. Понимание речи Полная утрата понимания речи: чужая речь воспринимается как нечленораздельный поток звуков. Больные не всегда осознают сразу у себя наличие речевого расстройства. С трудом улавливается на слух корневая, т.е. лексико-семантическая, часть слова. Нарушается не только фонематический слух, но и не различается на слух тембр, интонация, не дифференцируются неречевые звуки: звонки, гудки, шелест бумаги и т.д. Экспрессивная речь Расстраивается слуховой контроль за своей речью. Речь состоит из случайного набора звуков, слогов и словосочетаний (« жаргонофазия » или «речевая окрошка»). Вторично, в связи с нарушением фонематического слуха, страдает повторение слов. Период жаргонофазии держится не более 1,5 – 2 мес., уступая место логорее (многоречивости) с выраженным аграмматизмом. Чтение и письмо Множество литеральных парафазий, возникает затруднение в нахождении места ударения в слове. Письменная речь в отличие от чтения нарушается в большей степени; находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха. Грубые нарушения счёта наблюдается на раннем этапе, т.к. счёт требует проговаривания слов.
Слайд 8: Акустико- мнестическая афазия
Локализация Поражение средних и задних отделов височной области Понимание речи Характерна диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения 3 – 4 не связанных по смыслу слов. Нарушение объёма удержания речевой информации приводит к трудностям понимания длинных, многосложных высказываний, состоящих из 5 – 7 слов. Значительные трудности в понимании читаемого текста. Экспрессивная речь Трудности подбора слов, необходимых для организации высказывания. Семантическая размытость значений слов приводит к возникновению обильных вербальных парафазий, редких литеральных замен, слияния двух слов в одно (« ножилка »). В отличие от акустико-гностической формы, высказывание отличается большей законченностью, в речи нет «речевой окрошки». Чтение и письмо В письменной речи больше, чем в устной выступают явления экспрессивного аграмматизма, т.е. смешения предлогов, а также окончаний глаголов, существительных, местоимений, главным образом, в роде и числе. Изредка наблюдаются литеральные парафазии по акустическому типу (смешение звонких и глухих фонем).
Слайд 9: Амнестическая афазия
Локализация Поражение глубоких отделов височной доли; извилины гиппокампа Понимание речи Невозможность повторить названия предметов и их частей, нарушения кратковременной памяти
Слайд 10: Семантическая афазия
Локализация Поражение теменно-затылочной области доминантного по речи полушария Понимание речи Нарушение понимания сложных и грамматических взаимоотношений слов, выраженных предлогами и окончаниями ( импрессивный аграмматизм ). Сохраняется понимание обычных фраз, передающих «коммуникацию событий», понимают значение отдельных предлогов. Утрачивается понимание метафор, пословиц. Затрудняются в понимании сложных синтаксических конструкций. Нарушена расшифровка флективных инвертированных словосочетаний, включённых в инструкцию. Экспрессивная речь Экспрессивная речь отличается сохранностью артикуляторной стороны речи. Однако могут отмечаться выраженные амнестические трудности, подсказка первого слога или звука слова помогает больному. Слова заменяются описанием функций предмета. Вербальные парафазии не характерны. Чтение и письмо Письмо отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм, мало сложносочинительных и сложноподчинительных предложений, сокращено употребление прилагательных. Грубое нарушение счётных операций.
Слайд 11: Причины афазии
травмы головного мозга; воспалительные процессы мозга; опухоли мозга; сосудистые заболевания и нарушения мозгового кровообращения (инсульт).
Слайд 12: Сходство детской афазии с афазией у взрослых
И в первом, и во втором случае мы сталкиваемся с распадом уже сформировавшейся речи. Причины детской и взрослой афазии в какой-то мере схожи: травмы, воспалительные процессы после инфекционных заболеваний, опухоли; только у детей редко нарушение мозгового кровообращения (инсульты). При детской и при взрослой афазии раннее развитие протекало нормально. У детей школьного возраста очаговые поражения мозга проявляются теми же клиническими картинами, что и у взрослых.
Слайд 13: Отличие детской афазии от афазии у взрослых
Афатические синдромы у детей, как бы они не были тяжелы, очень быстро подвергаются обратному развитию. У детей это связано с тем, что речь не достигла у ребенка того уровня развития, что у взрослых.Чем младше ребенок, страдающий афазией, тем ее клиническая картина становится все менее красочной, менее богатой продуктивными симптомами (симптомами «растормаживания»). Все менее выраженными делаются индивидуальные особенности клинической картины, столь разнообразные у взрослых. Т.о., общая незрелость речевой функциональной системы и связанных с речью других высших психических функций у дошкольников не дает того многообразия проявления афазий, которые имеются у взрослых. Отличие – в устранении. Именно, функциональная незрелость всех высших психических функций ребенка – логической памяти, произвольного внимания, мышления и особенно речи – приводит к тому, что у маленьких детей очаговый дефект не может быть спонтанно компенсирован за счет сложных межсистемных функциональных отношений, столь характерных для взрослых.
Слайд 14: Литература
Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга — Второе дополненное издание . — М., 1969. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.Часть 2: Главы II,III, IV; Часть 3: Глава V. Бурлакова М. К. Речь и афазия. М.: Медицина, 1997. Шохор-Троцкая М.К. (Бурлакова). Речь и афазия. М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, В. Секачев, 2001.