Слайд 3
Афазия - системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи. Афазия включает четыре составляющие: 1. Нарушение собственно речи и вербального общения. 2. Нарушение других психических процессов. 3. И зменение личности. 4. Личностную реакцию на нарушение.
Слайд 4: О причинах…
Причинами афазии являются разнообразные органические поражения речевых систем головного мозга в период уже сформировавшейся речи: травмы головного мозга, воспалительные процессы мозга, опухоли мозга, сосудистые заболевания и нарушение мозгового кровообращения (инсульт). При афазии наблюдаются повреждения в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры левого полушария.
Слайд 5: Детские афазии
Реже встречаются детские афазии. Сходство детской афазии с афазиями у взрослых в том, что: и в первом, и во втором случае имеет место распад уже сформировавшейся речи; в какой-то мере схожи причины нарушения (травмы, воспалительные процессы, опухоли мозга), лишь за исключением нарушения мозгового кровообращения (инсульт), встречающегося в детском возрасте крайне редко; при детской афазии и афазии у взрослых раннее развитие протекало нормально; афазии у детей школьного возраста проявляются теми же клиническими картинами, что и у взрослых. Отличие детской афазии от афазии у взрослых в следующем: даже самые тяжелые афатические синдромы у детей быстро поддаются обратному развитию; у дошкольников не может быть того многообразия афазий, что у взрослых, так как речь не достигла должного уровня.
Слайд 6: Классификация
Существуют различные классификации афазии: классическая, неврологическая классификация Вернике - Лихтгейма, л ингвистическая классификация X. Хэда, классификация В.К. Орфинской и другие.
Слайд 7: Классификация
Нейропсихологическая к лассификация афазии А.Р. Лурия, включает шесть форм : 1. Акустико-гностическая (сенсорная ); 2. Акустико- мнестическая ; 3. Семантическая; 4. Афферентная моторная ; 5. Эфферентная моторная; 6. Динамическая
Описал К. Вернике. Центральным механизмом является патология акустического анализа и синтеза звуков речи, что приводит к нарушению фонематического слуха. В клинической картине рассматриваемая форма афазии проявляется в нарушении понимания слов, обращенной речи. Нейропсихологический синдром акустико-гностической сенсорной афазии включает: нарушение всех видов устной импрессивной речи; нарушение чтения и письма; нарушение устного счета; нарушение воспроизведения ритмов; нарушение эмоционально-волевой сферы.
Слайд 9: Акустико- мнестическая афазия
Возникает в результате поражения средних и задних отделов височной области (21, 37 поля). В ее основе лежит снижение слухоречевой памяти, вызванное повышенным торможением слуховых следов. Данная форма отличается специфичностью синдрома и наличием не одного, а нескольких центральных механизмов: 1) нарушение слухоречевой памяти; 2) сужение объема акустического восприятия; 3) нарушение зрительных предметных образов-представлений. Клиническая картина проявляется в негрубом нарушении понимания речи и отчуждении смысла слов, в непонимании смысла скрытого подтекста высказывания, в нарушении называния предметов, негрубом нарушении устной речи. В нейропсихологический синдром нарушения входят симптомы: нарушение понимания речи; нарушение устной экспрессивной речи; нарушение номинативной функции речи; нарушение восприятия и оценки ритмов.
Слайд 10: Семантическая афазия
Возникает при поражении зоны ТРО ( темпералис ) – теменно-затылочные отделы коры левого полушария (39, 40, задняя часть 37 и передняя 19 полей ). Нарушение с имультанного п ространственного восприятия - центральный механизм, а центральный дефект - нарушение понимания логико-грамматических конструкций.
Слайд 11: Семантическая афазия (продолжение)
В клинической картине не обнаруживается глубокого нарушения экспрессивной речи: могут разговаривать, используя простые конструкции предложений, понимать просто построенную обращенную речь, однако усложнение грамматического строя речи ведет к ее непониманию и растерянности. В пространстве ориентируются с трудом. Семантическая афазия протекает в нейропсихологическом синдроме симультанной агнозии, астереогноза, нарушения схемы тела. В психологической картине не отмечено грубых внешних признаков нарушения речи: понимают бытовую речь, адекватно отвечают на вопросы, затруднения в устной речи не выходят за пределы легкого забывания слов.
Слайд 12: Афферентная моторная афазия
Центральным механизмом афферентной моторной афазии является нарушение к инестетических ощущений. Центральный дефект – нарушение тонких артикуляторных движений, проявляющееся в невозможности найти нужное положение губ, языка при произнесении звуков и слов. Клиническая картина проявляется либо в полном отсутствии экспрессивной речи, либо в обилии литеральных парафазий во всех видах экспрессивной речи. В психологической картине обнаруживается нарушение звена звукоразличения в структуре речи, т.е. нарушение сенсо -моторного уровня организации речи в звене кинестетического анализа звуков. Нарушаются все функции, виды, формы речи.
Слайд 13: Эфферентная моторная афазия
В озникает при поражении заднелобных отделов коры мозга (44 поле - зона Брока ) – премоторной зоны коры головного мозга. Центральным механизмом данной формы афазии является патологическая инертность возникших стереотипов, появляющаяся из-за нарушений смены иннервации, что ведет к нарушению своевременного переключения с одной серии артикуляционных движений на другую. В клинической картине эфферентная моторная афазия проявляется в персеверациях - патологических повторениях или настойчивых воспроизведениях какого-либо действия, слога, слова. В нейропсихологический синдром эфферентной моторной афазии входит также нарушение чтения и письма, возникающее из-за нарушения того же механизма; нарушаются предметные действия. Эфферентная моторная афазия
Слайд 14: Динамическая афазия
В озникает при поражении отделов мозга, располагающихся спереди от зоны Брока и дополнительной речевой « зоны Пенфилда ». Динамическая афазия представляет собой нарушение речи на уровне предложений, а чаще сукцессивного высказывания (анализ и синтез, реализуемый по частям), а не целого. В клинической картине этот дефект проявляется при: 1) активной, продуктивной речи, что выражается в ее замещении речевыми шаблонами, стереотипами; 2) нарушении предикативности речи: в речи мало глаголов, либо вообще отсутствуют, короткая «рубленая» фраза, длительные паузы между словами. Психологическая картина представлена нарушением коммуникативной функции речи из-за дефектов таких ее свойств, как активность, намеренность, эмоционально-выразительная функция. Страдают устная экспрессивная и внутренняя формы речи.