Кора головного мозга. Высшие мозговые функции — презентация
logo
Кора головного мозга. Высшие мозговые функции
  • Кора головного мозга. Высшие мозговые функции.
  • Когнитивные функции
  • Определение А.Р. Лурия
  • ИСТОРИЯ ВОПРОСА О ЛОКАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ
  • Теория узкого локализационизма (П. Брока, К. Вернике, Ф. Галль, В. Бродбент, К. Кляйст и многие другие)
  • Теория антилокализационизма или эквипотенциональности (П. Флуранс, Ф. Гольц, К. Лешли и др.)
  • Современные данные о структурной организации мозговой коры
  • Карты цитоархитектонических полей
  • Теоретическая модель А.Р. ЛУРИЯ
  • Теория системной динамической локализации высших мозговых функций (А. Р. Лурия ):
  • Современные методы функциональной нейровизуализации
  • I блок по А.Р. Лурия – тонуса и бодрствования
  • 2 блок – блок приема, переработки и хранения информации
  • Анализатор
  • Корковый отдел анализатора
  • Поражение первичных зон зрительной коры: принцип «точка в точку»
  • Поражение вторичных ассоциативных зон – зрительная агнозия
  • Пробы для выявления зрительной агнозии:
  • Кора головного мозга. Высшие мозговые функции.
  • Кора головного мозга. Высшие мозговые функции.
  • Кора головного мозга. Высшие мозговые функции.
  • Кора головного мозга. Высшие мозговые функции.
  • Кора головного мозга. Высшие мозговые функции.
  • Тестирующие приемы
  • Кора головного мозга. Высшие мозговые функции.
  • Кора головного мозга. Высшие мозговые функции.
  • Тестирующие приемы
  • Кора головного мозга. Высшие мозговые функции.
  • Кора головного мозга. Высшие мозговые функции.
  • Кора головного мозга. Высшие мозговые функции.
  • Одностороннее пространственное игнорирование
  • Кора головного мозга. Высшие мозговые функции.
  • Поражение медиальных отделов височной доли
  • Тестирующие методы
  • Кора головного мозга. Высшие мозговые функции.
  • Синдромы при поражении лобных отделов мозга.
  • Поражение премоторной зоны
  • Кора головного мозга. Высшие мозговые функции.
  • Кинетический (динамический) праксис
  • Кора головного мозга. Высшие мозговые функции.
  • Поражение префронтальных отделов
  • Симптомы
  • Тестирующие приемы
  • Полушарные особенности
  • д ) Синдром поражения глубинных отделов лобных долей мозга.
  • Тестирующие приемы
  • Экспресс - методы когнитивной оценки
  • Кора головного мозга. Высшие мозговые функции.
  • Тест рисования часов
  • Повседневная активность
  • Нейропсихиатрические симптомы: тревога, галлюцинации, бред
  • Когнитивные нарушения
  • Степень когнитивных нарушений
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ
  • Согласно критериям МКБ-10 синдром УКР (англ. mild cognitive impairment, MCI) может быть установлен при условии наличия:
  • Легкие когнитивные расстройства (ЛКР)
  • ПРИЧИНЫ УКР
  • Кора головного мозга. Высшие мозговые функции.
  • Кора головного мозга. Высшие мозговые функции.
1/59

Изображение слайда

Речь Праксис Гнозис Память Внимание Мышление

Изображение слайда

Слайд 3: Определение А.Р. Лурия

ВПФ- сложные саморегулирующиеся рефлексы, социальные по происхождению, опосредованные по структуре и сознательные, произвольные по способу осуществления

Изображение слайда

Слайд 4: ИСТОРИЯ ВОПРОСА О ЛОКАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ

Гиппократ и Кротон (5 в. до н.э.) : мозг является органом «разума или» «управляющего духа». А сердце – «орган чувств». Считалось, что ощущения входят через глаз в систему желудочков мозга, и заполняющая их жидкость –и есть субстрат психических процессов Вплоть до Везалия (XVI в.), Земмеринга (1796) подлинным субстратом психических процессов считались текущие по нервам « spiriti animales ». Декарт (1686) считал «Мозговым органом» шишковидную железу, расположенной в самом центре мозга и в силу этого положения обладавшей, по его мнению, качествами, необходимыми для того, чтобы быть носителем психических функций. Виллис (1664) считал центром психических функций - полосатое тело; Вьейсен (1685) —— белое вещество полушарий ( centrum semiovale ); Ланцизий (1739)— мозолистое тело— связке, соединяющей оба полушария.

Изображение слайда

Слайд 5: Теория узкого локализационизма (П. Брока, К. Вернике, Ф. Галль, В. Бродбент, К. Кляйст и многие другие)

Изображение слайда

Психические функции («способности») связаны равномерно со всем мозгом и любое его поражение приводит к пропорциональному величине патологического очага нарушению всех психических функций одновременно Степень нарушения психической функции не зависит от локализации поражения, а определяется только массой пораженного мозга.

Изображение слайда

Обнаружены цитоархитектонические и миелоархитектонические поля – при микроскопическом строении разные области коры неоднородны

Изображение слайда

Слайд 8: Карты цитоархитектонических полей

Изображение слайда

Слайд 9: Теоретическая модель А.Р. ЛУРИЯ

Мозговая системная динамическая локализация функций: всякая психическая функция обеспечивается совместной интегративной работой различных мозговых зон, каждая из которых вносит свой специфический вклад в реализацию определенного звена в составе функциональной системы

Изображение слайда

Слайд 10: Теория системной динамической локализации высших мозговых функций (А. Р. Лурия ):

первый функциональный (нейродинамический) блок (бодрствование, концентрация и устойчивость внимания, мотивационно-эмоциональное обеспечение ВМФ); второй функциональный блок (приём, обработка и хранение информации); третий функциональный блок - регуляция произвольной деятельности (цель деятельности, выработка плана, контроль результатов)

Изображение слайда

Слайд 11: Современные методы функциональной нейровизуализации

Изображение слайда

Слайд 12: I блок по А.Р. Лурия – тонуса и бодрствования

Нарушения 1 блока проявляются : Снижением работоспособности, Утомляемостью, отвлекаемостью Снижением внимания Речевыми персеверациями Заторможенностью Колебания продуктивности психической деятельности

Изображение слайда

Слайд 13: 2 блок – блок приема, переработки и хранения информации

Симптомы поражения: проявляются нарушением корковых зон анализаторов: зрительного, слухового, соматосенсорного и т.д.

Изображение слайда

Слайд 14: Анализатор

Функциональное образование ЦНС, осуществляющее восприятие и анализ информации о явлениях, происходящих во внешней среде и самом организме. (И.П. Павлов, П.К. Анохин) Анализатор состоит из трех звеньев: Рецептора, Проводящих афферентных и эфферентных путей, Корковых проекционных зон.

Изображение слайда

Слайд 15: Корковый отдел анализатора

Первичные Вторичные Третичные поля

Изображение слайда

Слайд 16: Поражение первичных зон зрительной коры: принцип «точка в точку»

Изображение слайда

Слайд 17: Поражение вторичных ассоциативных зон – зрительная агнозия

Виды расстройств зрительного гнозиса : 1) предметная агнозия 2) лицевая агнозия 3) оптико-пространственная агнозия 4) буквенной агнозией; 5) цветовой агнозией; 6) симультанная агнозия

Изображение слайда

Слайд 18: Пробы для выявления зрительной агнозии:

1. Восприятие предметных, реалистических изображений.

Изображение слайда

Слайд 19

2. Перечеркнутые изображения

Изображение слайда

Слайд 20

Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения).

Изображение слайда

Слайд 21

4. Незавершенные изображения

Изображение слайда

Слайд 22

Химерные изображения.

Изображение слайда

Слайд 23

Верхне-теменная доля и симптомы ее поражения: Тактильная агнозия, Астереогноз, Пальцевая агнозия; - Афферентная афазия - Афферентная апраксия

Изображение слайда

Слайд 24: Тестирующие приемы

Локализация точки Проба Ферстера Проба Тойберга Пробы Хеда

Изображение слайда

Слайд 25

Проба Хэда. « То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей левой рукой ».

Изображение слайда

Слайд 26

Нижне-теменная доля и симптомы ее поражения: - Нарушения ориентировки в пространстве, Конструктивная апраксия, Акалькулия, Пальцевая агнозия, Семантическая афазия Амнестическая афазия

Изображение слайда

Слайд 27: Тестирующие приемы

Бочка-ящик Отец брата - брат отца Коля побил Васю… Серийный счет Копирование геометрических фигур Самостоятельный рисунок –дом, стол, куб

Изображение слайда

Слайд 28

Самостоятельный рисунок

Изображение слайда

Слайд 29

Проба « Слепые часы ».

Изображение слайда

Слайд 30

Копирование изображений с поворотом на 180°.

Изображение слайда

Слайд 31: Одностороннее пространственное игнорирование

Изображение слайда

Слайд 32

Височная зона и симптомы ее поражения: А) - Синдром слуховой, акустической агнозии в речевой (левое полушарие) и неречевой (правое полушарие) сферах. Воспроизведение ритмов Восприятие бытовых шумов Б) - Синдром акустико-мнестической афазии (левое полушарие) и нарушений слуховой невербальной памяти (правое полушарие мозга).

Изображение слайда

Слайд 33: Поражение медиальных отделов височной доли

Повышенная тормозимость следов памяти

Изображение слайда

Слайд 34: Тестирующие методы

Запоминание различных списков слов, использование интерферирующего задания Запоминание 2х серий по 3 слова 2-х предложений

Изображение слайда

Слайд 35

Изображение слайда

Слайд 36: Синдромы при поражении лобных отделов мозга

Лобные отделы обеспечивают саморегуляцию психической деятельности в таких ее составляющих как: целеполагание в связи с мотивами и намерениями, формирование программы (выбор средств) реализации цели, контроль за осуществлением программы и ее коррекция, сличение полученного результата деятельности с исходной задачей.

Изображение слайда

Слайд 37: Поражение премоторной зоны

Эфферентная или кинетическая апраксия, нарушение динамического праксиса. Изменение нейродинамических параметров работы мозга в виде патологической инертности, отмечаемой при выполнении всех двигательных заданий Проявления эфферентной (кинетической) моторной афазии

Изображение слайда

Слайд 38

Изображение слайда

Слайд 39: Кинетический (динамический) праксис

« Кулак — ребро — ладонь ». И.: « Делай, как я ». Далее выполняется последовательный ряд движений ; меняются лишь позы, сама рука не меняет месторасположения .

Изображение слайда

Слайд 40

2. Графическая проба « Заборчик ». Вы рисуете образец : И.: « Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги ». Условия те же, что и в пункте 1. 3. И.: « Напиши : Мишина машина ; у Миши шишка ; слушайте тишину » 4. Реципрокная координация рук. И.: « Положи руки так же на стол (рис. 4). Делай, как я ». Несколько раз вы делаете задание вместе с ребенком, потом предлагается ему сделать самому. Условия те же, что и в пункте 1. 5. Оральный кинетический праксис. И.: « Делай, как я ».

Изображение слайда

Слайд 41: Поражение префронтальных отделов

Изображение слайда

Слайд 42: Симптомы

Регуляторная апраксия нарушение регулирующей функции речи. Инактивность в поведении и при выполнении заданий нейропсихологического исследования Замена программы фрагментными действиями или стереотипиями (100 - 7 = 93, 84,...83, 73 63 и т.д.). Фрагментарность восприятия Эхолалии, эхопраксии Регуляторные нарушения памяти Больной инертно воспроизводит первоначально запечатленные 4-5 слов, кривая заучивания имеет характер "плато", свидетельствующий об инактивности мнестической деятельности.

Изображение слайда

Слайд 43: Тестирующие приемы

Категоризация Смысл пословиц Серийный счет Исключение 4-го лишнего Описание сюжетной картины Реакция выбора Фонематическая активность

Изображение слайда

Слайд 44: Полушарные особенности

При поражении левой лобной доли особенно отчетливо выступает нарушение регулирующей роли речи, обеднение речевой продукции, снижение речевой инициативы. В случае правополушарных поражений наблюдается расторможенность речи, обилие речевой продукции, готовность больного квази-логически объяснить свои ошибки. Однако независимо от стороны поражения речь больного утрачивает свои содержательные характеристики, включает в себя штампы, стереотипы, что при правополушарных очагах придает ей окраску "резонерства".

Изображение слайда

Слайд 45: д ) Синдром поражения глубинных отделов лобных долей мозга

Аспонтанность больных проявляется грубым нарушением мотивационно-потребностной сферы. Апатико-абулический синдром Неопрятность Распад «стержня личности» Растормаживается ориентировочный рефлекс, что приводит к явно выраженному феномену полевого поведения. Грубые персеверации и стереотипии

Изображение слайда

Слайд 46: Тестирующие приемы

Смысл сюжетных картинок, мораль рассказов, понимание поговорок и метафор 2. « 4-й лишний » (предметный) И Простые и сложные аналогии (предметные и вербальные) Сравнение понятий « Что общего и что разного у яблока и вишни? » или « Чем похожи и чем отличаются трамвай и автобус? » Выделение существенных признаков. И.: « Выбери в скобках те слова, без которых основное слово не может существовать ».

Изображение слайда

Слайд 47: Экспресс - методы когнитивной оценки

Изображение слайда

Слайд 48

Изображение слайда

Слайд 49: Тест рисования часов

10 баллов - циферблат часов и числа нарисованы в целом правильно 9 баллов – незначительные погрешности в расположении стрелок 8 баллов – более заметные ошибки в расположении стрелок 7 баллов – расположение стрелок значительно отличается от задания 5 баллов – числа сбились в одном месте циферблата или расположены в обратном порядке 4 балла – нарушена целостность циферблата (не хватает некоторых чисел или числа расположены за пределами циферблата) 3 балла – отсутствует какая-либо связь между числами и циферблатом, стрелки не изображены 2 балла – рисунок свидетельствует о том, что была предпринята попытка нарисовать часы, сходство с часами отдаленное 1 балл – невозможно определить, что изображено на рисунке

Изображение слайда

Слайд 50: Повседневная активность

Пользование плитой, телевизором, телефоном Самостоятельное передвижение по улице Возможность одевания Счет денег, оплата квитанций

Изображение слайда

Слайд 51: Нейропсихиатрические симптомы: тревога, галлюцинации, бред

Какой сегодня день? Что у Вас украли?

Изображение слайда

Слайд 52: Когнитивные нарушения

ухудшение по сравнению с индивидуальной нормой одной или нескольких когнитивных функций: гнозиса, исполнительных функций, памяти, праксиса, речи

Изображение слайда

Слайд 53: Степень когнитивных нарушений

Легкие когнитивные нарушения Умеренные когнитивные нарушения Деменция

Изображение слайда

Слайд 54: ОПРЕДЕЛЕНИЕ

УКР - когнитивные нарушения, осознаваемые пациентом и выявляемые при нейропсихологическом тестировании, но не приводящие к выраженному нарушению социальной и бытовой адаптации [Яхно Н.Н., Захаров В.В, 2004 ] Business Division 54 Date placeholder – content may vary

Изображение слайда

Слайд 55: Согласно критериям МКБ-10 синдром УКР (англ. mild cognitive impairment, MCI) может быть установлен при условии наличия:

• снижения памяти, внимания или способности к обучению; • жалоб пациента на повышенную утомляемость при выполнении умственной работы; • нарушения памяти и других высших мозговых функций не вызывают деменцию и не связаны с делирием; • указанные расстройства имеют органическую природу. Business Division 55 Date placeholder – content may vary

Изображение слайда

Слайд 56: Легкие когнитивные расстройства (ЛКР)

Когнитивные нарушения могут осознаваться пациентом, выявляться при нейропсихологическом тестировании, но быть мягкими и не влиять на различные аспекты жизни пациентов. Business Division 56 Date placeholder – content may vary

Изображение слайда

Слайд 57: ПРИЧИНЫ УКР

нейродегенеративный процесс, (Болезнь Альцгеймера, БДТЛ и др.) церебральная ишемия, дисгормональные, дисметаболические, дефицитарные (например, дефицит витамина В1, В12, фолиевой кислоты) расстройства, ЛКР и УКР могут быть следствием черепно-мозговой травмы или входить в симптомокомплекс опухолевого поражения головного мозга. могут быть обусловлены приемом медикаментов (транквилизаторы, нейролептики, препараты с центральным холинолитическим действием, длительный прием препаратов с церебротоксическим действием, например противотуберкулезных средств). Наиболее часто УКР развиваются в результате болезни Альцгеймера (БА) и сосудистой мозговой недостаточности либо сочетанного сосудисто-нейродегенеративного процесса. Business Division 57 Date placeholder – content may vary

Изображение слайда

Слайд 58

“ Когда я был моложе, я мог запомнить все что угодно, неважно, было это на самом деле или нет, но я старею и скоро буду помнить только то, чего не было ” Марк Твен

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Кора головного мозга. Высшие мозговые функции

Спасибо за внимание!

Изображение слайда

Похожие презентации