Первый слайд презентации: Кора головного мозга. Высшие мозговые функции
Слайд 3: Определение А.Р. Лурия
ВПФ- сложные саморегулирующиеся рефлексы, социальные по происхождению, опосредованные по структуре и сознательные, произвольные по способу осуществления
Слайд 4: ИСТОРИЯ ВОПРОСА О ЛОКАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ
Гиппократ и Кротон (5 в. до н.э.) : мозг является органом «разума или» «управляющего духа». А сердце – «орган чувств». Считалось, что ощущения входят через глаз в систему желудочков мозга, и заполняющая их жидкость –и есть субстрат психических процессов Вплоть до Везалия (XVI в.), Земмеринга (1796) подлинным субстратом психических процессов считались текущие по нервам « spiriti animales ». Декарт (1686) считал «Мозговым органом» шишковидную железу, расположенной в самом центре мозга и в силу этого положения обладавшей, по его мнению, качествами, необходимыми для того, чтобы быть носителем психических функций. Виллис (1664) считал центром психических функций - полосатое тело; Вьейсен (1685) —— белое вещество полушарий ( centrum semiovale ); Ланцизий (1739)— мозолистое тело— связке, соединяющей оба полушария.
Слайд 5: Теория узкого локализационизма (П. Брока, К. Вернике, Ф. Галль, В. Бродбент, К. Кляйст и многие другие)
Слайд 6: Теория антилокализационизма или эквипотенциональности (П. Флуранс, Ф. Гольц, К. Лешли и др.)
Психические функции («способности») связаны равномерно со всем мозгом и любое его поражение приводит к пропорциональному величине патологического очага нарушению всех психических функций одновременно Степень нарушения психической функции не зависит от локализации поражения, а определяется только массой пораженного мозга.
Обнаружены цитоархитектонические и миелоархитектонические поля – при микроскопическом строении разные области коры неоднородны
Слайд 9: Теоретическая модель А.Р. ЛУРИЯ
Мозговая системная динамическая локализация функций: всякая психическая функция обеспечивается совместной интегративной работой различных мозговых зон, каждая из которых вносит свой специфический вклад в реализацию определенного звена в составе функциональной системы
Слайд 10: Теория системной динамической локализации высших мозговых функций (А. Р. Лурия ):
первый функциональный (нейродинамический) блок (бодрствование, концентрация и устойчивость внимания, мотивационно-эмоциональное обеспечение ВМФ); второй функциональный блок (приём, обработка и хранение информации); третий функциональный блок - регуляция произвольной деятельности (цель деятельности, выработка плана, контроль результатов)
Слайд 12: I блок по А.Р. Лурия – тонуса и бодрствования
Нарушения 1 блока проявляются : Снижением работоспособности, Утомляемостью, отвлекаемостью Снижением внимания Речевыми персеверациями Заторможенностью Колебания продуктивности психической деятельности
Слайд 13: 2 блок – блок приема, переработки и хранения информации
Симптомы поражения: проявляются нарушением корковых зон анализаторов: зрительного, слухового, соматосенсорного и т.д.
Слайд 14: Анализатор
Функциональное образование ЦНС, осуществляющее восприятие и анализ информации о явлениях, происходящих во внешней среде и самом организме. (И.П. Павлов, П.К. Анохин) Анализатор состоит из трех звеньев: Рецептора, Проводящих афферентных и эфферентных путей, Корковых проекционных зон.
Слайд 17: Поражение вторичных ассоциативных зон – зрительная агнозия
Виды расстройств зрительного гнозиса : 1) предметная агнозия 2) лицевая агнозия 3) оптико-пространственная агнозия 4) буквенной агнозией; 5) цветовой агнозией; 6) симультанная агнозия
Слайд 18: Пробы для выявления зрительной агнозии:
1. Восприятие предметных, реалистических изображений.
Слайд 23
Верхне-теменная доля и симптомы ее поражения: Тактильная агнозия, Астереогноз, Пальцевая агнозия; - Афферентная афазия - Афферентная апраксия
Слайд 24: Тестирующие приемы
Локализация точки Проба Ферстера Проба Тойберга Пробы Хеда
Слайд 25
Проба Хэда. « То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей левой рукой ».
Слайд 26
Нижне-теменная доля и симптомы ее поражения: - Нарушения ориентировки в пространстве, Конструктивная апраксия, Акалькулия, Пальцевая агнозия, Семантическая афазия Амнестическая афазия
Слайд 27: Тестирующие приемы
Бочка-ящик Отец брата - брат отца Коля побил Васю… Серийный счет Копирование геометрических фигур Самостоятельный рисунок –дом, стол, куб
Слайд 32
Височная зона и симптомы ее поражения: А) - Синдром слуховой, акустической агнозии в речевой (левое полушарие) и неречевой (правое полушарие) сферах. Воспроизведение ритмов Восприятие бытовых шумов Б) - Синдром акустико-мнестической афазии (левое полушарие) и нарушений слуховой невербальной памяти (правое полушарие мозга).
Слайд 33: Поражение медиальных отделов височной доли
Повышенная тормозимость следов памяти
Слайд 34: Тестирующие методы
Запоминание различных списков слов, использование интерферирующего задания Запоминание 2х серий по 3 слова 2-х предложений
Слайд 36: Синдромы при поражении лобных отделов мозга
Лобные отделы обеспечивают саморегуляцию психической деятельности в таких ее составляющих как: целеполагание в связи с мотивами и намерениями, формирование программы (выбор средств) реализации цели, контроль за осуществлением программы и ее коррекция, сличение полученного результата деятельности с исходной задачей.
Слайд 37: Поражение премоторной зоны
Эфферентная или кинетическая апраксия, нарушение динамического праксиса. Изменение нейродинамических параметров работы мозга в виде патологической инертности, отмечаемой при выполнении всех двигательных заданий Проявления эфферентной (кинетической) моторной афазии
Слайд 39: Кинетический (динамический) праксис
« Кулак — ребро — ладонь ». И.: « Делай, как я ». Далее выполняется последовательный ряд движений ; меняются лишь позы, сама рука не меняет месторасположения .
Слайд 40
2. Графическая проба « Заборчик ». Вы рисуете образец : И.: « Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги ». Условия те же, что и в пункте 1. 3. И.: « Напиши : Мишина машина ; у Миши шишка ; слушайте тишину » 4. Реципрокная координация рук. И.: « Положи руки так же на стол (рис. 4). Делай, как я ». Несколько раз вы делаете задание вместе с ребенком, потом предлагается ему сделать самому. Условия те же, что и в пункте 1. 5. Оральный кинетический праксис. И.: « Делай, как я ».
Слайд 42: Симптомы
Регуляторная апраксия нарушение регулирующей функции речи. Инактивность в поведении и при выполнении заданий нейропсихологического исследования Замена программы фрагментными действиями или стереотипиями (100 - 7 = 93, 84,...83, 73 63 и т.д.). Фрагментарность восприятия Эхолалии, эхопраксии Регуляторные нарушения памяти Больной инертно воспроизводит первоначально запечатленные 4-5 слов, кривая заучивания имеет характер "плато", свидетельствующий об инактивности мнестической деятельности.
Слайд 43: Тестирующие приемы
Категоризация Смысл пословиц Серийный счет Исключение 4-го лишнего Описание сюжетной картины Реакция выбора Фонематическая активность
Слайд 44: Полушарные особенности
При поражении левой лобной доли особенно отчетливо выступает нарушение регулирующей роли речи, обеднение речевой продукции, снижение речевой инициативы. В случае правополушарных поражений наблюдается расторможенность речи, обилие речевой продукции, готовность больного квази-логически объяснить свои ошибки. Однако независимо от стороны поражения речь больного утрачивает свои содержательные характеристики, включает в себя штампы, стереотипы, что при правополушарных очагах придает ей окраску "резонерства".
Слайд 45: д ) Синдром поражения глубинных отделов лобных долей мозга
Аспонтанность больных проявляется грубым нарушением мотивационно-потребностной сферы. Апатико-абулический синдром Неопрятность Распад «стержня личности» Растормаживается ориентировочный рефлекс, что приводит к явно выраженному феномену полевого поведения. Грубые персеверации и стереотипии
Слайд 46: Тестирующие приемы
Смысл сюжетных картинок, мораль рассказов, понимание поговорок и метафор 2. « 4-й лишний » (предметный) И Простые и сложные аналогии (предметные и вербальные) Сравнение понятий « Что общего и что разного у яблока и вишни? » или « Чем похожи и чем отличаются трамвай и автобус? » Выделение существенных признаков. И.: « Выбери в скобках те слова, без которых основное слово не может существовать ».
Слайд 49: Тест рисования часов
10 баллов - циферблат часов и числа нарисованы в целом правильно 9 баллов – незначительные погрешности в расположении стрелок 8 баллов – более заметные ошибки в расположении стрелок 7 баллов – расположение стрелок значительно отличается от задания 5 баллов – числа сбились в одном месте циферблата или расположены в обратном порядке 4 балла – нарушена целостность циферблата (не хватает некоторых чисел или числа расположены за пределами циферблата) 3 балла – отсутствует какая-либо связь между числами и циферблатом, стрелки не изображены 2 балла – рисунок свидетельствует о том, что была предпринята попытка нарисовать часы, сходство с часами отдаленное 1 балл – невозможно определить, что изображено на рисунке
Слайд 50: Повседневная активность
Пользование плитой, телевизором, телефоном Самостоятельное передвижение по улице Возможность одевания Счет денег, оплата квитанций
Слайд 51: Нейропсихиатрические симптомы: тревога, галлюцинации, бред
Какой сегодня день? Что у Вас украли?
Слайд 52: Когнитивные нарушения
ухудшение по сравнению с индивидуальной нормой одной или нескольких когнитивных функций: гнозиса, исполнительных функций, памяти, праксиса, речи
Слайд 53: Степень когнитивных нарушений
Легкие когнитивные нарушения Умеренные когнитивные нарушения Деменция
Слайд 54: ОПРЕДЕЛЕНИЕ
УКР - когнитивные нарушения, осознаваемые пациентом и выявляемые при нейропсихологическом тестировании, но не приводящие к выраженному нарушению социальной и бытовой адаптации [Яхно Н.Н., Захаров В.В, 2004 ] Business Division 54 Date placeholder – content may vary
Слайд 55: Согласно критериям МКБ-10 синдром УКР (англ. mild cognitive impairment, MCI) может быть установлен при условии наличия:
• снижения памяти, внимания или способности к обучению; • жалоб пациента на повышенную утомляемость при выполнении умственной работы; • нарушения памяти и других высших мозговых функций не вызывают деменцию и не связаны с делирием; • указанные расстройства имеют органическую природу. Business Division 55 Date placeholder – content may vary
Слайд 56: Легкие когнитивные расстройства (ЛКР)
Когнитивные нарушения могут осознаваться пациентом, выявляться при нейропсихологическом тестировании, но быть мягкими и не влиять на различные аспекты жизни пациентов. Business Division 56 Date placeholder – content may vary
Слайд 57: ПРИЧИНЫ УКР
нейродегенеративный процесс, (Болезнь Альцгеймера, БДТЛ и др.) церебральная ишемия, дисгормональные, дисметаболические, дефицитарные (например, дефицит витамина В1, В12, фолиевой кислоты) расстройства, ЛКР и УКР могут быть следствием черепно-мозговой травмы или входить в симптомокомплекс опухолевого поражения головного мозга. могут быть обусловлены приемом медикаментов (транквилизаторы, нейролептики, препараты с центральным холинолитическим действием, длительный прием препаратов с церебротоксическим действием, например противотуберкулезных средств). Наиболее часто УКР развиваются в результате болезни Альцгеймера (БА) и сосудистой мозговой недостаточности либо сочетанного сосудисто-нейродегенеративного процесса. Business Division 57 Date placeholder – content may vary
Слайд 58
“ Когда я был моложе, я мог запомнить все что угодно, неважно, было это на самом деле или нет, но я старею и скоро буду помнить только то, чего не было ” Марк Твен