Первый слайд презентации: Анаксимандр
Авторы работы: Елена Хадаева Юлия Карамышева Кирилл Ткаченко
Слайд 2: Биография
Анаксимандр Милетский (около 610—после 547 лет до н.э.) — древнегреческий философ, представитель милетской школы. Считается учеником Фалеса Милетского и учителем Анаксимена. Милетская школа ( милетцы )— первая древнегреческая научно-философская школа, основанная Фалесом в Милете, древнегреческой колонии в Малой Азии в 1-й пол. VI в. до н. э. Милетская школа
Слайд 3
Говорят, что Анаксимандр — ученик Фалеса Милетского. Факт встречи мыслителей исследователи считают спорным, однако нет сомнений, что Анаксимандр следовал идеям Милетской школы. Аелиан, римский ритор III века, причислял философа к лидерам этой школы в древнегреческой Аполлонии (крупнейший древнегреческий порт в западной части Балканского полуострова ). Руины античного театра в Аполлонии
Слайд 4
Сочинение «Пери фюсеос », то есть «О природе» было первой философской работой, появившейся на греческом языке. Первые древнегреческие философы, в отличие от древнекитайских и древнеиндийских, были, прежде всего, натурфилософами, физиками (античные авторы называли их фисиологами ). Анаксимандр написал свое сочинение в середине VI в. до н.э. От этого сочинения сохранилось несколько словосочетаний и один цельный небольшой отрывок, связный фрагмент. Известны названия других научных трудов милетского философа – «Карта земли» и «Глобус ». Он также считается первым философом, который записал свои идеи, а не передал в устной форме последователям. Фрагмент картины Рафаэля «Афинская школа»
Слайд 5: Анаксимандр как ученый
А наксимандр ввел в употребление «гномон» – элементарные солнечные часы, которые были известны ранее на Востоке. Это вертикальный стержень, установленный на размеченной горизонтальной площадке. Время дня определялось по направлению и длине тени. Самая короткая тень в течение дня определяла полдень, в течение года – летнее солнцестояние, самая длинная тень в течение года – зимнее солнцестояние. Гномон
Слайд 6
Анаксимандр построил модель небесной сферы – глобус, начертил географическую карту. Он занимался математикой и «дал общий очерк геометрии». Карта земли по Анаксимандру
Слайд 7
Последние годы жизни Анаксимандр провел в державе Ахеменидов (древнее государство, существовавшее в VI—IV веках до н. э. на территории Передней Азии и северо-восточной Африки, созданное персидской династией Ахеменидов ). Стало ли это персидское государство последним прибежищем мыслителя, какова причина смерти его блестящего ума — неизвестно. Флаг державы Ахеменидов
Слайд 8: Учение Апейрон Анаксимандра
Анаксимандр впервые ввёл в философию понятие « архэ », лежащего в основе всех вещей первоначала. Такое начало он нашел в апейроне. Апейрон – единая, вечная, неопределённая, материя, порождающая бесконечное многообразие сущего и выделяющая противоположности светлого и тёмного, тёплого и холодного. Поздний доксограф Симпликий сообщает, что учение Анаксимандра основывалось на положении: «Начало и основа всего сущего – апейрон ».
Слайд 9
В философском учении Анаксимандра апейрон вечен. По сохранившимся словам Анаксимандра мы знаем, что апейрон «не знает старости», что он «бессмертен и неуничтожим». Он находится в состоянии вечной активности и вечного движения. Движение присуще апейрону как неотделимое от него свойство. « Апейрон не может ни возникнуть, ни исчезнуть. Он всеобщий принцип динамического равновесия противоположных начал природы: каждое из них, придя на некоторое время к власти, потом возмещает другим стихиям время своего правления, произведенные разрушения и беспорядки».
Слайд 10: Космология, космогония
Согласно учению Анаксимандра, апейрон – не только субстанциальное, но и генетическое начало космоса. Апейрон Анаксимандра сам все из себя производит. Находясь во вращательном движении, апейрон выделяет из себя такие противоположности, как влажное и сухое, холодное и теплое. Парные комбинации этих главных свойств образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее ). Затем в центре собирается земля, окруженная водной, воздушной и огненной сферами. Происходит взаимодействие между водой и огнем, воздухом и огнем. Под действием небесного огня часть воды испаряется, и земля выступает частично из мирового океана. Так образуется суша.
Слайд 11
Небесная сфера разрывается на три кольца, окруженных плотным непрозрачным воздухом. Эти кольца подобны ободу колеса колесницы. Они полые внутри и наполнены огнем. Находясь внутри непрозрачного воздуха, они невидимы с земли. В нижнем ободе множество отверстий, сквозь которые просматривается заключенный в нем огонь. Это звезды. В среднем ободе одно отверстие. Это Луна. В верхнем – также одно. Это Солнце. Время от времени эти отверстия способны полностью или частично закрываться. Так происходят солнечные и лунные затмения. Сами ободы вращаются вокруг Земли. С ними движутся и отверстия. Так Анаксимандр объяснял видимые движения звезд, Луны, Солнца. Он искал даже числовые отношения между диаметрами трех космических ободов или колец. Система мира Анаксимандра (по реконструкции Дирка Купри)
Живое зародилось на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. Первые живые существа жили в море. Затем некоторые из них вышли на сушу и сбросили с себя чешую, став сухопутными. И з ила появились рыбы. Они, достигнув окончания жизни, переродились в животных, а те, в свою очередь, в людей. Век людей тоже завершится, говорил Анаксимандр.
Слайд 13
Быстротечным философ считал все, включая сам мир. Эта мысль объясняется цитатой: «...из каких начал вещам рожденье, в те же самые гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды в назначенный срок времени». То есть каждый мир (а их, по мнению Анаксимандра, множество) подобен фениксу — он умирает, чтобы восстать из пепла. Эта идея по факту – сегодняшний закон сохранения материи. Его суть Анаксимандр изложил в афоризме: «Из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению».